КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Оценка трудового потенциалаТрудовой потенциал – возможное количество и качество труда, которым располагает общество (трудовой коллектив) при данном уровне развития науки и техники. Существуют различные подходы к его оценке. Его рассматривают как единство количественных и качественных характеристик человеческих ресурсов предприятия. Количественные характеристики соотносятся главным образом с численностью, а качественные – со степенью подготовленности рабочей силы к выполнению стоящих перед предприятием задач. Использование трудового потенциала зависит от интенсивности труда, величины рабочего времени, системы мотивации и других параметров. При оценке трудового потенциала организации следует помнить, что для собственника или внешнего инвестора организации профессионально-личностные качества отдельного работника представляют ценность лишь в той мере, в которой они могут быть использованы в составе «совокупного работника» для выполнения задач организации. От деятельности «совокупного работника» зависит результат труда, который продается и покупается. Отдельно от работника его знания и навыки не имеют большой ценности, поскольку не могут быть качественно реализованы[14]. Трудовой потенциал организации, по определению, не сводиться к профессионально-личностным характеристикам отдельных работников и не может быть определен как простая арифметическая сумма профессионально-личностных характеристик. При оценке трудового потенциала необходима характеристика его количественной и качественной сторон. Но при этом решающую роль в оценке трудового потенциала играет его качественная сторона, так как имеет смысл говорить о типах компетенций, в которых нуждается организация, нежели о величине человеческих ресурсов. К количественным показателям, характеризующим уровень трудового потенциала, можно отнести: 1) численность персонала всей организации отдельных ее подразделений; 2) количество фактического рабочего времени при нормальном уровне интенсивности труда. Качественными показателями являются: 1) физический и психофизиологический потенциал персонала организации; 2) обьем общих и специальных знаний, трудовых навыков и умений, обуславливающих способности к труду определенного качества; 3) личные качества работников, определяющие отношение к труду. Многие качественные показатели можно выразить количественно. Например, объем общих знаний можно оценить с помощью анализа образовательной структуры персонала, физический потенциал – с помощью анализа половозрастного состава и др. С помощью квалификационного тестирования можно определить уровень профессиональных знаний и навыков работников. Большое значение для оценки имеют стоимостные оценки трудового потенциала. Для этого необходимо определить стоимость: 1) подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников; 2) маркетинга персонала исходя из целей поиска, привлечения и приема на работу работников нужной профессии, специальности и квалификации; 3) высвобождение излишнего персонала; 4) поддержания трудовой активности работников. Стоимостное выражение всех указанных выше затрат зависит не только от количественных и качественных оценок трудового потенциала в конкретной организации, но и от конъюнктуры, складывающейся на рынке труда, рынке образовательных услуг, социальной инфраструктуры территории, а также от возможностей самой организации. Для оценки трудового потенциала наряду с количественными показателями важно учитывать качественные характеристики, особенно там, где речь идет об оценке организационных условий и социально-психологических факторов. Основные методы количественной оценки, применяемые в настоящее время: 1) натуральный; 2) условно-натуральный. Натуральный метод – измерение трудового потенциала как совокупного потенциального фонда времени в человеко-часах (Фп)[15]: а) применительно к предприятию (организации):
где Ч – численность работающих, человек; Д – количество дней работы в периоде; Тсм – продолжительность рабочего дня; б) применительно к обществу, региону:
где - численность населения, способного участвовать в общественном производстве, по группам; m – число групп населения; - законодательно установленная величина времени работы по группам в течение календарного периода. Условно-натуральный метод – измерение трудового потенциала (Тп) в условных потенциальных работниках или условных человеко-часах[16]: где - показатель относительного уровня производительности труда в группе. При оценке трудового потенциала надо исходить из того, что оценка выступает как характеристика количества, качества и меры совокупной способности к труду, которой определяется возможности как отдельного человека, так и экономически активного населения в целом по участию в трудовой деятельности. Влияние количественных факторов (Уэкс) на изменение трудового потенциала организации может быть определено путем взвешивания темпов роста общей численности персонала, скорректированной на индексы структурных сдвигов в его составе:
где - индекс среднесписочной численности работников по категориям персонала; - индекс установленной продолжительности рабочего дня; - индекс установленной продолжительности рабочего периода - доля численности данной категории работников в общей численности персонала; - индекс дополнительной численности работников, вовлекаемых в производство на неполный рабочий день. Установление прямых связей между потребителем рабочей силы и ее собственником, обеспечивая возмещение реальных затрат на производство трудового потенциала, будет способствовать эффективному управлению персоналом. Трудовой потенциал организации можно рассчитать и по следующей формуле[17]:
где - общая численность персонала; - показатель средней продолжительности трудовой деятельности работника в течение года; - показатель закрепляемости персонала, рассчитываемый по формуле:
где - удельный вес закреплявшихся работников, %; - длительность периода трудовой деятельности работника принятого, но не закрепившегося в организации; - показатель квалификации работников, рассчитываемый по формуле:
- удельный вес квалифицированных работников в общей численности; - коэффициент редукции труда; - показатель роста производительности труда при различной возрастной и половой структуре персонала. А.Ю. Мудревский для оценки влияния количественных и качественных факторов на эффективность трудового потенциала в целом предлагает использовать уравнение регрессии[18]:
где - эффективность использования ТП; - общая численность персонала; - потери рабочего времени; - удельный вес заработной платы в себестоимости; - фондовооруженность труда. Но даже уравнение регрессии не отражает полностью величину такого сложного показателя, как трудовой потенциал. Индекс трудового потенциала имеет вид:
- индекс трудового потенциала; - индексы компонентов. После того как компоненты определены, каждый из них необходимо увязать с показателями, в наибольшей степени их характеризующими (табл.№1). Табл. №1. - Система компонентов и показателей принятых для анализа динамики трудового потенциала
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 5821; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |