Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

М – Мн




М = Н ´ Т.

Таблица 6 – Подготовка к разработке бюджета потребности в материалах. Расход материалов по видам продукции, кг

Бюджет приобретения материалов = Производственная потребность материалов + Необходимый запас – Начальный запас материалов.

Таблица 5 – Производственная программа и бюджет переходящих запасов незавершенной продукции

ВПi = ТПi + НЗПкi – НЗПнi.

Таблица 4 - Производственная программа и бюджет переходящих запасов готовой продукции

Относимые накладные расходы = Групповая ставка × × Количество единиц носителя издержек.

Рисунок 16 – Классификация накладных расходов

Т.о., альтернативными издержками решения по использованию данной альтернативы является изменение (отток) наличности для лица, принимающего это решение, в результате этого решения и ни по какой другой причине.

П = МП ─ ФЗ.

МП = ВР ─ ПЗ.

З ∑ м = З пост. м + t п.з. ´ УДА м.

3 Принимаемые и не принимаемые в расчет затраты и доходы

При выработке определенного решения необходимо выяснить, какие затраты и доходы имеют отношение к данной проблеме, а какие – нет, т. е. что принять в расчет.

Принимаемые в расчет затраты и доходы – это те будущие затраты и доходы, которые подвержены влиянию принятого решения.

К не принимаемым в расчет затратам и доходам относятся те, которые не зависят от принятого решения.

Пример. Предположим, компания несколько лет назад закупила сырье на сумму 100 д.е., но оказалось, что не представляется возможным сбыть это сырье или использовать в будущем. На это сырье поступил только один запрос от покупателя. Покупатель готов приобрести продукт, произведенный из этого сырья, по цене не больше чем 250 д.е. за единицу. Дополнительные затраты на переработку этого сырья в необходимый продукт составляют 200 д.е. Целесообразно ли компании принимать заказ по цене 250 д.е.? Приближенный расчет показывает, что затраты на выполнение заказа составят 300 д.е., что складывается из 100 д.е. за сырье и 200 д.е., необходимых для его переработки в конечный продукт. Что на самом деле не так, потому что сумма затрат на сырье 100 д.е. останется неизменной независимо от того, будет заказ принят или отвергнут. Поэтому стоимость сырья не будет учитываться при принятии решения (т.е. речь идет о затратах, не принимаемых в расчет). Но если заказ будет взят, то затраты на превращение сырья в продукт изменятся на 200 д.е., и эти затраты будут приняты в расчет. Если сравнить поступления (доходы) в сумме 250 д.е. с принимаемыми в расчет затратами на выполнение заказа, которые составляют 200 д.е., то станет понятно, что заказ следует принять, убедившись, конечно, что получить где-то более выгодные заказы невозможно. Калькуляция, приводимая ниже, показывает, что это действительно правильное решение:

 

Показатели Заказ не следует принимать, д.е. Заказ следует принять, д.е.
Материалы (сырье)    
Затраты на переработку  
Поступления (доходы)  
Чистые затраты    

 

Чистые затраты компании уменьшились на 50 д.е., или, иными словами, компания в результате принятия заказа получает выгоду в сумме 50 д.е. Это согласуется с тем, что 50 д.е. были определены как доход, когда мы сравнивали принимаемые в расчет затраты с выручкой (доходами) от выполнения заказа покупателя.

Таким образом, рассматривая вопросы классификации затрат и доходов с точки зрения процесса принятия решения, мы установили важный принцип, а именно: в ситуации, когда рассматриваемый период небольшой, не все затраты и доходы должны приниматься в расчет при выработке решения.

Рассматриваемая группировка затрат становится особо актуальной, если отсутствуют конкретные заказчики, а предприятие выпускает продукцию на склад.

4 Безвозвратные затраты, или затраты истекшего периода

Под этими затратами понимается стоимость уже приобретенных ресурсов, когда выбор в пользу какой-то альтернативы не может повлиять на сумму данных затрат. Это затраты, которые возникли в результате ранее принятого решения и которые не могут быть изменены никаким решением в будущем.

Расходы в сумме 100 д.е. на материалы, нужда в которых отпала (см. предыдущий пример), как раз и являются примером безвозвратных затрат. К категории безвозвратных затрат относится также остаточная стоимость ранее приобретенного имущества.

Эта величина затрат не может быть изменена никаким будущим решением, и поэтому затраты в данном случае классифицируются как безвозвратные.

Безвозвратные затраты не учитываются при принятии решения, но между этой категорией и категорией не принимаемых в расчет затрат есть различие, так как не все не принимаемые в расчет затраты являются безвозвратными. Например, при сравнении двух альтернативных методов производства может оказаться, что суммы затрат на основные материалы одинаковы для обоих способов, и, таким образом, затраты на основные материалы можно отнести к категории не принимаемых в расчет затрат. Но затраты на материалы не будут безвозвратными в данном случае, так как они будут реализованы в будущем.

5 Вмененные затраты

Существуют категории затрат, которые необходимо учитывать при принятии решения и данные о которых обычно невозможно собрать в рамках системы бухгалтерского учета.

Иногда для принятия решения необходимо условно начислять или приписывать затраты, которые, может быть, не будут представлять собой реальных денежных расходов в будущем, и эти затраты называются вмененными (воображаемыми).

Вмененные затраты характеризуют возможность, которая потеряна или которой жертвуют, когда выбор какого-то альтернативного курса действий требует отказа от другого пути.

Пример. Компания имеет возможность заключить контракт на производство какой-то специальной детали (изделия). Изготовление детали требует 100-часовой обработки на станке X. Станок работает с полной нагрузкой (на полную мощность) на производстве продукта А, поэтому контракт может быть выполнен только за счет уменьшения выпуска продукта А. Это будет означать потерю в доходах 200 д.е. Контракт также потребует дополнительных переменных затрат на сумму 1000 д.е.

Если компания заключит контракт, то она понесет убытки в доходах на 200 д.е. из-за снижения выпуска продукта А. Эта сумма является вмененными затратами и должна быть учтена как часть расходов при обсуждении условий контракта. Цена контракта должна быть назначена такой, чтобы, по крайней мере, покрыть дополнительные затраты на сумму 1000 д.е. плюс 200 д.е. вмененных затрат, что в случае заключения контракта компанией принесет ей выгоду за короткий срок.

Важно, что понятие «вмененные затраты» применимо только в случае ограниченности ресурсов. Там, где ресурсы не ограничены, вмененные затраты равны нулю.

6 Инкрементные (приростные) и маржинальные (предельные) затраты и доходы

Инкрементные (дифференциальные) затраты и доходы являются дополнительными и появляются в результате изготовления или продажи какой-то группы дополнительных единиц продукции.

Если постоянные затраты изменяются в результате какого-то решения, то их прирост будет являться инкрементными затратами; если постоянные затраты не изменяются в результате принятия решения, то инкрементные затраты будут равняться нулю.

Инкрементные затраты и доходы в принципе во многом сходны с маржинальными затратами и доходами. Основное отличие заключается в том, что маржинальные затраты и доходы представляют собой дополнительные затраты и доходы на единицу продукта, а инкрементные, также являясь по своей сути дополнительными затратами (доходами), есть результат увеличения объема производства целой группы единиц продукта.

Экономисты обычно рассматривают взаимосвязи между затратами, доходами и объемом производства, оперируя понятием маржинальных затрат и доходов как результата увеличения объема производства одной единицы продукта. Бухгалтер проявляет больший интерес к анализу инкрементных затрат и доходов как результату возрастания объемов производства и сбыта независимо от того, каков ожидаемый масштаб этого роста, но, как правило, в этом случае речь идет о величинах больших, чем одна единица продукта.

7 Анализ «Затраты – объем – прибыль»

Анализ «Затраты – объем - прибыль» («Costs ─ Volume ─ Profit») ─ анализ поведения затрат, в основе которого лежит взаимосвязь затрат, выручки (дохода), объема производства и прибыли. Позволяет ответить на вопрос: что мы будем иметь, если изменится один параметр производственного процесса или несколько таких параметров. Это инструмент управленческого планирования и контроля. (Синоним ─ «операционный анализ».)

Взаимосвязь «CVP» можно выразить графически или формулами. График (рис. 11) показывает взаимосвязь выручки (доходов), затрат, объема продукции и прибыли (убытков). Здесь это фиксированные взаимосвязи. Если цена единицы продукции, затраты, производительность или другие условия изменятся, то модель следует пересмотреть.

 
 

 


Рисунок 11 – Взаимосвязь «затраты - объем – прибыль»

 

Рассматриваемая взаимосвязь может быть выражена формулой

 

ВР = ПЗ + ФЗ + П,

 

где ВР – выручка от реализации;

ПЗ – переменные затраты;

ФЗ – постоянные затраты,

П – прибыль.

Анализ величин в критической точке. Критическая точка – это точка, в которой суммарный объем выручки от реализации продукции равен суммарным затратам. Т.о., критической является точка, в которой предприятие начинает зарабатывать прибыль.

Цель анализа величин в критической точке состоит в нахождении уровня деятельности (объема производства), когда выручка от реализации становится равной сумме всех переменных и постоянных затрат, причем прибыль равна нулю. Величина в критической точке может быть выражена в натуральных измерителях, либо в стоимостных.

Основное уравнение нахождения критической точки

ВР = ПЗ + ФЗ,

 

или

Ц ´ N = Сvar ´ N + С const,

 

где Ц – цена единицы изделия, грн;

N – объем производства (продажи), штук;

Cvar, C const – соответственно, переменные удельные и постоянные общие (за период) затраты, грн.

 

Nкр =

 

В реальной жизни встречаются разные ситуации, а управленческие модели базируются на определенных допущениях, условностях. Анализ в условиях неопределенности и анализ чувствительности позволяют ответить на вопрос: что будет, если…?

При анализе чувствительности можно получить ответ на вопрос: какова будет прибыль, если объемные показатели отклонятся от плановых; какая будет прибыль, если изменятся удельные переменные затраты?

Инструментом анализа чувствительности является величина выручки, которая находится за критической точкой. Критическая точка показывает, до какого предела может упасть объем реализации, чтобы не было убытка.

Величина прибыли определяется разницей между выручкой от реализации и суммарными затратами (область прибыли).

Любая фирма стремится максимизировать прибыль. Но увеличение объема продаж приводит к насыщению рынка и падению платежеспособного спроса на продукцию. В определенный момент, чтобы увеличить объем реализации, необходимо снизить цену, что приведет к снижению прибыли. Для того чтобы определить максимально возможную прибыль, необходимо в график взаимосвязи затрат и объема реализации ввести кривую спроса.

Точка оптимальной цены продажи определяет объем производства, позволяющий получать максимальную прибыль (рис.12).

 
 

 


Рисунок 12 – Определение оптимальной цены

8 Маржинальная прибыль

Более простой метод определения критической точки построен на концепции маржинальной прибыли.

Маржинальная прибыль (сумма покрытия)– превышение выручки от реализации над всеми переменными затратами, связанными с данным объемом продаж, или разница между выручкой от реализации и переменными затратами (раньше называлась «валовая прибыль»):

 

Прибыль – это маржинальная прибыль за вычетом постоянных
затрат:

 

Термины «переменные затраты» и «маржинальные затраты» ─ это синонимы.

Критическая точка (КТ) может быть определена как точка, в которой маржинальная прибыль минус постоянные затраты равна нулю, или точка, в которой маржинальная прибыль равна постоянным затратам. Тогда уравнение для критической точки (в единицах продукции) будет иметь вид

 

МП ´ КТ – ФЗ = 0, (1)

 

где МП – удельная маржинальная прибыль, грн/единицу
продукции;

КТ – критическая точка, единиц продукции;

ФЗ – постоянные затраты, грн.

 

Производные уравнения (1):

 

МП ´ КТ = ФЗ (2)

 

КТ = ФЗ / МП. (3)

 

Доля МП в выручке от реализации:

 

Д мп = (МП / ВР) ´100%. (4)

9 Планирование прибыли

Анализ величин в критической точке с поправкой на фактор прибыли может быть использован как основа для оценки прибыльности деятельности организации: т.е. имеется возможность для различных альтернативных планов производства рассчитать соответствующую величину возможной прибыли.

Пример. Фирма желает получить в планируемом году прибыль 10000 грн. Удельные переменные затраты составляют 50 грн за единицу, постоянные – 20000 грн в год; продажная цена – 90 грн за штуку. Каким должен быть объем производства, чтобы получить заданный объем прибыли?

ВР = ПЗ + ФЗ + П,

в цифрах:

90Х = 50Х + 20000 +10000 => Х= 750 шт.

Категория маржинальной прибыли тоже может быть использована для планирования прибыли. Целевой объем продаж в единицах определим с использованием уравнения (3), предварительно добавив в числитель величину прибыли:

КТ = (ФЗ + П)/ МП => КТ = (20000+10000)/(90 – 50) = 750 ед.

Для того чтобы определить целевой объем продаж в стоимостном выражении, нужно разделить постоянные затраты плюс прибыль на процент маржинального дохода.

Процент маржинального дохода определяется по формуле:

МП% = МП / Ц,

где МП и Ц – удельные значения соответственно маржинальной прибыли (дохода) и продажной цены единицы продукции.

Для примера: МП% = 40 / 90 = 0,44 = 44% => КТ = 30000 / 0,44 = 67501 грн.

10 Допущения анализа «Затраты – объем – прибыль»

1 Поведение постоянных и переменных затрат можно
измерить точно.

2 Затраты и выручка от реализации имеют линейную зависимость от уровня производства.

3 Производительность внутри релевантного уровня активности
не меняется.

4 Переменные затраты и цены не меняются в течение периода планирования.

5 Структура продукции не меняется в течение планового периода.

6 Объем продаж и объем производства приблизительно равны.

 

Если одно или более из приведенных допущений отсутствует, применение анализа CVP может привести к ошибкам.

11 Принятие управленческих решений на основе маржинального и CVP-анализа

Классификация затрат на переменные и постоянные привела к возникновению метода прямого отнесения затрат на себестоимость выпускаемого товара. Этот метод – очень важное и эффективное орудие в руках руководства организации, особенно при планировании и контролировании прибыльности ее работы и установлении цен на выпускаемую продукцию. Он основан на принципе добавленной стоимости, которая определяется как разница между выручкой от продажи товара и прямыми (переменными) затратами на его изготовление. Добавленная стоимость идет на покрытие постоянных накладных расходов, а остающаяся разница представляет собой прибыль организации.

Принятие специфических решений. Метод прямого отнесения затрат часто полезен при определении тех составляющих затрат, на которые следует обращать внимание при принятии специфических решений:

- продолжить или прекратить выпуск какой-либо группы товаров;

- производить какие-либо комплектующие изделия или приобретать их;

- принять или отклонить специальный заказ;

- как реагировать по поводу влияния на размер добавленной стоимости ограничивающих условий или других важнейших факторов.

11.1 Принятие решения о прекращении или продолжении работы с группой товаров, или оптимизация структуры продаж

При принятии такого решения первостепенным является не абсолютная выручка от реализации того или иного изделия, а доля его участия в общей сумме прибыли.

 

Пример 1:

Показатели Изделия
Т1 Т2 Т3 Т4 Т5 Всего
Выручка от продажи товара, тыс. д.е.            
Прямые затраты, тыс. д.е.            
Добавленная стоимость, тыс. д.е.       -15    
Добавленная стоимость, %       -45    
Постоянные накладные расходы, тыс. д.е.            
Чистая прибыль, тыс. д.е.            

 

Пример 2:

Показатели Изделия
Т1 Т2 Т3 Т4 Т5 Всего
Выручка от продажи товара, тыс. Д.Е.            
Прямые затраты, тыс. д.е.            
Добавленная стоимость, тыс. д.е.            
Добавленная стоимость, %           42,2
Постоянные накладные расходы, тыс. д.е.            
Чистая прибыль, тыс. д.е.            

 

В примере 2 показана ситуация, когда из числа выпускаемых предприятием изделий исключено изделие Т4.

Подобное решение – одно из самых принципиальных в управлении деятельностью предприятия: первостепенным моментом является не абсолютная выручка от продажи того или иного изделия, а доля его участия в общей прибыли, получаемой предприятием от реализации всех выпускаемых изделий. В данном примере в результате прекращения производства изделия Т4 суммарная добавленная стоимость, а следовательно, и чистая прибыль предприятия, увеличиваются на 15 тыс. д.е., несмотря на то, что выручка предприятия от продажи оставшихся изделий уменьшается на 100 тыс. д.е.

 

 

11.2 Анализ затрат на производство

Целесообразен данный метод только тогда, когда реальные условия производства таковы, что постоянные накладные расходы могут возмещаться и фактически возмещаются в ценах, установленных для определенного базового количества производимых и продаваемых изделий, а установление цен на базе прямых затрат происходит только для дополнительного количества изделий.

Значит, метод прямого отнесения затрат можно с уверенностью применять при установлении цен только тогда, когда есть неиспользованные резервы производственных мощностей и когда все постоянные накладные расходы возмещаются в ценах, установленных в зависимости от текущего объема производства.

 

Показатели В расчете на 5000 штук, тыс. д.е. В расчете на единицу продукции, д.е.
Прямые затраты на материалы   2,0
Прямые затраты на рабочую силу   0,4
Прямые накладные расходы   0,6
Итого основных затрат   3,0
Переменные накладные расходы   0,8
Итого прямых затрат   3,8
Постоянные накладные расходы   1,2
Полные затраты (себестоимость)   5,0
Прибыль   1,0
Продажная цена   6,0

 

В этом примере изделие продается по цене 6,0 д.е., т.е. с прибылью 20% по отношению к его себестоимости. Прямые затраты на изготовление изделия, т.е. затраты, изменяющиеся пропорционально количеству выпущенных единиц изделия, составляют 3,8 д.е.

Теперь, если мы знаем, что 5 тыс. ед. изделия уже продаются на внутреннем рынке, и полагаем, что какое-то дополнительное количество может быть продано на внешних рынках, мы можем использовать известные нам прямые затраты в размере 3,8 д.е. в качестве базы определения экспортной цены, поскольку:

- постоянные накладные расходы в размере 6 тыс. д.е. не изменятся, и их долю в себестоимости каждого изделия в размере 1,20 д.е. не нужно будет возвращать в ценах изделий, реализуемых на экспортных рынках;

- при продаже на экспорт ограничиться прибылью меньшей, чем 1,0 д.е. Другими словами, экспорт этого изделия будет осуществляться с прибылью, если его экспортная цена будет выше величины прямых затрат в размере 3,8 д.е.

Если мы хотим при этом получать прибыль, например в размере 20% прямых затрат, мы должны продавать изделие по цене 4,56 д.е. (3,8 д.е.+0,76 д.е.).

Использование метода прямого отнесения затрат на себестоимость не может быть применим для установления цен на все товары.

 

11.3 Принятие решения о комплектующих изделиях

При принятии решения следует исходить из следующего:

1) величина постоянных накладных расходов остается неизменной независимо от принятого решения, поэтому эти затраты не являются релевантными и их не следует учитывать;

2) сравнение необходимо проводить между величиной прямых переменных затрат и предлагаемой ценой поставщика, и только на базе этого сравнения следует принимать решение о собственном производстве комплектующих или закупке.

Однако на принятие окончательного решения может влиять и то, что если покупать данную деталь на стороне, то освобождающиеся при этом производственные мощности можно с прибылью направить на другие цели, а это приведет к покрытию указанных постоянных накладных расходов.

11.4 Принятие или отклонение специального заказа

Организации часто сталкиваются с проблемой принятия решения о продаже своих товаров в больших количествах по специальным ценам.

В данной ситуации необходимо учитывать: 1) только величину переменных прямых затрат (в расчете на то, что постоянные накладные расходы возмещаются в ценах товаров основного производства); 2) предлагаемую цену заказчика; 3) операционный результат от принятия спец. заказа.

11.5 Влияние ограничивающего воздействия основных факторов на добавленную стоимость

В случае, когда у компании есть ограниченные производственные возможности, совсем не обязательно выпускать товар, который в результате продажи дает наибольшую величину добавленной стоимости на единицу продукции. Прибыль будет увеличена за счет производства товара, который дает наибольшую добавленную стоимость на единицу ограничивающего фактора.

Пример 1. Компания производит и продает товары А и Б. Из-за отсутствия достаточного количества станков компания располагает только 2 тыс. машино-ч в неделю.

 

Исходные данные:

Показатели Товар А Товар Б
Производительность станка, шт/ч.    
Цена, д.е.    
Переменные производственные затраты, д.е.    
Постоянные накладные расходы, тыс. д.е.    

 

Принимая решение о том, какой из двух товаров следует производить, нет необходимости указывать постоянные накладные расходы, потому что они одни и те же независимо от принятого решения. Поэтому решение принимается на базе сравнительной калькуляции:

Показатели Товар А Товар Б
Цена, д.е.    
Переменные затраты, д.е.    
Добавленная стоимость, д.е.    
Затраты маш. времени на единицу выпущенной продукции, ч 1/3  
Добавленная стоимость на единицу машинного времени, д.е.    

 

Таким образом, правильным будет решение о производстве только товара А. Насколько оно правильно, видно из сравнительной таблицы, в которой приведены результаты альтернативного выпуска товара А или товара Б:

Показатели Товар А Товар Б
Объем производства, тыс. шт.    
Прибыль на единицу выпущенной продукции, д.е.    
Суммарная прибыль, тыс. д.е.    
Постоянные накладные расходы, тыс. д.е.    
Чистая прибыль или убыток, тыс. д.е. +4 -14

 

Решение «производить или покупать». При маржинальном анализе выявляется не только критический объем продаж, соответствующий точке безубыточности, но и объем продаж, обосновывающий решение «производить или покупать», эффективность технологий при планировании и прогнозировании производства.

 

Пример 2. Предприятию требуется оценить финансовые результаты от производства и продажи двух моделей двигателей.

  Показатели Модель двигателя
А Б
  Выручка от реализации (без НДС и акцизов), грн.    
  Переменные расходы    
  Маржинальный доход (валовая маржа) (стр.1 ─ стр.2), грн.    
  Уровень маржинального дохода к объему продаж, доли (стр.3/стр.1) 0,18 0,23
  Сумма постоянных затрат, в том числе:    
5.1 Постоянные затраты первой ступени    
5.2 Постоянные затраты второй ступени    
  Промежуточный маржинальный доход (промежуточная маржа) (стр.1─ стр.2 ─ стр.5.1)    
  Уровень промежуточной маржи к объему продаж, доли (стр.6/стр.1) 0,155 0,1774
  Финансовый результат от реализации товаров (стр.1─ стр.2 ─стр.5) -11  

 

Среди постоянных затрат могут возникнуть дополнительные расходы с вводом дополнительного оборудования, привлечением управленческого персонала, увеличением площадей, т.е. часть постоянных затрат в отдельных ситуациях может изменяться. Это различие в их составе предполагает деление их на две ступени. К первой ступени постоянных затрат следует отнести только ту часть постоянных расходов, которая изменяется при вводе или изменении объемов производства рассматриваемого изделия, а ко второй ступени ─ затраты, остающиеся неизменными при указанных изменяющихся условиях. Прямые и косвенные затраты могут быть включены как в первую, так и во вторую ступень градации затрат в соответствии с указанными признаками.

Если в какой-либо ситуации окажется, что часть затрат, отнесенных на данном предприятии к переменным, не изменяется с изменениями в производстве рассматриваемого изделия, то эти переменные затраты при включении в расчет промежуточного маржинального дохода следует уменьшить на не изменяющуюся часть (если такая часть имеется в рассматриваемом случае) и отнести их ко второй ступени постоянных затрат, включаемых в расчет промежуточной маржи. При отказе от исключения не изменяющейся части издержек из суммы переменных затрат эта часть (обычно она относится к косвенным затратам) окажется дважды включенной в расчет промежуточной маржи. Такое повторное включение исказит финансовую оценку результатов.

Для удобства включения не изменяющихся переменных затрат в расчет промежуточной маржи общие переменные затраты также следует разделить на две ступени – для последующего суммирования второй ступени переменных издержек со второй ступенью постоянных издержек.

Таким образом, промежуточная маржа (промежуточный маржинальный доход) есть результат от реализации товаров после возмещения той части переменных и постоянных затрат, величина которой потребуется при производстве данного изделия либо изменяется с изменением объема выпуска.

Для приведенного примера промежуточная маржа равна разности между выручкой от реализации товаров, переменными расходами и постоянными расходами первой ступени. Промежуточный маржинальный доход по своей величине занимает промежуточное положение между маржинальным доходом (валовой маржой) и прибылью.

Из расчетов следует, что модель А приносит убыток а размере 10,8 грн, а модель Б ─ прибыль в сумме 771 грн.

Обычная оценка финансовых результатов приводит к выводу о нецелесообразности выпуска модели А. При рассмотрении с позиции операционного анализа следует, что отказ от производства модели А будет ошибочным, потому что его реализация покрывает все затраты, зависящие от производства данной модели, т.к. промежуточный маржинальный доход имеет положительное значение. Кроме того, постоянные затраты второго уровня не зависят от изменения объема выпуска модели А, поэтому они не уменьшатся в случае отказа от производства модели с отрицательным финансовым результатом, а прибавятся к сумме затрат второй ступени модели Б (6746+5289=12035 грн) и сделают ее убыточной!

Это связано с тем, что существующие производственные мощности, требующие постоянных расходов (на закупку машин и оборудования, суммы амортизации, инженерное и кадровое обеспечение, включая финансовые издержки), в случае отказа от производства одной из моделей будут использоваться неэффективно и принесут убыток.

