КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы обучения профессиональным навыкам
Определение ОБУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ УМЕНИЮ Обучение правильному отношению к работе Важность отношения ВЫРАБОТКА АДЕКВАТНОГО ОТНОШЕНИЯ Понятие «отношение» может определяться следующим образом: «Это характерный способ реакции индивидуума на конкретную ситуацию или объект. Отношение основано на личном опыте человека и диктует определенный тип поведения или выражение определенных мнений». Обучение работника адекватному отношению к работе, если оно отсутствует или неверно, задача крайне сложная, поскольку мотивы того или иного отношения часто слишком глубоко скрыты в тайниках личности и выявить их за короткое время невозможно. Обычные методы корректировки отношения сводятся к следующему. (а) Тренировка в производственной обстановке в группе других работников (б) Обучение в процессе работы путем прикрепления новичка к старшему и опытному работнику (в) Обучение с отрывом от производства (г) Обучение с отрывом от производства путем участия в ролевых играх (д) Т-группы — это метод обучения с отрывом от производства В Словаре терминов профессиональной подготовки дается следующее определение умения: Организованная и скоординированная модель умственной и/или физической деятельности в отношении объекта или иного хранилища информации, как правило, состоящая из процессов восприятия и действия. Умение строится постепенно на основе серии повторяющихся методов обучения или ином практическом опыте. Оно серийно, каждая часть его зависит от предыдущей серии и обусловливает последующую. Умение можно описать как воспринимаемое, двигательное, физическое, интеллектуальное, социальное и т.д., в соответствии с контекстом наиболее важного аспекта модели умения. Более кратко умение можно охарактеризовать как практикуемый экспертный способ восприятия соответствующего стимула и ответные действия на него. Следовательно, обучение умению состоит из следующих шагов. (а) Распознавание стимулов, например, способность оценить степень однородности исходного материала. (б) Правильная реакция, например задание верного угла наклона резца плотником. (в) Организация серии действий, причем каждая ответная реакция должна обеспечивать новый стимул, который, в свою очередь, провоцирует новую, более содержательную ответную реакцию. Традиционным методом обучения профессиональному умению является метод, известный под названием «наблюдай за мной» (дословно «сиди рядом с Нелли»), когда обучаемый должен наблюдать за действиями опытного работника и пытаться воспроизводить их. Однако этот метод плох, если «Нелли» использует неправильные методы работы или если работа настолько сложна, что овладеть путем простого наблюдения невозможно. Если же «Нелли» использует правильные методы работы и если работа достаточно наглядна, т.е. ее можно понять, просто наблюдая за ее выполнением, тогда этот метод обучения умению может быть эффективным и экономичным. Метод заключается в следующем. (а) Инструктор лично выполняет работу, разбивая весь процесс на законченные этапы, каждый из которых может быть освоен как отдельная операция. (б) Затем он исследует каждый этап, чтобы определить и описать ключевые моменты. С примером подобной разбивки можно познакомиться в табл. 22.1, позаимствованной из Рекомендаций по обучению рабочих, изданных Центром подготовки специалистов гончарного производства. (в) Далее инструктор обеспечивает наличие исходных материалов и необходимого оборудования для процесса обучения. (г) Инструктор проводит с обучаемым беседу, чтобы выявить уровень знаний потенциального ученика о работе и попытаться заинтересовать его в овладении навыками этой работы. (д) Затем инструктор показывает ученику поэтапное выполнение работы, неторопливо дает объяснения, особо останавливаясь на ключевых моментах. (е) Затем работу выполняет ученик, а инструктор наблюдает за ним, задает вопросы, чтобы убедиться, что ученик сознательно выполняет все операции. Иногда необходимо, чтобы инструктор повторил некоторые свои пояснения (см. (д)). Ученик повторяет выполнение работы до тех пор, пока инструктор не сочтет, что работа выполнена удовлетворительно. (ж) Инструктор направляет ученика на работу, на первых порах достаточно внимательно наблюдая за ним, затем все более и более предоставляет ему самостоятельность и ослабляет наблюдение по мере приобретения учеником опыта и уверенности.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1283; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |