Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И развития субъекта труда




Основные закономерности профессионального самоопределения

 

Перед рассмотрением основных парадигм целесообразно выделить также и основные идеи (закономерности), определяющие развитие субъекта труда и профессионального самоопределения:

1. Чем больше реальной свободы в обществе, тем сложнее выбор (возникает сама проблема самоопределения). При этом свобода понимается как наличие достаточно большого числа альтернатив профессионального и жизненного выбора, реально доступных и привлекательных для личности.

2. Чем примитивнее общество, тем раньше совершаются профессиональные выборы (еще обсудим). А в цивилизованных обществах подростку дают время на выбор и соответствующие ошибки, т.е. реализуется идея «психо-социального моратория», когда подготовка к взрослой жизни рассматривается как длительный процесс и занимает все большее и большее время - по Э.Эриксону …).

3. Чем сложнее техника и производство, тем неизбежнее узкая специализация (идея, популярная в начале ХХ века). И, одновременно, такая узкая специализация быстро показывает свою неэффективность в реальном производстве (за исключением отдельных случаев). Это в свою очередь провоцирует разработку разнообразных концепций «обогащения труда» и «человеческих отношений» (Г.Мюнстенберг, Э.Мэйо, М.Фоллет, А.Маслоу и др.), а в дальнейшем – и концепций «гуманизации труда» (Д.Хардинга, Д.Конкса, К.Шарпа и др.).

4. Чем динамичнее развивается производство, тем важнее универсальность работника, его гибкость и готовность работать с новой техникой (впервые заговорил об этом К.Маркс, который определял «гармонично развитого индивида» как человека, меняющего в течение жизни разные виды трудовой деятельности).

5. Чем примитивнее власть, тем меньше она занимается кадровой политикой и профориентацией. Часто такие правители действуют по принципу - «рынок сам все отрегулирует», фактически устраняясь от решения важнейших кадровых вопросов.…

6. У детей из привилегированных семей больше возможностей для выбора («путь в университеты»), а у выходцев из «низов» – более ускоренные (вынужденные) выборы и часто – более выраженная специализация).

7. В более раннем возрасте (у дошкольников и младших школьников) выборы менее осознаны и больше ориентированы на ценостно-смысловые аспекты труда (стремление заниматься понятной и полезной деятельностью), а в более старших возрастах, начиная с подросткового возрастает уровень осознанности, но уменьшается значимость этических аспектов выбираемого труда (лишь бы «хорошо зарабатывать», лишь бы «где-то пристроиться»…). Соответственно, в профориентационной работе необходимо это учитывать, в частности, с младшими возрастами – формировать более осознанное отношение к самоопределению, а в подростковом и более старших возрастах – усиливать работу с ценностно-смысловой основой самоопределения.

8. Трудовое воспитание, трудовое обучение и профориентация часто не согласованы (нет гармонии). Например, раньше (в период СССР) – акцент на трудовое воспитание, позже (в период 90-х в РФ) – больший акцент переносится на обучение, сейчас – все больше вспоминают и о трудовом воспитании и о профориентации. Таким образом, постепенно все меняется в зависимости от потребностей общества и экономики, а также – в зависимости от уровня осознания властью необходимости гармонизации всех этих направлении работы.

9. В предшествующие эпохи профориентация осуществлялась органично и естественно, в ходе приобщения ребенка к делу родителей, на основе существующих традиций (но часто и «запрагромированно», когда будущее ребенка во многом определялось этими традициями). В современном мире профориентация может осуществляться как стихийно - в условиях экономических кризисов и неуправляемого рынка (в примитивных странах), так и более целенаправленно - через продуманную кадровую политику, основанную на прогнозировании и управлении рынком, что наблюдается в более развитых странах с «управляемым рынком» и социально ориентированной экономикой (см. Ядгаров, 2007, С.20-21).

10. При уменьшении роли государства, возрастает роль стихийной профориентации и, наоборот, при сильной ответственной власти стихийные варианты ослабевают. Например, в последнем случае, в семьях, в профконсультировании и даже в школах начинается явная или неявная «пропаганда» нечестных способов зарабатывания денег, или же родители и родственники пытаются «пристроить» своих детей-любимчиков в выгодные места. И, наоборот, при продуманной кадровой политике и реальной свободе выбора (наличии привлекательных и доступных вариантов), подростки сами стремятся стать достойными гражданами и профессионалами…

11. Сама профессиональная деятельность и соответствующее воспитание и образование часто формируют у личности определенный «образ мира» и «образ самого себя» (см. Климов, 1995), а также определенную «профессиональную идеологию» и «профессиональную мораль» (см. Климов, 1998, С.211-212). К этому можно добавить, что мировоззрение и образ себя постоянно меняются по мере совершенствования человека в своей деятельнсти.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 82; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.