КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие и виды эффективности менеджмента
При изучении второго вопроса темы студент должен усвоить, что организационные изменения и организационное развитие предусматривают повышение эффективности системы менеджмента.
Эффективность управленческой деятельности находится под влиянием совокупности факторов.
Эффективность управления - сложная, многогранная категория. Она отражает характерные особенности экономических, социальных, технологических, психологических и иных явлений. Многогранность эффективности управления обусловливает наличие совокупности понятий для ее выражения. Из многообразия их можно выделить главные, лежащие в основе системы управления любого уровня: - эффективность труда работника управления; - эффективность управленческой деятельности аппарата управления или отдельных его органов и подразделений; - эффективность процесса управления (при выработке и реализации конкретного управленческого решения); - эффективность системы управления (с учетом иерархии управления, а также участия сотрудников в управлении предприятием); - эффективность механизма управления (методов, рычагов, стимулов и форм управления).
Реализация управленческих функций обеспечивается с помощью: § механизма внутренней координации; § процедуры стимулирования; § системы информационного обеспечения; § структуры принятия решений. Внутренняя координация осуществляется с помощью механизма распределения власти и делегирования полномочий в соответствии со сформированной структурой управления, обеспечивающей гибкость организации и ее способность координировать действия работников. Эффективные процедуры стимулирования дают возможность идентифицировать потребности и интересы людей и разработать такой механизм их удовлетворения, который бы направлял их усилия на достижение общих целей. Система информационного обеспечения должна способствовать своевременному выявлению проблемы или новых возможностей, появившихся вследствие изменения условий хозяйствования. Структура принятия решений должна обеспечивать оперативную и квалифицированную обработку информации для принятия и реализации адекватного сложившейся ситуации решения. При оценке системы менеджмента следует различать экономическую, организационную и социальную эффективность. Экономическая эффективность менеджмента – отражает экономические результаты деятельности организации при конкретной системе управления. С одной стороны, экономическую эффективность характеризуют показатели, отражающие построение и функционирование систем менеджмента. Это уровень автоматизации рабочих мест управленцев, уровень разработки инструктивного и нормативного материала, общий диапазон менеджмента, уровень технической оснащенности управленцев и др. Одновременно эффективность систем менеджмента характеризуется показателями, отражающими результаты производственно-хозяйственной деятельности организации: величина прибыли, себестоимость, объем произведенной продукции, объем реализации продукции, рентабельность, уровень ликвидности, уровень риска, коэффициента автономии, финансовой устойчивости и др. Организационная эффективность менеджмента – характеризует качество построения организации, ее системы управления, принятие управленческих решений, реакцию системы управления на стрессы, конфликты, организационные изменения и др. Ее оценивают по показателям: уровень централизации функций управления, соотношение численности управленческих работников между различными уровнями управления, удельный вес руководителей в общей численности аппарата управления, коэффициент звенности структуры менеджменты, скорость принятия управленческих решений и др. Социальная эффективность менеджмента – отражает влияние менеджмента на процессы формирования профессиональных характеристик работников, в том числе руководителей, формирование корпоративного духа, определенного психологического климата в коллективе, атмосферы защищенности и принадлежности к целям организации, перспектив развития социальных направлений и др. Социальную эффективность менеджмента можно оценивать с двух точек зрения. С одной стороны, ее оценивают по показателям, отражающим социально-культурную сферу функционирования организации: уровень трудовой дисциплины, уровень стабильности кадров, уровень развития социальной инфраструктуры на предприятии, уровень условий труда и др. С другой – по показателям, отражающим влияние на достижение производственно-хозяйственных результатов и удовлетворения потребностей рынка: производительность труда, зарплатоотдача, уровень удовлетворения потребностей потребителей и др. Упрощенно эффективность системы менеджмента определяется уровнем удовлетворения потребностей работников в организации, потребителей и уровнем полученных результатов. Причем, как отмечает американский ученый Ч.Бернард, уровень удовлетворения потребностей каждого члена организации влияет на величину его взноса в достижение целей: если потребности не удовлетворяются, то работники покидают систему как неэффективную. Согласно организационной теории Ч.Бернарда, лишь объединение организационных потребностей с потребностями социочеловеческой системы и их удовлетворение будет формировать эффективную и действенную систему менеджмента.
Навчальне видання
Германчук Алла Миколаївна – канд. екон. наук, доцент
Основи менеджменту Науково-методичні рекомендації з вивчення дисципліни для студентів факультету економіки, управління та міжнародних економічних відносин спеціальності 6.050200 “Менеджмент організацій” денного заочного відділень (повної та скороченої форм навчання)
(російською мовою)
Технічний редактор О.І.Шелудько
Зведений план 2006 р., поз. № 53 Підписаний до друку 2006 р. Формат 60х84/16. Папір офсетний. Гарнітура Times New Roman. Печатка – ризография. Ум. друк. арк. Обл. – вид. арк. Тираж 107 прим. Зам. №
________________________________________________________________________________
Донецький державний університет економіки і торгівлі їм. М.Туган-Барановского Редакційно-видавничий відділ 83052, м.Донецьк, вул. Харитонова, 10. тел: (062) 97-60-50
Свідчення про внесення до Державного реєстру видавців, виробників і розповсюджувачів видавничої продукції ДК № 1106 від 5.11.2002 г.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 925; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |