Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная стратификация и мобильность




Агенты социализации. Десоциализация и ресоциализация.

Первичная и вторичная социализация личности.

Социализация индивида как процесс и результат формирования личности.

План.

Социализация личности. Социальная стратификация и мобильность.

Индивид становится личностью в процессе социализации.

Социализация — это процесс и результат усвоения человеком социальных ценностей, в том числе и норм поведения, необходимых для его функционирования в данном обществе.

Социализация служит своеобразным мостом между двумя столь непохожими явлениями — личностью и обществом. Основное содержание социализации человека составляет его приобщение к материальной, интеллектуальной и духовном культуре общества.

Естьтакие настойчивые люди — их называют социобиологами, которые ищутсходство между людьми и животными. Их усилиями у людей, кажется, уже не осталось ничего такого, чего не было бы у животных. Животные,оказываются, умеют любить, дружить, приходить на помощь, сотрудничать и образовывать сообщества, бытьальтруистами и

раздражаться. Но вот чегоне удалось им обнаружить, так это социализации. Передача смысла и значения поступков, социальных норм и ценностей, освоение социальных ролей, прав и обязанностей у животных отсутствует.

Приобщение человека к культуре общества осуществляется, прежде всего и главным образом, в процессе воспитания и образования (в том числе и профессионального). Hа более высоком уровне социализация может осуществляется за счет самообразования.

Индивид, достигший в процессе своей социализации определенного (и достаточно высокого) уровня личной духовной, интеллектуальной и физической культуры, для которо­го насущной потребностью стало стремление к самосовершенствованию, в том числе и в сфере профессиональное деятельности, получает право называться личностью. Индивид, не сформировавший в себе этих качеств, также может называться личностью, но только условно, с добавлением при этом в обязательном порядке уточняющего эпитета: односторонне развитие.

Социализация — это непрерывный процесс, который в идеальном случае должен сопровождать человека всю его жизнь. Это такая форма развития, которая не поддается искусственному управлению или манипулированию. К 14 годам из талантливого ребенка можно сделать вундеркинда, знающего в совершенстве тот или иной предмет. Примеров ускоренного обучения множество, но не существует примеров некоренной социализации. Разумеется, возможно, раннее взросление, особенно если жизнь была трудной. Тем не менее, это еще не социализация.

Первичная социализация. Социализация должна начинаться в детстве, когда при­мерно на 70% формируется человеческая личность. Это так называемая первичная социализация — от рождения человека и до 16—25 лет его жизни. Именно к этому времени индивид, как правило, достигает такого уровня социальной зрелости, которая обеспечивает ему возможность нормаль­ной самостоятельной жизни в обществе.

Критерием завершения первичной социализации индивида в современном обществе может служить начало его трудовой деятельности после успешного окончания им средней школы или после получения профессионального образования (начального, среднего или высшего).

Вторичная социализация человека продолжается всю его оставшуюся жизнь и обусловлена высоким динамизмом со­временного общества и его культуры. В такой ситуации чело­век, не усваивающий нового в социальной жизни и в профес­сиональной д еятельности, обречен на неизбежную деграда­цию и тем самым на утрату личного достоинства. Вторичная социализация является особенно актуальной для граждан со­временной России, социальные изменения в которой проис­ходят едва ли не ежедневно.

На этапе первичной социализации индивида большую роль играет его непосредственное окружение и, прежде всего, семья, надлежащий уход, воспитание, начальное обучение полезным навыкам.

Важнейшим фактором социализации ребенка является овладение им языком и речью, которые становятся основным средством формирования его культуры, сознания и интеллекта.

Знание родного языка делает возможным включение ребенка в большой и уникальный мир человеческой культуры и усвоение им опыта и знаний предшествующих поколений. Главное место в формировании социального облика человека в детском возрасте принадлежит коллективным играм, в которых каждый ребенок последовательно принимает на себя роль, как правило, нескольких лиц — персонажей игры. Это обстоятельство способствует развитию его само сознания и истинно человеческих качеств: сопереживания, сочувствия, цивилизованного соревнования и т.п. Кстати говоря, игровые методы, как свидетельствует педагогическая практика, оказываются эффективными при обучении и учеников средних школ, и студентов средних и высших учебных заведений.

По мере взросления ребенка, к его социализации подключаются учебные заведения. Сначала — школа, осуществляющая общеобразовательную подготовку. Затем некоторые, наиболее достойные, люди поступают в техникумы, колледжи, институты, академии, университеты, в которых ониполучают специализированную подготовку.

Процесс социализации немыслим без участия в нем средств массовой информации — газет, радио, телевидения, этого своеобразного «окна» в мир социальных связей и отношений, в мир социальных и политических пристрастий, симпатий, антипатий. Благодаря средствам массовой информации люди приобщаются к потребностям и интересам страны, что способствует глубокому уяснению ими общенациональных проблем. Люди становятся как бы непосредственными участниками событий, происходящих в стране и в мире. Одновременно они сознательно или подсознательно примеряют себя к различным социальным ситуациям, формируя тем са- 1 мым свою жизненную позицию. В этом и заключается, в частности, социализация индивида и его превращение в личность.

Обеспечивая молодых людей определенными знаниями, умениями и навыками, учебные заведения не гарантируют своим выпускникам вечного духовного, интеллектуального и профессионального благополучия. Для того чтобы не отстать от социального прогресса, специалист, окончивший учебное заведение, должен повышать свою квалификацию, овладе­вать дополнительными личностными свойствами. Более того, в условиях обострения конкурентной борьбы на российскомрынке труда, любой специалист должен быть готов к дальнейшему развитию, к переподготовке в своей сфере деятельности, а возможно, и к смене статуса в профессиональном отношении.

Вторичной социализации индивида присущи следующие особенности.

Прежде всего, она основывается на результатах предшествующего образования, а также накопленного жизненного и профессионального опыта.

По глубине воздействия на ценностную ориентацию человека, на его деятельность и поведение вторичная социа­лизация в условиях эволюционного развития общества яв­ляется, как правило, менее существенной. Однако на этапахрадикального изменения социальных, экономических и по­литических отношений в обществе для многих его граждан вторичная социализация становится основной. Примером тому является Россия, переход которой к рыночным отношениям сопровождается едва ли не полярным изменением системы взглядов россиян на мир и на свое место в этом мире. Социологи констатируют изменение статусных позиций россиян в области нравственных норм и правил.

В подобной ситуации многие люди, особенно пожилого возраста, оказываются неспособными адаптироваться к но­вым условиям жизни. И это не их вина, а их беда. Менее болезненно реагируют на резкие социальные потрясения молодежь и духовно богатые, интеллектуальней развитые члены общества. Они довольно быстро приспосабливаются к новой социально-экономической ситуации» чувствуют себя в ней достаточно комфортно. Часть этих людей, ориентированных на материальную сферу деятельности, сегодня с достаточной иронией называют себя «новые русские». Вполне возможно, что из этого слоя россияне возникнет новая элита, от деятельности которой будет зависеть будущее нашей страны.

агенты социализации — конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.

институты социализации — учреждения, влияющие на про­цесс социализации и направляющие его.

Поскольку социализация подразделяется на два вида — пер­вичную и вторичную, постольку агенты и институты социализа­ции делятся на первичных и вторичных.

Агенты первичной социализации — родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходя­щие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок.

Термин "первичная" относится в социологии ко всему, что составляет непосредственное или ближайшее окружение челове­ка. Именно в этом смысле социологи говорят о малой группе как первичной. Первичная среда — не только ближайшая к человеку, но и важнейшая для его формирования, т.е. стоящая на первом месте по степени значимости.

агенты вторичной социализации — представители администра­ции школы, университета, предприятия, армии, полиции, церк­ви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партий, суда и т.д.

Термин "вторичная" описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывает менее важное влияние на человека. Контакты с такими агентами происходят реже, они менее про­должительны, а их воздействие, как правило, менее глубокое, чем у первичных агентов. Вторичными группами, и об этом речь пойдет дальше, в социологии называют формальные организа­ции, официальные учреждения.

К институтам социализации относятся именно они. Когда о семье говорят обобщенно, то ее называют институтом социали­зации, но первичным (как и школу). А когда подразумевают кон­кретно членов семьи и родственников, употребляют понятие "агенты".

Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая в новый цикл, человеку приходится многому переобучаться. Этот про­цесс, распадаясь на два этапа, получил в социологии особое на­звание.

Отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения называется десоцшлизацией.

Следующий за ним этап обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых называется ресоциализвцией.

Десоциализация и ресоциализация — две стороны одного про­цесса, а именно взрослой, или продолженной социализации.

социальная стратификация — центральная тема социологии. Она объясняет социальное расслоение на бедных, зажиточных и богатых. В реальной жизни неравенство людей играет огромную роль. неравенство — это критерий, при помощи которого мы можем разместить одни группы выше или ниже дру­гих. Социальный состав превращается в социальную стратифика­цию — совокупность расположенных в вертикальном порядке соци­альных слоев. В социологии выделяют три базисных вида стратификации:

• экономическую (доход),

• политическую (власть),

• профессиональную (престиж )

и множество небазисных, например, культурно-речевую и возрастную.

Стратификационный анализ «вертикальной» структуры общества может осуществляться по различным основаниям. В результате этого в системе социологического знания появился ряд теорий стратификации, которые по-разному рассматривали структуру общества. В этих теориях осу­ществлялась интерпретация политического, экономическо­го, правового, профессионального расслоения общества.

Так, например, Р. Дарендорф положил в основу своей теории социальной стратификации понятие «авторитет» в его политической трактовке. Оно, по его мнению, наиболее точно характеризует властные отношения и борьбу между социальными группами за власть. Исходя из этого, Р. Дарен­дорф делит всех членов общества на управляющих и управ­ляемых.

Американский социолог Б. Барбер провел стратифика­цию общества по шести показателям: престиж профессии власть и могущество; доход или богатство; образование ил» знания; религиозность; этническая принадлежность.

Наличие в обществе двух больших групп людей, разде­ленных по критерию владения или невладения средствами производства, признавалось историками, философами и эко­номистами задолго до появления марксизма. Признавалась тикже и полярность (противоположная направленность) их политических, экономических и социальных интересов. К. Маркс и Ф. Энгельс превратили классовую борьбу в основ­ной фактор политэкономических отношений. Они считали, что пролетариат способен, овладев политической властью, пре­образовать общество на бесклассовой основе.

Теория социальной стратификации служит методологической основой для формирования теории социальной мобильности,или социального передвижения.

Социальная мобильность — это изменение ин­дивидом или группой социального статуса или ме­ста, занимаемого в социальной структуре обще­ства.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.