Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основополагающие элементы построения финансовой системы




В основу построения финансовой системы положено 3 основополагающих элемента:

1. Функциональное назначение

Проявляется в том, что каждое звено системы выполняет свои функции, например, государственный бюджет выполняет распределительную функцию, когда бюджетные средства распределяются между государством, первичными звеньями общественного производства, населением; имущественное и личное страхование являются одним из элементов создания резервных фондов для граждан. А внебюджетные фонды призваны способствовать решению социальных задач общества.

2. Территориальность

То есть каждый субъект имеет свой аппарат финансовых и страховых органов, свой финансовый механизм, нацеленный на достижение собственных целей каждого из субъектов.

3. Единство финансовой системы

То есть возможность проводить единую финансовую политику. Это обуславливает наличие единых законодательных и нормативных актов.


Тема 5: Финансовая политика

1. Финансовая политика: сущность, слагаемые, типы, цель, задачи

В последние годы вопросу проведения государственной финансовой политики и проблемам финансового регулирования экономики посвящается значительное количество публикаций. Однако по теоретическим аспектам этого вопроса среди российских и зарубежных экспертов высказываются саамы различные мнения. Так, многие зарубежные экономисты не выделяют финансовую политику как самостоятельное понятие, а считают, что это либо продолжение фискальной (налоговой) политики (Стэнли Фишер и др.), либо совмещают понятия финансово-бюджетной и фискальной политики, определяя их как изменения, вносимые Правительством в порядке государственных расходов и налогообложения (Макконнелл и Брю). Однако, такая трактовка не вносит ясности в определение сущности финансовой политики. Более четкое определение дают экономисты-марксисты, считающие, что это в первую очередь совокупность государственных мероприятий по стабилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для осуществления государством своих функций. При этом отмечается социальная направленность финансовой политики. Что касается определения сущности финансовой политики отечественными экономистами, то, к примеру, профессор В. В. Лавров отмечает ее связь с учетом и контролем за производством, качеством труда и распределением продуктов. Финансовая политика рассматривается при этом как одна из основных в области государственного регулирования экономики и связывается с обеспечением финансовой централизации, концентрации сил и средств для экономических преобразований. Другой экономист И. В. Левчук считает, что финансовая политика призвана для правильного сочетания централизованного и демократических начал в управлении, распределении и использовании финансовых ресурсов. Интересна трактовка финансовой политики, данная В. С. Павловым: он исходит из неразрывности финансов и кредита в государственном управлении и связывает финансово-кредитную политику с реальным финансово-экономическим положением страны.

Исходя из этих и других определений экономистов, отмечая, что финансовая политика является одной из важнейших составных частей экономической политики, можно определить сущность финансовой политики как целенаправленную деятельность государства по эффективному использованию финансовой системы, а также как систему по формированию и использованию финансовых ресурсов, с целью повышения уровня жизни граждан.

Таким образом, финансовая политика должна быть направлена на концентрацию финансовых ресурсов и решение задач, стоящих перед экономикой страны в целом.

Финансовая политика характеризуется совокупностью мероприятий государства по выполнению своих функций, и если говорить о содержании финансовой политики, то она охватывает широкий комплекс мероприятий, куда включается:

· Разработка научно-обоснованной концепции финансовой политики, определение ее целей и основных задач. При этом следует учитывать требования экономических законов, потребности населения страны;

· Определение стратегических направлений использования финансов на долгосрочную и краткосрочную перспективу. Здесь также необходим учет особенности функционирования экономики и социальной сферы государства в указанные периоды, а также международных факторов;

· Осуществление практических действий, направленных на достижение главной цели и выполнение задач, путем эффективного управления финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Единство указанного комплекса мер и составляет содержание финансовой политики государства.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на:

· Финансовую политику;

· Финансовую тактику.

При этом слагаемыми финансовой политики являются:

· Бюджетная политика;

· Денежно-кредитная политика;

· Налоговая политика;

· Инвестиционная политика;

· Антимонопольная политика;

· Ценовая политика;

· Социальная политика;

· Таможенная политика.

Финансовая политика является прогрессивной, если она базируется на научных разработках. Научный подход к определению финансовой политики означает, что она осуществляется на основе научно-обоснованной теории и в тоже время неотрывно от реальных финансовых вложений.

О типах финансовой политики:

· Классический тип

Был характерен в 20-е годы XX века (А. Смит, Д. Риккардо)

Основные направления финансовой политики:

o Невмешательство государства в экономику;

o Сохранение свободной конкуренции;

o Использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов.

· Регулирующий тип

В конце 20-х годов прошлого столетия в западных странах начал осуществляться переход к регулируемой финансовой политике. Он был вызван бурным ростом производственных сил и объемов производства, появлением новых отраслей и усложнением управления экономикой, занятостью населения, то есть обострением всего комплекса экономических, социальных и политических проблем. Потребовалось вмешательство государства в регулирование циклического развития экономики. В основу регулирования финансовой политики была положена экономическая теория Кейнса и его последователей.

Основным инструментом вмешательства в экономику стали государственные расходы, за счет которых формировался дополнительный спрос. Государственные расходы обеспечивали финансирование создания дополнительных рабочих мест, рост предпринимательской деятельности и способствовали ликвидации безработицы.

· Планово-директивный тип

Он применялся в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. При этом осуществлялось прямое директивное руководство всеми сферами экономической и социальной жизни, включающие изъятие всех неиспользованных в соответствии с государственных планом финансовых ресурсов субъектов.

2. Финансовый механизм реализации финансовой политики: элементы и виды

Реализация целей и задач финансовой политики осуществляется с помощью применения различных приемов организации финансовых отношений на централизованном и децентрализованном уровнях, которые в совокупности определяют содержание механизма достижения целей и задач финансовой политики - финансового механизма.

Финансовый механизм – это совокупность форм организации финансовых отношений, позволяющих формировать и эффективно использовать финансовые ресурсы во всех звеньях финансовой системы.

Финансовый механизм – это внешняя оболочка финансов, проявляющаяся в финансовой практике. Он является частью финансовой политики. С его помощью осуществляется непосредственное управление финансами.

Элементами финансового механизма являются:

· Формы и методы формирования и использования финансовых ресурсов;

· Методология финансового прогнозирования планирования (метод экономического анализа, нормативный метод).

Под формой организации финансовых отношений понимается внешний порядок их организации, то есть установление механизма аккумуляции, перераспределения и использования финансовых ресурсов и условий его реализации на практике. Так, в ходе организации бюджетных отношений используются различные формы расходов бюджетов, формы поступления средств в процесс межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов (отчисления от регулирующих доходов, дотации, субвенции и др.). При формировании налоговых доходов бюджета в порядок их образования будут включаться регламентируемые нормами налогового права: источник уплаты налога и налоговая база, процентные ставки, система налоговых льгот и санкций, а также порядок уплаты налога. На микроуровне используются различные формы финансового обеспечения воспроизводственного процесса: самофинансирование, кредитование, государственное финансирование.

Методами формирования финансовых ресурсов называются способы практического осуществления операций, связанных с финансами. Можно выделить 4 основных метода формирования финансовых ресурсов:

1. Финансовый метод

Используется для формирования финансовых ресурсов преимущественно на безвозвратной и безвозмездной основе. Финансовым методом как правило формируются финансовые ресурсы коммерческих и некоммерческих организаций (формирование амортизационных отчислений и прибыли в коммерческих организациях, аккумулирование членских взносов в некоммерческих организациях соответственно их организационно-правовой форме.

2. Метод кредитования

Связан с предоставлением денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности. На макроуровне этот метод используется в ходе предоставления бюджетных кредитов и бюджетных ссуд другому бюджету. На микроуровне – при получении юридическими лицами кредитов банков, бюджетных кредитов, налоговых кредитов, доходов в результате выпуска долговых ценных бумаг коммерческими организациями.

3. Налоговый метод

Подразумевает аккумулирование денежных средств для финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований в форме денежных платежей юридических и физических лиц на обязательной, принудительной и безвозмездной основе. В условиях функционирования рынка налоговый метод является преобладающим при формировании финансовой базы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Однако при его использовании следует обеспечивать необходимый баланс между объемом аккумулированных с помощью налогов финансовых ресурсов на макроуровне, и размеров финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении организаций и населения с целью обеспечения финансовой устойчивости организаций и финансовой защиты населения от различных экономических и социальных рисков.

4. Страховой метод

Предполагает формирование финансовых ресурсов за счет поступления страховых взносов. Его использование в рыночной экономике непосредственно связано с особенностями осуществления финансовой деятельности субъектами хозяйствования и органами власти, когда возрастает возможность наступления непредвиденных событий в социально-экономической жизни общества.

Методы практического осуществления операций, непосредственно связанных с формированием и использованием финансовых ресурсов, которые входят в состав финансового механизма, можно рассматривать, как уже отмечалось, в разрезе отдельных функциональных элементов управления финансами (методы финансового планирования и прогнозирования, методы оперативного управления финансами, методы финансового контроля).

Что касается видов финансового механизма, то на практике в сфере государственных и муниципальных финансов в процессе мобилизации доходов в бюджеты органов государственной власти и местного самоуправления и бюджеты государственных внебюджетных фондов используются конкретные виды налоговых платежей (налог на прибыль организаций, НДФЛ, НДС, акцизы и пр.) и виды неналоговых поступлений (дивиденды по акциям принадлежащим государству, проценты по бюджетным кредитам, суммы штрафов за нарушение бюджетного законодательства). В ходе предоставления бюджетных средств используются конкретные виды бюджетных расходов на финансирование соответствующих отраслей экономики, на содержание аппарата управления, на реализацию целевых программ, на обслуживание долговых обязательств субъектов власти на всех уровнях бюджетной системы РФ и пр. расходы. В сфере финансов субъектов хозяйствования примерами видов финансовых ресурсов коммерческих организаций являются взносы учредителей в денежной форме в уставной капитал организации, прибыль, амортизационные отчисления; а некоммерческих – доходы от оказания платных услуг, доходы от сдачи имущества в аренду, взносы учредителей, членские взносы и пр.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1730; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.