КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные понятия маркетинга
Тема 1. Понятие сущности маркетинга Лекция: № 1 Конспект лекций по дисциплине «Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме» 80 часов: 51ч. – аудиторные, 29ч. – самостоятельная работа. Экзамен. Концепция и состав системы маркетинговой информации Система маркетинговой информации - это постоянно действующая система взаимосвязи людей, технических средств и методических приемов, предназначенная для сбора, классификации, анализа, оценки и распространения актуальной, своевременной и точной информации, которую распорядители сферы маркетинга используют в целях совершенствования планирования, претворения в жизнь и контроля маркетинговых мероприятий. Состав системы маркетинговой информации представлен на рисунке 1.
Рисунок 1 - Система маркетинговой информации Система внутренней отчетности. На предприятиях существует внутренняя отчетность, она отражает показатели текущего сбыта, суммы издержек, объемы материальных запасов, состояние и движение финансовых средств. Применение компьютеров позволяет фирмам создавать всеобъемлющие системы внутренней отчетности, способные обеспечить информационное обслуживание всех подразделений. Воспользовавшись компьютерной сетью фирмы, фирмы, торговые агенты могут ответить на вопросы клиентов о наличии товара. Компьютер укажет, каковы запасы на ближайшем складе и когда можно будет отгрузить товар. Если на ближайшем складе запасов нет, компьютер прове- Вопросы: 1. Основные понятия маркетинга 2. Маркетинговые концепции 3. Концепция маркетинга в сфере услуг 4. Сущность и специфика маркетинга в туризме В современной экономике производится огромное количество различных товаров и услуг. С другой стороны, потребности людей также становятся все более разнообразными. Поэтому для того, чтобы каждый продукт нашел своего потребителя и удовлетворил его определенную потребность, необходима особая сфера деятельности бизнеса, которая называется маркетингом (от английского market-рынок). Маркетинг - любая активная деятельность предприятия, связанная с направлением потока товаров и услуг от производителя к покупателю или потребителю. Без маркетинга современная фирма едва ли может рассчитывать на коммерческий успех, поэтому маркетинг становится философией бизнеса, способом ведения дел, сфокусированным на клиенте. Главной целью маркетинга является удовлетворение нужд клиентов, ведущее к увеличению прибыли предприятия. Эта цель заключается в том, чтобы узнать и понять нужды покупателей до такой степени, что производимые товары или услуги идеально подходят ему и продаются как бы сами собой. Сущность маркетинговой деятельности состоит в осуществлении обмена информацией между потенциальными клиентами и фирмой и использовании этой информации для целенаправленного воздействия как на потребителей, так и на фирму. С точки зрения потребителя маркетинг есть услуга, которая заключается в информировании его о важнейших характеристиках товара: его качестве, особенностях, цене, условиях продажи и т.д. Поэтому маркетинг как самостоятельная предпринимательская деятельность может быть отнесена к сфере услуг в экономике. Стоимость маркетинговых услуг естественным образом включается в цену товара. С точки зрения фирмы маркетинг есть элемент системы управления, причем в качестве объектов управления выступает как сама фирма, так и потребители. К управляемым объектам маркетинговых воздействий относятся: номенклатура и качество товаров, цены, спрос потребителей и многое другое. Для успешного выполнения маркетинговой деятельности фирме необходима информация о макросреде и микросреде. К макросреде относятся географические, демографические, политические, макроэкономические (инфляция, безработица и т.д.), правовые, социально-культурные условия деятельности фирмы. К микросреде относятся технология производства, организационная структура, традиции, персонал, клиенты, поставщики, посредники, транспортные системы, каналы распределения и т.д. Принципиальное отличие макросреды от микросреды состоит в том, что фирма может и стремится изменить микросреду, в то время как макросреду она воспринимает как объективно заданную и неподвластную изменениям со стороны фирмы. Воздействуя на потребителя, фирма стремится увеличить его спрос на свой продукт. Однако при этом она заинтересована в информации не только о текущем спросе, но и о нуждах и желаниях потребителя, поскольку нужды порождают желания, а желания порождают спрос. Остановимся на этом подробнее. Нужда (потребность) - это то, в чем человек нуждается, то есть состояние сознаваемой нехватки чего-либо. Это потребности в пище, одежде, тепле, крыше над головой. Это социальные потребности в любви, радости, развлечениях. Это потребности в признании и престиже, знаниях и самовыражении. Желание - это та конкретная форма, которую принимает потребность под воздействием культуры общества и индивидуальных качеств определенной личности. Желания выражаются в объектах, способных удовлетворить нужду способом, который присущ культурному укладу данного общества. Многие продавцы часто путают желания с потребностями. Владелец ресторана может думать, что его клиентам нужно лишь сытно поесть, в то время как многие их них заинтересованы в поддержании своего имиджа или хотят познакомиться с кем-либо. Такие продавцы страдают от «маркетинговой близорукости». Они забывают о том, что товар - лишь инструмент, с помощью которого решаются проблемы покупателя. Производитель товара или услуги не создает потребность, она уже существует, однако он может стимулировать конкретные желания человека (например, с помощью рекламы). Покупательский спрос - желание человека, подкрепленное его покупательной способностью. Человек будет выбирать товары, которые доставят ему наибольшее удовлетворение в рамках его финансовых возможностей. Покупательский спрос на конкретный товар описывает функция спроса - зависимость между ценой товара и его количеством, которое покупатель готов купить при данной цене. Товар - все, что может быть предложено на рынке вниманию потребителя, приобретено им для последующего использования или потребления ради удовлетворения какой-либо его потребности или желания. Ценность - есть способность товара удовлетворить нужды потребителя. Стоимость товара имеет не только денежное выражение (цена), но и включает в себя все, чем приходится жертвовать, приобретая товар. Потребительское удовлетворение определяется тем, насколько товар оправдал ожидания покупателя.
5 4 3 1 Рис. 1. Иерархия потребностей по А. Маслоу 1. Физиологические потребности; 2. Потребности самосохранения; 3. Социальные потребности (в общении); 4. Потребности в уважении (признание, статус); 1. Потребности в самоутверждении (саморазвитие, саморегуляция). Рынок - это некоторое количество действительных или потенциальных покупателей, которые могут заключить сделку с продавцами. Рынок продавца - это такой рынок, на котором продавцы имеют больше власти и где наиболее активными «деятелями рынка» являются покупатели (например, рынки дефицитных товаров). Рынок покупателя - это такой рынок, на котором больше власти имеют покупатели. Почти все современные рынки относятся к этому виду. Управление маркетингом - анализ, планирование, реализация и контроль программ, призванных целенаправленно создавать и поддерживать взаимовыгодные обменные операции с покупателем ради достижения стратегических целей компании.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |