Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эффективности профориентационной работы




В школе

Эффективности профориентационной работы

 

Основные параметры и показатели в данном случае соотносятся с основным задачами (направлениям) профориентационой работы: профинформированием, профдиагностикой, морально-эмоциональной поддержкой самоопределяющимся школьникам, помощью в конкретных профессиональных выборах и помощью в планировании перспектив дальнейшей жизни. Все это позволяет реализовать принцип комплексности, предполагающий работу по всем этим направлениям:

1) Профинформационная работа:

- полнота представлений о мире профессий (в основе – системные знания и умение группировать профессии по различным признакам);

- точность знания профессий (особенно, наиболее популярных и востребованных);

- знание ситуации на рынке труда;

- готовность прогнозировать развитие рынка труда (и потребности в тех или иных профессиях);

- знание учебных заведений по подготовке тех или иных специальностей;

- знание особенностей поступления в вузы и колледжи;

- представление о местах трудоустройства после приобретения конкретных профессий и окончания конкретных учебных заведений;

- знание путей подготовки к профессии;

- знание основных внешних и внутренних препятствиях на пути к профессиональным целям;

- знание основных ошибок, совершаемых при выборе профессии и планировании перспектив своего развития и др.

2.Профдиагностика (в идеале - помощь в самопознании):

- представление о своих намерениях, ценностях и смыслах;

- представление о дальних, ближних и ближайших профессиональных и жизненных целях (умение соотносить эти цели, делать их взаимодополняющими)

- представление о своих возможностях и недостатках (личностных характеристиках, особенностей характера и темперамента, психофизиологических и двигательных характеристиках и т.п.);

- представление о своей готовности использовать возможности (достоинства) и преодолевать недостатки;

- представление о своей жизненной и карьерной ситуации – «ситуации самоопределения» (по Е.А.Климову), т.е. насколько она облегчает или затрудняет достижение профессиональных целей);

- представление о способах использования преимуществ своей ситуации самоопределения и о способах преодоления ограничении этой ситуации.

3) Морально-эмоциональная поддержка:

- оптимистичный взгляд на свое будущее (основанный на вере в свою готовность преодолеть любые преграды на пути к цели);

- умение

- готовность к самообладанию в сложных ситуациях профессионального, жизненного и личностного самоопределения (умение не унывать, держать себя в руках, концентрироваться на главном);

- умение учиться на своих и чужих ошибках (мудрое отношение к ошибкам и неудачам);идти на определенные (разумные) компромиссы, когда «вынужденно» приходится делать совсем не то, о чем мечтал (например, готовится к дурацким экзаменам или выполнять нелепые правила и условности в родном учебном заведении и т.п.) – и все это ради достижения главной цели;

- умение помогать своим друзьям, родным и близким (по принципу, «когда кому-то помогаешь, меньше переживаешь и собственные проблемы»);

- нравственная состоятельность выборов, т.е. уверенность в этической правомерности своих намерений (заметим, что сомнения в этом случае могут деморализовать самоопределяющуюся личность);

- владение приемами саморегуляции в трудных ситуациях (практическое самообладание);

- умение выделять жизненные и карьерные приоритеты для данного момента и данной ситуации развития;

- знание специалистов (или психологических центров), куда можно обратиться за морально-эмоциональной поддержкой и др.

4) Помощь в принятии решении и конкретных выборах:

- владение приемами обоснованного выбора;

- учет основных факторов выбора;

- соответствие целей и средств (возможностей), т.е. реалистичность выбора;

- умение обосновывать и отстаивать правомерность своих выборов;

- готовность к волевому усилию в случае выбора равноценных альтернатив;

- этическая правомерность выбора (соответствие моральным нормам, закону и собственным нравственным представлениям самоопределяющегося подростка и его ближайшего окружения).

5) Помощь в планировании перспектив своего развития:

- логическая преемственность действий по достижению целей;

- умение разбивать цели на более простые и понятные задачи (карьерные шаги);

- умение выделять альтернативные варианты планов;

- умение выделять наиболее оптимальные варианты планов (из набора альтернатив);

- умение совмещать в своих планах профессиональные, жизненные и личностные цели (стремиться к минимизации противоречий между ними);

- умение самостоятельно реализовывать свои намерения (особенно, делать первые, наиболее сложные самостоятельные шаги) и др.

Из приведенных примеров видно, что некоторые критерии по разным направлениям работы могут совпадать, что свидетельствует том, что вся работа взаимосвязана и направления выделятся лишь для удобства анализа, самоанализа, т.е. для оценивания и самооценивания. К сожалению, даже выделенных параметров достаточно много и всеми ими пользоваться вряд ли получится. В этом случае, можно выделить наиболее важные («работающие») параметры и ориентироваться именно на них.

Понятно, что для реального использования этих параметров необходимо еще выделить по каждому из них: 1) систему показателей (через что проявляются эти параметры); 2) расписать эти показатели по уровням проявления (т.е. по каждому уровню выделить показатели, чтобы можно было определить, на каком уровне развития находится данный учащийся) и 3) разработать сами процедуры оценивания (через опросники, тесты, задания, данные наблюдения и беседы, через самоотчеты учащихся и т.п.). Некоторые из таких процедур описаны во второй части данного пособия, а многие – еще предстоит разработать. Также замечено, что эти процедуры лучше использовать не только как «чисто» диагностическое средство, но как реальные методы психолого-педагогического воздействия на учащихся. При этом диагностика (и оценивание эффективности работы) должны в идеале осуществляться в режиме формирующего эксперимента.

 

 

Приложение 2. Примерные параметры и показатели

на уровне колледжа и вуза

 

В данном случае мы не будем выделять общие показатели эффективности профессионального образования (см. об этом подробнее в разделе 3.9 настоящего пособия). Главный акцент мы делаем на качественных характеристиках самоопределяющихся студентов. Во многом эти параметры и показатели могут основываться на аналогичных критериях оценки эффективности профориентационной работы в школе (см Приложение 1), но применительно к колледжу и вузу они могут быть конкретизированы, исходя из специфики профориентационных задач, решаемых на этапе профессиональной подготовки. В частности, можно выделить следующие общие параметры:

1. Готовность выбрать специализацию (кафедру, факультет) при поступлении в данное учебное заведение (если такой выбор предполагается сразу при поступлении):

1) уровень информированности обо всех имеющихся специальностях и более подробно - о конкретной выбираемой специальности:

- об особенностях обучения;

- о взаимоотношениями студентов и преподавателей;

- о реальном конкурсе;

- о перспективах трудоустройства после получения данных специальностей;

- о возможной оплате;

- о требованиях к здоровью и медицинских противопоказаниях (для некоторых специальностях) и т.п.

2) готовность подготовиться к собеседованию и успешно провести его (презентовать себя);

2. Готовность к выбору специализации ко 2-3-му году обучения (в некоторых вузах):

- уровень информированности о специализациях ко 2-3 году обучения;

- готовность презентовать себя на собеседовании с учетом учебных успехов и знания ситуации на данной кафедре или факультете.

3.Представление о возможностях для стажировки и прохождения производственной практики (если студент имеет возможность выбирать все это самостоятельно);

4.Представление о возможных научных руководителях и готовность выбрать такого руководителя на основе знания своих приоритетов:

- желание писать работу у известного специалиста;

- желание приобрести хороший опыт серьезной работы;

- желание с помощью научного руководителя решать свои карьерные вопросы (например, данный руководитель многих своих учеников хорошо «пристраивает»);

- возможность писать работу по интересующей студента теме (данный руководитель лучше других развирается в данной теме) и т.п.

5.Представление о конкретных вариантах трудоустройства после окончания данного заведения и готовность сделать выбор.

6. Представление о путях поиска работы к моменту получения диплома и готовность реализовать эти пути.

7. Готовность к корректировке своих профессиональных выборов и общих карьерных планов в ходе обучения.

8.Готовность делать профессиональные выборы, применительно к содержанию выполняемой учебно-профессиональной деятельности:

- ориентироваться/ или не ориентироваться на расширение своего жизненного и профессионального кругозора;

- ориентироваться/ или не ориентироваться на личностное развитие постановку перед собой вопросов, связанных с профессиональной совестью, ориентацией на интересы общества, своих будущих партнеров, заказчиков, потребителей и клиентов…;

- ориентироваться/ или не ориентироваться на творческое освоение будущей профессии и выработку индивидуального стиля деятельности;

- ориентироваться/ или не ориентироваться на поиск среди сокурсников и преподавателей единомышленников и людей, у которых можно многому поучиться и др.

 

 

Приложение 3. Опросник по схеме построения Личной




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 49; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.