Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правоохранительных органов




Основы взаимодействия школы с работниками

 

 

Взаимосвязь проблемы профессионального самоопределения и криминальных ориентаций подростков проявляется в следующих закономерностях:

1. Если у подростка есть привлекательная и реалистичная жизненная и профессиональная перспектива, то он лишний раз подумает, стоит ли связываться с криминалом или деградировать, приобщаясь к наркотика и алкоголизму. Таким образом, чем больше у подростка реальных возможностей выстроить достойную и интересную жизнь (думать о будущем), тем меньше он ориентирован на социально сомнительные виды деятельности, т.е. «жить сегодняшним днем» и вообще не строить никаких планов….

2.Если с подростком вести откровенные и умные разговоры (беседы, дискуссии) о реальных проблемах современного российского общества, то он в меньшей степени будет разочаровываться в окружающем мире. А если даже и придется признаться в несовершенстве окружающего мира, то появится возможность сконцентрировать свои силы на повышении своей готовности (образования, будущей работы) для улучшения своей страны… Иная позиция, наоборот, предполагает своеобразную «месть» обществу, которое «не понимает» подростка и не дает ему возможность жить и работать достойно… Как справедливо отмечал еще Е.А.Климов, нечего на время пенять, в любую эпоху можно прожить достойную жизнь…

Соответственно, при организации делового сотрудничества с представителями правоохранительных органов, педагоги и психологи, занимающиеся профориентацией имеют важный аргумент в пользу такого сотрудничества, ведь вместе с работниками этих органов они, по сути, делают одно дело – помогают молодым людям (школьникам, подросткам) найти свое место в современном российском обществе, не столько адаптируясь к существующему несовершенству, сколько готовясь улучшить это общество…

Более конкретно варианты сотрудничества могут быть следующими:

1) приглашать работников правоохранительных органов, чтобы они в доверительной обстановке рассказывали о типичных судьбах и трагедиях людей, которые еще в юности связали себя с криминалом…

2) рассказывать о примерах других подростков более достойного применения своих сил и талантов в тех случаях, когда эти таланты не всегда поняты и востребованы школой. Здесь важен принцип: «если тебя не поняли в одном месте, поищи взаимопонимания в другом месте». Заметим, что нередко подросток ищет такого взаимопонимания в криминальных группах, где его «примут» и даже «обласкают», но потом втравят в преступления, уже помимо желания молодого человека, еще духовно не окрепшего, слабого и зависимого от мнения авторитетов. Понятно, что варианты более достойного применения своих сил еще необходимо создавать, чтобы эти разговоры не превращались в пустую болтовню… Именно здесь было бы желательно в перспективе пристраивать трудных подростков на доступные работы в заинтересованные организации, как это делалось в советское время… Но это может быть не только оплачиваемая работа (в условиях псевдо-рыночной России это пока сложно), но и спорт, и интересное досуговое увлечение…

3) это могут быть специально организованные психолого-педагогические процедуры по оказанию помощи своим сверстникам (или воображаемым персонажам), которые «запутались» в жизни рискуют и рискуют сделать необдуманные шаги… Здесь очень важен и профилактический аспект, когда мы работаем не только с педагогически запущенными подростками, но и со всеми, кто еще не сформировал свою позицию по отношению к соблазнам криминальной жизни. И здесь работники правоохранительных органов, имея опыт и определенный авторитет, могли бы стать эффективными партнерами в профориентационном взаимодействии со школьными педагогами и психологами (а также – их родителями)…

 

 

Основные выводы (идеи) по Главе 4:

1.Профориентация обычно лучше развивается в периоды экономического и социального подъема общества, и наоборот, начинает деградировать в периоды спада.

2.Профорниетация развивается успешнее при поддержке со стороны власти и наличии координирующих центров. Если власть не координирует профориентационную работу, то возможны варианты самокоординации (например, на базе коммерческих центров). При этом важно, при развитии государственной системы профориентации не утратить позитивный опыт таких коммерческих центров…

3. Сама профориентация становится востребованной, когда перед значительными массами людей возникает реальная проблема свободы выбора. Сама свобода при этом предполагает: наличие привлекательных и реалистичных альтернатив, готовности людей выбирать эти альтернативы и системой подготовки людей к сознательным и ответственным выборам, поскольку изначально многие эти выборы делать не умеют, т.е. не готовы к самоопределению в условиях свободы...

4.Профконсултанты, педагоги, администраторы психологических центров и школ при организации эффективного взаимодействия с возможными партнерами по профориентационной работе всегда должны ставить себя на их место и с их позиций понимать возможные «выгоды» и «опасения» от такого взаимодействия. Соответственно, в переговорах «выгоды» следует усиливать, а опасения желательно «снимать».

 

Контрольные вопросы и задания к Главе 4:

1. Что является главным психологический критерием возникновения и развития профориентации?

2.Что такое свобода профессионального выбора?

3. Приведите примеры успешного профориентационного взаимодействия школы и организации.

4.Каковы особенности взаимодействия профконсультантов с журналистами, если они просят, чтобы им разрешили присутствовать на индивидуальной профконсультации школьника?

5.Назовите варианты сотрудничества профконсультанта с родителями школьников.

6.Какой смысл имеет взаимодействие профконсультанта с работниками правоохранительных служб?

7.Как эффективнее построить взаимодействие профконсультанту с педколлективом школы?

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Ограниченный объем пособия не позволил подробно рассмотреть многие вопросы организации профориентационной работы как важной составляющей общей системы управления человеческими ресурсами страны. И все же мы надеемся, что главную идею – поднятия «управленческого» статуса школьной профориентации мы хоть как-то обозначили. Конкретный профконсультант, опираясь на свою квалификацию, опыт, умелое использование или проектирование эффективных методик может помогать конкретным своим клиентам (школьникам, их родителям, учителям…). Но без взаимодействия с другими своими партнерами (представителями разных социальных институтов, которые также могли бы работать со школьниками) многие вопросы решить в одиночку не получится, особенно, если речь идет о системной помощи всем нуждающимся, а не только тем, кому «повезло» с таким высококлассным профконсультантом…

Смысл данного пособия мы видим и в том, чтобы хоть немного помочь профконсультантам, педагогам-психологам и учителям, ответственным за профориентационную работу познакомиться с основами управления человеческими ресурсами и повысить свою готовность эффективно общаться (находить «точки соприкосновения) с руководителями разного уровня, представляющими разные социальные институты, которые могли бы внести свой вклад в профориентационную поддержку самоопределяющихся школьников.

Проблема управления человеческим ресурсами относится и к кнкретной самоопределяющейся личности. Во-первых, каждый человек располагает собственным ресурсом (здоровьем, образованием, мотивацией, талантами, социальными и профессиональными связями и др.). Здесь проблема для личности заключатся в том, как максимально развивать и реализовать свой ресурс, ведь самым нежелательным жизненным итогом будет такой, когда человек «мог бы сделать что-то значительное, но не сделал»… Во-вторых, конкретный человек (самоопределяющаяся личность) должен видеть себя в более глобальных социальных и профессиональных отношениях, т.е. сам мыслить на уровне тех, кто управляет обществом, регионом, городам, организацией, коллективом… Тогда человеку будут более понятны и ожидания по отношению к нему и ему легче будет органично вписаться в социально-профессиональные отношения (находить лучшее для место в этих отношениях). Кроме того, у человека есть также возможность корректировать эти ожидания в общении с руководителями разного уровня, но при условии, что сам человек лучше будет ориентироваться в основах экономики, менеджмента, политики, общекультурного развития общества… И особенно, важно расширять свой кругозор для педагогов и профконсультантов, которые по возможности, должны помогать в этом и своим воспитанникам.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение 1. Примерные параметры и показатели




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 59; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.