Таким образом, финансовым результатом от реализации модели А в данном случае следует считать промежуточный маржинальный доход, т.е. в рассматриваемой ситуации для предприятия важно, чтобы промежуточная маржа покрывала максимальную часть постоянных затрат второго уровня, тем самым увеличивая прибыль.

В операционном анализе можно также оценивать критические соотношения расходов. Оценка критических соотношений себестоимости и стоимости закупок на основе постоянных и переменных затрат позволяет эффективно обосновать выбор стратегии: производить или покупать предметы производства.

Пример 3. Для ремонта станков требуются соответствующие запчасти в количестве 400 ед. в год. Если их изготавливать, то постоянные затраты, связанные с производством этих деталей, составят 123 тыс. грн, а переменные расходы на единицу изделия равны 0,7 тыс. грн. Готовые детали для ремонта можно приобрести по 1,1 тыс. грн за единицу. Необходимо определить, что выгоднее для данного предприятия: производить или покупать запчасти.

Чтобы решить поставленную задачу, выразим стоимость приобретенных деталей через цену и количество деталей:

 

С = Ц ´ К, (4)

 

где Ц – цена;

К – количество.

Себестоимость выразим через постоянные и переменные затраты:

 

Сс = П + V ´ К, (5)

 

где П – общие постоянные затраты;

V – удельные переменные затраты (являются предельными затратами).

Приравняв стоимость и себестоимость, получим уравнение

 

Ц ´ К = П + V ´ К.

 

Подставив исходные данные, имеем:

1,1 ´ К = 123 + 0,7 ´ К => К = 308 единиц.

Расчеты показывают, что при годовом производстве 308 деталей расходы на их закупку совпадут с себестоимостью производства. При выпуске свыше 308 ед. в год более экономным будет собственное производство, а при меньшей потребности для предприятия более выгодно их покупать.

Поскольку годовая потребность составляет 400 ед. в год, то предприятию выгоднее производить, а не покупать запчасти.

Тема 2.4. Классификация затрат для осуществления процесса контроля и регулирования

1 Регулируемые и нерегулируемые затраты и доходы

2 Нормативные затраты

3 Затраты прошлого периода

4 Значимые затраты

5 Альтернативная стоимость

6 Понятие гибкой сметы

1 Регулируемые и нерегулируемые затраты и доходы

Принципы учета затрат путем их распределения между продуктами не подходят для осуществления контроля за ними и их регулирования, так как цикл производства продукта может состоять из нескольких различных технологических операций, за каждую из которых отвечает отдельное лицо. Поэтому, имея сведения о себестоимости продукции, невозможно точно определить, как распределяются затраты между отдельными участками производства (центрами ответственности).

Эта проблема решается, если установлена взаимосвязь затрат и доходов с действиями конкретных лиц, ответственных за расходование соответствующих средств. Такой подход к учету затрат известен как учет затрат по центрам ответственности за расходование средств. Он основан на принципе выделения зон ответственности согласно организационной структуре фирмы. Эти зоны называются центрами ответственности. Центр ответственности может быть определен как сегмент (участок) организации (предприятия), менеджер (руководитель) которого индивидуально отвечает за его работу.

Затраты и доходы, регистрируемые по центрам ответственности, классифицируются как регулируемые и не регулируемые менеджером центра ответственности. Все затраты регулируемы на определенном управленческом уровне.

Регулируемые затраты логически являются предметом регулирования со стороны менеджера, сфера ответственности которого связана с этими затратами. В противном случае затраты должны вполне определенно классифицироваться как не регулируемые со стороны менеджера данного центра ответственности.

Затраты считаются регулируемыми тогда, когда их величина устанавливается руководителем функционального подразделения и их уровень в значительной степени поддается влиянию менеджера.

Нерегулируемыми называются затраты, которые не подлежат воздействию на данном уровне управленческого контроля.

Все переменные затраты, такие, как прямые материалы, труд, переменные накладные расходы, обычно рассматриваются как регулируемые руководителем функционального подразделения. С другой стороны, постоянные затраты, такие, как расходы на амортизацию заводского оборудования, не могут быть предметом регулирования руководителем функционального подразделения, поскольку он не обладает полномочиями при закупке оборудования.

2 Нормативные затраты

Нормативными называются заранее установленные расходы, выступающие в качестве показателей, которые требуется соблюдать. В основе их расчета лежит количество производственных ресурсов, необходимых для эффективного производства.

Пример 1. Удельные нормативные затраты материала определяются путем умножения нормативной цены за 1 кг материала на выраженную в килограммах норму расхода материала на единицу продукции. Предлагается нормативная цена и необходимое количество материала:

Закупочная цена 3$

Транспортировка 0,12

Приемка и разгрузка 0,02

Минус: торговая скидка 0,04

Нормативная цена за 1 кг 3,10

Удельная норма расхода материалов

по спецификации, кг 1,2

Норма допустимых потерь и брака, кг 0,1

Норма выбраковки, кг 0,1

Нормативное количество на ед. продукции, кг 1,4 кг

Определив нормативные цены и количество, получаем нормативные затраты материала на единицу готовой продукции:

1,4 кг * 3,1 $ = 4,34 $ на единицу.

3 Затраты прошлого периода

Затраты прошлого периода представляют собой стоимость уже потребленных ресурсов, на итоговую величину которых уже нельзя повлиять никакими решениями – ни настоящими, ни будущими. Затраты прошлого периода не считаются значимыми для принятия последующих решений, поскольку это затраты давно свершившиеся.

4 Значимые затраты

Значимыми затратами называются ожидаемые будущие затраты, величина которых служит основанием для выбора определенного варианта решения. Такой подход является ключевым для принятия краткосрочных и долгосрочных решений (будет рассмотрен далее).

5 Альтернативные издержки

Концепция альтернативных издержек является основой стратегического учета и проблемы выбора в концепции предприятия.

Принцип альтернативных издержек: если в результате принятого решения потребляется какой-либо ресурс, то происходит изменение суммы денежных средств, связанное с использованием этого ресурса, которое возникает как логическое следствие принятого решения.

Экономисты называют альтернативными издержки в результате упущенной следующей наилучшей альтернативы.

«Следующая наилучшая» ─ т.е. менеджер, принимающий решение, действует рационально в том смысле, что при отказе от выбора определенного варианта действий он выбрал бы следующую наилучшую альтернативу.

Фактически мы имеем дело с денежной наличностью, упущенной лицом, принимающим решение, в результате этого решения и ни по какой другой причине.

Во многих случаях решение об отказе от какой-либо операции не приводит к явному изменению наличности, но альтернативные издержки все же имеют место.

Пример 2. Приобретенная книга прочитана и поставлена на полку. Читать ее еще раз никто не собирается. Имея книгу (в указанной ситуации), владелец несет издержки, хотя отток наличности не наблюдается. Оставив у себя эту книгу, владелец отказался от следующей наилучшей альтернативы, которая состоит в продаже книги. Ее продажная цена представляет сумму наличности, которую владелец упускает, оставив книгу на полке.

Финансовые последствия использования определенной альтернативы анализируются по следующим направлениям:

- Выгоды: доход или положительное изменение наличности как результат реализации решения об использовании этой возможности (и ни по какой другой причине).

- Издержки: отрицательное изменение наличности, вызванное использованием этой возможности вместо следующего наилучшего варианта действий.

Согласно закону Райана, затраты и доходы возникают только в те моменты, когда потоки денежной наличности пересекают границы предприятия. Т.о., операции с наличностью между двумя партнерами внутри одной фирмы нельзя отнести к альтернативным издержкам для данной фирмы. В случае корпоративного решения операции с наличностью между подразделениями предприятия нельзя учитывать их как альтернативные издержки, но можно с внешними лицами и компаниями.

Некоторые спорные моменты относительно концепции альтернативных издержек:

1 Метод альтернативных издержек не учитывает постоянных затрат и амортизации.

2 Альтернативные издержки субъективны, в то время как учетные затраты представляют измеренные фактические данные.

3 Использование метода альтернативных издержек для всего процесса принятия решений делает этот процесс внутренне неструктурированным. Простые четные процедуры оценки позволяют «делегировать» решения (т.е. принятыми решениями манипулируют в интересах высшего руководства).

4 Оценка альтернативных издержек не приемлема для принятия долгосрочных решений. Без больших погрешностей она используется только для принятия решений в кратковременных интервалах.

Альтернативные издержки и накладные расходы. Результатом использования концепции альтернативных издержек является вывод, что в ситуации, когда предприятие имеет взаимоисключающие друг друга возможности, оно должно предпочесть вариант, итогом которого будет максимальный приток денежных средств.

Однако можно возразить: могут быть приняты решения, приводящие к притоку наличности, но не покрывающие накладные расходы, которые могут быть отнесены на данный продукт или проект.

И если предприятие постоянно использует такой подход или договорные цены не покрывают полные затраты, тогда накладные расходы также не покрываются, и предприятие оказывается в убытке. Однако эти рассуждения ошибочны. Снова необходимо отметить, что лицо, принимающее решение, должно всегда соглашаться на сделку, которая приводит к увеличению денежных средств фирмы, даже если эта сделка не покрывает накладных расходов в общепринятом смысле. Почему?

1 Если предприятие в течение длительного срока не покрывает накладных расходов, то это предприятие терпит крах. Но эта проблема связана не с принятием решений, основанных на притоке наличности, а с долгосрочными решениями, в основе которых лежит потенциал предприятия.

2 Если одна из деловых альтернатив не покрывает все учетные затраты, но дает приток наличности, то существуют ли альтернативы этой возможности? Предприятие может отказаться от этой возможности и тем самым упустить шанс хотя бы частичного покрытия постоянных накладных расходов.

Если в долгосрочной перспективе приток денежных средств, в результате использования всех возможностей наиболее эффективным образом, больше первоначально понесенных, то предприятие выживает, а иначе ─ терпит крах. Это хорошо демонстрируют «весы финансового выживания» (рис. 13).

 

 


Рисунок 13 – Весы финансового выживания

6 Понятие гибкой сметы

Ранее мы рассмотрели постоянные, переменные, полупостоянные и полупеременные затраты. Классификация затрат по такому параметру, как динамика, в зависимости от изменений объема (уровня) производства, представляется также очень важной для осуществления контроля и регулирования.

Предположим, что в структуру регулируемых затрат по данному центру ответственности включаются только переменные затраты. Сметная сумма затрат на единицу произведенной продукции составляет 1 д.е., и по смете запланирован на следующий период выпуск 400 ед. продукции. Фактический объем производства на данный период составил 500 ед. при фактических затратах 480 д.е. В следующем примере сведены два возможных варианта отчета об исполнении сметы, составленных при помощи двух методов.

Пример 3. Согласно неправильному методу сравниваются фактические затраты на выпуск 500 ед. продукции со сметными затратами на 400 ед. Вполне очевидно, что здесь сравниваются неадекватные случаи (разные объемы производства), и поэтому такой путь не может быть использован для оценки работы менеджера по контролю и регулированию затрат. Фактически данный вариант отчета об исполнении сметы показывает, что менеджер действовал крайне неудачно в направлении контроля за затратами и их регулирования. На самом же деле это совсем не так. При помощи правильного метода сравниваются фактические затраты на 500 ед. продукции со сметными затратами на 500 ед. и четко показывается, что действия менеджера по осуществлению контроля за затратами и их регулированию были вполне успешными.

Сравнительный анализ отчетов об исполнении сметы (А):

Неправильный метод (А) Правильный метод (Б)
Переменные затраты Сметные затраты, д.е.   Фактические затраты, д.е.   Переменные затраты Сметные затраты, д.е.   Фактические затраты, д.е.  
           

 

При осуществлении контроля и регулирования затрат очень важно, чтобы сравнивались фактические и сметные затраты для одного и того же объема выпуска продукции. Для этого полные затраты должны быть сначала разделены на постоянные, переменные, полупостоянные и полупеременные, чтобы можно было привести сметные затраты к реальному объему производства того периода, за который оценивается работа менеджера. Такой подход называется составлением сметы с учетом изменений затрат, связанных с колебаниями объема производства, или гибкой сметы.

РАЗДЕЛ 3. АККУМУЛИРОВАНИЕ ДАННЫХ О ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАТРАТАХ ДЛЯ ОЦЕНКИ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОИЗВЕДЕННОЙ ПРОДУКЦИИ

Тема 3.1. Учет материалов и рабочей силы

1 Процедура управления материалами

2 Исчисление стоимости отпускаемого сырья

3 Учет потерь запасов

4 Учет затрат на транспортировку

5 Учет затрат на перемещение материалов

6 Закупка точно к сроку

7 Учет затрат на рабочую силу

7.1 Учет статей затрат на рабочую силу

1 Процедура управления материалами

Цель сбора данных в системе накопления затрат – установить, каковы затраты по двум главным объектам: продукту (для оценки стоимости запаса) и центрам ответственности (в целях контроля за уровнем затрат). Таким образом, система накопления затрат – это суммирование затрат по центрам ответственности и распределение этих затрат на калькуляционную единицу этих центров. Второй этап обычно называется калькуляцией себестоимости продукции.

При разработке системы учета затрат на материалы и рабочую силу важно ввести соответствующие технические процедуры, которые обеспечивали бы быстрый и правильный сбор данных о затратах. Таким образом, на данном этапе нам необходимо детально ознакомиться с такими процедурами и соответствующей документацией, и мы начнем с процедур контроля и учета материалов.

Рассмотрим рис.14, который иллюстрирует типичную процедуру заказа, получения и отпуска материалов на промышленном предприятии.

 

 
 

 

 


Рисунок 14 – Процедура контроля материалов

Уровень запаса материалов зависит от сроков их поступления и расхода. Ответственность за обеспечение оптимального запаса по каждому наименованию находящихся на хранении материалов несет заведующий складом (кладовщик). Он ведет оперативный учет количества наличных материалов в карточке складского учета (форма М-15). При обработке на компьютерах вместо карточек складского учета достаточно просматривать на дисплее информацию об остатках материалов и точке заказа.

Несоответствие между спросом производства и предложением склада устраняется путем подачи заявки в отдел снабжения на определенное количество материала в размере повторного заказа. Если действует компьютеризированная система, то компьютер автоматически печатает заявку, когда уровень запаса достигает точки заказа (уровня запаса, при котором наступает необходимость его пополнения).

Практика показывает, что на складах могут быть допущены ошибки, влияющие на размер и точку заказа.

Для выявления неточных записей и других ошибок имеется система учета, объединяющая функции контроля запасов и контроля производства.

 

Сущность системы заключается в двухбункерном хранении запасов. При этом ведется основная картотека, где каждое наименование материалов представлено двумя основными карточками. Кроме этого, имеется карточка повторного заказа, вложенная в пакет неприкосновенного запаса. В пакете неприкосновенного запаса указывается надежно упакованная или изолированная партия материалов, соответствующая точке повторного заказа для данного наименования. Пакеты неприкосновенного запаса хранятся в том же месте, где и основные запасы, но их нельзя трогать до тех пор, пока основной запас не будет полностью исчерпан. Только тогда пакет с неприкосновенным запасом можно распечатать и расходовать этот запас на удовлетворение потребностей до тех пор, пока не будет заказана или изготовлена новая партия. Когда открывается пакет с неприкосновенным запасом, то вложенная в него карточка повторного заказа переносится в отдельный ящик для повторных заказов.

 

До введения системы двухбункерного хранения отмечалось увеличение числа заявок на срочное приобретение материалов и рост (на 5…10%) расходов, связанных со срочным приобретением и хранением неожиданного (непланируемого) роста складских запасов, и в целом значительное повышение издержек против смет расходов.

Предложенная система дает снижение дефицита материалов до 0,5…0,75% в месяц.

Главными причинами нехватки исходных материалов являются:

1) неожиданно высокий спрос в течение короткого промежутка времени;

2) необычно длительные задержки в производстве готовых деталей;

3) невозможность для поставщика выполнить договор о поставках в установленный срок;

4) брак, выявленный при осмотре.

Когда уровень запасов тех или иных материалов достигает точки заказа, заведующий складом заполняет требование на закупку – просьбу отделу закупок приобрести данный материал в размере заказа у соответствующего поставщика. Если действует компьютеризированная система, то компьютер автоматически печатает требование на закупку, когда уровень запаса достигает точки заказа.

Закупка материалов. Когда отдел закупок (материально-технического обеспечения) получает копию требования на закупку, служащий, ведающий вопросами закупок, выбирает соответствующего поставщика, основываясь на информации экспертов, которой располагает отдел, и затем составляет заказ на поставку, в котором содержится просьба к поставщику поставить материалы, перечисленные в заказе. Копия заказа на поставку направляется в отдел приемки для сверки данных этого документа с количеством товаров, когда они прибудут.

Приемка материалов. При приемке материалов отделом материальных запасов (отделом хранения, складом) их осматривают и сверяют с данными накладной на груз, заполненной поставщиком, и копией заказа на поставку. Отдел материальных запасов затем вносит полученные товары в извещение о получении товара (ИПТ) и делает необходимые записи в соответствующей складской карточке в графе «Принято». Копии извещения о получении товара передаются в отдел закупок и в бухгалтерию. В отделе закупок будет отмечено, что заказ выполнен, а в бухгалтерии извещение о получении товара будет сверено со счетом поставщика, с тем, чтобы оплату произвести только за те товары, которые были действительно получены. Затем записи о товарах, перечисленных в ИПТ, вносятся в соответствующую графу счета Главной книги, где отражаются данные о запасах. Ниже представлен пример счета по запасам Главной книги:

СЧЕТ ЗАПАСОВ ГЛАВНОЙ КНИГИ Материал Код Максимальное количество Минимальное количество
Дата Получено Отпущено Запас
ИТП № Ко личе ство Цена единицы, д.е. Сумма, д.е. Требование № Ко ли-че ство Цена единицы, д.е. Сумма, д.е. Ко личе ство Цена единицы, д.е. Сумма, д.е.
                       

На большинстве предприятий для ведения подобного учета в настоящее время используются компьютеры.

Отпуск материалов. Формальным основанием для того, чтобы приступить к производству, является выдаваемый планово-производственным отделом определенному производственному подразделению (цеху) наряд на производство. Планово-производственный отдел также определяет количество материалов, необходимое для выполнения наряда, и перечисляет необходимые материалы в требованиях на отпуск со склада (ТОС), которые прилагаются к наряду на производство. Когда мастер цеха получает этот наряд, он передает ТОС заведующему складом в обмен на соответствующие материалы. Заведующий складом после этого заносит данные, содержащиеся в ТОС, в колонку «Отпущено» соответствующей складской карточки. Когда бухгалтерия получает ТОС, она проставляет цену и сумму по каждому виду материалов, перечисленных в нем. Эти данные для каждого вида отпущенных материалов берутся из колонки «Получено» соответствующего счета Главной книги, в которой фиксируются запасы. (Помните, что для каждого отдельного вида материалов, находящихся на складе, в Главной книге имеется отдельный счет). Информация, содержащаяся в ТОС, переносится в колонки «Количество», «Цена» и «Сумма» различных счетов Главной книги, и подсчитывается баланс количества и итогов каждого конкретного вида материалов. На многих предприятиях эти операции выполняются при помощи компьютера. Например, в компьютер могут вводиться данные о получаемых и отпускаемых материалах, и, соответственно, отпадает надобность в таких документах, как складские карточки и счета Главной книги, отражающей запасы.

Начисление стоимости материалов в счет заказов. Стоимость каждого отпущенного материала должна теперь быть начислена по соответствующему номеру заказа или отнесена к соответствующим накладным расходам, при этом необходимая информация берется из ТОС. Из рис. 14 видим, что номер заказа или номер записи о накладных расходах должен быть предварительно проставлен мастером цеха. Последний этап состоит из следующих операций, осуществляемых бухгалтерией:

1) сокращения запасов сырья путем внесения записей об отпущенных ценностях в счета Главной книги по запасам;

2) фиксации количества отпущенных материалов на счете, где отражаются данные о заказах или накладные расходы.

Процедура учета материалов схематично представлена на рис.15.

 

 


Рисунок 15 – Процедура учета материалов

2 Исчисление стоимости отпускаемого сырья

Трудность, возникающая каждый раз, когда отпускаются материалы, заключается в том, по какой ценеих отпускать. Это происходит потому, что материалы одного и того же вида могли быть закуплены по различным ценам. Фактическая стоимость может в таком случае иметь несколько значений, и необходимо выбрать какой-то один метод определения цены отпускаемых материалов.

Имеется несколько методов, которые могут быть использованы для расчета фактической цены отпущенных материалов и оценки конечного запаса.

Во-первых, мы можем предположить, что партия, полученная первой, была первой и отпущена; это метод «первая партия на приход–первая в расход» (FIFO).

Во-вторых, мы можем предположить, что последний товар, поступивший на склад, был отпущен первым, т. е. «последняя партия на приход – первая в расход» (LIFO).

В-третьих, если невозможно определить, какая партия была отпущена – первая или вторая, имеются веские основания для отпуска товара по средневзвешенной цене запаса.

Выбор метода исчисления запасов в зависимости от цели учета. Следует отметить, что согласно методам FIFO, LIFO и средневзвешенной цены начисление стоимости заказа и оценка запаса осуществляются по затратам, но какой метод следует использовать? Прежде чем ответить на этот вопрос, обратим внимание на то, что определение цены отпускаемых запасов служит двум целям:

1 Начисляются затраты на материалы по различным заказам; затем они образуют часть оценки запаса (для нереализованной продукции) и себестоимость реализованной продукции (продукции, которая была продана). Здесь решается вопрос исчисления прибыли и оценки запаса для внешней отчетности.

2 Калькулируются затраты будущего периода на материалы в целях принятия решений и установления цены на продукцию.

Для управленческого учета главной является вторая цель.

Рассмотрим эти цели более детально.

Внешняя отчетность. Метод, выбранный с тем, чтобы удовлетворять требованиям внешней отчетности, скорее всего, будет неприемлем для принятия решений: затраты на выполнение заказов учитываются по фактическим расходам прошлого периода, тогда как для принятия решений необходима информация о будущих издержках и оптимальных расходах.

Метод, избранный для ведения внешней отчетности, может иногда обеспечить удовлетворительное приближение к издержкам будущего периода, данные о которых необходимы для принятия решений, но это зависит от обстоятельств.

Выясним, насколько применим каждый из трех методов оценки запасов (FIFO, LIFO, средневзвешенной цены) для целей внешней
отчетности.

Метод FIFO – самый логичный в том смысле, что при его применении делаются соответствующие допуски при движении материалов на предприятии; т.е. предполагается, что товары, полученные первыми, будут и отпущены первыми. В период инфляции материалы, полученные раньше других и имеющие самую низкую цену, будут отпущены первыми. Это предположение ведет к расчету более низкой себестоимостиреализованной продукции и, следовательно, к более высокой прибыли, чем та, которая была бы получена, если бы применялся каждый из двух других методов. При этом оценка конечного запаса сырья будет рассчитана по самым последним и поэтому самым высоким ценам.

При использовании метода LIFO закладываются последние затраты на продукцию, т.е. по более высоким ценам. Это ведет к более высокой себестоимости реализуемой продукции и к более низким прибылям, чем при использовании методов FIFO и средневзвешенных цен. Оценка конечного запаса сырья будет исчисляться по самым ранним и, следовательно, более низким ценам.

При использовании метода средневзвешенной цены себестоимость реализованной продукции и оценка конечного запаса будут находиться между значениями, полученными по методам FIFO и LIFO.

Метод LIFO неприемлем для оценки запаса в целях исчисления налогов, хотя это не исключает возможности его использования при условии корректировки данных отчетности.

Поэтому для формирования внешней отчетности следует использовать метод FIFO или средневзвешенных цен.

Принятие решений. В данном случае интерес представляют будущие расходы на сырье. Использование материалов на той или иной операции обычно ведет к тому, что эти материалы приходится возмещать. В этой ситуации расходы на материалы будущего периода будутзатратами замещения. Кроме того, администрации могут понадобиться ежемесячные или ежеквартальные отчеты о прибылях и убытках, и можно утверждать, что исчисление прибыли будет правильнее, если запасы будут оцениваться по цене замещения.

Наиболее приемлемый метод определения цены отпускаемых запасов для принятия решений – это метод цены замещения.

Использование оценки запаса по стоимости замещения вызывает определенные трудности.

Проблему можно преодолеть, если использовать ориентированную на будущее систему оценки по нормативной стоимости, которая будет рассмотрена ниже. Но система оценки запасов по нормативной стоимости применима не на всех предприятиях. Поэтому существуют веские доводы в пользу какого-либо простого метода оценки запасов, который обеспечит достаточное приближение к цене замещения.

Кроме того, разница между затратами замещения и затратами, исчисленными согласно каждому методу оценки запасов, в значительной степени зависит от скорости оборачиваемости запасов. Чем больше эта скорость, тем короче период от приобретения сырья до сбыта и, следовательно, тем ближе затраты прошлого периода к затратам замещения. Когда скорость оборачиваемости запасов высока или когда цены остаются достаточно стабильными, метод FIFO обеспечивает удовлетворительное приближение, и в таких обстоятельствах выбор метода оценки запасов может быть не столь важным для принятия решений. Имеются веские основания для использования того же метода оценки запасов, что и при формировании внешней отчетности.

Когда скорость оборачиваемости запасов невысока и цены нестабильны, можно с уверенностью отдать предпочтение методу LIFO, если он дает достаточное приближение к затратам замещения: применяется обычно самая высокая закупочная цена, и она будет ближе всего к стоимости замещения.

Использование метода LIFO может породить проблемы для админист




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 697; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.335 сек.