КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Российское законодательство о религиозных организациях
В таких обстоятельствах социологическая аналитика НРД приобретает дополнительную актуальность, способствуя средствами научного познания выработке адекватного понимания действительных истоков, содержания и социальной роли новых религиозных движений. Таким образом,, объективным, основанием., обусловившим появление НРД, стало само состояние глобального социокультурного развития, со всеми его достижениями и кризисами, к которому человечество пришло во второй половине XX в. 4. Общая характеристика феномена НРД. При всем многообразии учений, практик и внутреннего уклада конкретных НРД, они имеют ряд общих признаков, совокупность которых позволяет отличать их от других форм религиозной жизни. Прежде всего, им присуще внеконфессионалъное происхождение, что отличает НРД от религиозного сектантства в строгом смысле этого термина. Если исходить из социологически определяемого содержания типов религиозных объединений, то к феномену НРД обозначение понятием «секта» неприменимо. Религиозные секты возникают путем обособления части верующих внутри какой-либо конфессии (обычно представленной институциализированным сообществом церковного типа). Они избирательно опираются только на близкие умонастроениям и жизненным позициям своих участников общеконфессиональные постулаты, отвергая при этом все остальное, а затем и вообще выделяясь из конфессии в самостоятельную закрытую группу. Сектантская идеология носит характер замкнутости и не предполагает активной экспансии вовне. В отличие от религиозного сектантства, НРД вырастают из настроений, явно альтернативных традиционным, конфессиональным, системам, и изначально нацелены на возмомсно более широкое влияние. В случаях, когда НРД дистанцируются, подобно сектантству, от «скверны» существующих религиозных и мирских порядков, это происходит не для спасительной самоизоляции, а как начало устроения универсального совершенного социума. Эсхатологическая составляющая учений НРД обычно предполагает глобальность и всеохватность, хотя и селективно ранжирует «спасающееся» человечество в зависимости от степени причастности к своим сакральным истинам. Отождествление НРД с сектами некорректно еще и потому, что тогда в их разряд заносятся религиозные образования, действительно возникшие некогда как сектантские, но к настоящему времени имеющие за собой продолжительную историю, структурно реорганизовавшиеся и давно пребывающие в статусе деноминации или церкви, чьих традиций придерживается уже не одно поколение верующих. Тем не менее в критической литературе НРД второй половины XX в. нередко рассматриваются как однопорядковые, со сложившимися еще в XIX в. сектами протестантского происхождения, игнорирующие последующее развитие тех до уровня крупномасштабных организаций церковного типа (Церковь христиан Адвентистов седьмого дня, Общество Свидетелей Иеговы, Церковь Иисуса Христа святых последних дней, Новоапостольская церковь, Христианская наука и некоторые другие). В то же время следует отметить образование таких религиозных сообществ, которые рождаются как сектантские, но по устройству и способу дальнейшего существования аналогичны НРД (например, Православная церковь Божией Матери «Державная»). Проблемным является и исключительное применение к НРД понятия «новые культы». Очевидно, что сфера так называемой «неокультомании » гораздо шире, нежели собственно религиозная среда. Культы различных персон или институтов (власть, мода и проч.) могут складываться и в политике, и в идеологии, и в массовой культуре, и т.д. НРД, по всей видимости, можно считать лишь одной из разновидностей современных культов, развившейся в сфере религиозной жизни общества. Так же не нашел пока окончательного ответа у исследователей вопрос о религиозном характере и возможности по этой причине причисления к НРД некоторых организаций, культивирующих идеи духовно-нравственного и физического совершенствования (Фалуньгун, движение трансцендентальной медитации Махариши Махеш Йоги, Всемирный духовный университет Брахма Кумарис, движение Ото Раджни-ша, Сахаджа Йога, движение Шри Чинмоя, Международная организация Сатья Саи, движение Мехер Бабы и ряд других). Известно, что далеко не все из них сами объявляют о своем религиозном статусе или же, тем более, согласны быть отнесенными к НРД. Вероучения НРД формируются обычно не из внутриконфессионального разномыслия и дискуссий искателей «правильной веры» с хранителями традиций в рамках общего для тех и других исповедания, а как результат персонального творчества стоящих у истоков инициаторов. Религиозный характер такому творчеству и его «продукции» в глазах последователей придает сакральный статус личностей, от которых исходят слова учения. Содержание большинства доктрин эклектично. В них можно обнаружить соприсутствие представлений и понятий из разных учений прошлого и настоящего (как религиозных, мистических, так и светских), к тому же по-своему интерпретированных. В сочетании с собственными рассуждениями создателей все это образует объемные своды не всегда вразумительных текстов. Но сакральность таких текстов — уже в самом факте их существования и способе получения. Здесь возможен либо вариант уникального Откровения — сообщение лидеру неведомых дотоле еще никому, как кажется, истин веры из сверхъестественного источника и трансляция им полученного через текст или проповедь; либо признание за личностью самого лидера способности генерировать вероучительные истины. Встречается и совмещение этих состояний в одной персоне, когда в ней усматривается земное воплощение трансцендентного существа. Во всех случаях фигура лидера НРД воспринимается его последователями как харизматическая (от греч. /apiana —дар). Это формирует представление об особой благодати, явленной людям от некой абсолютной инстанции посредством воплотившего ее собой посланника или через пророчества специально избранного человека. Авторитет лидера НРД по обыкновению, безусловен, и подчинение ему рассматривается как следование благодати. Доверие к харизматическому лидеру может доходить до самоотрешения, что, впрочем, не является исключительным свойством только НРД или даже обязательным во всех случаях поведением. Вопреки расхожему мнению о жестком регламенте НРД, у их членов обыкновенно есть определенный диапазон выбора уже внутри сообщества между беспрекословной преданностью и «дозированным» участием. Но мера такой «свободы» зависит не только от степени обязательности предъявляемых к последователю учения требований. Ключевую роль играет собственная, осознанная или интуитивная, мотивация участника НРД. В новые религиозные движения людей в большинстве случаев приводят личная потребность в жизненной перспективе (вплоть до обретения бессмертия), желание развить свои способности, расширить возможности сознания, достичь здоровья и духовного совершенства и прочие благие намерения. НРД нередко становятся чем-то наподобие лаборатории или экспериментальной площадки для устроения совершенного типа социальности, не знающего пороков современного мира (общины-коммуны, «семьи», экологические поселения). Насколько это действительно удается — однозначно судить нельзя. Сообщения самих членов НРД о своих самоощущениях не всегда могут быть достоверны. Многие свидетельства, как известно, указывают зачастую на суррогатный характер того, что в действительности ожидает человека, пребывающего в НРД. Но необходимо понимать, что в той «системе координат», где последователь какого-либо наставника, гуру или пророка совершает свое духовное и жизненное самоопределение, могут действовать иные ценностные ориентиры, нежели у внешних по отношению к НРД (а тем более — отрицательно настроенных) людей. И для самого последователя усвоенное им — не фикция, а реальность его собственного бытия в данный момент. Когда человек оставляет семью, прежних друзей, работу и «уходит» за благодатью в НРД, то это, прежде всего, означает, что там, откуда он ушел, для него — безблагодатно. Здесь, пожалуй, и кроется «корневой» мотив отрицательного отношения к НРД в обыденном сознании людей, для которых оказывается дискомфортным будоражащее «исконные» устои право любой личности самостоятельно искать ответы на свои экзистенциальные вопросы. Если абстрактно такое право может и признаваться, то в конкретной житейской ситуации о нем вспоминают меньше всего. Действительно, поведение новообращенных в НРД подчас изменяется в сравнении с прежним настолько разительно, что самым понятным объяснением этому становится утверждение о чьем-то постороннем сильном злокозненном влиянии на их психику. Иные причины, особенно содержащие критическую оценку покидаемой неофитом среды, в расчет, как правило, уже не принимаются. По-своему «антикультистская» позиция и «сектофобия» оправданы - через них реализуется умышленная или инстинктивная стратегия сакрализации социального целого, представленного в массовом сознании традиционалистски устроенными компонентами общества. Сохранение такой целостности перед перспективой трудно предсказуемых последствий от происходящих социальных трансформаций видится как гарантия выживания и стабильности. Отпадение от нее неизбежно будет объясняться вовсе не обнаружившейся дисфункциональностью традиционных институтов, а чьим-то внешним и, конечно же, враждебным влиянием на «отщепенца». Отсюда - активизация древнего архетипического опыта отпора «чужакам» и усиленные обвинения их в различных злодействах: в гипнотических практиках, психотехническом воздействии, вербовке и прочих методах «завлечения» в НРД. Распространенные представления о поголовном «зомбировании» и «контроле над сознанием» в НРД по большей части не отражают реального положения, хотя конкретные ситуации обмана, насилия, своекорыстного принуждения и тому подобное в каких-то из них время от времени происходят. Можно говорить и о случаях психологического давления. Но в общем множестве НРД число таких, которые оказались связаны с открытыми экстремистскими проявлениями — индивидуальным или массовым суицидом, столкновениями с властями или конкурирующими религиозными группами и проч.,—незначительно (самые печально известные из них— Народный храм, Ветвь Давидова, Орден Солнечного храма, Великое Белое Братство, АУМ Синрикё). Среди участников встречаются люди с асоциальными деталями биографии и соответствующими наклонностями. Однако в НРД таких не более, чем в иных религиозных и нерелигиозных сообществах. «Промывка мозгов» также не является исключительной прерогативой НРД. Тем не менее необходимо заметить, что деятельности НРД присущ настойчивый пропагандистский характер, она ориентирована на активное привлечение неофитов и предполагает использование широкого диапазона средств воздействия. 5. Проблема классификации НРД. Существующие классификации НРД весьма условны, поскольку отсутствует единая для исследовательской среды система критериев. Наиболее распространено различение трех основных разновидностей НРД. Для первой из них характерна устойчивая апелляция к некоторым своеобразно толкуемым идеям и образам христианской культуры (Дети Бога — Семья, Международный путь, Церковь Объединения и ряд других). Вторую составляют движения, базирующиеся преимущественно на рецепциях из восточных религий и их самостоятельном осмыслении (Ананда Марта, АУМ Синрикё, Миссия Божественного Света и проч.). Третья включает институциализированные образования синкретического характера, соединяющие элементы восточных и западных духовных традиций с собственными концепциями создателей (движения «Нового века», Церковь саентологии, современные теософские общества и т.д.). Причисление конкретных НРД к той или иной разновидности осложняется тем, что в процессе их самоорганизации могут происходить значительные видоизменения каких-то элементов вероучительного характера и осуществляемых практик. Дополнительно можно упомянуть возникшие в XX в. синкретические культы Южной и Центральной Америки (умбанду, растафари и др.); новые духовные движения, сложившиеся в сфере синтоизма (тэн-рикё) и буддийской культуры (сока гаккай и проч.); афрохристианские синкретические культы; сообщества приверженцев современных форм оккультизма; «неоязыческие» организации; «церкви» Сатаны. Некоторые из перечисленных НРД имеют последователей и в Российской Федерации. К началу «инфильтрации» в Россию эти движения в собственной эволюции уже прошли период консолидации, имели опыт выживания в недружественной среде и зачастую обладали немалыми материальными ресурсами, что облегчило им относительно быструю адаптацию и приток неофитов. Дальнейшее существование, однако, свидетельствует о неуклонном вытеснении «иностранного элемента» из удержавшихся в России НРД зарубежного происхождения, их наполнении содержанием, более близким к местным социокультурным реалиям. Кроме того, в России действуют НРД отечественного происхождения (из наиболее известных: Церковь Последнего Завета — последователи Виссариона, Великое Белое Братство — последователи Марии Дэви Христос, движение приверженцев учения Порфирия Иванова, Рериховское движение Агни Йога — Живая Этика, группы славяно-русского и других этнических форм «неоязычества»). Для многих автохтонных НРД лейтмотивом стала своего рода религиозная «геополитика», согласно которой апокалипсическая по тональности картина преображения мира должна развернуться из центра именно на территории постсоветского пространства. Чаще всего подразумевается Россия в целом или какой-либо ее конкретный регион (Сибирь, Урал и т.д.). Другой особенностью, присущей какой-то части из этих НРД, стала реанимация «реликтовых» верований, когда истинная основа народной жизни соотносится с архаической культурой и самодеятельные «реконструкции» древнего наследия объявляются спасительным приобщением к истокам подлинной духовности. 6. Современное положение НРД. Былая острота реакции на НРД со стороны конфессий и определенной части общества за рубежом ныне постепенно снижается. За полвека существования этого феномена многие из движений распались и их участники перешли в другие сообщества; ряд организаций НРД интегрировался в нынешний религиозный и социальный спектры, а зачастую — ив структуры бизнеса; какая-то часть до сих пор отстаивает свое право на существование. На рубеже XX-XXI веков бурного роста НРД не наблюдается, в целом, они нашли и заняли свою «нишу» в современном, социуме. Эта характеристика в принципе применима и к положению НРД в России. Однако отличие отечественной политико-идеологической ситуации от зарубежных условий деятельности НРД налагает свой отпечаток на отношение к этому феномену со стороны общества и государства. Время от времени происходят «приливы» внимания к теме НРД, обычно совпадающие с «колебательными движениями» в той или иной сфере российской жизни. В случае идеологической необходимости НРД, как до сих пор малопонятное массовому сознанию явление, нетрудно ассоциировать с вредоносным началом, промаркировав пугающей меткой «Они» (оппозиция доброму началу, отмеченному как «Мы»). Последователи НРД обезличиваются их противниками, представляются некой недифференцированной злобной массой (либо сбитыми с «пути истинного» существами), и в такой образности пугающе предъявляются российскому общественному сознанию. Замечено, что периодически происходящие всплески «сектофобии» оказываются чем-то вроде индикаторов неблагополучия, чье «свечение» указывает на общественную нестабильность, при возникновении которой импульсы социального недовольства и духовной неустроенности возможно перевести от реальных проблем в сторону мифотворчески демонизированных НРД.
В Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» (от 26 марта 2000 г.) даны правовые формулировки о религиозных объединениях. В ст. 6 религиозным объединением признается «добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:
Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций. Религиозной группой признается «добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица» (ст. 7). Религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. В ст. 8 религиозной организацией признается «добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица». Местная религиозная организация состоит не менее чем из десяти участников, достигших 18 лет. Централизованная религиозная организация состоит не менее чем из трех местных религиозных организаций. Вводится т.н. «ценз оседлости» для религиозных организаций: централизованная религиозная организация должна иметь 50-летний срок деятельности на момент обращения за регистрацией; местная религиозная организация – не менее 15 лет. При регистрации религиозной организации последняя представляет устав, который утверждается ее учредителями или централизованной религиозной организацией и должен отвечать требованиям гражданского законодательства Российской Федерации. Согласно ст. 10, п.2 в уставе указываются: 1) наименование, место нахождения, вид религиозной организации, вероисповедание и наименование; 2) цели, задачи и основные формы деятельности; 3) порядок создания и прекращения деятельности; 4) структура организации, ее органы управления, порядок их формирования и компетенция; 5) источники образования денежных средств и иного имущества организации; 6) порядок внесения изменений и дополнений в устав; 7) порядок распоряжения имуществом в случае прекращения деятельности; 8) другие сведения, относящиеся в особенностям деятельности данной религиозной организации. Помимо этого при государственной регистрации религиозной организации органами юстиции она представляет, помимо устава и других документов, сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики, в том числе об истории возникновения религии и данного объединения, о формах и методах его деятельности, об отношении к семье и браку, к образованию, особенностях отношения к здоровью последователей данной религии, ограничениях для членов и служителей организации в отношении их гражданских прав и обязанностей (ст.11, п.5). Религиозная организация может быть ликвидирована только по решению суда. Основаниями для ее ликвидации являются: 1) нарушение общественной безопасности и общественного порядка, подрыв безопасности государства; 2) действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; 3) создание вооруженных формирований; 4) пропаганда войны, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни, человеконенавистничества; 5) принуждение к разрушению семьи; 6) посягательство на личность, права и свободы граждан; 7) нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий; 8) склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам к медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии; 9) воспрепятствование получению обязательного образования; 10) принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения; 11) воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения; 12) побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий (ст.14, п.2). Религиозные организации вправе производить, приобретать, экспортировать, импортировать и распространять религиозную литературу, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения (ст.17, п.1). Таковы основы правовых отношений государства с религиозными организациями (объединениями).
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1172; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |