Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Й этап.(1991-1993гг.)




Основные этапы развития нормативно-правовой базы местного самоуправления (19904995гг)

Муниципальные реформы конца XX века, начала XXI века

МОДУЛЬ5

ЛИТЕРАТУРА

Контрольные вопросы.

 

1. Как изменилось отношение большевиков к институтам земского самоуправления к концу 1917г.?

2. Каковы были задачи местных Советов?

3. Как изменилась роль Советов в период НЭПа (новой экономической политики)?

4. Охарактеризуйте реформы местного управления 1957-1965 гг, и причины их неудач?

5. Чем полезен советский период для развития местного самоуправления?

 

 

1. Выдрин И.В. Местное самоуправление в РФ, -Екатеринбург, 1998.

2. Еремян В.В., Федоров М.В. История Местного самоуправления в России, -М., 1999.

3. Игнатов В.Г. Местное самоуправление, -М, 2005.

 

 

Тема1: Развитие местного самоуправления в 90-х годах XX века.

 

План

 

1. Основные этапы развития нормативно-правовой базы местного самоуправления (1990-1995гг)

2. Значение Федерального закона от 28 августа 1995г. №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

3. Финансовые основы местного самоуправления. Роль Федерального закона от 26 сентября 1997 года Ш26-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ»

 

 

В начале 90-х гг. XX века местное самоуправление в России стало формироваться на основе и в недрах советской системы местного управления, которая была частью единой государственной власти.

Необходимость преодоления экономического и политического кризиса поставила перед государством задачу реформирования всей системы государственного управления, в том числе системы местного самоуправления

Одной из основных целей реформы было выведение деятельности местных органов власти из-под контроля и опеки партийных организаций, обеспечение самостоятельности местных Советов (как финансовой, так и организационной), повышение значимости представительных органов в системе управления территориями.

 

1-й этап (1990-1991 гг)

 

Первым практическим шагом реформирования местного самоуправления, стало принятия 9 апреля 1990г. и реализация Закона СССР «Об общих принципах организации местного самоуправления и местного хозяйства в СССР», Это был первый нормативно-правовой акт Советского государства, который стал началом первого этапа в развитии местного самоуправления в России.

1)Закон вводил в употребление понятие «местное самоуправление». Так, в Конституции (ст. 145) в редакции было записано: «В системе местного самоуправления, кроме местных Советов народных депутатов, могут действовать в соответствии с законодательством республик органы территориального общественного самоуправления, собрания граждан, иные формы непосредственной демократии».

Для обеспечения Советам определенной свободы действий и гарантии их прав в Закон были включены нормы, запрещавшие вышестоящим органам исполнительной власти вмешиваться в деятельность Советов.

2)Закон также предусматривал гарантии местного самоуправления, в т.ч. право органов местного самоуправления на судебную защиту. Основными документами, которыми должны были руководствоваться Советы в своей деятельности, признавались законы и решения законодательных органов. Это должно было положить конец практике, при которой различные ведомства и партийные ячейки фактически руководили работой избранных населением Советов.

Согласно ст. 137 Конституции СССР, Советы народных депутатов на уровне края, области, автономной области, автономного округа все еще оставались местными органами государственной власти. Районные, городские, поселковые и сельские Советы в этой статье не назывались, но это не означало, что данные Советы не являются местными органами государственной власти. Согласно ст. 85 все Советы «составляют единую систему представительных органов государственной власти»

С реформой 24 мая 1991 года на смену исполкомам местных Советов пришло понятие, местная администрация». Она было подотчетна местным Советам и вышестоящим исполнительным и распорядительным органам. Но принципиальное новшество состояло в том, что местная администрация уже не являлась органом соответствующего местного Совета, в отличие от прежних исполкомов, которые хотя и были фактически независимы от Советов,но юридически считались их исполнительными и распорядительными органами.

В соответствии с законом:

• местное самоуправление определялось как самоорганизация граждан для решения непосредственно или через избираемые ими органы всех вопросов местного значения,

• первичным территориальным уровнем самоуправления по данному Закону являлся сельсовет, поселок, город.

• основные органы местного самоуправления, Советы народных депутатов, т.е.представительные органы

предполагались такие формы прямой демократии, как местные референдумы, собрания, сходы граждан, а также органы территориального общественного самоуправления.

Местные Советы - самостоятельны, независимы и ответственны за решение вопросов местного значения. Через них граждане решают все вопросы местного значения, хотя определения вопросов местного значения Закон не давал:

По Закону Местные советы:

• самостоятельно разрабатывают и утверждают планы социально-экономического развития территории в пределах имеющихся полномочий и ресурсов;

• утверждают и исполняют бюджеты соответствующих территорий в интересах населения;

• устанавливают местные налоги, сборы и пошлины;

• предоставляют льготы по налогам и платежам, поступающим в соответствующий местный бюджет;

• управляют и распоряжаются коммунальной собственностью.

Решения местных Советов, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на их территории предприятиями, организациями, учреждениями, должностными лицами и гражданами.

Закон носил рамочный характер для законодательства союзных республик, уже вставших на путь суверенитетов. Поэтому его влияние на реальную практику становления местной власти в большинстве союзных республик было ограничено.

На практике нормы этого Закона не были реализованы. Так как стал распадаться СССР, была потеряна управляемость в обществе.

Принятие 6 июля 1991 г. Закона РСФСР №1551 -1 «О местном самоуправлении в РСФСР» стадо следующим этапом в становлении правовой основы местного самоуправления.

Законом было изменено само понятие местного самоуправления, которое стало определяться как «система организации деятельности гражданки самостоятельного (под свою ответственность) решения вопросов местного значения исходя из интересов граждан, его исторических, национально-этнических и иных особенностей, на основе Конституции РСФСР и законов РСФСР, конституций и законов республик в составе РСФСР (ст.1)

Закон устанавливал экономическую и финансовую основу местного самоуправления.

Согласно Закону местное самоуправление, осуществляется населением через представительные органы власти - местные Советы народных депутатов.

Сохраняется известная подчиненность Советов и администрации вышестоящим Советам и администрациям.

Местные Советы всех уровней, по Закону - юридические лица,

В Законе 1991 г. прекращена монополия местного Совета как основного органа местного самоуправления и появилась местная администрация и ее глава, которые получили значительные исполнительно-распорядительные полномочия.

Значительны полномочия местных Советов в бюджетном процессе, в части распоряжения финансовыми ресурсами, в управлении и распоряжении муниципальной собственностью.

Закон 1991 года вводит нового субъекта местного самоуправления - главу местной администрации. До этой поры, высшим должностным лицом местной власти являлся председатель Совета.

Закон устанавливает выборность глав местных администраций на муниципальных сроком на 5 лет.

Закон определил перечень административно-территориальных единиц, в границах которых осуществляется местное самоуправление. В этот перечень были включены:

• административные районы;

• города, районы в городах;

• поселки и сельские населенные пункты.

Тем самым было разделено управление областями и краями, в которых сохранилось государственное управление, и управление отдельными территориями внутри краев и областей, где создавались органы местного самоуправления.

Законом быт разделены представительные и исполнительно-распорядительные функции. Представительным власти остались Советы народных депутатов, исполнительно-распорядительные функции были переданы местным администрациям.

Как и прежде, Советы народных депутатов избирались населением и являлись коллегиальными органами, т.е. решения принимались всеми депутатами Совета.

Советы в обязательном порядке избирали председателя Совета и его заместителя.

Местные администрации, в отличие от ранее действующих исполкомов, были единоначальными органами, т.е. органами, в которых подведомственные вопросы решались руководителем единолично. Представительный орган утверждал структуру администрации. Руководитель администрации - Глава, который должен был избираться населением. Глава формировал штат администрации в соответствии с утвержденной структурой. Вместе с тем, положение об избрании Главы население, не было реализовано, так как Постановлением Съезда Народных депутатов от первого ноября 1991 года был введен мораторий на проведение выборов глав исполнительной власти на период радикальной экономической реформы. С ноября 1991г. Главы администраций назначались главами вышестоящих администраций по согласованию с Советом народных депутатов.

Закон также разграничивал полномочия между Советами и местными

администрациями, при этом объем полномочий напрямую зависел от статуса территории. В частности, органы власти административных районов имели более широкие полномочия, чем власти населенных пунктов, входящие в них.

Для обеспечения деятельности местных Советов в соответствии с Законом, за ними должна была закрепляться муниципальная собственность, которая признавалась достоянием всего населения территории. Устанавливалась самостоятельность формирования и утверждения местных бюджетов органами местного самоуправления в интересах населения. Доходная часть бюджета должна была формироваться за счет местных налогов и сборов, а также иных источников предусмотренных законодательством.

В целом позитивную роль Закон сыграл в становлении местного самоуправления, так как:

• установил единую для всей Российской Федерации модель системы органов местного самоуправления, выборность как местных Советов, так и глав местных администраций

• освободил местные Советы от исполнения несвойственных им распорядительных функций;

• Стимулировал развитие институтов местного самоуправления, в том числе территориального общественного самоуправления в городах и поселках;

• установил территории осуществления местного самоуправления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 2849; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.