Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика наиболее представительных финансовых отношений различных экономических субъектов




Сферы общественного производства и экономические субъекты

Все общественное производство зависит от характера затрачиваемого труда и делится на 2 крупные сферы:

· материальное производство – особенностью является то, что здесь производятся товары;

· нематериальное производство – оказываются различного рода услуги (бытовые, коммунальные, социальные, в области здравоохранения, образования, просвещения, культуры и пр.).

Следует отметить, что услуги могут оказываться и в сфере материального производства.

В сферах материального и нематериального производства возникают разнообразные по характеру финансовые связи и отношения. Они возникают между экономическими субъектами. Ими являются:

· предприятия и организации;

· государственные и негосударственные органы;

· население;

· и пр.

Финансовые отношения складываются между различными экономическими субъектами:

А) финансовые отношения между государством и государственным предприятием:

Государственное предприятие
Государство

Б) финансовые отношения между государством и негосударственным предприятием:

Негосударственное предприятие
Государство

В) финансовые отношения между предприятием-поставщиком и предприятием-покупателем:

Предприятие-поставщик

Г) финансовые отношения между предприятием и банком:

Банк
Предприятие

Д) финансовые отношения между банками:

Коммерческий банк
ЦБ

Е) финансовые отношения между населением и государством:

Государство
Население

Существует еще один вид финансовых отношений – это взаимоотношения по поводу образования и распределения финансовых ресурсов между государственными органами (бюджетами, федерального, регионального и местного уровней).

В связи с открытостью экономики в современных условиях и выходом хозяйствующих субъектов на внешний рынок, возникают финансовые отношения и финансовые потоки между различными странами, участниками которых являются те же субъекты, но из разных стран.

В заключении отметим, что рыночный механизм не в состоянии в полной мере обеспечивать перераспределение средств так, чтобы они полностью соответствовали целям и задачам государства. Известно, что в кризисных ситуациях рынок ослабляет свое внимание к стабилизации экономики. В этих условиях необходимо усилить государственные методы финансового регулирования, в разумных пределах осуществлять государственное вмешательство в экономику и социальную сферу, проводить жесткую финансовую политику. Такое вмешательство государства в экономику осуществляется с помощью инвестиций, налоговой, бюджетной и амортизационной политики, активной деятельности различных государственных структур. При этом вмешательство государства в экономику должно иметь определенные пределы.


Тема 4: Финансовая система государства

1. Финансовая система: понятие, звенья, их характеристика

Ранее отмечалось, что финансовые отношения весьма разнообразны, и для дальнейшего изучения их необходимо классифицировать, разделив на отдельные группы, которые будут иметь сходные свойства, отличаться однородностью, а также систематизировать, выявив взаимосвязи между составными элементами. Во всей совокупности это многообразие финансовых отношений образует не простое слагаемое элементов, а систему, являющуюся органической совокупностью взаимодействующих между собой элементов, все структурные подразделения которой связаны между собой.

В научной литературе существуют различные определения финансовой системы. Связано это с тем, что понятие «система», согласно словарю русского языка С.И. Ожегова, можно трактовать и как «форму организации чего-нибудь», и как «совокупность организаций однородных по своим задачам, или учреждений, объединенных в одно целое». Применительно к понятию финансовой системы, форму организации, исходя из определения финансов, можно трактовать как форму организации денежных отношений. Совокупность организаций, однородных по своим задачам, или учреждений, объединенных в одно целое и однородных по своим задачам, можно представить как сферы и звенья финансовой системы как единого целого, то есть как финансы предприятий и организаций, страхование, финансы государства и домашних хозяйств.

В чем однородность их задач? В том, что все они обеспечивают потребности расширенного воспроизводства на своем уровне, являясь субъектами воспроизводственного процесса, по-своему формируя и используя фонды денежных средств.

Таким образом, финансовую систему можно характеризовать как совокупность денежных отношений между субъектами воспроизводственного процесса (сферами, звеньями финансовой системы) по формированию, распределению и перераспределению совокупного общественного продукта. Такая трактовка финансовой системы дается в учебнике «Финансы» под редакцией докторов экономических наук профессоров В.В. Иванова, В.В. Ковалева.

Призвание финансовой системы состоит в том, чтобы обеспечить сбалансированное движение стоимости и натурально-вещественных потоков в процессе воспроизводства общественного продукта и рабочей силы.

Финансовые системы различных государств могут отличаться по своей структуре, но все они имеют общий признак – различные фонды финансовых ресурсов, которые отличаются по методам мобилизации и направлениям их использования.

Исходной сферой финансовых отношений являются финансы предприятий. Именно здесь создаются первичные финансовые ресурсы, распределяемы затем по различным каналам финансовой системы в соответствии с нормами финансового права. Именно они обслуживают материальное производство, имеют наибольший потенциал воздействия на производство. Здесь создаются валовой внутренний продукт и национальный доход, которые распределяются затем внутри предприятия и отрасли и являются также основным источником централизованных фондов денежных средств. Финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов представляют собой денежные доходы и накопления, а также денежные поступления со стороны, используемые ими для реализации воспроизводства капитала и рабочей силы, товаров и услуг.

В связи с разгосударствлением собственности, основу организации финансовой деятельности хозяйствующих субъектов составляет коммерческий расчет на принципах самоокупаемости и самофинансирования (Напомним, что самоокупаемость – это окупаемость текущих затрат; а самофинансирование позволяет предприятию вести расширенное воспроизводство). То есть организации, которые в качестве основной цели своей деятельности преследуют извлечение прибыли, являются коммерческими. Однако помимо коммерческих организаций для нормального функционирования общества необходимы организации для удовлетворения потребностей населения в образовательных, культурных, научных, благотворительных и других общественно необходимых благах. Такие организации, как правило, не преследуют получение прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками. Финансовые ресурсы им необходимы для осуществления уставной деятельности. Это оказывает влияние и на состав финансовых отношений, участником которых являются указанные организации.

Кроме юридических лиц участниками товарного производства могут выступать и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. К этой категории можно отнести домашние хозяйства.

В соответствии с организационно-правовой формой в составе финансов коммерческих организаций выделяют:

· финансы акционерных обществ (открытых / закрытых);

· финансы хозяйственных товариществ (полных / коммандитных);

· финансы обществ с ограниченной / дополнительной ответственностью;

· финансы производственных кооперативов;

· финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий.

В составе финансов некоммерческих организаций в соответствии с организационно-правовой формой выделяют:

· финансы учреждений;

· финансы потребительских кооперативов;

· финансы общественных и религиозных организаций или объединений;

· финансы фондов.

Отдельное место в звене финансов некоммерческих организаций занимают финансы бюджетных учреждений. Прежде всего, потому, что именно бюджетные учреждения обеспечивают население необходимыми социальными услугами в сфере здравоохранения, здравоохранения и пр.

Звено финансов индивидуальных предпринимателей появилось в составе финансовой системы России сравнительно недавно, так как лишь с начала рыночных преобразований граждане получили право заниматься предпринимательской деятельностью в качестве индивидуальных предпринимателей.

Важным звеном финансовой системы являются государственные и муниципальные финансы, обеспечивающие органы государственной власти и местного самоуправления денежными средствами. Сущность государственных финансов состоит в том, чтобы охватить часть денежных отношений, которые в установленном порядке аккумулируются в руках органов государственной власти и используются для покрытия расходов, необходимых для выполнения государством своих функций. Исходя из структуры федеративного устройства России, государственные финансы включают:

· финансы федеральных органов власти;

· финансы органов власти субъектов РФ.

Местные органы власти, согласно Конституции РФ, не включаются в состав органов государственной власти, поэтому местные и муниципальные финансы необходимо рассматривать отдельно.

В состав же государственных финансов входят:

· государственный бюджет;

· внебюджетные фонды;

· государственный кредит.

Государственный (федеральный) бюджет принимается в форме закона равно как и другие слагаемы государственных финансов. Соотношение доходной и расходной частей бюджета в значительной степени характеризует уровень экономического развития государства и социальную обеспеченность населения.

В некоторых странах в распоряжении органов власти имеются другие финансовые фонды, как правило, узкоцелевые, используемые в качестве дополнительного источника финансирования тех или иных расходов. Такие фонды образуются вне бюджетов и называются внебюджетными. Создаются они, как правило, для финансирования отдельных расходов – социальной защиты граждан, первоочередных экономических и экологических мероприятий. Эти средства формируются как в обязательном порядке, так и на добровольной основе. Расходование средств фондов осуществляется для финансирования конкретных социальных потребностей общегосударственного назначения и для дополнительного финансирования региональных нужд, осуществляемого органами исполнительной власти субъекта и органами местного самоуправления. Данные фонды создаются практически во всех странах на определенный срок или на постоянной основе и подразделяются, как уже отмечалось, на фонды социального и экономического назначения.

Государственный кредит – одно из звеньев государственных финансов, которое отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств за счет предприятий, организаций, населения на началах возвратности и для финансирования государственных расходов. Необходимость использования государственного кредита обусловлена невозможностью полного удовлетворения потребностей общества за счет бюджетных доходов. Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке 2х видов финансовых отношений: финансов и кредита.

Страхование выделено в отдельную сферу в силу специфики страховых отношений, включающих механизм формирования фондов страховых организаций, формирование их особыми методами, отличными от принятых в других сферах финансовых отношений. В сфере страхования финансовые отношения возникают по поводу формирования страховых фондов за счет страховых взносов, уплачиваемых страхователем с целью возмещения ущерба, возникающего у участника страхования при наступлении страхового случая.

Частные финансы (финансы домашних хозяйств) – финансовые отношения, где субъектами управления выступают физические лица. Указанная сфера финансовой системы играет большую роль как в формировании платежеспособного спроса государства, так и в формировании бюджетов путем уплаты налогов и иных платежей. Источниками формирования здесь являются – заработная плата, доходы от предпринимательской деятельности, от операций с личным имуществом и пр. Понятно, что чем больше доходы населения, тем выше его спрос на товары и услуги и тем больше возможностей для развития экономики государства. Что касается расходов домашних хозяйств, то это налоги, расходы на приобретение повседневных товаров и товаров длительного пользования.

В зависимости от метода формирования доходов экономических субъектов финансовую систему можно подразделить на сферы централизованных и децентрализованных финансов:

· к первой следует отнести сферу государственных финансов и финансов органов местного самоуправления;

· ко второй – финансы организаций и домохозяйств.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1181; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.