КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методика маркетингового исследования
Методы получения и обработки маркетинговой информации По способу получения информации выделяют вторичные и первичные исследования. Вторичные исследования, как правило, базируются на уже имеющейся информации. Поэтому они называются кабинетными исследованиями. Вторичные исследования по своему содержанию -это анализ имеющихся источников об изучаемой, исследуемой проблеме в системе маркетинга. По отношению к фирме различают внешние и внутренние источники для вторичных исследований. В качестве внутренних источников информации выступают статистические материалы о деятельности фирмы. К внешним источникам относятся: -публикации национальных и международных официальных организаций; -публикации торгово-промышленных палат и объединений; -ежегодники статистической информации; -отчеты и издания отраслевых фирм и совместных предприятий; -книги, сообщения в журналах и газетах; Обычно исследования включают шесть основных этапов
Рисунок 2 - Схема маркетингового исследования Выявление проблем и формулирование целей исследования. На первом этапе исследователь должен четко определить проблему и согласовать цели исследования. Цели исследования могут быть поисковыми, т.е. предусматривают сбор каких-то предварительных данных, проливающих свет на проблему, а возможно, помогающих выработать гипотезу. Они могут быть также описательными, т.е. предусматривают описание определенных явлений, например, требуется выяснить численность авиапассажиров или численность тех, кто слышал о компании «Аэрофлот». Бывают и экспериментальные цели, которые предусматривают проверку гипотезы о какой-то причинно-следственной связи, например, о том, что снижение стоимости обучения на 15% вызовет рост числа платных аспирантов по крайней мере на 20%. Определение необходимой информации. На втором этапе необходимо определить вид интересующей заказчика информации и пути ее наиболее эффективного сбора. Исследователь может собирать вторичные или первичные данные либо те и другие одновременно. Дизайн исследования - это проектирование и конструирование процесса исследования, разработка его модели, т.е. дизайн исследования может рассматриваться как проект организации и проведения исследования. Дизайн исследования включает: - обоснование формы предполагаемых результатов и направлений их использования; - выбор и описание методов для достижения целей исследования; - разработку календарного или сетевого графика для всего процесса; - планирование и расстановку персонала, участвующего в исследовании; - определение бюджета с разбивкой по статьям расходов, при необходимости с разбивкой во времени; - подготовку формы и содержания исследования. Сбор информации. Разработав проект исследования, необходимо собрать информацию. Как правило, это самый дорогой и чреватый ошибками этап исследования. 3. По временному признаку - например, для исследования рынка это ретроспективное, оперативное'(текущее), диагностическое, прогнозное исследование. 4. По продуктивному (вещевому) признаку - например, для исследования средств производства, средств потребления, услуг. 5. По виду показателей, характеризующих объект исследования, которые делятся на объективные исследования - например, для исследования сбыта это цена, объем продаж, структура спроса, и на субъективные исследования - например, для исследования сбыта это возраст, пол, профессия. 6. По способу получения данных и информации - первичные, полевые и вторичные, кабинетные маркетинговые исследования. 7. В зависимости от целей маркетинговое исследование может быть количественным и качественным. Цель количественного исследования состоит в том, чтобы установить численные оценки основных характеристик изучаемых признаков. Цель качественного исследования рынка заключается в выявлении определенных мотивов для определения поведения на рынке. В качестве приемов для исследования рынка в этой связи предусматриваются методы исследования мнения и мотивов, которые заимствуются из психологии и социологии. Система анализа маркетинговой информации. Данная система - это набор эффективных методов анализа маркетинговых данных и проблем маркетинга. Основу любой системы анализа маркетинговой информации составляют статистический банк и банк моделей. Статистический банк - совокупность современных методик статистической обработки информации, которые позволяют наиболее полно вскрыть взаимозависимости в рамках имеющейся подборки данных, установить степень их статистической надежности. Методики статистической обработки информации включают: 1. Корреляционный анализ. 2. Регрессионный анализ. 3. Факторный анализ. 4. Дискриминантный анализ 5. Кластерный анализ. 6. Анализ временных рядов и др. Банк моделей - это набор математических моделей, способствующих принятию оптимальных маркетинговых решений деятелями рынка. Каждая модель состоит из совокупности взаимосвязанных переменных, представляющих некую реально существующую систему (процесс или результат). Эти модели помогают получить ответы на вопросы «а что, если?» и «что лучше?». рить все остальные, расположенные поблизости, в поисках нужного товара. Если запасов нет ни на одном* складе, компьютер укажет, где и когда будет изготовлена необходимая партия. Торговый агент тратит на получение ответа считанные секунды и имеет явное преимущество перед нерасторопными конкурентами. В России пока не все фирмы используют такие системы. Хотя еще в 70-80-х годах подобные системы создавались и в ряде случаев успешно функционировали. Руководители собирают внешнюю текущую маркетинговую информацию, читая книги, газеты и специализированные издания, беседуя с клиентами, поставщиками, дистрибьюторами и прочими лицами, не относящимися к штатным работникам фирмы, а также обмениваясь сведениями с другими управляющими и сотрудниками самой фирмы. Хорошо организованные фирмы принимают дополнительные меры: 1) Обучают и поощряют своих продавцов фиксировать происходящие события и сообщать о них. 2) Поощряют дистрибьюторов, розничных торговцев и прочих своих союзников передавать им важные сведения. 3) Покупают сведения у сторонних поставщиков внешней текущей информации. 4) Организуют специальные отделы по сбору и распространению текущей маркетинговой информации. Сотрудники этих отделов просматривают наиболее важные издания в поисках актуальных новостей и рассылают управляющим по маркетингу специально подготовленные информационные бюллетени. В этих отделах ведут досье интересующих фирму сведений. Система маркетинговых исследований. Некоторые ситуации руководителям нужно изучать подробно. С этой целью проводят маркетинговые исследования Маркетинговое исследование - это процесс поиска, сбора, обработки данных и подготовки информации для принятия оперативных и стратегических решений в системе предпринимательства. Исследователи маркетинга постоянно расширяют поле своей деятельности. Ф. Котлер выявил 10 наиболее типичных решаемых ими задач: изучение характеристик рынка; замеры потенциальных возможностей рынка; анализ распределения долей рынка между фирмами; анализ сбыта; изучение тенденций деловой активности; изучение товаров конкурентов; краткосрочное прогнозирование; изучение реакции на новый товар и его потенциала; долгосрочное прогнозирование; изучение политики цен. Классификация маркетинговых исследований 1. По виду объекта исследования - например, исследование рынков сбыта, рынка капитала, исследование внутренней среды фирмы, исследование окружающей среды. 2. По территориальному признаку - например, при исследовании рынка это региональное, национальное, интернациональное исследование. Тема 5. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 1. Концепция и состав системы маркетинговой информации 2. Методика маркетингового исследования 3. Методы получения и обработки маркетинговой информации 4. Методы прогнозирования в маркетинговой деятельности 5. Бенчмаркинг как функция маркетинговых исследований
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 389; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |