Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Слайд 2. - Условия и факторы возникновения и развития менеджмента




Литература

Контрольные вопросы

Тема 4. Научные школы менеджмента.

Дополнительно - Технологии менеджмента

Технология управления – приёмы, порядок, регламент, искусство, способность выполнения процесса управления. Технология управления состоит из информационных, вычислительных, организационных и логических операций, выполняемых руководителями и специалистами различного профиля по определённому алгоритму вручную или с использованием технических средств. В неё входят:

- пути и методы сбора и обработки информации;

- средства, приёмы, методы эффективного воздействия на работников;

- определение основ, принципов, закономерностей управления;

- разработка и внедрение систем контроля.

Инструменты менеджмента – совокупность моделей и методов, используемых для решения задач менеджмента и их информационного, организационного и методического обеспечения.

Возможные технологии менеджмента:

- управление по отклонениям;

- управление по результатам;

- управление по целям;

- управление по ситуации;

- поисковое управление и др.

Технологии менеджмента могут основываться на систематических проверках и распоряжениях; на искусственном интеллекте; на учёте потребностей и интересов; опираться на активизацию деятельности и пр.

В одной организации имеют место различные технологии управления и их сочетание.


 

1. Исторические предпосылки и основные этапы развития менеджмента.

2. Сравнительная характеристика научных школ менеджмента. Вклад научных школ в теорию и практику менеджмента.

3. Эволюция принципов менеджмента.

4. Новые концепции управления.

 

1. Когда появилось управление как самостоятельный вид деятельности? Каковы исторические предпосылки этого?

2. Когда менеджмент выделился в самостоятельную область знаний?

3. Назовите и охарактеризуйте условия и факторы возникновения и развития менеджмента.

4. Какие периоды выделяют в развития управленческой мысли? Дайте их краткую характеристику.

5. Назовите основные школы менеджмента, их представителей. Охарактеризуйте вклад каждой школы в теорию и практику управления; основные идеи, используемые современным менеджментом.

6. Какова роль школы научного управления в развитии теории и практики управления? Кто стоял у истоков этой школы?

7. Кто внёс наибольший вклад в развитие классической или административной школы в менеджменте?

8. В чём сущность доктрины человеческих отношений и доктрины производственной демократии? В рамках какой научной школы (школ?) менеджмента сформировались эти доктрины?

9. Представители какой научной школы в качестве основного объекта исследования рассматривали эффективное использование человеческих ресурсов?

10. Что явилось мощным толчком к применению количественных методов к управлению? Что дало использование компьютеров для управления?

  1. Назовите и охарактеризуйте современные трактовки роли и содержания управления. Сравните систему взглядов на управление в период индустриального развития (Ф.Тейлор, А. Файоль, Э. Мэйо и др.) и при переходе к экономике рыночно-предпринимательской ориентации (Т.Питерс, Р.Уотермен, И.Ансофф, П.Дракер и др.). Сформулируйте особенности современной системы взглядов на управление.
  2. Сравните принципы управления, сформулированные А. Файолем и принципы управления, сформулированные в 90-е годы 20 века и в начале 21 века. Назовите и охарактеризуйте тенденции эволюции принципов управления. Какие причины обусловили эволюцию принципов управления?
  3. Какие новые концепции управления вы можете назвать? Раскройте их содержание и охарактеризуйте практическое значение.

 

1. Виханский О.С., Наумов А..И. Менеджмент: Учебник – 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2006 (2008) – 670с.: ил., Вводная глава, п.2.3. Содержание и логика развития управления, п.3. Развитие взглядов на менеджмент

2. Дафт Р.Л. Менеджмент. – СПб.: Изд-во «Питер», 2007. – 832 с.: ил., Глава 2 «Исторический обзор»

3. Игнатов В. Г., Албастова Л. Н. Теория управления: Курс лекций – М.: ИКЦ «Март», Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2006. – 464с.- (Серия «Учебный курс»), Лекция 4. Эволюция теории и практики управления

4. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учеб. пособие. – М.: Новое знание, 2005 (и последующие издания) – 336с., Глава 1, п.1.1. Основные этапы развития менеджмента

5. Менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. В.В.Лукашевича, Н.И.Астаховой. – М.:Юнити-Дана, 2005. – 255с. (Серия «Высшее профессиональное образование: Менеджмент»). Глава 2. Эволюция концепций менеджмента

6. Менеджмент: учебник для бакалавров /под ред. проф. А. Н. Петрова. – М.: Издательство Юрайт, 2011. – 641с. – Серия: Бакалавр, Раздел 1, Глава 2. Природа управления и исторические тенденции его развития

7. Менеджмент: учебное пособие /кол. авторов; под ред. Н. Ю. Чаусова, О. А. Калугина. – М.: КНОРУС, 2010. – 496с., Часть 1, Глава 1 Условия и факторы возникновения и развития управления

8. Менеджмент: учебник /под общей ред. И. Н. Шапкина. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. – 690с. – (Основы наук), Глава 1, п. 1.3. Природа управления и исторические тенденции его развития (в части исторических тенденций)

9. Основы менеджмента = Management: Перевод с английского / Мескон, Майкл Х., Альберт Майкл., Хедоури, Франклин, Акад. нар. хоз-ва при Правит. Рос. Фед; высш. шк. межд. бизнеса - М: Дело, 2004 и последующие издания - 799 с: ил. – (Зарубеж. экономический учеб.) Глава 2. Эволюция управленческой мысли

10. Основы менеджмента /Под ред. А. И. Афоничкина. – СПб: Питер, 2007. – 528с.: ил., Часть первая, Глава 1, п. 1.3. Эволюция менеджмента, становление теории и методики, п. 1.4. Менеджмент в современных условиях

11. Основы менеджмента: учебное пособие.: 2-е изд. /Под ред. д. э. н., проф. И. Ю. Солдатовой; д.э. н., проф. М. А. Чернышова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Ростов н/Д: Академцентр, 2010. -272с., Глава 2 Становление и развитие теории и практики менеджмента

12. Модульная программа для менеджеров. Государственный университет управления. Национальный фонд подготовки кадров: Модуль 3 – Общее управление организацией: принципы и процессы, Учебный элемент 1, п.1.1 Управление и менеджмент: понятия и эволюция, п.1.2 Современные трактовки роли и содержания управления.

13. Пустынникова Е. В. Основы менеджмента: учебное пособие / Е. В. Пустынникова. – М.: КНОРУС, 2008. – 320с., Глава 1, п. 1. 2. Условия и факторы возникновения и развития менеджмента, п. 1.3. Этапы и школы в истории менеджмента.

14. Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента: Учебник. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и КО», 2009. – 575с. Глава 1 История развития и современное состояние менеджмента

15. Теория управления: Учебник /Под ред. Ю. В. Васильева, В. Н. Парахиной, Л. И. Ушвицкого. – 2-е изд., доп. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 608с.: ил., Раздел второй История развития управленческой мысли

16. Теория управления: учебник. - Изд. 3-е, доп. и перераб.; под общ. ред. А.Л. Гапоненко, А. П. Панкрухина. – М.: Изд-во РАГС, 2010 – 560с. – (Учебники Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации), Часть 3, Глава 21 в части бенчмаркинга, Глава 22 Управление качеством

17. Управление организацией: Учебник. / Под ред. А.Г.Поршнева, З.П.Румянцевой, М.А.Саломатина. – 3-е изд., перераб.и доп. - М.: ИНФРА-М, 2005 (2010) – 714с., Раздел 1, Глава 1.1., п.1.1.2. Современная система взглядов на управление


Слайд 1. – Исторические предпосылки развития менеджмента

 

Управление появилось вместе с людьми, с образованием человеческого общества. Археологические раскопки подтверждают существование человеческих организаций в древности: доисторические люди часто жили организованными группами.

Управление выделилось и обособилось в самостоятельный вид деятельности в процессе разделения и кооперации труда, что обусловило необходимость организации, координации и согласования деятельности людей в общественном производстве.

 

 

Условия возникновения менеджмента:

- общественное разделение труда;

- развитие кооперации;

- увеличение масштабов производства.

Факторы развития менеджмента:

- ускорение темпов развития НТП;

- развитие конкуренции;

- фактор глобализации;

- развитие рыночных отношений;

- ориентация производства на потребителя;

- возрастание значения непроизводственной сферы.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 603; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.