КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Юридическая и социальная ответственность в менеджменте
Тема 15. Ответственность и этика в менеджменте 1. Юридическая и социальная ответственность в менеджменте. 2. Этика в менеджменте.
При изучении данной темы студент должен обратить внимание на то, что ответственность – это категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения нею моральных требований, которые ставятся общественном и одновременно выражают степень участия личности и социальных групп как в собственном моральном совершенствовании, так и в совершенствовании общественных отношений.
В процессе деятельности организации выделяют два вида ответственности предпринимателя и менеджера – юридическую и социальную. Одной из задач современного менеджмента является то, что предприятие придерживалась в своей деятельности действующих ном и законов, мгновенно реагировала на их изменения. Выполнение организацией всех юридических актов является свидетельством высокого уровня развития в ней менеджмента, дает право ей занимать свою долю рынка, иметь высокий рейтинг среди конкурентов. Юридическая ответственность – соблюдение конкретных государственных законодательных актов, инструкций, положений и др., которые определяют пределы, нормы, основы функционирования организаций. Юридические нормы управления содержаться в государственно-правовых и организационно-правовых нормативных актах. Например: каким должен быть допустимый уровень токсических веществ в промышленных стоках, какие минимальные требования к безопасности продукции, какого типа товары можно продавать другим странам и др. Организация, которая подчиняется всем этим законам и нормативам ведет себе юридически ответственным образом. Но с точки зрения социальной ответственности она может быть на плохом счету. Социальная ответственность – добровольная реакция организации на социальные проблемы общества. Например: закон не принуждает популярных музыкантов передавать значительную часть заработанных средств населению, пострадавшему вследствие теракта или наводнения. Однако, имеется множество примеров, когда они, жертвуя своим временем, помогали собрать необходимые средства для пострадавшего населения. В странах с рыночной экономикой общество выработало представление о том, как должна вести себя организация в обществе, чтобы ее считали добропорядочной.
Подобная концепция для многих предприятий становится культурой предпринимательства, т.е. суммой представлений о ценностях, нормах, принципах и образах поведения, которые исповедуют члены организации. За последнее время социальная ответственность нашла выражение в концепции социально-этичного маркетинга. Эта концепция утверждает, что организация, считающая себя добропорядочной по отношению ко обществу, должна определять нужды, потребности, интересы целевых рынков. одновременно с этим должно сохраняться или укрепляться благополучие потребителя и общества в целом. Подобную концепцию вызвали к жизни обстоятельства, связанные с ухудшением качества окружающей седы, нехваткой и нерациональным использование природных ресурсов, стремительным приростом населения, защищенным состоянием сферы социальных услуг, всемирной инфляцией. Преимущества социальной ответственности: Обеспечивает долгосрочные перспективы развития общества. Социальные действия предприятий, улучшающие жизнь местного сообщества или устраняющие необходимость государственного регулирования, могут давать дополнительные выгоды, так как в благополучном в социальном плане обществе создаются более благоприятные условия для бизнеса. Кроме того, даже если краткосрочные издержи в связи с социальными действиями высоки, то в долгосрочной перспективе они могут стимулировать прибыль, поскольку у потребителей, поставщиков и местного общества формируется более привлекательный образ предприятия. Создает возможность влияния на изменения общества. Социальная политика организации вносит положительный вклад в решение общественных проблем, так как общество испытывает потребность в привлечении дополнительных средств в такие сферы, как охрана здоровья, культура и др. Помогает решать социальные проблемы, в том числе и работников организации. Поскольку бизнес располагает значительными человеческими и финансовыми ресурсами, ему целесообразно было передавать их часть на социальные нужды. Формирует нормы морали в организации. Предприятие является членом общества, поэтому нормы морали также должны управлять его поведением. Предприятие, подобно индивидуальным членам общества, должно действовать социально ответственным образом и способствовать укреплению моральных основ общества. Обеспечивает установление благоприятных отношений между предпринимателями (менеджерами) и другими членами общества. Недостатки социальной ответственности: Нарушение принципа максимизации прибыли. Использование части средство организации на социальные нужды снижает ее прибыльность, из-за этого в некоторой степени утрачивается содержание принципа максимизация прибыли. Увеличение расходов на социальные проблемы. Средства, направляемые на социальные нужды, являются для предприятия затратами. Увеличение этих затрат обеспечивает рост себестоимости продукции, что переносится на потребителей в виде повышения цен. Невозможность обеспечения высокого уровня подотчетности обществу. До тех пор, пока общество не разработает для предприятий порядок прямой отчетности, они не всегда будут принимать участие в социальных действиях. Запланированные организацией социальные программы должны быть проверены обществом и только после их выполнения поощрены (льготное налогообложения, предоставление рынков сбыта новой продукции). Сегодня социальные привлечение предприятий не имеет достаточного общественного контроля и в большинстве случаев действия организаций носят популистский характер. Существует и обратная сторона отчетности, когда общество докладывает организации, куда оно вложило предоставленные средства. Если они буду расходоваться не по назначению, в дальнейшем организация не будет их вкладывать. Недостаток умения разрешать социальные проблемы. Персонал предприятия может быть лучше подготовленный к деятельности в сфере экономики, рынка, техники, но не иметь опыта в решении проблем социального характера. Совершенствованием общества должны заниматься специалисты, работающие в соответствующих государственных учреждениях и благотворительных организациях.
Наибольшим препятствием в разработке программ социальной ответственности руководители считают требования рядовых сотрудников и менеджеров повышать свои доходы. Стремление наиболее быстрого увеличения прибыли вынуждает организации отказываться от перевода части своих капиталов на социальные программы. Тем не менее, многие организации делают определенные шаги в сфере добровольного участия в общественной жизни.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2445; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |