Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Генезис административных начал менеджмента




История развития менеджмента насчитывает уже несколько тысячелетий. Несмотря на огромное значение революционных преобразований, развитие менеджмента - это в основном эволюционный процесс. Он характеризуется непрерывностью, отражая всю совокупность изменений, происходящих в обществе, экономике, во всей системе социально-экономических отношений.

Основные различия российского и зарубежного менеджмента

Отличительные черты современного менеджмента.

История управления. Одномерные и синтетические учения.

Исторические предпосылки развития менеджмента.

ТЕМА 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА

Основные задачи, стоящие сейчас перед менеджерами в России

- Обеспечение жизнеспособности своего предприятия в условиях возрастающей конкуренции, несмотря на любые изменения рынка.

- Добиваться максимизации прибыли в конкретных условиях рынка.

- Разработать и последовательно реализовать программу развития коллектива предприятия, включая его социальные проблемы, учитывая при этом необходимость содействия в разрешении социальных вопросов всего общества.

- Постоянно оптимальным образом совершенствовать всю работу предприятия на основе применения современных методов управления, заблаговременно готовить нововведения, улучшать в соответствии с изменяющимися требованиями организационную структуру предприятия, добиваясь эффективной работы каждого сотрудника в отдельности и всего коллектива как единой взаимодействующей системы.

- Систематически разрабатывать и внедрять в практику предприятия более совершенные формы бизнеса, проникать в новые отрасли и сферы.

- Определять и достигать на практике цели, соответствующие интересам фирмы, исходя из запросов рынка и потребителя.

- Уметь в разумных пределах идти на риск.

- Быть способным внедрять теоретические разработки отечественной и зарубежной науки после необходимой адаптации к нашим условиям.

- Создавать особый подход к управлению с учетом и на основе особенностей истории страны, российских условий бизнеса и российского менталитета.

Контрольные вопросы:

 

1. В чем проявляется сходство и различие понятий «менеджмент» и «управление»?

2. Какие подходы к понятию «менеджмент» вы знаете? В чем их суть?

3. Каковы цели и задачи менеджмента?

4. Какие основные функции выполняет менеджмент?

5. Как классифицируются методы управления?

6. Что такое организационно-распорядительные методы управления?

7. Какова роль экономических методов в управлении?

8. В чем сущность социально-психологических методов управления?

9. Менеджер в организации.


 

Выделяют пять революционных этапов в истории развития теории и практики менеджмента:

- религиозно-коммерческий;

- государственно-законодательный;

- государственно-контрольный;

- индустриальный;

- бюрократический.

Первым этапом профессионального использования управленческих навыков многие специалисты считают зарождение письменности в Древнем Шумере. Она произошла в Шумерии в третьем тысячелетии до н.э., суть ее заключается в трансформации шумерских жрецов в менеджеров по роду своей деятельности. На определенном этапе они отказались от приношения кровавых жертв богам, а стали взимать дань продуктами - они накапливались, обменивались и пускались в дело. Таким образом, стали осуществляться первые коммерческие операции при помощи посредников. За первой управленческой революцией, получившей название религиозно-коммерческой, последовали и другие...

Второй важнейший этап развития (государственно-законодательный ) относится к 1760 г. до н. э. и связывается с деятельностью царя Хаммурапи.

Он первым издал свод законов управления государством для регулирования всего многообразия общественных отношений между различными социальными группами населения. Хаммурапи попытался организовать эффективную систему управления своей огромной империей. Знаменитый свод Хаммурапи, содержащий 285 законов управления государством, является определенным этапом в развитии менеджмента. Хаммурапи, был первым, кто стал целенаправленно работать над созданием своего образа «заботливого покровителя народа».

Третьим революционным шагом (государственно-контрольный) считаются достижения, произошедшие во время правления Навуходоносора II (605—562 гг. до н. э.). который значительно усовершенствовал организацию труда на текстильных фабриках и зернохранилищах. Именно в этот период проводилась политика, направленная на соединение государственных методов правления с контролем за деятельностью в сфере производства и строительства.

Четвертый этап (индустриальный) датируется XVII-XVIII вв. Он связан с зарождением капитализма и началом индустриального процесса европейской цивилизации. Главным революционным преобразованием этого периода в области менеджмента было отделение управленческих функций от собственнических и возникновение профессионального менеджмента и профессиональных менеджеров.

Пятая управленческая революция имела место в конце XIX - начале XX в. Ее часто называют бюрократической. Теоретической платформой преобразований в области управления была концепция бюрократии, позволившая сформировать крупные иерархические структуры менеджмента, осуществить разделение труда, ввести нормы и стандарты, установить должностные обязанности и ответственность менеджеров. Предприятия-гиганты испытывали острую необходимость в рациональной организации производства и труда, в четкой и взаимосвязанной работе всех подразделений и служб, менеджеров и исполнителей в соответствии с научно обоснованными принципами, нормами и стандартами

Годы Индивидуум или этническая группа Основной вклад в развитие менеджмента
5000 до н.э. Шумеры Письменность; регистрация фактов
  Египтяне Признание необходимости планирования, организации и контроля
  Египтяне Децентрализация в организации управления
  Хаммурапи Использование свидетелей и письменных документов для контроля, установление минимальной зар./пл, признание недопустимости перекладывания ответственности
  Евреи Концепция организации, скалярный принцип
  Навуходоносор Контроль за производством и стимулирование через заработную плату
  Сократ Формулировка принципа универсальности менеджмента
  Ксенофонт Признание менеджмента как особого вида искусства
  Катон Использование описаний работ
20 н.э. Иисус Христос Единоначалие. Человеческие отношения
  Газали Требования к менеджеру
  Маршалл, Логман Признание и обсуждение относительной важности менеджмента
  Джозеф Вартон Разработал для колледжа курс предпринимательского менеджмента
1900 – по настоящее Ф.Тейлор, А. Файоль, Э.Мэйо, Л. Урвик Одномерные и синтетические школы управления.

Появление понятия менеджмент связано со следующими условиями:

- органическим строением капитала,

- развитием машинного производства,

- возрастанием требований к управлению,

- неспособностью собственника и предпринимателя справиться со все возрастающими трудностями управления;

- возникновением большого количества субъектов рыночной экономики, возрастанием объема и усилением рыночных связей;

- развитием конкуренции и неустойчивостью рыночной экономики, которые обуславливают необходимость профессионального подхода к управлению;

- появление крупных корпораций, приводящим к увеличению объема и сложность управленческих работ, которые могут быть выполнены специальным аппаратом работников.

- попытками предпринимателей воспользоваться преимуществами техники, созданной в период промышленной революции;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 890; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.