Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Слайд 4. - Научные школы в развитии менеджмента




Слайд 3. - Основные этапы развития менеджмента.

 

В литературе отражаются разные точки зрения на этапы развития менеджмента. Кабушкин Н. И. выделяет следующие исторические периоды в развитии менеджмента:

1 период – древний: 9-7 тыс. до н. э. – примерно до 18 века.

2 период – индустриальный период (1776 – 1890 гг.).

3 период – период систематизации (1856- 1960 гг.).

К отмеченному выше следует добавить 4-й период – период информационного бума (с 1960г. по настоящее время).

Васильев Ю. В., Парахина В. Н., Ушвицкий Л. И. выделяют два крупных исторических периода в развитии менеджмента:

- донаучный -с 9-7-го тысячелетия до н. э. примерно до 18 века;

- научный - 1776г. – до настоящего времени. В рамках научного периода:

- индустриальный период – 1776 – 1856гг.;

- период систематизации – 1856 – 1960гг.;

- информационный период – 1960г. – до настоящего времени.

Кроме того, в большинстве литературных источников по менеджменту принято рассматривать развитие науки об управлении, начиная с конца 19 века, в виде последовательно-параллельного доминирования различных школ. У названных выше авторов рассмотрение школ присутствует в значительной мере в рамках периода систематизации – исключение количественная школа или школа науки управления.

Подробное описание этапов развития менеджмента смотри в рекомендованной по данной теме литературе.


 

 

Школа управления – совокупность концепций относительно понимания сущности, принципов, функций и методов менеджмента как организации управления и как процесса принятия управленческих решений на основе цели, программы, действий, информации и пр.

Выделяют следующие школы управления:

1. Школа научного управления (1885 – 1920 гг.) - Ф. У. Тейлор, Ф. и Л. Гилбрет, Г. Гантт и др.

2. Административная (классическая) школа (1920 – 1950 гг.) – А. Файоль, Л. Урвик, Д. Д. Муни, А. К. Райли, А. П. Слоун, Л. Гьюлик и др.

3. Школа человеческих отношений (1930 – 1950 гг.) – Э. Мэйо, Ф. Ретлисбергер, Ч. И. Барнард, М. П. Фоллет и др.

4. Школа поведенческих наук (с 1950 г. по настоящее время) – К. Арджирис, Р. Лайкерт, Ф. Герцберг, Д. МакГрегор и др.

5. Школа науки управления или количественных методов (с 1950 г. по настоящее время) – С. Черчмен, Дж. Марч, С. Герберт, Дж. Форрестор, Х. Райфа и др.

Примечание: в нашей стране экономико-математические исследования проводились В. В. Новожиловым, С. Г. Струмилиным, А. Л. Лурье, В. Н. Толстым, В. С. Немчиновым, Л. В. Канторовичем (лауреат Нобелевской премии) и др.

 

Временной аспект формирования и доминирования отдельных научных школ менеджмента может быть принят весьма условно, т. к. экономические, политические и социальные условия конкретных стран в одно и тоже время могут быть различными. Следует иметь в виду, что разные авторы указывают различные временные периоды, объединяют или дифференцируют п.п. 3 и 4.

 


Слайд 5. – Вклад в современную науку управления различных школ и научных направлений

Научные направления и ключевые положения концепций Основные идеи, используемые современным менеджментом
Научное направление и Классическая (Административная) школа (20-е гг. 20 века)
Научные принципы организации труда Научный подход к менеджменту и его принципам
Рационализация трудовых операций Анализ способов выполнения работ
Разделение труда в управлении Управление как серия непрерывных взаимосвязанных действий
Процессный подход к управлению
Школа Человеческих отношений (30-е гг. 20 века) и Поведенческих наук (50-е гг. 20 века)
Коллектив как особая социальная группа Использование факторов коммуникации, групповой динамики, мотивации и лидерства
Межличностные отношения как фактор роста эффективности и потенциала каждого работника Отношение к членам организации как к активным человеческим ресурсам
Теория принятия решений и Количественный подход (50-е- 60-е гг. 20 века)
Разделение процесса разработки решений на стадии и серию шагов Субъективный подход к оценке рациональности решений
Применение методов количественных измерений Использование количественных моделей, методов и измерителей при принятии решений
Системный (50-е гг. 20 века) и Ситуационный (60-е гг. 20 века) подходы
Взаимодействие и взаимосвязь всех частей организации Рассмотрение организации как целостной системы
Учёт воздействия факторов окружающей среды Значение анализа внешней среды для организации
Анализ ситуационных переменных Принятие решений с учётом сложившейся ситуации
Теории Стратегии (70-е гг. 20 века), Инноваций и Лидерства (80-е – 90-е гг. 20 века)
Непрерывность взаимодействия организации с окружающей средой и разработка стратегии развития организации Разработка стратегии организации как фактор её конкурентоспособности
Инновационность как основа конкурентоспособного развития Инновационный подход к изменениям в организации
Лидерство вместо менеджмента Радикальное изменение взаимоотношений между персоналом и руководством

Примечание: в скобках приведены годы, характеризующие начало активных разработок по данным направлениям




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 326; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.