Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы обучения профессиональным навыкам




Определение

ОБУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ УМЕНИЮ

Обучение правильному отношению к работе

Важность отношения

ВЫРАБОТКА АДЕКВАТНОГО ОТНОШЕНИЯ

Понятие «отношение» может определяться следующим образом:

«Это характерный способ реакции индивидуума на конкретную си­туацию или объект. Отношение основано на личном опыте челове­ка и диктует определенный тип поведения или выражение опреде­ленных мнений».

Обучение работника адекватному отношению к работе, если оно отсутствует или неверно, задача крайне сложная, поскольку мотивы того или иного отношения часто слишком глубоко скрыты в тайни­ках личности и выявить их за короткое время невозможно. Обыч­ные методы корректировки отношения сводятся к следующему.

(а) Тренировка в производственной обстановке в группе других работ­ников

(б) Обучение в процессе работы путем прикрепления новичка к старше­му и опытному работнику

(в) Обучение с отрывом от производства

(г) Обучение с отрывом от производства путем участия в ролевых играх

(д) Т-группы — это метод обучения с отрывом от производства

В Словаре терминов профессиональной подготовки дается следую­щее определение умения:

Организованная и скоординированная модель умственной и/или фи­зической деятельности в отношении объекта или иного хранилища информации, как правило, состоящая из процессов восприятия и дей­ствия. Умение строится постепенно на основе серии повторяющихся методов обучения или ином практическом опыте. Оно серийно, каж­дая часть его зависит от предыдущей серии и обусловливает после­дующую. Умение можно описать как воспринимаемое, двигательное, физическое, интеллектуальное, социальное и т.д., в соответствии с контекстом наиболее важного аспекта модели умения.

Более кратко умение можно охарактеризовать как практикуе­мый экспертный способ восприятия соответствующего стимула и ответные действия на него. Следовательно, обучение умению со­стоит из следующих шагов.

(а) Распознавание стимулов, например, способность оценить сте­пень однородности исходного материала.

(б) Правильная реакция, например задание верного угла наклона резца плотником.

(в) Организация серии действий, причем каждая ответная реакция должна обеспечивать новый стимул, который, в свою очередь, прово­цирует новую, более содержательную ответную реакцию.

Традиционным методом обучения профессиональному умению явля­ется метод, известный под названием «наблюдай за мной» (дословно «сиди рядом с Нелли»), когда обучаемый должен наблюдать за дейст­виями опытного работника и пытаться воспроизводить их. Однако этот метод плох, если «Нелли» использует неправильные методы ра­боты или если работа настолько сложна, что овладеть путем простого наблюдения невозможно. Если же «Нелли» использует правильные методы работы и если работа достаточно наглядна, т.е. ее можно по­нять, просто наблюдая за ее выполнением, тогда этот метод обучения умению может быть эффективным и экономичным.

Метод за­ключается в следующем.

(а) Инструктор лично выполняет работу, разбивая весь процесс на законченные этапы, каждый из которых может быть освоен как от­дельная операция.

(б) Затем он исследует каждый этап, чтобы определить и описать ключевые моменты. С примером подобной разбивки можно позна­комиться в табл. 22.1, позаимствованной из Рекомендаций по обу­чению рабочих, изданных Центром подготовки специалистов гон­чарного производства.

(в) Далее инструктор обеспечивает наличие исходных материалов и необходимого оборудования для процесса обучения.

(г) Инструктор проводит с обучаемым беседу, чтобы выявить уро­вень знаний потенциального ученика о работе и попытаться заинтересовать его в овладении навыками этой работы.

(д) Затем инструктор показывает ученику поэтапное выполнение работы, неторопливо дает объяснения, особо останавливаясь на ключевых моментах.

(е) Затем работу выполняет ученик, а инструктор наблюдает за ним, задает вопросы, чтобы убедиться, что ученик сознательно выполня­ет все операции. Иногда необходимо, чтобы инструктор повторил некоторые свои пояснения (см. (д)). Ученик повторяет выполнение работы до тех пор, пока инструктор не сочтет, что работа выполне­на удовлетворительно.

(ж) Инструктор направляет ученика на работу, на первых порах достаточно внимательно наблюдая за ним, затем все более и более предоставляет ему самостоятельность и ослабляет наблюдение по мере приобретения учеником опыта и уверенности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1255; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.