Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 9. Социологическое изучение религиозности




 

Составной частью социологической теории религии является совокупность операционально интерпретированных понятий. Этим понятиям дается как теоретическое, так и эмпирическое обоснование. Предпосылкой теоретического обоснования выступает категориально-концептуальный анализ религии. Как было показано, религия представляет собой социальную подсистему, которая детерминируется определенными общественными отношениями, имеет сложную структуру, занимает то или иное место в обществе, выполняет ряд функций. Эта подсистема находится в постоянном взаимодействии с другими подсистемами, испытывает их влияние, изменяется и развивается. В соответствии с этим должно уточняться, развиваться и понятие «религия». Такое уточнение может осуществляться на основе материалов частных наук. Оно проводится и на базе конкретного социологического исследования. Применение социологической теории религии в конкретном социологическом исследовании предполагает операциональную интерпретацию теории. К числу наиболее важных относится операциональное понятие «религиозность».

Представляется целесообразным понимать под религиозностью социальное качество индивида и группы, выражающееся в совокупности их религиозных свойств (признаков). Такое понимание фиксирует определенность религиозных индивидов и групп: они таковы именно в силу данного качества, а теряя его, перестают быть тем, чем являются. Это качество отличает религиозные индивиды и религиозные группы от нерелигиозных.

Если интерпретировать религиозность как некоторое социальное качество, то методологически правилен акцент на различии религиозных и нерелигиозных индивидов и групп, на логическом их разграничении. После того как зафиксировано это различие и подчеркнуто наличие данного качества, возникает необходимость конкретизации представления о религиозности. Встает задача количественно определить качество, выяснить степень и распространенность религиозности. Под «степенью религиозности» понимается определенный уровень интенсивности религиозных свойств (признаков) индивида и группы. Термином «распространенность религиозности» обозначается определенная величина экстенсивности разброса религиозных свойств (признаков) среди населения в целом и внутри различных социальных и демографических групп (доля обладающих религиозными свойствами индивидов среди населения или в группе). Состояние религиозности - это рассматриваемая синхронически, относительно устойчивая система субординированных религиозных свойств (признаков) индивида, группы, населения. Динамикой религиозности правомерно назвать рассматриваемый диахронически переход одного ее состояния в другое. Наконец, характер религиозности можно определить как качественную и количественную особенность, специфику черт религиозности индивида, группы, населения.

Религиозность фиксируется посредством ряда критериев. Понятие «религиозность» следует соотнести с понятиями «вера», «принадлежность к религиозной группе», «ритуалистичность». «Принадлежность к религиозной группе» означает формальную или неформальную включенность индивида в систему отношений в религиозной группе. «Ритуалистичность» - это присутствие у индивида свойств религиозного поведения. В качестве критериев религиозности наряду с фактами сознания и поведения должны браться также и показатели включенности в религиозные отношения.

Общим признаком религиозного сознания является религиозная вера. Последняя включает знание и принятие в качестве истинных определенных религиозных идей, понятий, представлений (догматов, легенд и т. д.), и уверенность в объективном существовании существ, свойств, связей, которые составляют лишь предметное содержание религиозных образов.

В развитых религиях набор и содержание религиозных представлений, «идеальная модель» религиозного сознания задаются теологией. Однако реально существующее религиозное сознание, как правило, отклоняется от этой модели. В связи с этим возникает необходимость выделения главного, основного критерия религиозного сознания. Всякое мировоззрение имеет руководящую центральную идею.

Исследование религиозного сознания включает в себя и изучение религиозных мотивов различных видов деятельности. Под религиозным мотивом понимается внутренний стимул действия, в качестве которого может выступать религиозная потребность, вера, идея, чувство («страх божий», любовь к богу, надежда на загробное воздаяние и т.д.). Этот мотив предполагает определенную цель, предписываемую вероучительными принципами. В отношении мотива к цели обнаруживается личностный смысл действия. Поэтому о мотиве можно судить по цели и смыслу этого действия. Религиозный мотив может быть побудителем и религиозного, и нерелигиозного поведения. В обоих случаях он выступает важным показателем религиозного сознания. Религиозный мотив, как правило, действует в совокупности с другими стимулами. Отсюда важность определения места религиозных мотивов в системе мотивации поведения.

При изучении религиозности недостаточно учета лишь одних признаков религиозного сознания. Необходимо отобрать также и показатели религиозного поведения. В соответствии с этим можно выделить культовое и внекультовое религиозное поведение.

К культовому поведению относятся: посещение богослужений и участие в них; выполнение религиозных обрядов и празднование религиозных праздников; совершение культовых действий в домашних условиях и др.

Внекультовое религиозное поведение - это сочинение религиозных произведений, преподавание богословских дисциплин в духовных учебных заведениях, религиозное воспитание в семье, пропаганда религии среди коллег по работе, в группах “соседи”, “улица”, “деревня”, участие в деятельности церковных советов, соборов и т.д. Перечисленные акты внекультового религиозного поведения служат достаточно надежными признаками религиозности. Их совершение со значительной степенью точности свидетельствует о религиозности.

Что же касается культового поведения, то различные его виды дают информацию разной степени достоверности. Есть культовые действия, которые непосредственно связаны с религиозным сознанием и совершаются под влиянием религиозных мотивов (деятельное участие в богослужении, молитва и исповедь в храме, поклонение иконе в домашних условиях и др.). Но имеются и другие культовые действия, не связанные во всех случаях с религиозными мотивами (посещение храма или молитвенного дома, участие в обрядах крещения, венчания, отпевания, в религиозных праздниках и т. п.). Такие действия могут совершаться как религиозными, так и нерелигиозными людьми, и они (действия) не всегда свидетельствуют о наличии религиозной веры. Некоторые из них носят привычно-традиционный характер, другие совершаются под влиянием общественного мнения, третьи мотивированы эстетическими потребностями, четвертые - желанием торжественно отметить важные события в личной жизни и т. д. В этих случаях связь религиозных действий с религиозным сознанием носит опосредованный характер. Поэтому должны быть выделены главные, основные поведенческие показатели. Совершение таких обрядов, как крещение, участие в религиозных праздниках, посещение церкви нельзя брать в качестве таковых критериев. При поисках поведенческих показателей религиозности следует, на наш взгляд, ориентироваться прежде всего на те акты поведения, которые непосредственно связаны с религиозным сознанием. Именно они совершаются под влиянием религиозных представлений, чувств, настроений. Только в том случае, если совершение обряда, участие в религиозном празднике, посещение богослужений мотивированы религиозными мотивами, эти виды поведения свидетельствуют о религиозности. К главным и основным критериям могут быть отнесены: совершение молитвы, исповедь, пропаганда религии, религиозное воспитание в семье и т. д. Кроме основных показателей в зависимости от исследуемой проблемы выделяется ряд специальных критериев. Ими могут быть: совершение обрядов, посещение богослужений, чтение религиозной литературы и др.

Религиозное поведение включает человека в систему определенных отношений с людьми как внутри религиозной группы, так и вне её. Следовательно, критерии религиозного сознания и поведения должны быть поставлены в связь с показателями включенности индивида в религиозные отношения.

В культовой деятельности складываются определенные отношения: «служитель культа - рядовой участник», «проповедник – слушатель», обряд крещения предписывает установление связи «крестный отец (мать)-крестный сын (дочь)» и т. д.

Некультовыми являются взаимоотношения «учителя» и «ученика», служебные отношения функционеров аппарата религиозных организаций, ряд взаимоотношений, предписываемых церковным правом, уставом религиозного объединения, и т. д.

Важным показателем является членство в религиозной общине, в исполнительных органах. О включенности или невключенности индивида в систему религиозных отношений можно судить по составу той неформальной контактной группы, членом которой данный индивид является. Должно приниматься во внимание и отношение члена религиозной группы к светским общностям, к нерелигиозным коллегам по работе, к соседям.

Когда речь идет о критериях религиозности, имеются в виду индикаторы наличия свойств религиозного сознания, поведения. В этом случае достаточно выделить такие показатели, которые свидетельствуют хотя бы о «минимуме религиозности», причем можно отвлечься от измерения интенсивности религиозных свойств. Интенсивность религиозной веры, степень религиозной информированности, уровень религиозной мотивации, частота совершения того или иного акта религиозного поведения свидетельствуют не о наличии или отсутствии свойства, а о его мере. Мера выясняется тогда, когда наличие свойства уже установлено. «Интенсивность», «уровень», «частота», «объем» не являются критериями религиозности, они характеризуют ее степень. Учет степени интенсивности религиозного свойства важен при построении шкал, при разработке типологии.

Знание существующих мировоззренческих типов по их отношению к религии важно не только для социолога религии и религиоведа, но и для педагога, который должен учитывать мировоззренческую атмосферу в классе, в особенности при преподавании религиоведческих дисциплин. Кроме того, это знание типов важно и для служителя религии. Впрочем, как для каждого интересующегося данной сферой культурной жизни.

Можно выделить, как минимум, шесть типов по их отношению к религии.

Первые три типа относятся к религиозным.

Во-первых, это глубоко верующий, т.е. тот, кто осознанно разделяет религиозное мировоззрение, чья вера в Бога сильна, отчетлива и устойчива. Чаще всего вера опирается на осознанную религиозную убежденность. Среди глубоко верующих встречаются фанатично настроенные лица, иногда мистики, подчас не принадлежащие к традиционным верованиям.

Во-вторых, традиционно (привычно) верующий. Он не испытывает колебаний в отношении к религии, но его вера не сильна и не отчетлива, опирается на привычку, традицию, приверженность к обрядовой стороне религии (священники иногда именуют таковых «обрядоверами»).

В-третьих, колеблющийся, промежуточный между верующими и неверующими тип. У одних это колебание идет от религиозной веры к неверию, у других — от неверия к религиозной вере. Но не следует относить к колеблющимся тех глубоко верующих или привычно верующих, кто время от времени испытывает сомнения и осознанно, намеренно, настойчиво их преодолевает, размышляя и молясь.

Следующие три типа — нерелигиозные.

Во-первых, атеист, осознанно разделяющий позицию материализма и свободомыслия и защищающий ее в своем окружении. Чаще всего он толерантен к иным убеждениям. Но среди атеистов еще недавно было немало «воинствующих», разделявших господствовавшие в обществе антирелигиозные установки. Такая воинственность результат отсутствия глубокой убежденности, подлинной культуры, научной эрудиции, она опирается на отрицательные эмоции, предвзятость, а потому сродни религиозному фанатизму.

Во-вторых, неверующий, т.е. человек, осознанно не приемлющий для себя веру в Бога, каноны, догматы и религиозный культ. В отличие от атеиста неверующий не отстаивает эту мировоззренческую позицию в своем окружении.

В-третьих, индифферентный тип, тоже промежуточный между религиозным и нерелигиозным типами. Он одинаково безразличен как к вере в Бога, так и к неверию. В отличие от колеблющегося, неравнодушного к религии, индифферентного она просто не интересуют, как не интересует его материализм, свободомыслие, атеизм. Мировоззрение индифферентного незрело, поверхностно, аморфно. Нередко такой человек суеверен, что свидетельствует о присущей ему «дремлющей» (латентной) религиозности, неосознаваемой им самим, но «просыпающейся» в стрессовых и иных экстремальных ситуациях.

При выделении типов религиозности, так же как и при определении критериев религиозности, требуется комплексный подход: учет объема, содержания и уровня религиозного сознания, степени включенности индивида в религиозные отношения, интенсивности религиозного поведения.

В предложенной нами типологии учитывались следующие параметры:

1) содержание и интенсивность религиозной веры,

2) интенсивность религиозного поведения и его место в общей системе деятельности человека,

3) роль индивида в религиозной группе,

4) степень активности в распространении религиозных взглядов,

5) место религиозных мотивов в структуре мотивации религиозного и нерелигиозного поведения.

С учетом указанных параметров можно выделить следующие типы религиозных людей (в зависимости от характера и места религиозной ориентации в ряду ценностных ориентации).

1) Верующие, у которых определяющей жизненной ориентацией выступает религиозная ориентация. Веря в бога, они в то же время признают истинность и других существенных для религии догматов. Регулярно и часто совершают культовые действия, главный мотив которых- религиозный. Такие верующие играют активную роль в религиозной группе, распространяют религиозные взгляды. Религиозное сознание в значительной мере оказывает влияние на мотивацию их социальной деятельности.

2) Верующие, у которых религиозная ориентация является важной, но не определяющей, а рядоположенной с другими. Веря в бога, они не уверены прочно в истинности некоторых существенных религиозных догматов. Их культовые действия отодвинуты на второй план, религиозный мотив участия в культе может оказаться неглавным. Верующие этого типа не играют активной роли в религиозной группе, не принимают активного участия в распространении религиозных взглядов. Религиозное сознание лишь отчасти может оказывать влияние на мотивацию социальной деятельности.

3) Верующие, у которых религиозная ориентация подчинена нерелигиозным. Сохраняя веру в бога, они утрачивают другие существенные элементы религиозной веры. Совершают культовые действия редко и нерегулярно, главные мотивы участия в культе, как правило, нерелигиозные. Специальных позиций и ролей в религиозной группе эти верующие не имеют, сознательно в распространении религиозных взглядов не участвуют. Сфера мотивации социальной деятельности фактически освобождается от религиозных стимулов.

4) Колеблющиеся между верой и неверием. Представители этого типа не уверены прочно в существовании бога, в истинности других религиозных догматов. Культовые действия совершают от случая к случаю, как правило под влиянием нерелигиозных мотивов. У колеблющихся отсутствуют постоянные связи с религиозной группой, религиозные взгляды они не распространяют. Их социальная деятельность не мотивируется религиозными стимулами.

На стыке религиозности и нерелигиозности находятся те, кто, не имея свойств религиозною сознания, обнаруживает повторяющиеся с той или иной частотой признаки религиозного поведения, стимулируемого нерелигиозными мотивами (посещение храма с целью послушать музыку, празднование религиозного праздника с целью общения и т. д.). Таких людей можно было бы назвать ритуалистами, а соответствующее свойство - в отличие от религиозности - ритуалистичностью. Ритуалистов нельзя отнести к религиозным, поскольку у них отсутствуют свойства религиозного сознания, но они не являются и нерелигиозными в полной мере, так как оказываются “захваченными” функционирующей религиозной системой.

Возможны и другие типологические схемы. Выбор той или иной схемы осуществляется с учетом социальной системы, в зависимости от социальной группы, религиозность которой исследуется, от типа религии, религиозного направления, объединения, от целей и задач исследования.

Религиозные признаки фиксируются с помощью наблюдения, изучения личных документов, анкетирования, интервьюирования. Не следует думать, что одни из этих методов, например наблюдение, призваны изучать поведение, а другие (анкетирование, интервьюирование) - сознание. Каждый из них способен дать информацию о различных аспектах религиозности. Протокол наблюдения, инструкция по изучению личных документов, анкета, интервью включают блоки эмпирических индикаторов религиозных свойств - перечень фактов, которые должны быть зафиксированы в ходе исследования. Поскольку религиозные свойства связаны со многими социальными и демографическими признаками, любой инструментарий должен ориентировать на анализ целого комплекса социально-демографических характеристик.

Большие трудности возникают при определении индикаторов религиозности для инструкции по изучению личных документов. К последним, как известно, относятся письма, дневники, автобиографии, литературные и научные труды. Информация, содержащаяся в личных документах, носит неорганизованный, неоднородный характер. Степень индивидуализации суждений высока. И все же общая сетка индикаторов должна быть намечена. Среди них можно выделить: крут интересов, жизненные проблемы, ценностные ориентации, цель и смысл жизни, религиозная терминология, отношение к богу, мотивы религиозности, доминантные религиозные представления и чувства, религиозное поведение, религиозная мотивация внерелигиозного доведения, связь с религиозной группой, отношение к нерелигиозным людям, отношение к обществу и т. д.

Наблюдение осуществляется в соответствии с протоколом, разработанным заранее. В зависимости от объекта, вида и условий наблюдения в протокол могут быть включены различные эмпирические индикаторы. Протокол наблюдения при изучении религиозности, например, в группе «соседи» может включать следующие индикаторы:

беседы о религии,

оценка наличия или отсутствия актов религиозного поведения у окружающих,

пропаганда религии (взглядов, обрядов, праздников и др.),

посещение богослужений,

наличие в доме предметов культа,

совершение культовых действий в домашних условиях,

участие в религиозных праздниках,

чтение религиозной литературы,

референтная группа,

отношение к окружающим - религиозным и нерелигиозным,

отношение окружающих к объекту наблюдения и т. д.

Большую роль в фиксации религиозных свойств играют методы анкетирования и интервьюирования. В анкете и интервью каждому из эмпирических индикаторов соответствует один или несколько вопросов.

Анкета или интервью могут включать следующие вопросы – индикаторы религиозности: “Чем занимаетесь в свободное время?” (в качестве вариантов ответа предусматриваются: “Читаю религиозную литературу”, “Посещаю церковь, мечеть, молитвенный дом и т. д.”); “Из каких источников получаете знание о религии?”; “Если вы читали книги религиозного содержания, то с какой целью?”; “Как оцениваете роль религии в жизни людей?”; “Каково ваше мнение о взаимоотношении религии и науки?”; “Являетесь ли членом церкви (общины)?”; “Посещаете ли церковь (молитвенный дом, мечеть, синагогу и т. д.)?; “Если посещаете, то с какой целью?”; “Отмечаете ли религиозные праздники?”; “Что привлекает вас в религиозных праздниках?”; “Участвовали ли вы в совершении религиозных обрядов?”; “Если участвовали, то по каким мотивам?”; “Какие обязанности выполняете в общине?”; “Испытываете ли чувство любви к богу?”; “Совершаете ли молитву?”; “Верите ли в существование бога?”; “Верите ли в бессмертие души?”; “Воспитываете ли детей в религиозном духе?”; “Разъясняете ли религиозные истины окружающим?”; “Среди людей, с которыми вы чаще проводите время, больше верующих или неверующих?” и др.

Перечисленные вопросы не исчерпывают всего объема индикаторов. С другой стороны, далеко не все из названных непременно реализуются в инструментарии каждого исследования. Их набор, комбинации, расстановка зависят от решаемых проблем и задач. Важно только иметь в виду, что при разработке любого инструментария должны быть предусмотрены сочетания, комбинация индикаторов религиозного сознания, поведения и включенности в религиозные отношения.

Протокол единичного наблюдения, личный документ, заполненная анкета, зафиксированные ответы респондента представляют собой первичные данные, индивидуальную эмпирическую информацию. Репрезентативный массив первичных данных составляет первичную социологическую информацию. Первичное данное фиксирует единичную эмпирическую ситуацию и поэтому носит в известной мере случайный характер. К тому же индивидуальная информация трудно обозрима, непосредственно не поддается теоретическому анализу. Первичная информация подвергается статистической обработке, и в результате получают определенные статистические показатели - средние величины, показатели вариации, корреляционные коэффициенты и т. п. Упорядоченная таким образом информация составляет вторичную (совокупную) социологическую информацию, включающую набор эмпирических обобщений. Получая эту информацию, исследователь может приступить к теоретическому анализу. В процессе обработки первичных данных, входе теоретического анализа проверяется правильность отбора эмпирических индикаторов, степень соответствия операциональных понятий реальной действительности, наконец, уточняются имеющиеся или разрабатываются новые концептуальные понятия социологической теории.

Литература

Алексеева М.С. Воцерковленность как показатель религиозности // Социологические исследования, 2009, № 9, C. 97-102

 


[1] Этимология термина остается спорной. Чаще всего его выводят из лат. religio – «благочестие, святыня, предмет культа»; Цицерон (I в. до н.э.), однако, связывал его с лат. religere – «собирать, вновь обдумывать, благоговеть, соблюдать», а Лактанций (IV в.), Фейербах, Энгельс с religare – «связывать, соединять»). Обычно религию определяют как мировосприятие, свод моральных норм и тип поведения, которые обусловлены верой в существование «иного», сверхъестественного мира и существ – духов, богов или Бога, разумно сотворивших и творящих все материальные и духовные формы бытия, а также совокупность ритуалов и магических действий (культ религиозный), обеспечивающих связь человека с потусторонними силами, и соответствующие (церковные) организации и объединения верующих. При видимой многосторонности и полноте такая дефиниция во многом остается формальной, не передающей ту многообразную роль, которую религия играла и играет в жизни как ее последователей, так и общества в целом. Можно даже констатировать, что адекватное формально-логическое определение религии дать вообще невозможно; ее сущность постигается лишь в результате выявления ее конкретных многообразных форм и существенных характеристик. Поэтому стоит указать на возникающие здесь сложности.

[2] Гидденс Э. Социология. М., 1999. С. 424.

[3] См.: Религиозные традиции мира. В двух томах. Т. 1. М.: 1996. - С. 14-15.

[4] Флиер А.Я. Культурология для культурологов. М., 2000. С. 227 сл.

[5] Кассирер Э. Эссе о человеке / Пер. с англ. // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения.Антология / Сост. и общ. ред. А.Н.Красников. М.: Канон+, 1998. С. 383. О современных опытах построения теории мифа см.: Апинян Т. А. Мифология: теория и событие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005.

[6] Элиаде М. Аспекты мифа. М.:ИВЕСТ-ППП, 1995. – С. 28-29.

[7] Вах Иоахим (1898-1955) - немецкий историк религии, протестант. С раннего детства Вах занимался музыкой, литературой, поэзией, а также классическими и современными языками. После двух лет военной службы (1916-1918) Вах поступил в Лейпцигский университет, но в уже в 1919 и 1920 он обучался у Фридриха Хайлера в Мюнхене и у Эрнста Трельча в Берлине. Затем он вернулся в Лейпциг изучать восточные языки и историю и философию религии. Вах получил степень доктора философии (PhD) в 1922 г. в Лейпциге за диссертацию «Основания феноменологии концепции спасения». По его мнению, социологическая (систематическая) задача истории религии должна иметь два аспекта: (1) взаимоотношение религии и общества; и (2) изучение религиозных групп. Имея дело с религиозными группами, и в особенности с разнообразием собственных интерпретаций, развитых этими группами, Вах использовал типологический метод. В своей работе «Социология религии» (1944) Вах говорит о необходимости развития тесных взаимосвязей между историей религии и другими дисциплинами, особенно с социальными и гуманитарными науками. В этом смысле его «Социология религии» была попыткой преодолеть «разрыв, который до сих пор существовал между изучением религии и социальными науками». Вах определял основную цель его социологического (систематического) изучения религии как попытку «достичь нового понимания отношений между различными формами выражения религиозного опыта и, в конечном счете, лучше понять различные аспекты самого религиозного опыта».

[8] Теология (греч. Θεολογία, от Θεός – бог и λόγος – слово, учение) – богословие, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии Бога, построенная в формах идеалистического умозрения на основе текстов, принимаемых как божественное откровение. Одна из предпосылок теологии – концепция личного Бога, сообщающего непреложное знание о себе через свое «слово», почему теология в строгом смысле возможна только в рамках теизма или хотя бы в русле теистической тенденции. Вторая предпосылка теологии – наличие достаточно развитых форм философии. Хотя теология не может обойтись без философского понятийного аппарата, она по сути своей отлична от философии, в т.ч. и от религиозной философии. В пределах теологии как таковой философское мышление подчинено гетерономным основаниям; разуму отводится служебная герменевтическая (истолковательная) роль, он только принимает и разъясняет «слово Божие». Теология авторитарна; в этом смысле она отлична от всякой автономной мысли, в т.ч. философии

(С.С.Аверинцев).

[9] Лукман Томас (р. 1927) - немецкий социолог, ведущий представитель феноменологически ориентированной социологии, профессор социологии университета в Констанце (ФРГ). Основные сочинения: "Проблема религии в современном обществе" (1963); "Социальное конструирование реальности" (совместно с Бергером, 1966); "Невидимая религия" (1967); "Структуры жизненного мира" (совместный проект с Шюцем, опубликовано после смерти последнего в 1973) и др. Общество, по Лукману, производится в процессе объективирования субъектов, которые затем повторно присваивают или интернализуют его (через сигнификацию), что образует непрерывный диалектический процесс. В дальнейшем Лукман продолжил исследования влияния языка на сознание и конструирование социальных структур. Социология знания предполагает разработку проблем социологии языка и социологии религии, которые перестают считаться периферийными специальностями, но, напротив, представляют непосредственный интерес для социологии как таковой. Основная работа в данной области - "Проблема религии в современном обществе", а главное понятие - "трансцендирование", понимаемое как конструирование символического универсума, основная функция которого заключается в легитимации и интеграции всего социального порядка. Трансцендирование - необходимая сторона человеческой жизни, наиболее ярко проявляющаяся в религиозности, истоки которой коренятся в конституции человека. Исторически меняются формы ее проявления. При упадке церковной религиозности внецерковная (или "неспецифическая"), представляющая собой всеобщую социальную форму, религия дает возможность личной самореализации, формируя "невидимую религию".

[10] Керер Гюнтер (р. 1939) — западно-германский социолог, проф. социологии религии в Тюбингенском ун-те (ФРГ). В 60-е гг. изучал отношение к религии рабочего класса ФРГ. Пришел к выводу, что среди рабочих наблюдается прогрессирующая секуляризация. В дальнейшем Керер посвятил ряд работ общим проблемам социологии религии. В отличие от многих западных социологов, Керер уделяет значит, внимание проблемам социальной детерминации мировоззрения, в частности отношению к религии различных слоев и групп. В последних работах Керер исследует социальные предпосылки нецерковной религиозности, а также влияние семейных отношений на религиозность.

[11] Атеизм (франц. athéisme, от греч. átheos — безбожный), исторически разнообразные формы отрицания религиозных представлений и культа и утверждение самоценности бытия мира и человека. Находил выражение в вольнодумстве, свободомыслии и др. Современный атеизм рассматривает религию как иллюзорное сознание.

[12] Йингер Милтон (р. 1916) — американский социолог, представитель функционализма в социологии религии. Длительное время работал проф. Оберлин-колледжа в штате Огайо, США. Наиболее подробно его понимание религии изложено в книге “Научное изучение религии”. Религия определяется Йингером как система верований и действий, посредством которых группа людей решает высшие проблемы своей жизни: существование смерти, зла, страданий, вины и т. п. Религия, по Йингеру, есть средство для “релятивации” человеческих несчастий и страданий, интерпретируемых как элементы высшего блага. Такой подход к религии, выводящий ее из антропологической природы человека, приводит И. к выводу о вечности религии, ее присутствии в сознании любого человека. Следуя за Мертоном, Йингер пытается избежать односторонности функционализма, анализируя не только интегрирующую функцию религии, но и ее роль в социальных конфликтах и социальных изменениях. Йингер утверждает, что положение религии в современном обществе изменилось. Признавая не только церковные формы религиозности, он приходит к выводу, что религия будет существовать в любом обществе ив разных формах.

[13] См.: Йингер Дж.М. Социология религии как наука: функциональный подход // Религия и общество. Хрестоматия. М., 1996. С. 162.

[14] Ле Бра Габриель (1891-1970) —французский социолог, профессор социологии религии в Сорбонне, основатель журнала “Архивы социологии религии”, автор книги “Этюды религиозной социологии”. Для изучения религиозности населения Ле Бра впервые применил эмпирические поведенческие индикаторы: посещения месс, причащения и т. п. Эта методика была использована его сотрудниками при составлении карты религиозности населения Франции, в основу которой была положена частота посещения воскресных месс в различных регионах страны. Методологию Ле Бра отличает, с одной стороны, открытая приверженность католицизму, а с другой— односторонний подход к изучению религиозности, проявившийся в том, что он ограничивался исследованиями только внешних признаков культового поведения, без учета его мотивов, которые в отдельных случаях могут быть и нерелигирзными Соч.: 1) Etudes de Sociologie Religieuse. P., 1956.

[15] Гараджа В.И. Социология религии. М., 2005. С. 29-32.

[16] Использовано: Гараджа В.И. Социология религии. М., 2005.

[17] Цит. по: Арон Р. Этапы развития социологической мысли. С. 116-117.

[18] Там же. С. 129-130.

[19] У него был преемник - Пьер Лаффит (1823-1903), возглавивший Церковь Человечества в Париже. В 1869 американский журналист Дэвид Гудман Кроули (1829-1889) основал Церковь Человечества в Нью-Йорке. Между прочим, его сын Герберт (1869-1930) стал серьёзным политическим деятелем, одним из основателей американского неолиберализма. В 1878 году Ричард Конгрив (1818-1899) основал Церковь Человечества в Англии, куда входило немало известных учёных. Наконец, в 1881 году Мигель Лемуш (1854-1917) основал Церковь Человечества в Бразилии.

[20] Спенсер Г. Синтетическая философия. Киев, 1997. С. 275-276.

 

[21] См. Людвиг Фейербах. Избр. филос. произв, т; II, с. 21.

[22] Людвиг Фейербах. Избр. филос. произв, т; II, с. 48-49.

[23] Там же, с. 421.

[24] Фромм Э. Психоанализ и религия (1950) // Сумерки богов / Сост. и общ. ред. А.А. Яковлева. М., 1989. С. 176-177.

[25] Маркс К. Тезисы о Фейербахе / / Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 2.

[26] Духовное производство можно определить как производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специально выделенными и внутри себя организованными группами людей – идеологическими слоями общества. Духовное производство складывается из 1) развитой системы общественных институтов в сфере политической жизни (государственного аппарата, политических и общественных организаций); 2) разнообразных форм социально упорядоченной деятельности в области духовной культуры (творческие союзы, театры, киностудии, музеи, клубные учреждения и др.); 3) разветвленного социального института правосудия, сети учреждений науки и научного обслуживания, системы просвещения, образовании и некоторых других организаций.

[27] Зомбарт В. Буржуа. - М., Наука, 1994. – С. 192.

[28] См.: Володина Л.В. Культурное пространство философии Макса Вебера // Виртуальное пространство культуры. Материалы научной конференции 11-13 апреля 2000 г. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С.186-188.

 

[29] Отто Р. Священное /Пер. А. М. Руткевича. - СПб: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2008.

[30] Одним из главных достижений Дюркгейма стало выдвинутое им понятие коллективных представлений. Последние принципиально отличаются от индивидуальных представлений, которыми главным образом оперировали эволюционисты прошлого века, они заимствованы не из личного опыта, а из окружающей человека социальной среды. Согласно Дюркгейму, в каждом человеке как бы присутствуют два существа - индивидуальное и социальное, представляющее само общество, источник коллективных представлений или, как мы сказали бы теперь, общественного сознания. Коллективные представления - это нечто большее, чем просто надстройка над индивидуальным психофизиологическим базисом, это, говоря словами Дюркгейма, высшая форма психической жизни. Сумма индивидуальных сознаний сама по себе еще не образует коллективного сознания. Подобно тому как общество несводимо к сумме отдельных индивидов, так и коллективное сознание несводимо к сумме индивидуальных сознаний и образует некую высшую, качественно иную реальность.

[31] Малиновский Б. Магия, наука и религия. М., 1998. С. 175.

[32] См.: Яковлев А.И. Религиозное сознание. М.: Спутник+. - 2004.

[33] Теология - феномен теистических вероучений, выражающийся в традиции доктринальной интерпретации сущности и бытия Божьего. Различают: 1) фундаментальную (теоретическую) или системную теологию, включающую в себя догматику (предлагающую системную интерпретацию догматов вероучения), апологетику (обоснование вероучения с помощью рациональных средств), сравнительную теологию (основанную на компаративном анализе базового вероучения с основоположениями других религий), экзегетику (методологию имманентного истолкования сакральных текстов), социальную теологию (представляющую собой концепцию истории в духе вероучения), экклесиологию (концепцию церкви и ее роли в истории человека и человечества) и др.; 2) историческую теологию, включающую в себя церковную археологию (история церкви, история Библии и ее истолкований, рефлексивная мета-история теологии и др.); 3) нравственную (практическую) теологию, т.е. концепцию личного спасения (сотериология), предполагающую разработку соответствующей моральным ценностям вероучения поведенческой парадигмы; 4) пастырскую теологию, т.е. систему раскрытия прикладных аспектов культовой деятельности, включающую в себя литургику (теорию богослужения), гомилетику (теорию проповедческой деятельности), катехитику (включая прикладные методики адаптации) и др. Возникает исключительно в рамках такого типа вероучений, как теизм.

[34] Мистика (греч. mystikôs – таинственный) – 1) происходящее в экстазе (трансе) прямое, т.е. без посредников (жрецов, шаманов, священнослужителей, медиумов) общение или даже единение человека с Богом (Абсолютом); 2) учения о мистическом общении с высшими силами и мистическом познании.

[35] В общем плане вера - убеждение: а) в реальном существовании предметов религии или фантазии; б) в необходимости определенного хода событий; в) в истинности того, что не доказано с несомненностью; глубинная общечеловеческая универсалия культуры, фиксирующая комплексный феномен индивидуального и массового сознания, включающий в себя такие аспекты, как гносеологический (принятие в качестве истинного тезиса, не доказанного с достоверностью или принципиально недоказуемого), психологический (осознание и переживание содержания данного тезиса в качестве ценности, решимость придерживаться его вопреки жизненным обстоятельствам и сомнениям, выступающая глубоким мотивационным фактором личной жизненной стратегии - вплоть до самоотречения: «верю» как «верую») и религиозный (при отнесении содержания объекта веры к сфере сверхъестественного).

[36] См.: Кислюк К.В., Кучер О.Н. Религиоведение. - Р/на/Дону, Харьков, 2003.

[37] Вебер М. Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира // Его же. Образ общества. М., 1994. С. 36.

[38] Там же. С. 34.

[39] Белла Р. Социология религии // Американская социология. М., 1972. С. 266-267.

[40] Исключительно важная роль в ценностно-нормативной системе религии принадлежит религиозной символике, такой как крест и распятие Иисуса Христа, само церковное строение, символизирующее устремленность верующих ввысь, ближе к Богу, алтарь в храме, иконы и т.п.

[41] Клир - (от греч. kleros - жребий), в христианской церкви совокупность священнослужителей (священников, епископов) и церковнослужителей (псаломщиков, пономарей и др.); то же, что духовенство....

[42] Епископат -1) В православии: высшее духовенство. 2) В католической церкви: система церковного управления через епископов.

[43] Появляется и новая форма религии: См.: Рыжов Ю.В. Медиарелигиозность: основа будущей религии? // Человек, 2006, № 4.

[44] Ашрам (санскр.)— обитель мудрецов и отшельников в древней Индии, которая обычно располагалась в отдалённой местности — в горах или в лесу. В контексте современного индуизма, термин «ашрам» часто используется для обозначения духовной или религиозной общины, куда человек приходит для медитации, молитвы, совершения ритуала и духовного обновления. Основной целью ашрама, как правило, выступает духовное развитие его членов, которые занимаются изучением священных текстов, йогой, медитацией и повторением мантр.

[45] См.: Боукер Дж. Религия // «Оксфордский словарь мировых религий» (1997; новое издание 2001).

[46] Белла Р. Социология религии //Американская социология. М., 1972. С. 268.

[47] Использовано: Островская Е.А. Социология религии: предмет, методология, основные темы // Социология: учеб. для вузов / Ю. В. Асочаков, А. О. Бороноев, В. В. Василькова [и др.]; под ред. Н. Г. Скворцова. — 2-е изд., перераб. и дои. — М.: Проспект, 2009.

[48] Weber, M. Economy and Society: An Outline of Interpretative Sociology. Vol. II. – N.-Y.: The Regents of the University of California, 1978. P. 1204-1211.

[49] Weber, M. Economy and Society: An Outline of Interpretative Sociology. Vol. II. – N.-Y.: The Regents of the University of California, 1978. P. 1204-1211.

[50] Вебер М. Протестантские секты и дух капитализма // Вебер М. Избранное: Протестантская этика и дух капитализма. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. С. 190.

[51] Трёльч Э. Церковь и секта // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / Сост. В. И. Гараджа, Е. Д. Руткевич. М., 1996. С. 232.

 

[52] Гараджа, В.И. Социология религии: Учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2005. С. 216.

[53] Yinger, M.J. Religion, Society and the Individual. An Introduction to the Sociology of Religion. N.-Y.: The Macmillan Company, 1957. Р. 150-152.

[54] См., например, Melton, J.G. American Mega-Trends. Gleanings from Forty Years of Research [Электронный ресурс]. URL: http://www.thearda.com/rrh/papers/guidingpapers/melton.asp (дата обращения: 25.01.2010).

[55] Баркер А. Новые религиозные движения. – СПб.: РХГИ, 1997. С. 9– 11; Barker, E. Responses to Cults, Sects and New religious Movements in Western Europe [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusoir.ru/news.php?action=view&id=97 (дата обращения: 21.09.2009).

[56] См.: Л.Н. Митрохин. Баптизм: история и современность (философско-социологические очерки). – СПб.: РХГИ, 1997. – 480 с.

[57] См.: Григоренко А.Ю. Эсхатология, милленаризм, адвентизм: история и современность. Философско-религиоведческие очерки (научное издание). – СПб.: Европейский Дом, 2004. – 392 с.

[58] Миронов А.В., Бабинов Ю.А. Основы религиоведения. Эволюция религии в современном мире // Социо-гуманитарные знания. – 1999. – № 12. – С. 86; Кантеров И.Я. Новые религиозные движения в России (религиоведческий анализ). – М.: МГУ, 2006. С. 29.

