Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особая роль транспорта




Лекция 14. ГЕОГРАФИЯ ТРАНСПОРТА США

 

В такой большой стране, как США, транспорт обязательно должен играть гораздо большую роль, чем в странах среднего или тем более малого размера. И в самом деле, американцы всегда придавали транспорту огромное значение – и этому нам стоило бы у них поучиться (вспомним наше знаменитое присловье про то, что у России две беды – дураки и дороги). Но в США этот чисто физико-географический фактор усиливается еще и культурой: американцы чрезвычайно любят скорость, перемещение, они много времени проводят в пути, а потому у них особо высокие требования к скорости транспортировки, к ее удобствам и экономической эффективности (ведь без этого транспортные наценки оказались бы слишком велики, снижая конкурентоспособность американских товаров по сравнению с другими развитыми странами, у которых территория, как правило, гораздо компактнее). Примечательная вещь: в структуре ВВП страны транспортировка составляла в 1980 году 7,6%, а сейчас уже меньше 5% - значит, эффективность перевозочной работы выросла.

Это та же история, что и с обрабатывающей промышленностью или сельским хозяйством страны: в промышленности осталось менее 10% занятых, в сельском хозяйстве менее 2%, но они обеспечивают гигантский уровень производства благодаря гигантскому уровню производительности труда.

А.П.Горкин предложил мне специально подчеркнуть для вас такой тезис: превосходный транспорт позволяет его любимой промышленности размещаться весьма свободно, по крайней мере отраслям высоких технологий. По данным Горкина, плечо перевозок электронной промышленности составляет в США 1750 км (!), то есть примерно на пол-страны. Конечно, это во многом связано с тем, что продукция подобных отраслей стоит оччччень дорого и расходы на транспорт играют ничтожную роль в издержках на её производство. В самом деле, по данным того же Горкина, средняя стоимость одной тонны электроники - 57 тыс. долл, а тонна стройматериалов – 45 долл. (не тысяч!); почувствуйте, что называется, разницу. Такой дешёвый груз далеко не повезёшь, и неудивительно, что тут плечо всего 240 км (впрочем, тоже немало).

 

По занятости, и это интересно, транспорт выглядит не очень внушительно – примерно 3 млн. работников (не считая складского хозяйства), это меньше 3% рабочей силы страны, из них полмиллиона - это авиатранспорт, 400 тыс. общественный транспорт, зато полтора млн. (то есть половина!) - это грузовые автомобили. Секрет простой: водители громадного "стада" легковых автомобилей - это граждане за рулём собственной машины, они в число транспортных работников, естественно, не включаются. Стоило бы обиноваться насчёт такси. Но у меня нет таких сведений.

 

На транспорт уходит почти 30% энергопотребления в США. Из них 60% - это бензин для автомобилей и автобусов, ещё 20% - дизельное топливо для них же, остальные виды потребляют сравнительно мало: авиатранспорт чуть больше 6%, водный транспорт чуть поменьше 5%, грузовой железнодорожный что-то около 2%, столько же трубопроводный.

 

НЕДАРОМ ИЗОБРЕЛИ ПАРОХОД И САМОЛЁТ (И ТЕЛЕФОН)

В самом деле, именно в Америке были изобретены два современных вида транспорта - пароход и самолет. Пароход изобрёл уроженец Пенсильвании Роберт Фултон, который 18 августа 1807 года пустил пароход «Клермон» из Нью-Йорка в Олбани по реке Гудзон. И это заняло у него 32 часа, то есть полтора суток, тогда как под парусом этот путь проделывали тогда за три дня. Между прочим, семью годами раньше Фултон изобрёл подводную лодку и продемонстрировал её французам, чтобы те топили английские суда, но французы не проявили интереса. Первый полетевший самолет был построен знаменитыми братьями (Уилбер и Оруэлл) Райт, которые испытали его впервые в 1903 году близ городка Китти=Хоук на острове в Северной Каролине. Это святое наименование для американцев – как «Мейфлауэр», например; такие вещи стоит знать, чтобы демонстрировать знание американистики. Я уже говорил о том, что невозможно представить себе специалиста по России, который не знает, кто такой Ломоносов или Менделеев, а заодно ему стоит знать, что такое Холмогоры, откуда в лаптях и на рыбном обозе якобы приехал юный Ломоносов в Москву. Я постоянно думаю об этом, когда подбираю студентам «зулусский набор» имён и названий по Америке. Так вот, и Фултон, и братья Райт, и Китти-Хоук в такой список входят. А ещё Промонтори - 1869 (употребляется как метафора иногда – мол, соединительное звено) + группа Доннера (1846) + Эри-канал 1825. + Интерстейт + Чарлз Линдберг 1925 + hub. Запоминание этих названий, имён и дат – отличная проверка для студентов и хорошая база для представления себя «американистом».

Входит в него и американец Александр Белл, который изобрёл в 1876 году телефон (забавный случай с ним: он запатентовал свое изобретение 10 марта, всего на несколько часов раньше некоего Элиши Грея, а потому ему пришлось пройти через сотни (!) судов, доказывая свое первенство, пока Верховный суд не распорядился считать изобретателем Белла). Сегодня именем Белла называют крупнейшую телефонную компанию.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.