Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фактическая цена за единицу × Фактический объем продаж




Бюджетная цена за единицу × Фактический объем продаж

или

 

Использование гибкого бюджета позволяет разделить общее отклонение на отклонение от гибкого бюджета и отклонение за счет объема деятельности (рис. 22).

 
 

 


Рисунок 22 – Разделение общего отклонения прибыли

 

Отклонение от гибкого бюджета – это разница между фактическими результатами деятельности и показателями гибкого бюджета.

Отклонения за счет объема деятельности – это разность между показателями гибкого и статического бюджетов.

Указанные отклонения позволяют оценить деятельность компании с точки зрения эффективности и результативности.

Эффективность характеризует взаимосвязь между затраченными ресурсами и достигнутыми результатами, а результативность – степень достижения поставленной цели.

Следовательно, деятельность компании может быть:

- эффективной и результативной;

- результативной, но не эффективной;

- эффективной, но не результативной;

- не результативной и неэффективной.

 

Отклонения от гибкого бюджета характеризуют эффективность деятельности, а отклонения за счет объема продаж – ее результативность.

Методика вычисления отклонений зависит от системы калькулирования затрат, которую применяет предприятие при составлении внутренней отчетности.

В условиях использования системы калькулирования переменных затрат расчет отклонений продаж (т.е. сопоставляются гибкий и статический бюджеты) базируется на показателе маржинального дохода, а в условиях калькуляции полных затрат – на показателе прибыли.

Методика расчета отклонений за счет продаж в разных системах калькулирования приведена в таблице 14.

 

Таблица 14 – Методика расчета отклонений от бюджета за счет продажи в условиях разных систем калькулирования

  Вид отклонений Система калькулирования полных затрат Система калькулирования переменных затрат
       
  Отклонения за счет цены реализации (Бюджетная цена за единицу – Фактическая цена за единицу) × Фактический объем продаж (Бюджетный маржинальный доход на единицу – Фактический маржинальный доход на единицу) × Фактический объем продаж
Продолжение таблицы 12
       
  Отклонения за счет объема продаж (Бюджетный объем продаж – Фактический объем продаж) × Бюджетная прибыль на единицу (Бюджетный объем продаж – Фактический объем продаж) × Бюджетный маржинальный доход на единицу
  Отклонения за счет количества продаж (Бюджетный объем продаж – Фактический объем продаж) × Бюджетная средняя прибыль на единицу (Бюджетный объем продаж – Фактический объем продаж) × Бюджетный средний маржинальный доход на единицу
    Отклонения за счет комбинации продаж (Бюджетный объем продаж – Фактический объем продаж) × (Бюджетная прибыль на единицу - Бюджетная средняя прибыль на единицу) (Бюджетный объем продаж – Фактический объем продаж) × (Бюджетный маржинальный доход на единицу - Бюджетный средний маржинальный доход на единицу)
  Отклонения за счет размера рынка (Бюджетный % доли рынка) × (Фактический размер рынка – Бюджетный размер рынка) ×(Бюджетная средняя прибыль на единицу) (Бюджетный % доли рынка) × (Фактический размер рынка – Бюджетный размер рынка) × (Бюджетный средний маржинальный доход на единицу)
  Отклонения за счет доли рынка (Фактический % доли рынка – Бюджетный % доли рынка) × (Фактический размер рынка) × (Бюджетная средняя прибыль на единицу) (Фактический % доли рынка – Бюджетный % доли рынка) × (Фактический размер рынка) × (Бюджетный средний маржинальный доход на единицу)

 

Классификация отклонений от гибкого бюджета тоже зависит от системы калькулирования затрат.

В системе калькулирования переменных затрат в основу классификации отклонений положено разделение затрат на переменные и постоянные (рис.23), а в условиях калькулирования полных затрат – распределение затрат на производственные и операционные (рис. 24).

 
 

 


Рисунок 23 – Отклонение от гибкого бюджета в системе калькулирования переменных затрат

 

 

 
 

 


Рисунок 24 – Отклонение от гибкого бюджета в системе калькулирования полных затрат

 

В случае, когда объем производства и реализации продукции не совпадают, для анализа отклонений следует применять два гибких бюджета: производства и продаж, разница между которыми будет обусловлена изменениями величины запасов готовой продукции (рис. 25).

 
 

 

 


Рисунок 25 – Гибкое бюджетирование в условиях, когда объем производства и реализации не совпадают

Тема 4.2. Нормативные издержки

1 Понятие нормативных затрат и система «стандарт-кост»

2 Система управления затратами на основе норм

3 Нормативы и отклонения от них как средство контроля за издержками

4 Принципы разработки нормативов по материалам

5 Разработка нормативов на содержание рабочей силы

6 Общепроизводственные нормативные расходы

7 Вычисление и анализ отклонений

1 Понятие нормативных затрат и система «стандарт-кост»

Когда организация применяет «стандарт-кост» и метод нормативных затрат, все затраты, влияющие на счета запасов и себестоимость реализованной продукции, выступают как нормативные (стандартные), или предопределенные, а не фактические. Вместе с анализом поведения затрат и анализом «затраты – объем – прибыль» нормативные затраты обеспечивают в учетной системе основу для контроля бюджетов.

Нормативные затраты представляют собой тщательно рассчитанные предопределенные затраты, которые обычно выражаются в расчете на единицу готовой продукции.

Нормативные затраты включают три элемента производственных затрат:

- прямые материальные затраты;

- прямые затраты труда;

- общепроизводственные расходы.

Между понятиями «нормативные затраты» и «бюджетные затраты» концептуальной разницы нет. Теоретически они определяются одинаково. Но на практике, как правило, термин «нормативные затраты» относится к единичному законченному продукту, а «бюджетные затраты» – к общему их количеству.

«Стандарт-кост». В основе системы «стандарт-кост» лежит предварительное (до начала производственного процесса) нормирование затрат по статьям расходов: основные материалы; оплата труда производственных рабочих; производственные накладные расходы (заработная плата вспомогательных рабочих, вспомогательные материалы, арендная плата, амортизация оборудования и др.); коммерческие расходы (расходы по сбыту, реализации продукции).

Нормы расхода материалов и производственной заработной платы устанавливаются обычно в расчете на одно изделие. Для контроля за накладными расходами разрабатываются сметные ставки (нормы) за определенный период, исходя из намеченного объема продукции. Сметы накладных расходов носят постоянный характер. Однако при колебаниях объема производства для контроля за накладными расходами создаются переменные стандарты и скользящие сметы, в основе которых лежит классификация затрат, в зависимости от величины объема выпуска, на постоянные, переменные и полупеременные.

На предприятиях, применяющих систему «стандарт-кост», учет отклонений фактических расходов от стандартных норм ведут, как правило, на следующих отдельных четырех счетах:

1 Отклонения по расходу материалов.

2 Отклонения по заработной плате.

3 Отклонения по накладным расходам.

4 Отклонения от стандартной коммерческой себестоимости.

 

При необходимости, например, при отражении отклонений с разделением по причинам, каждый из этих счетов может быть расчленен на более мелкие аналитические счета.

Таким образом, «стандарт-кост» - это система оперативного управления и контроля за ходом производственного процесса и затратами на производство, а также система анализа причин, в силу которых образовалась разница между стандартной и фактической себестоимостью продукции и выручкой от ее реализации. Принципы этой системы являются универсальными, и поэтому их применение целесообразно при любом методе учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции.

Нормативный метод. В основе системы нормативного учета лежат следующие важнейшие принципы:

- предварительное нормирование затрат и исчисление нормативной себестоимости единицы продукции;

- систематический и своевременный учет изменений норм (по мере внедрения оргтехмероприятий) и определение влияния этих изменений на себестоимость продукции;

- предварительный контроль затрат на основе первичных документов и фиксирование отклонений от норм в момент их возникновения с одновременным выявлением причин и виновников;

- ежедневная информация об отклонениях от норм.

При нормативном учете фактическая себестоимость продукции исчисляется путем алгебраического суммирования нормативной себестоимости и выявленных за отчетный период изменений норм и отклонений от норм.

Разница между нормативными и фактическими затратами называется отклонением.

Если обнаруживается отклонение, должна быть установлена причина. Этот процесс, известный как анализ отклонений, – эффективный инструмент контроля затрат и всей системы управления.

Нормативные затраты на единицу производственного продукта состоят из шести элементов:

1 Нормативная цена основных материалов

2 Нормативное количество основных материалов

3 Нормативное рабочее время (по прямым трудозатратам)

4 Нормативная ставка прямой оплаты труда

5 Нормативный коэффициент переменных общепроизводственных расходов

6 Нормативный коэффициент постоянных общепроизводственных расходов

Нормативный учет в его полном виде предполагает, что текущее выявление отклонений от норм и изменений норм органически включается в системы бухгалтерского учета и кладется в основу исчисления отчетной себестоимости продукции.

Система нормативного учета издержек создает предпосылки для организации управления производством по отклонениям от норм. В этом - главное достоинство нормативного учета.

Сравнение системы нормативного учета затрат на производство с системой учета «стандарт-кост», широко применяемой в западных странах с развитой рыночной экономикой, позволяет сделать следующие выводы.

В основе обеих систем лежит следующее:

- строгое нормирование затрат; предварительное (до начала отчетного периода) составление нормативных калькуляций на основе установленных норм (стандартов) расхода ресурсов по отдельным статьям издержек;

- осуществление раздельного учета и контроля затрат на производство по действующим нормам и отклонениям от норм по местам их возникновения и центрам ответственности;

- систематическое обобщение отклонений от расходных норм с целью использования информации об отклонениях для устранения негативных явлений в производственном процессе и управления издержками.

Та и другая системы учета являются универсальными и могут применяться при любом методе учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции.

Однако наряду с общими основополагающими моментами в организации нормативного учета затрат на производство и по системе «стандарт-кост» есть существенные различия.

При системе учета «стандарт-кост»:

1) не ведется обособленного учета изменений норм расхода, так как нормы (стандарты) затрат устанавливаются на длительный период и пересматриваются на протяжении года только при существенных сдвигах в организации производства;

2) возможно применение различной напряженности норм затрат по их видам (в том числе жестких, трудно выполнимых, «идеальных» норм);

3) ведение учета отклонений от норм на отдельном счете по каждой статье затрат (счета Отклонений от норм по расходу материалов, расходу заработной платы, накладных расходов, коммерческих расходов);

4) накапливание отклонений от норм расхода в течение отчетного периода на соответствующих счетах и их последующее списание на финансовые результаты;

5) в системе «стандарт-кост» (или «учет по плановым нормативам») плановые величины основаны не на прошлом опыте, а на прогнозах на будущее. Система храктеризуется более глубокой обоснованностью плановых величин по сравнению с нормативными, что обеспечивает увеличение точности прогнозов и эффективности контроля.

Как указано выше, при нормативной системе:

1) учет затрат по изменениям норм и по отклонениям от расходных норм вводится в общую систему бухгалтерского учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции;

2) выявленная величина отклонений затрат от изменений норм, а также отклонений от норм по статьям расхода ежемесячно списывается на себестоимость продукции (включая остатки незавершенного производства - в части затрат по изменениям норм);

3) нормы пересматриваются по мере осуществления организационно-технических мероприятий. Соответственно пересматриваются и нормативные калькуляции на изделия при поступлении в нормативное бюро извещений об изменении норм затрат. Отклонения от норм по местам их возникновения выявляются в оперативном порядке на основании сигнальной и другой документации для принятия управленческих решений;

4) в отличие от системы «стандарт-кост» отклонения от норм по статьям затрат на отдельных счетах не учитываются. Величина затрат по отклонениям от норм (а также по изменениям норм) находит отражение в оборотных ведомостях затрат по отдельным видам изделий, а также в калькуляциях фактической себестоимости этих изделий;

5) при учете по нормативам под нормативными затратами понимают среднее значение за ряд прошлых периодов или скорректированное среднее значение (по экстраполяции с поправками на изменения технологии и т.д.).

2 Система управления затратами на основе норм

Управление затратами на основе норм предотвращает ненужные потери, повышает эффективность производства, улучшает политику закупок, измеряет расход производственных ресурсов и нацеливает на их использование в будущем. Система управления затратами на основе норм состоит из процедур, последовательность которых изображена на рис.26.

 
 

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 587; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.