[59] См.: Смирнов М.Ю. Очерк истории российской социологии религии: Учеб. пособие.—СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. Гл. 5.

[60] Из обширной литературы на тему новых религиозных движений и культов в России в качестве краткой библиографии можно указать: Балагушкин Е. Г. Нетрадиционные религии в современной России: морфологический анализ. 4.1. М.: Изд-во Ин-та философии РАН, 1999; Балагушкин Е. Г. Указ. соч. Ч.И. М.: Изд-во Ин-та философии РАН, 2002; Дударёнок С. М. Нетрадиционные религии на Дальнем Востоке: история и современность. Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2004; Каптеров И. Я. Новые религиозные движения в России (религиоведче­ский анализ). М.: Б.и. (МГУ), 2006; «Нетрадиционные религии» в посткоммунистической России: (Матери­алы «круглого стола») // Вопросы философии. М., 1996. №12.

Новые религиозные культы, движения и организации в России / Науч. ред. Н. А.Трофимчук, Ф. Г. Овсиенко, М.И.Одинцов. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Изд-во РАГС, 1998; Религии народов современной России: Словарь / Отв. ред. М. П. Мчедлов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Республика, 2002.

 

[61] Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий. Попытка сравнительного исследования в области социологии религии. Введение // Избранное. Образ общества. М., 1994. С. 44.

[62] Пария - 1. В Южной Индии — лицо из группы «стоящих вне каст», т. е. лишенных всяких прав, социальных и религиозных. 2. перен. Отверженное, бесправное, угнетаемое существо (книжн.).

[63] Пуританизм — 1. Одно из направлений в протестантизме, сторонники которого требовали очищения протестантизма от остатков католицизма. 2. Убеждения, взгляды, поведение пуритан, соответствующие строгому, аскетическому образу жизни, нетерпимость к отступлениям от требований принятой морали.

[64] Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий, с. 44-45.

[65] Исследования, проведенные в конце 1990-х гг., показали, что самая нерелигиозная из элит сегодня в современной России - экономическая. Лучше всего относится к русской православной церкви (РПЦ) и поддерживает ее интересы политическая элита.

[66] Вебер М. Социология религии (Типы религиозных сообществ) // Его же. Избранное. Образ общества. М., 1994. С. 127.

[67] Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии: Статьи разных лет /Ин-т социологии. - М.: Наука, 1994. С. 57.

[68] Сорокин П.А. Группировка по религиозным верованиям // Сорокин П.А. Система социологии. Т. 2. М.: Наука, 1993. С. 248-249.

[69] Там же. С. 251-252.

[70] Сорокин П. Система социологии. Том 2. М.: Наука, 1993. С. 547-548.

[71] Англика́нство (англ. Anglicanism) — протестантская христианская конфессия, возникшая в результате реформации католической англиканской церкви, начатой королём Генрихом VIII по политическим причинам. В Англии представлена государственной Церковью Англии, за её пределами, преимущественно в странах, бывших её колониями, — епископальными церквями.

[72] Конгрегационалисты (англ. Congregational church; индепенденты, предводитель: Оливер Кромвель) отрицали необходимость не только вселенской, но и общенациональной церкви, поскольку подобные организации подразумевают затратную бюрократию. Вышедши само из пуританства, индепендентство отринуло церковную организацию пресвитерианских синодов, которое индепенденты считали одним из видов деспотизма, стоящим в одном ряду с деспотизмом папистов и англикан.

[73] Пресвитериане (англ., единственное число presbyterian, от греч. presbýteros — старейшина), умеренное крыло английских и шотландских пуритан; политическая партия периода Английской буржуазной революции 17 века. Пресвитерианство основано в Шотландии учеником Ж. Кальвина Дж. Ноксом в середине 16 в.; признано государственной религией Шотландии в 1592.

[74] Исследования, проведенные в середине XX в., зафиксировали, например, что среди приверженцев конгрегационалистской церкви в конце 1940-х гг. в США 67% составляли представители высших и средних слоев, а среди баптистов - только 32%. За прошедшие десятилетия эта разница несколько уменьшилась (прежде всего за счет миграции), но все еще имеет место.

[75] Использовано: Сафронов А.Г. Феномен религиозной мобильности // http://www.countries.ru/library/religio/relmob.htm

[76] Юнг К. Проблемы души нашего времени. М.: Прогресс, 1994.

[77] Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс. 1990.

[78] Фейерабенд П. Наука в свободном обществе. // Избранные труды по методологии науки. М.: Прогресс, 1992.

[79] Элиаде М. Священное и мирское. М.: Прогресс, 1994.

[80] Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера: Справочник Миссионерского отдела РПЦ. Белгород. 1997.

[81] См.: Безнюк Д.К. Секуляризация // Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко., 2003.

[82] Использовано: Каневский К. Социальная доктрина Католической церкви // Российская юстиция, 2003, № 4.

[83] Катехизис Католической церкви - М., 1996, с. 438.

[84] Принцип субсидиарности подразумевает, что социально-территориальное управление, распределения и перераспределения полномочий осуществляется на возможно более низком уровне, когда это целесообразно; при этом европейский уровень выступает как дополнительный по отношению к национальному.

[85] Основные положения Социальной программы российских мусульман. Совет муфтиев России. - Ярославль: Диа-пресс, 2001

[86] Прозелитизм - стремление распространить свою веру, обратить других в свою веру, стремление к повсеместному установлению поддерживаемой религии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1329; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.133 сек.