КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Переменные бюджетные затраты на единицу × Фактический объем производства или реализации + +Общие постоянные затраты
Таблица 13 – Подходы к разработке бюджетов для различных типов центров ответственности Таблица 11 – Бюджет прибылей и убытков Комиссионные = Процент комиссионных × Объем реализации. Таблица 7 – Бюджет потребности в материалах
Бюджет прямых затрат на оплату труда. Бюджет прямых затрат на оплату труда – плановый документ, в котором отражены затраты на оплату труда, необходимые для производства товаров или услуг за бюджетный период. Составляется на основе данных бюджета производства и установленных норм труда на единицу продукции и тарифной ставки рабочих (табл.8).
Таблица 8 – Бюджет прямых затрат на оплату труда
Для определения плановых затрат на оплату труда ожидаемый объем производства каждого вида продукции умножают на трудоемкость единицы продукции, а затем полученную трудоемкость выпуска умножают на стоимость 1 чел.- ч (т.е. среднюю часовую тарифную ставку). Затраты на оплату труда также рассчитывают по центрам затрат (видам работ, участкам), а затем сводят в единую форму. Важно, чтобы при этом сохранилось разделение на постоянные и переменные затраты. Бюджет общепроизводственных расходов. Бюджет производственно-накладных расходов – плановый документ, который отражает накладные расходы, связанные с производством продукции (услуг) в бюджетном периоде. Этот бюджет составляется на основе производственной программы, заключенных договоров (аренды, обслуживания) и соответствующих расчетов (амортизация). Сумма переменных производственных накладных расходов определяется на основе ставки распределения. Бюджет цеховой себестоимости продукции. Бюджет цеховой себестоимости продукции (табл.9) сводит воедино затраты на материалы, зарплату, организацию и подготовку участков и цехов с учетом изменения запасов незавершенного производства. Структура бюджета цеховой себестоимости продукции зависит от метода управленческого учета себестоимости, применяемого на предприятии, т.е. от того, включаются ли постоянные затраты в себестоимость продукции. В любом случае необходимо сохранить разделение на постоянные и переменные затраты, причем переменные затраты необходимо указать отдельно для каждого вида продукции.
Таблица 9 – Бюджет цеховой себестоимости продукции,
Затраты на материалы есть произведение норм расхода материалов на цену этих материалов; исходные данные берут из бюджета потребности в материалах. Издержки на оплату труда определяют из бюджета прямых затрат на оплату труда. Общепроизводственные затраты переносят из соответствующего бюджета, причем если на предприятии применяется директ-кост, то на виды продукции эти затраты не распределяют, а включают общей суммой в себестоимость продукции, реализованной за данный период. Бюджет себестоимости изготовленной продукции – плановый документ, в котором приведен расчет себестоимости продукции, которую предполагается изготовить в бюджетном периоде; определяется на основе бюджетов использования прямых материалов, прямых затрат на оплату труда и производственных накладных расходов с учетом запланированных остатков незавершенного производства. Бюджет себестоимости реализованной продукции – плановый документ, в котором приведен расчет себестоимости продукции, которую предполагается реализовать в бюджетном периоде; составляется на основе бюджетов запасов готовой продукции и себестоимости изготовленной продукции. СРП = ОГП нп +СИП – ОГП кп,
где СРП – себестоимость реализованной продукции; ОГП нп – остаток готовой продукции на начало периода; СИП – себестоимость изготовленной продукции; ОГП кп – остаток готовой продукции на конец периода. Бюджет коммерческих расходов. В бюджет коммерческих расходов включают издержки текущего характера, связанные с реализацией продукции, маркетинговой деятельностью (исследование рынка, мероприятия по стимулированию сбыта, реклама, заключение договоров с потребителями и т.п.). Эти затраты необходимо подразделить на постоянные и переменные (табл. 10). Например, затраты на комиссионные являются переменными и рассчитываются по формуле:
Затраты на рекламу являются постоянными.
Таблица 10 – Бюджет коммерческих расходов, тыс. грн.
Бюджет общехозяйственных расходов. Бюджет общехозяйственных расходов составляют по тому же принципу, что и бюджет общепроизводственных расходов. Бюджет прибылей и убытков. Бюджетный отчет о прибыли – форма финансовой отчетности, составленная до начала отчетного периода, которая отражает финансовый результат предполагаемой деятельности. Бюджетный отчет о прибыли составляется на основе бюджетов продаж, себестоимости реализованной продукции, расходов на сбыт и общепроизводственных расходов. Бюджет прибылей и убытков (табл. 11) представляет собой прогноз отчета о прибылях и убытках, он аккумулирует в себе информацию из всех других бюджетов: сведения о выручке, переменных и постоянных затратах, а следовательно, позволяет проанализировать, какую прибыль предприятие получит в планируемом периоде.
Бюджет денежных средств – плановый документ, который отражает будущие платежи и поступления денежных средств; составляется на основе операционных бюджетов и бюджетов капитальных вложений. Так как не все доходы и расходы связаны с движением денежных средств, необходимо определить сумму доходов и расходов денежного характера. Для этого исключаются амортизационные отчисления (поскольку по ним не нужно выплачивать деньги). Этот документ имеет особую актуальность, так как вполне рентабельные предприятия часто терпят банкротство из-за того, что в нужный момент им не хватает средств. Бюджетный баланс – форма финансовой отчетности, содержащая информацию о будущем финансовом состоянии предприятия, которое ожидается в результате запланированных операций; составляется на основе баланса на начало бюджетного года, бюджетов операционных расходов и бюджета денежных средств. Кассовая консолидированная смета имеет целью обеспечение достаточной кассовой наличности на любой момент, соответствующий уровню производственных операций в системе бюджетирования. Кассовые консолидированные сметы составляют понедельно, помесячно, поквартально. Смета содержит следующие показатели: 1) начальное сальдо (на расчетном, других счетах в банках, в кассе); 2) поступления от дебиторов и авансы покупателей и заказчиков; 3) платежи на приобретение материалов; 4) платежи по заработной плате; 5) платежи в бюджет; 6) платежи во внебюджетные фонды; 7) другие расходы; 8) конечное сальдо. Составление сводного бюджета компании начинается с нижнего уровня управления. Это значит, что сначала руководители различных подразделений составляют бюджеты, за которые они отвечают, затем эти бюджеты обобщаются и координируются на высшем уровне управления. Подготовка сводного бюджета требует усилий и участия представителей различных подразделений, значительного количества обоснований, обобщения и согласования различных показателей. В связи с этим, во многих компаниях для координации работ по состоянию сводного бюджета создается комитет. Бюджетный комитет – рабочий орган, обеспечивающий разработку и согласование бюджета. В его состав входят исполнительный директор, руководители производственных подразделений. 4 Гибкие и фиксированные бюджеты. Разновидности фиксированных бюджетов Существуют различные подходы к разработке бюджетов. Их классификация представлена на рис. 20
Рисунок 20 – Классификация подходов к разработке бюджетов Гибкий бюджет показывает размеры затрат и результаты при различном объеме деятельности соответствующего центра ответственности. В зависимости от объема деятельности переменные и смешанные затраты меняются, а постоянные остаются неизменными. Поэтому в гибком бюджете указываются ставка переменных затрат на единицу продукции и прирост смешанных затрат на единицу прироста объема продукции. Эта ставка есть норма, умноженная на цену. Постоянные затраты выделяются отдельно. С помощью формулы, связывающей затраты и объем производства, можно разрабатывать сметы и планы для различных уровней деловой активности. Гибкий бюджет наилучшим образом подходит для центров полностью регулируемых затрат, а также для центров выручки. По принципу гибкого бюджета планируют выручку, затраты на основные материалы, сдельную зарплату и др. Фиксированный бюджет не меняется в зависимости от изменений уровня деловой активности, поэтому его используют для планирования частично регулируемых затрат, которые не зависят непосредственно от объема выпуска и для которых взаимосвязь "вход – выход" носит не столь явный характер. Фиксированные бюджеты используют прежде всего для центров частично регулируемых затрат, а также для других видов центров ответственности. Примером фиксированных бюджетов может служить план затрат на НИОКР, на рекламу и др. Выделяют следующие разновидности фиксированных бюджетов. 1 Бюджеты "от достигнутого" (приростные) – составление бюджетов на основе фактических результатов, достигнутых в предыдущем периоде. При этом показатели предыдущего периода корректируются с учетом ценовой и налоговой политики государства и других факторов. Преимущества: - простота; - не требуют значительных затрат на расчет. Недостатки: - не анализируется эффект затрат, а достигнутые результаты автоматически переносятся на следующий период. Составляют на основании статистики прошлых периодов с учетом возможного изменения условий деятельности предприятия (поэтому их иногда называют "приростными"). Например, общехозяйственные затраты обычно планируют "от достигнутого" (такие бюджеты встречаются наиболее часто). 2 Бюджеты с проработкой дополнительных вариантов отличаются от обычных приростных бюджетов анализом различных вариантов. Например, такой бюджет может содержать варианты, при которых сумма затрат сокращается или увеличивается на 5, 10, 20%. Этот подход является промежуточным между бюджетом "от достигнутого" и бюджетом "с нуля"; 3 Бюджеты "с нуля" разрабатывают исходя из предположения о том, что для данного центра ответственности бюджет составляется впервые. Это избавляет от груза прошлых ошибок. Наиболее сложной разновидностью фиксированных бюджетов являетсябюджетирование "с нуля", реализация котрого предполагает решение большого спектра задач: - определение целей для всех видов деятельности, за которые отвечает менеджер каждого центра ответственности; - установление критериев достижения целей; - исследование альтернативных вариантов ведения каждого из видов деятельности; - оценка эффекта (степени достижения цели) от каждого из вариантов по установленным критериям (размер прибыли, процент изделий, отвечающих требованиям к качеству, технические характеристики изделий и др.); - оценка затрат для каждого из вариантов; - оценка возможных уровней ассигнований (показывает возможный уровень затрат предприятия, соответствующий его финансовым возможностям; обычно указываются несколько возможных уровней: максимальный, минимальный и наиболее вероятный); - определение факторов, ограничивающих объем деятельности центра ответственности (такими факторами, помимо размера ассигнований, могут быть мощность, трудоемкость работы, дефицитные ресурсы и др.); - формирование оптимального набора видов деятельности для каждого возможного уровня ассигнований (оптимальный набор формируется путем сопоставления эффекта и затрат с использованием математического аппарата – линейного программирования, теории массового обслуживания и др.). Бюджетирование "с нуля" целесообразно проводить для частично регулируемых затрат. В частности, его можно использовать при разработке бюджетов на маркетинг, НИОКР, ремонтные работы и др. Рассмотрев бюджетирование "с нуля", можно сделать выводы о достоинствах и недостатках этого метода (табл.12).
Таблица 12 – Достоинства и недостатки бюджетирования "с нуля"
Итак, бюджетирование "с нуля" уместно для планирования частично регулируемых затрат в ситуациях, когда потенциальные потери достаточно велики. 5 Сферы применения различных типов бюджетов На предприятии для каждого центра ответственности составляется отдельный бюджет. Как указывалось выше, существуют центры ответственности различных типов: - центры регулируемых затрат; - центры слабо регулируемых затрат; - центры выручки; - центры прибыли; - центры инвестиций. Для каждого из них нужен особый подход к разработке бюджета (табл.13).
6 Достоинства и недостатки бюджетирования Как и любое явление, бюджетирование имеет свои положительные и отрицательные стороны. Достоинства бюджетирования: - оказывает положительное воздействие на мотивацию и настрой коллектива; - позволяет координировать работу предприятия в целом; - анализ бюджетов позволяет своевременно вносить корректирующие изменения; - позволяет учиться на опыте составления бюджетов прошлых периодов; - позволяет усовершенствовать процесс распределения ресурсов; - способствует процессам коммуникаций; - помогает менеджерам низового звена понять свою роль в организации; - позволяет сотрудникам-новичкам понять "направление движения" предприятия, таким образом помогая им адаптироваться в новом коллективе; - служит инструментом сравнения достигнутых и желаемых результатов. Недостатки бюджетирования: - различное восприятие бюджетов у разных людей (например, бюджеты не всегда способны помочь в решении повседневных, текущих проблем, не всегда отражают причины событий и отклонений, не всегда учитывают изменения условий; кроме того, не все менеджеры обладают достаточной подготовкой для анализа финансовой информации); - сложность и дороговизна системы бюджетирования; - если бюджеты не доведены до сведения каждого сотрудника, то они не оказывают практически никакого влияния на мотивацию и результаты работы, а вместо этого воспринимаются исключительно как средство для оценки деятельности работников и отслеживания их ошибок; - бюджеты требуют от сотрудников высокой производительности труда; в свою очередь, сотрудники противодействуют этому, стараясь минимизировать свою нагрузку и др., что приводит к конфликтам, вызывает состояние подавленности, страха, а, следовательно, снижает эффективность работы; - противоречие между достижимостью целей и их стимулирующим эффектом: если достичь поставленных целей слишком легко, то бюджет не имеет стимулирующего эффекта для повышения производительности; если достичь целей слишком сложно, – стимулирующий эффект пропадает, поскольку никто не верит в возможность достижения целей. Кроме того, в процессе бюджетирования предприятие могут подстерегать " подводные камни": - политические интриги, которые могут повлиять на распределение ресурсов; - конфликты между менеджерами подразделений и отделом контроллинга; - завышение потребностей в ресурсах; - распространение ложной информации о бюджетах по неформальным каналам. Следующим этапом контроллинга деятельности предприятий является расчет и анализ отклонений фактических результатов от значений, зафиксированных в бюджетах. 7 Контроль исполнения бюджетов и анализ отклонений Бюджетный контроль – процесс сопоставления фактических результатов с бюджетными, анализ отклонений и внесение необходимых корректив. Управление по отклонениям – это принцип управления, согласно которому менеджер концентрирует внимание только на значительных отклонениях от плана. Бюджетный контроль и управление по отклонениям осуществляются с помощью отчета об исполнении бюджета, в котором сравниваются плановые и фактические показатели, рассчитываются отклонения с указанием причин. Процесс контроля выполнения бюджета приведен на Следует отметить, что отчет об исполнении бюджета обеспечивает возможность контроля только при условии корректного сопоставления фактических и бюджетных показателей. В связи с этим используют фиксированный (статический) и гибкий (динамический) бюджеты. Для обеспечения эффективного контроля с помощью отчета об исполнении бюджета следует сопоставить фактические результаты с бюджетом, скорректированным с учетом фактического объема деятельности (или другого фактора).
Рисунок 21 – Система бюджетного контроля
Такой бюджет называется гибким или динамическим. Гибкий бюджет – это бюджет, составленный на основании бюджетных затрат и доходов для фактического объема деятельности или для нескольких релевантных уровней предполагаемой деятельности. Он базируется на формуле Гибкий бюджет продаж рассчитывается в зависимости от используемой цены:
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 773; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |