Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

План лекции. Цена на основе рентабельности активов = Суммарные затраты на единицу + (Желаемая ставка рентабельности активов × Общая стоимость активов / Ожидаемый




Цена на основе рентабельности активов = Суммарные затраты на единицу + (Желаемая ставка рентабельности активов × Общая стоимость активов / Ожидаемый объем производства в единицах).

Цена на основе рентабельности продаж = Суммарные затраты на единицу + (Процент наценки × Суммарные затраты на единицу).

Процент наценки = Желаемая величина прибыли / Суммарные затраты.

Цена на основе валовой прибыли = Суммарные производственные затраты на единицу + (Процент наценки ´ ´ Суммарные производственные затраты).

Цена на основе переменных затрат = Переменные производственные затраты на единицу + (Процент наценки (надбавки) × Переменные производственные затраты на единицу).

Процент наценки = (Желаемая величина прибыли + Суммарные постоянные производственные затраты + Коммерческие, общие, административные расходы) / Суммарные переменные производственные затраты.

Oq = Зн – Знр.

Зн = 3н const + Сн var´ Qф.

 

8 Определяют отклонение затрат, вызванное изменением цен на ресурсы и норм расхода ресурсов:

Ое = Зф – Зн.

9 Рассчитывается отклонение, вызванное изменением объема выпуска:

Достоинства: см.п. 7.1.2;

- учитывается характер поведения затрат в зависимости от объема, что обеспечивает более точный расчет и дает информацию для оперативного управления;

- по сравнению с п. 7.1.2.1 улучшаются возможности для контроля; учитываются отклонения за счет объема

Недостатки: сложность по сравнению с п. 7.1.2.1;

- одинаковый подход к определению постоянных и переменных затрат (при корректировке на изменение объема постоянные затраты рассматриваются как переменные), что искажает результат

 

7.1.3 Учет по плановой себестоимости (стандарт-кост)

- Плановые величины основаны не на прошлом опыте, а на прогнозах на будущее

- Прямые переменные затраты планируются по видам продукции, остальные – по центрам затрат. Планируются и цены, и количество

Достоинства: см. п. 7.1.2; более глубокая обоснованность плановых величин по сравнению с нормативными обеспечивает увеличение точности прогнозов и эффективности контроля;

Недостатки: относительная сложность

7.1.3.1 С фиксированным объемом выпуска

Аналогичен учету по нормативной себестоимости с фиксированным объемом, отличие – вместо нормативных используются плановые величины

- См. п. 7.1.3

- Относительная простота

- Нет необходимости классифицировать затраты

- См. п. 7.1.2.1

7.1.3.2 С меняющимся объемом выпуска

Аналогичен учету по нормативной себестоимости с меняющимся объемом, отличие – вместо нормативных используются плановые величины

Достоинства: см. п. 7.1.3;

- учитывается характер поведения затрат в зависимости от объема, что обеспечивает высокую точность результатов расчета и дает информацию для оперативного управления;

- по сравнению с п. 7.1.3.1 улучшаются возможности контроля; учитываются отклонения за счет объема

Недостатки:

- см. п. 7.1.З;

- см. п. 7.1.2.2.

 

7.2 Учет по усеченной себестоимости

На объект калькуляции (продукцию, центр затрат и др.) относят лишь те затраты, которые при выбранном подходе рассматриваются как непосредственно связанные с данным объектом

Достоинства:

- Финансовый результат по всему предприятию и по отдельным видам продукции не зависит от выбора метода распределения постоянных затрат

- Возможность сравнения себестоимости различных периодов только в части релевантных затрат; нерелевантные, неподконтрольные затраты не влияют на результат сравнения

- Учет характера поведения затрат в зависимости от объема

Вследствие учета характера поведения затрат в зависимости от объема возможны:

- анализ причин отклонений;

- оценка минимального критического объема производства;

- оценка риска;

- планирование затрат и результатов;

- оптимизация объема производства;

- оптимизация структуры выпуска;

- ценообразование в коротком периоде;

- контроль;

- выявление причинно-следственных связей, т.е. "рычагов управления" затратами

Недостатки:

- Отсутствует расчет полной себестоимости продукции, необходимый согласно законодательству

- Заниженная себестоимость запасов

- Разделение постоянных и переменных затрат затруднено (в долгосрочном периоде все затраты превращаются в переменные)

 

7.2.1 Простой директ-кост

- Разделение затрат на переменные и постоянные (фиксируется либо в классификации видов затрат, либо в классификации центров затрат).

- На продукцию относятся только переменные затраты. На центр затрат относятся только переменные затраты на ведение основной деятельности данного центра затрат.

Расчет прибыли:

Пр=S(Цi - Сvаг i) - Сconst,

 

где Пр – прибыль;

Ц – цена i -го вида продукции;

Сvаг i – переменные затраты на единицу i -го вида продукции;

СЗconst – постоянные затраты.

 

По каждому виду продукции рассчитывается сумма покрытия (маржинальная прибыль):

МП = Ц – Сvаг,

 

где МП – маржинальная прибыль (сумма покрытия);

Ц – цена;

Зvаг – переменные затраты на единицу продукции.

 

Дополнительные возможности:

- расчет плановой и фактической маржинальной прибыли;

- расчет сумм покрытия по внутрифирменному обороту (с применением соответствующих трансфертных цен);

- установление минимально допустимой маржинальной прибыли;

- многоуровневый директ-кост.

Достоинства:

- см. п. 7.2

- относительная простота (нет необходимости распределения постоянных затрат на продукцию и на центры затрат);

- информация для ценообразования в краткосрочном периоде (нижняя граница цены в краткосрочном периоде равна переменным затратам);

Недостатки:

- отсутствует информация для ценообразования в долгом периоде;

- рыночная цена на продукцию не всегда известна, что затрудняет планирование маржинальной прибыли;

- возможна нелинейная функция затрат;

- наличие в числе постоянных затрат таких, которые можно непосредственно отнести на конкретное изделие.

7.2.2 Учет покрытия постоянных затрат

Система является логическим продолжением и углублением простого директ-коста (см. п. 7.2.1)

- Затраты подразделяют (по принципу их отношения к объектам калькулирования) на прямые и косвенные, а также на постоянные и переменные.

- Отчет о прибылях и убытках имеет следующий вид:

В - Ноб = Вч;

I = Вч – Сvar изд;

II = CПI – Сvar гр;

П = CПII – Сconst,

 

где В – выручка;

Ноб – налоги с оборота;

Вч – чистая выручка;

I, CПII – суммы покрытия I и II соответственно;

Сvаг изд, Сvаг гр – переменные затраты изделия и группы изделий;

Сconst – постоянные затраты;

П – прибыль

 

Постоянные затраты при необходимости можно разделить на группы (постоянные затраты изделия, группы изделий, центра ответственности, предприятия в целом) и рассчитать соответствующие суммы покрытия. Возможны и другие варианты классификации затрат, например денежные и неденежные.

Достоинства:

- наличие информации для ценообразования в краткосрочном и долгосрочном периодах;

- наличие информации для анализа инвестиций (релевантными для принятия инвестиционных решений затратами можно считать прямые затраты на изделие, на группу изделий и иногда – постоянные затраты центра);

- наличие информации для оптимизации объема производства в условиях ресурсных ограничений (максимизация суммарной маржинальной прибыли);

- наличие информации для выбора технологического процесса и способа организации производства;

- наличие информации для контроля, планирования затрат и результатов;

- нахождение критического объема производства (в краткосрочном и долгосрочном периодах) с целью оценки риска;

- уменьшение степени недооценки запасов по сравнению с простым директ-костом

Недостатки:

- не всегда легко провести выделение группы изделий;

- в себестоимость продукции включаются прямые постоянные затраты, которые на самом деле возникают не вследствие производства продукции, а служат поддержанию производственных мощностей в рабочем состоянии. Поэтому система сближается с учетом по полной себестоимости.

- сложность классификации затрат

7.2.3 Учет покрытия постоянных затрат с относительными прямыми затратами

Разрабатывается иерархия объектов затрат, включающая в себя направления деятельности, центры ответственности, виды затрат, виды продукции, причем все затраты являются прямыми для какого-либо объекта.

Затраты подразделяют на следующие группы:

- прямые и косвенные для заданного объекта (например, продукция, центр затрат);

- постоянные и переменные относительно объема деятельности;

- денежные и неденежные;

- по факторам, определяющим размер затрат (например, численность персонала, производственные площади)

Достоинства:

- нет необходимости распределять косвенные постоянные затраты;

- все затраты рассматриваются как прямые, что дает больше возможностей для контроля;

- наличие информации для оптимизации объема выпуска в условиях ограниченных ресурсов;

- наличие информации для оптимизации структуры выпуска в условиях ограниченных ресурсов.

Недостатки:

- трудно проводить оценку запасов;

- не всегда можно найти объект, для которого затраты являются прямыми;

- сложность метода.

 

7.2.4 Учет плановых предельных затрат

В отличие от директ-коста, используются не фактические, а плановые значения.

В отличие от учета по полной плановой себестоимости фактические затраты сравниваются с плановыми только в переменной, но не в постоянной части.

Сравнение плановых и фактических значений проводят следующим образом:

1 Рассчитывают плановые затраты по центрам затрат.

2 Плановые затраты разделяют на постоянные и переменные.

3 Плановую ставку переменных затрат рассчитывают по формуле

Cп var = Сп var / Qп,

 

где Сп var – плановые переменные затраты;

Qп плановый объем.

 

4 Расчетные плановые переменные затраты определяют по
формуле:

Срп = Сп var ´ Qф,

 

где Q ф – фактический объем.

 

5 Отклонение за счет норм и цен рассчитывают по формуле:

Ое = Сф – Срп,

 

где Сф, Срп – фактические и расчетные плановые затраты соответственно.

 

 

6 Проводят анализ постоянных затрат.

Определяют производительные постоянные затраты:

Сп пол = Спп ´ Qф / Qп,

 

где Q ф, Q п фактический и плановый объемы соответственно.

 

7 Определяют непроизводительные постоянные затраты:

Спб = Спп / Qп ´ (Qф – Qп),

 

где Спп – плановые постоянные затраты;

Q ф, Q п фактический и плановый объемы соответственно.

 

8 Отклонения постоянных затрат не относят на конкретные центры затрат, а списывают на результат всего предприятия.

В себестоимость продукции включают только переменные затраты.

Достоинства:

- см. 7.2.1;

- расширение возможностей для контроля по сравнению с простым директ-костом (см. п. 7.2.1);

- понятность, наглядность.

Недостатки: см. 7.2.1

Тема 4.4. Принятие ценовых решений

1 Концепция ценообразования с позиций микроэкономики

2 Факторы, влияющие на ценовые решения

3 Методы ценообразования

3.1 Ценообразование по методу переменных затрат

3.2 Ценообразование на основе валовой прибыли

3.3 Ценообразование по методу рентабельности продаж

3.4 Ценообразование на основе рентабельности активов

3.5 Целевое калькулирование

4 Трансфертное ценообразование

4.1 Функции трансфертных цен

4.2 Методы исчисления трансфертных цен

1 Концепция ценообразования с позиций микроэкономики

Традиционный подход к ценообразованию основан на теории микроэкономики. Ценообразованию принадлежит главная роль в концепции функционирующего предприятия. Основное положение этой концепции – предприятие функционирует и стремится к максимизации прибыли. Хотя по каждому продукту есть свои доходы и расходы, согласно теории микроэкономики прибыль максимальна, когда разница между суммарными доходами и суммарными затратами наибольшая. Для этого проводится анализ величин в точке безубыточности (критической точке). Для наглядности еще раз приведем соответствующий график безубыточности (рис 32).

 

 
 

 


Рисунок 32 – Анализ величин в критической точке (график А)

 

Левее критической точки (1000 ед.) предприятие будет нести убытки, так как суммарные затраты превышают суммарные доходы. Справа от критической точки – область прибыли, где суммарные доходы больше суммарных затрат. Проблема заключается в нахождении точки (уровня производства), в которой прибыль максимизируется, и в определении роли ценообразования в этом анализе.

 

Рассмотрение области прибыли на графике А (см. рис. 33) может ввести в заблуждение. Представляется, что она растет по мере увеличения количества проданной продукции. Кажется, если компания сможет произвести неограниченное количество продукции, будет достигнут максимальный уровень прибыли.

 

На графике Б (рис. 33) показана реальная схема безубыточности, где присутствуют две критические точки, между которыми находится область прибыли.

 

 

 


Рисунок 33 – Кривые суммарных доходов и суммарных затрат
(график Б)

 

Заметим, что линия суммарного дохода изогнутая, а не прямая. Продажа дополнительной единицы продукции вызовет снижение цены вследствие конкуренции и использования других ресурсов. Суммарный доход будет продолжать увеличиваться, но скорость увеличения снизится с увеличением объема продажи.

На затратах это отражается противоположным образом. Ранее мы предполагали, что переменные и постоянные затраты хорошо предсказаны на соответствующих уровнях релевантности, когда постоянные затраты оставались неизменными, а переменные одинаковы в расчете на единицу. В результате линия суммарных затрат была прямой (см. график А, рис.32).

 

Согласно теории микроэкономики затраты на единицу продукта будут увеличиваться с течением времени, поскольку постоянные затраты изменяются: при переходе в различные уровни релевантности такие постоянные затраты, как амортизация и расходы на контроль производственного процесса, увеличиваются. Когда предприятие выпускает все больше продукции при ограниченных производственных мощностях, увеличиваются затраты на ремонт и техническое обслуживание. Таким образом, суммарные затраты увеличиваются с возрастающей скоростью в расчете на единицу, и линия суммарных затрат начинает загибаться кверху. Линии суммарного дохода и суммарных затрат затем снова пересекаются. Выше точки пересечения предприятие опять понесет убытки, несмотря на дополнительную реализацию.

 

Прибыль достигнет максимальной величины в точке, где разница между суммарным доходом и суммарными затратами наибольшая.

На графике Б эта точка соответствует 7000 ед. проданной продукции. При этом уровне продаж суммарный доход составляет 210 000 д.е., суммарные затраты равны 120 000 д.е., а прибыль – 90 000 д.е.. Теоретически, если одна дополнительная единица продукции будет продана, прибыль на единицу будет уменьшаться, поскольку суммарные затраты растут быстрее, чем суммарные доходы. Можно видеть, что если предприятие продает 11 000 ед. продукции, то практически вся прибыль будет «съедена» возросшими затратами. Таким образом, объем продаж 7000 ед. продукта – оптимальный операционный уровень, и цена, соответствующая этому уровню, наиболее приемлемая (оптимальная).

Чтобы охарактеризовать оптимальную цену товара или услуги, используется понятие маржинального дохода и маржинальных затрат.

Маржинальный доход представляет собой изменение в суммарных доходах, вызванное изменением выпуска продукции, на 1 единицу.

Маржинальные затраты показывают, на сколько изменились суммарные затраты на 1 единицу в связи с изменением выпуска продукции.

На графике В (рис.34) для нашего примера представлены линии, отражающие маржинальный доход и маржинальные затраты на каждую проданную единицу продукции.

Обе линии пересекаются в точке 7000 ед. После этой точки с увеличением количества произведенной продукции прибыль уменьшается. Маржинальные затраты превысят маржинальные доходы для каждой проданной единицы сверх 7000 ед. В точке пересечения будет достигнута максимальная прибыль. Проецируя эту точку на кривую производственного спроса, можно определить оптимальную цену, которая в нашем случае составляет 30 д.е. за единицу продукции.

Однако информация, полученная посредством методов микроэкономики, не должна быть единственной для принятия окончательного решения.

 
 

 


Рисунок 34 – Кривые маржинального дохода и маржинальных затрат (график В)

2 Факторы, влияющие на ценовые решения

Установление цены – сложный процесс, требующий анализа значительного количества факторов. Все факторы, влияющие на ценообразование, можно разделить на две большие группы – внешние и внутренние. Внешние факторы определяются рынком, на котором действует предприятие. Принятие конечного решения по установлению цены зависит от ответа на следующие вопросы:

- Каков общий спрос на рынке на данный продукт?

- Есть ли на рынке аналогичные товары других предприятий?

- Какова цена на аналогичную продукцию конкурирующих предприятий?

- В чем сильнее заинтересованы покупатели – в меньшей цене на продукцию или в более высоком качестве товара?

- Настолько ли нова и уникальна продукция предприятия, что она сможет вытеснить с рынка продукцию других предприятий?

Если на рынке наличествуют сильная конкуренция и большое количество товаров такого же качества, то предприятие для завоевания рынка обычно устанавливает более низкие цены, иногда даже ниже полной себестоимости. Если продукция предприятия совершенно новая и в какой-то степени уникальная, то при установлении цены не нужно учитывать конкуренцию на рынке, но следует иметь в виду, что покупатель должен привыкнуть к новому продукту, т.е. требуется сформировать покупательский спрос. И в этом случае необходимо установить достаточно гибкие цены на продукцию.

Среди внутренних факторов наиболее важный – себестоимость. Поэтому при формировании цены величину затрат сопоставляют с возможностью их покрытия.

Выживаемость предприятия зависит от степени покрытия не только текущих затрат, но и затрат, связанных с капитальными вложениями (долгосрочными инвестициями), рассчитанными на длительный период.

Рассмотрим внешние и внутренние факторы, влияющие на ценообразование:

Внешние факторы Внутренние факторы
Общий покупательный спрос на продукцию Себестоимость продукции
Объем конкурирующей продукции на рынке Необходимость покрытия долгосрочных капитальных вложений (долгосрочных инвестиций)
Качество конкурирующей продукции Качество материалов и труда
Текущие цены на конкурирующую продукцию Трудоемкость производства
Предпочтение покупателем высокого качества продукции или низкой цены Использование ограниченных ресурсов
Сезонность покупательного спроса  

 

На практике при ценообразовании предприятия учитывают информацию как о рынке (внешний фактор), так и о затратах (внутренний фактор).

Предприятия, которые при ценообразовании опираются на затраты, чаще используют метод учета полных, а не переменных затрат, объясняя это следующим:

- в долгосрочном периоде все затраты должны быть покрыты (часть менеджеров считает, что это достигается только при учете полных затрат);

- считается, что дорого проводить анализ соотношений объема выпуска и затрат по всем наименованиям продукции (иногда тысячам), поэтому минимальную цену предпочитают рассчитывать, исходя из полной себестоимости;

- кривые спроса достаточно неопределенны;

- полная себестоимость обеспечивает большую стабильность.

Из результатов исследований вытекает, что при сопоставлении достоинств методов переменных и полных затрат нельзя искать только белые или черные стороны. В одних случаях лучше использовать метод переменных затрат, в других – метод полных затрат.

Первый метод лучше применять: 1) проводя сравнения с конкурентами; 2) принимая решения о реализационной корзине и структурных сдвигах; 3) устанавливая цены на новую продукцию; 4) принимая решения о спецзаказах и др.

Согласно американским антитрестовским законам, ценообразование не должно носить демпинговый характер. Демпинг включает временное снижение цен с целью разорения конкурентов и захвата рынка сбыта, а затем – повышение цен. Во многих случаях считается, что цена, установленная равной или выше средних переменных затрат, не является демпинговой.

3 Методы ценообразования

Хорошей основой для выработки решений об установлении цен является себестоимость производства продукции.

Рассмотрим четыре метода ценообразования, базирующихся на затратах:

1) на основе переменных затрат;

2) на основе валовой прибыли;

3) на основе рентабельности продаж;

4) на основе рентабельности активов.

Для иллюстрации применения этих методов приведем пример.

Пример. Предприятие собирает автомобильные моторы из деталей, закупаемых у другого предприятия. Суммарные затраты на производство 14 750 моторов и затраты на один мотор за предыдущий год приведены ниже:

 

Показатели На объем На ед.
Прямые материальные затраты 88 500 6,00
Прямые трудовые затраты 66 375 4,50
Переменные общепроизводственные расходы 44 250 3,00
Итого переменных производственных затрат 199 125 13,50
Постоянные общепроизводственные расходы 154 875 10,50
Коммерческие, общие и административные расходы:    
Коммерческие расходы 73 750 5,00
Общие расходы 36 875 2,50
Административные расходы 22 125 1,50
Итого коммерческих, общих и административных расходов 132 750 9,00
Всего затрат 486 750 33,00

 

В течение отчетного периода не ожидается изменения затрат на единицу продукции. Желаемая величина прибыли, которую предприятие хочет достичь в этом периоде, – 110 625 д.е. Общая стоимость активов предприятия составит 921 875 д.е. Ожидается, что рентабельность активов составит 12%.

3.1 Ценообразование по методу переменных затрат

Данный метод состоит в том, что рассчитывается некоторая процентная наценка (надбавка) к переменным производственным затратам для каждого вида продукции.

Этот метод целесообразно использовать, если соблюдены два условия:

1) стоимость активов, вовлеченных в производство каждого вида продукции, в компании одинакова;

2) отношение переменных затрат к остальным производственным расходам одинаково для каждого вида продукции.

Для расчетов нужны две формулы:

Процентная надбавка к переменным производственным затратам должна покрыть всю сумму затрат и желаемой прибыли, указанную в формуле (12).

Использование этого метода на примере предприятия, производящего автомобильные моторы:

Процент наценки = (110 625 + 154 875 + 132 750) / 199125 = =398250 / 199125 = 200 %;

Цена на основе переменных затрат = 13,50 + (13,50 ´ 200%) = 40,50 д.е.

Таким образом, цена продажи должна составлять 40,50 д.е.; в этом случае будут покрыты все затраты и получена желаемая прибыль.

3.2 Ценообразование на основе валовой прибыли

По этому методу в качестве расчетной базы используется валовая прибыль – разница между объемом реализации продукции (выручки от реализации) и себестоимостью реализованной продукции.

Цена, устанавливаемая по этому методу, должна обеспечить получение желаемой прибыли и покрыть все затраты, которые не учтены при расчете валовой прибыли.

Это метод легко применимый, поскольку информацию о производственных затратах, операционных расходах на единицу продукции просто получить из учетных данных, нет необходимости разделения затрат на постоянные и переменные.

При этом методе используются следующие формулы:

Процент наценки = (Желаемая величина прибыли + +Коммерческие, общие административные расходы) / Суммарные производственные затраты.

 

Рассчитаем цену на основе валовой прибыли для нашего примера:

Процент наценки = (110 625 + 132 750) / (199 125 + 154 875) =

= 243 375 / 354 000 = 68,75%;

Цена на основе валовой прибыли = 13,50 +10,50 + (24,00 ´ ´68,75%) = 40,50 д.е.

Отметим, что цена, рассчитанная на основе переменных затрат, совпадает с ценой, рассчитанной на основе валовой прибыли. Различие в этих методах состоит в том, что в первом используются только переменные затраты, а во втором – все производственные затраты, но эта разница компенсируется процентной наценкой.

3.3 Ценообразование по методу рентабельности продаж

В этом случае процентная наценка включает только желаемую величину прибыли.

Чтобы этот метод был эффективным, все затраты следует распределить по единицам продукции. Поскольку коммерческие, общие, административные расходы труднее отнести на конкретные виды продукции, чем переменные и постоянные производственные затраты, для их распределения используют произвольные методы. Однако такое произвольное распределение коммерческих, общих и административных расходов может привести к ошибкам в определении цены изделия. Поскольку такие внешние факторы, как конкуренция и положение на рынке, нужно учесть до установления окончательной цены, данный метод можно использовать для определения исходной цены в процессе ценообразования.

Для расчетов служат две формулы:

 

 

Для нашего примера:

Процент наценки = 110 625 / (199125 +154 875 + 132 750) =

= 110 625 / 486 750 =22,73 %;

Цена на основе рентабельности продаж = 13,50 + 10,50 +

+9,00 + (33,00 ´ 22,73%)= 40,50 д.е.

3.4 Ценообразование на основе рентабельности активов

Такое установление цен должно обеспечить предприятию определенный уровень рентабельности активов. Предполагая, что предприятие имеет минимальную желаемую ставку рентабельности активов (для нашего примера 12%), можно использовать следующую формулу для расчета цены:

 

В нашем примере:

Цена на основе рентабельности активов = 13,50 + 10,50 +

+ 9,00 + [12% ´ (921 875 / 14 750)]= 40,50 д.е.

Четыре метода в приведенном примере дали один и тот же уровень цены – 40,50 д.е., поскольку они применялись при одних и тех же данных.

Предприятие в процессе определения цены может использовать любой из этих методов.

Затратами, на основе которых рассчитывается цена, могут быть:

1) переменные производственные затраты на единицу;

2) суммарные производственные затраты на единицу;

3) суммарные затраты на единицу.

Часто суммарные производственные затраты на единицу продукции легко определить, что делает метод установления цены на основе валовой прибыли хорошим инструментом ценообразования. Установление цены на основе рентабельности активов также хороший метод, если стоимость активов, участвующих в производстве данного вида продукции, можно точно определить. В противном случае этот метод даст неправильный результат.

3.5 Целевое калькулирование

Целевое калькулирование – это производственная стратегия, при которой компания сначала определяет цену реализации нового продукта, а уже потом проектирует сам продукт, производство которого обеспечит уровень затрат, необходимый для достижения определенной цели.

В отличие от традиционной практики ценообразования по принципу «затраты плюс», метод целевого калькулирования предусматривает расчеты затрат, исходя из предварительно установленной цены реализации.

Эта цена устанавливается на основании маркетинговых исследований и отражает уровень, который позволяет компании достичь желаемого объема продаж и доли рынка.

После этого путем вычитания из цены реализации части необходимой прибыли определяется величина максимально допустимой производственной себестоимости.

Для достижения этой величины в процессе разработки изделия специалисты определяют оптимальную комбинацию элементов будущего изделия, которое обеспечит желаемый уровень затрат и качества.

При данном подходе плановая себестоимость устанавливается в пределах между допустимой себестоимостью единицы продукции (исходя из ее рыночной цены) и себестоимостью, рассчитанной на основе современных технологических решений и методов производства. Для достижения плановых затрат изделие регулярно подвергается ФСА (переконструированию).

ФСА проводится многопредметной группой, в состав которой входят конструкторы, инженеры, производственный персонал, маркетологи и бухгалтер-аналитик.

В результате плановые затраты не становятся стандартными, поскольку предполагается, что затраты, планируемые на каждом этапе, будут ниже затрат предыдущего периода. Такой подход обеспечивает возможность постоянного сокращения затрат и повышение качества изделия.

4 Трансфертное ценообразование

Цена, определяющая стоимость продукции, которую передает центр прибыли другому центру ответственности внутри предприятия, называется трансфертной ценой.

Существуют два основных типа трансфертных цен: рыночные и затратные.

Рыночные трансфертные цены устанавливают тогда, когда на продукцию существует рыночная цена.

Достоинство рыночной трансфертной цены: она объективно и реалистично отражает характер взаимоотношений продающего и покупающего.

Недостаток: «справедливая» («настоящая») рыночная цена не всегда четко определима, у разных поставщиков она разная.

Затратные трансфертные цены устанавливаются при отсутствии договорной рыночной цены.

Трансфертные цены часто используют транснациональные корпорации для уменьшения налоговых и таможенных платежей при внутрифирменном обмене, играя на различных ставках платежей в разных странах.

При использовании трансфертных цен возникает риск недостаточной оптимизации для центров прибыли, которые не являются независимыми юридическими лицами. Увеличение прибыли отдельного центра ответственности не всегда приводит к увеличению доходов предприятия в целом. Однако на практике руководители, как правило, стремятся договориться, и выгода делится по справедливости между двумя подразделениями.

Проводя трансфертную политику, предприятия придерживаются определенных принципов:

- объективности;

- реализма;

- справедливости для всех сторон;

- снижения времени на переговоры и решение споров;

- снижения риска недостаточной оптимизации производства и управления;

- отражения «истинности» экономики каждого центра прибыли.

4.1 Функции трансфертных цен

1Учетная: в случае, когда продукция (услуги) подразделения полностью потребляется внутри предприятия, величина ТЦ чисто учетная и не влияет на финансовое положение предприятия в целом. Проблема заключается в установлении «справедливой» цены, по которой будет составляться отчетность, чтобы результаты деятельности были правильно измерены и оценены.

2 Экономическая: использование ТЦ в случаях, когда подразделения имеют право самостоятельно выходить со своей продукцией на внешних покупателей, сами определять объемы и цены реализации.

ТЦ перестает быть чисто учетным инструментом, обретает реальный экономический смысл и выражает отношения подразделений не только между собой, но и с предприятием в целом.

3 Стимулирующая: ТЦ должна содержать в себе информацию, которая заставляла бы менеджеров подразделений (центров ответственности) принимать оптимальные для всего предприятия решения.

В качестве показателя оптимальности широко используется максимизируемый совокупный маржинальный доход организации. Принципиально задачу можно сформулировать следующим образом: свобода рыночных операций должна предоставляться подразделениям в рамках соблюдения ими ограниченных условий, которые представляют собой максимум суммарного маржинального дохода подразделений из всех возможных комбинаций внутренних и внешних продаж промежуточных продуктов.

Другими словами, предприятие в целом должно максимум выигрывать и минимум проигрывать на рыночных операциях подразделений. Именно этот критерий должен быть положен в основу оценки деятельности менеджеров подразделений.

 

4.2 Методы исчисления трансфертных цен

Существуют три основных метода определения конкретной величины ТЦ.

1 ТЦ, основанные на рыночных ценах.

Здесь используются прейскурантные публикуемые цены на такие же продукты и услуги в тех случаях, когда подразделение (центр ответственности) имеет и внешних, и внутренних заказчиков.

2 ТЦ, в основе которых лежат затраты (себестоимость):

- переменные затраты;

- полные затраты (переменные затраты + постоянные затраты);

- «себестоимость плюс», например 120% полных затрат или 175% переменных затрат.

3 Договорные ТЦ.

При определении ТЦ широко распространен рыночный подход. Считается, что такой трансферт продуктов и услуг обычно ведет к оптимальным решениям, способствует достижению общекорпорационных целей. Использование рыночных цен в качестве трансфертных хорошо подходит к концепции центров прибыли и делает возможной оценку деятельности менеджеров и подразделений (центров), основанную на финансовых результатах.

Применение рыночных ТЦ ограничено рядом условий:

- наличием хорошо разработанного рынка промежуточных продуктов и услуг, аналогичных продукции и услугам подразделений данного предприятия;

- существованием устойчивых равновесных цен;

- достаточно высокой степенью децентрализации, когда подразделения свободны покупать и продавать как у себя, так и на стороне.

Существует общая формула, лежащая в основе расчета ТЦ между подразделениями предприятия со сложной организационной структурой:

ТЦ должна быть равна сумме удельных переменных затрат трансфертных продуктов и удельного маржинального дохода, который теряется продающим подразделением в результате отказа от внешних продаж,

или:

ТЦ = Переменная себестоимость на единицу продукта +

+ Маржинальный доход, потерянный на единицу продукта,

или:

ТЦ = Действительные затраты + Возможные затраты на единицу,

 

т.е. при наличии альтернативы реализации продукции или услуг другим предприятиям трансфертная цена должна возмещать экономические затраты подразделения, которые оно потерпит в случае отказа от этой альтернативы.

В принципе, эта формула универсальна. Она применима как при полной, так и при неполной загрузке мощностей. Однако трудность ее применения связана с наличием устойчивых рыночных цен, используемых в качестве базы для расчета потерянного маржинального дохода.

В дополнение к приведенной формуле существуют определенные принципы, которым необходимо следовать, когда рыночные цены используются в качестве трансфертных:

- покупающее подразделение (центр ответственности) должно покупать у себя до тех пор, пока продающее подразделение (центр ответственности) следует действующим внешним рыночным ценам и желает продавать у себя;

- если продающее подразделение не соблюдает «справедливые» внешние цены, то покупающее подразделение может приобретать на стороне;

- продающее подразделение должно иметь свободу реализовывать свою продукцию на стороне;

- для решения конфликтов по поводу ТЦ нужно создать беспристрастный совет (комиссию).

С использованием переменной себестоимости в качестве ТЦ связано несколько проблем:

- ТЦ не возмещает постоянные затраты и не показывает прибыль. Деятельность менеджера такого подразделения (центра ответственности) не может быть оценена на основании показателей, базирующихся на прибыли или доходе, а это применимо лишь к центру затрат;

- если фактические затраты могут передаваться другому центру ответственности автоматически, то менеджер центра затрат будет лишен стимула контролировать расходы, что, разумеется, приведет к их росту.

Поэтому, к справедливости всех сторон, в этой ситуации необходимо использовать стандартные (близкие к нашим нормативным) переменные затраты.

При определенных условиях переменную себестоимость стоит использовать как ТЦ, чтобы максимизировать совокупные прибыли предприятия. Такая ситуация возникает, если продающее подразделение (центр ответственности) имеет возможность реализовать свою продукцию как у себя, так и на стороне. Предпочтение переменной себестоимости зависит от того, может ли данное подразделение продавать всю свою продукцию аутсайдерам или оно имеет неиспользуемые мощности. В последнем случае можно увеличить маржинальный доход, применив ТЦ ниже полной себестоимости, но выше переменной.

Таким образом, выбор метода исчисления ТЦ зависит от трех основных факторов:

1) к какому типу центров ответственности (центр затрат, центр прибыли, центр инвестиций) принадлежит подразделение, на продукцию (работы, услуги) которого устанавливаются ТЦ, а следовательно, какими полномочиями располагает данное подразделение;

2) состояния рынка промежуточных продуктов (работ, услуг), аналогичных продукции (работам, услугам), на которые устанавливаются ТЦ;

3) степени децентрализации внутрифирменного управления и возможности подразделения (центра ответственности) покупать (получать) и продавать (передавать) как внутри предприятия, так и на стороне.

От правильности исчисления ТЦ зависит эффективность их применения.


ЛИТЕРАТУРА

1 Управленческий учет: Учебн. пособие/ Под ред. А.Д.Шеремета. ─ М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000. ─ 512с. (Серия «Академия бухгалтера и менеджера»).

2 Карпова Т.П. Управленческий учет. ─ М.: ЮНИТИ, 2000. ─ 350с.

3 Друри Колин. Введение в управленческий и производственный учет: Учебник. ─ М.: Аудит: ЮНИТИ, 1997. ─ 557с.

4 Голов С.Ф. Управленческий бухгалтерский учет. ─ К.: Скарбы, 1998. ─ 380 с.

5 Кондратова И.Г. Основы управленческого учета: Учебн. пособие. ─ М.: Финансы и статистика, 2000. ─ 160 с.

6 Тони Скоун. Управленческий учет. – М.: Аудит: ЮНИТИ, 1997. – 180 с.

7 Бутинець Ф.Ф. Бухгалтерський управлінський облік: Курс лекцій/ Бутинець Ф.Ф., Чижевська Л.В. та ін. – Житомир: ПП “Рута”, 2000. – 446 с.

8 Малюга Н.М. Бухгалтерський управлінський облік: Збірник задач і вправ/ Малюга Н.М., Бєлоусова І.А. та ін. – Житомир: ПП “Рута”, 2001. – 254 с.

9 Лебедев В.Г. Управление затратами на предприятии: Учебник/ Лебедев В.Г., Дроздова Т.Г. и др. – СПб.: ИД «Бизнес-пресса», 2000. – 276 с.

10 Ивашкевич В.Б. Сборник заданий и примеров по управленческому учету. – М: Финансы и статистика, 2000. – 80 с.

11 Чернов В.А. Управленческий учет и анализ коммерческой деятельности/ Под ред. Баканова М.И. – М: Финансы и статистика, 2001. – 319 с.

12 Шим Джей К. Методы управления стоимостью и анализ затрат/ Шим Джей К., Сигел Джоэл Г. ─ М.: ИД «Филинъ», 1996. – 344 с.

13 Сио К.К. Управленческая экономика. ─ М.: ИД «Инфра-М», 2000. – 670 с.

14 Райан Боб. Стратегический учет для руководителя. – М.: Аудит: ЮНИТИ, 1998. ─ 616 с.

15 Фольмут Х.Й. Инструменты контроллинга от А до Я. ─ М: Финансы и статистика, 1998. – 285 с.

16 Данилочкина Н.Г. Контроллинг как инструмент управления предприятием. ─ М.: Аудит: ЮНИТИ, 1998. ─ 297 с.

17 Р. Мюллендорф. Производственный учет/ Р. Мюллендорф, М. Карренбауэр. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000. – 580 с. (Серия «Академия бухгалтера и менеджера»).

 

 

1. Тема: Мышление – психический процесс

2. Цель лекции: ознакомление с психическим процессом – мышление. Закрепление знания о процессе.

3. Задачи лекции:

1) ознакомить студентов с темой «мышление», с использованием метода сообщения;

2) развивать психические познавательные процессы (мышление);

3) развивать умение свободно выражать свое мнение, через активацию, путём использования проблемных вопросов;

4) обеспечить высокий уровень познавательной активности к усвоению материала с использованием практических заданий.

 

4. Содержание лекции:

1) вопросы из нового материала, конспект: понятие о психическом процессе – мышлении;

2) практическая часть: использование практических заданий

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 779; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.244 сек.