Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система технологического процесса социально-педагогической деятельности




Тема 3. СИСТЕМА И СТРУКТУРА Социально-педагогическОЙ технологии

1. Технологическая система социально-педагогической деятель-ности.

2. Структура социально-педагогической технологии.

3. Характеристика структуры общей социально-педагогической технологии.

4. Структура частных социально-педагогических технологий.

5. Структура частной экспертно-оценочной технологии. Типичные этапы частных функциональных технологий

6. Алгоритм действий как структурный элемент социально-педагогической технологии.

 

Рекомендуемая литература

 

1. Капустин, Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы / Н.П. Капустин. – М.: Академия, 1999. – 216 с.

2. Методика и технологии работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б. Н. Алмазов [и др.]; под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. – М.: Акаде­мия, 2002. – С. 3–15.

3. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие / М.В. Шакурова. – М.: Академия», 2002. –272 с.

4. Шептенко, П.А. Методика и технология работы социального педагога / П.А. Шептенко, Г.А. Воронина. – М.: Академия, 2002. – 208 с.

1. Технологическая система социально-педагогической деятель-ности. Технологическая система социально-педагогической деятельности, по мнению ряда ученых (И.А. Липский, Л.В. Мардахаев, Л.Е. Никитина и др.), строится на применении технологий социально-педагогического диагностирования, оценивания, прогнозирования, моделирования, проектирования, программирования, планирования, реализации целей и ценностных ориентаций, осуществления обратной связи и информационного обеспечения познавательной и преобразовательной социально-педагогической деятельности.

Данный подход к выделению технологической системы деятельности социального педагога основывается на позиции Л.В. Мардахаева, согласно которой социально-педагогическая технология рассматривается как наиболее оптимальная последовательность социально-педагогической деятельности, позволяющая получать оптимальный результат в конкретной ситуации (оптимальная логика социально-педагогической деятельности в работе с конкретным объектом). Рассмотрим взаимосвязь данных технологий на примере схемы.

 

 

           
     


 

                       
   
 
     
 
     
     
 

 

 


Начинается цикл социально-педагогической деятельности с диагностирования, технология которого заключается в отнесении объекта к определенному классу объектов социально-педагогической деятельности на основании выявленных характеристик, в определении путей и направлений воздействия на данный объект, которые потом уточняются с помощью технологий реализации целевых ориентаций.

В ходе диагностики также применяется технология оценивания и измерения объекта, его сторон, свойств, связей и отношений. Полученные качественные и количественные оценки являются основой для прогнозирования возможных вариантов и перспектив развития исследуемого социально-педагогического объекта, что и составляет основу технологии социально-педагогического прогнозирования.

Как правило, в качестве объекта социально-педагогического прогнозирования выступают:

· цели и задачи социально-педагогического объекта, социально-педагогические потребности и условия;

· содержание прогнозируемого социально-педагогического объекта (факты);

· критерии оценки прогнозируемого объекта;

· методы и формы, составляющие ресурсно-методический профиль социально-педагогического прогноза.

Таким образом, социально-педагогический прогноз – это вероятное суждение о состоянии объекта социально-педагогической деятельности в будущем с указанием определенных сроков изменения объекта.

Следующим технологическим этапом социально-педагогической деятельности является моделирование объекта. Это технология построения и изучения моделей как реально существующих предметов и явлений, так и конструируемых объектов для определения или улучшения их характеристик, рационализации способов построения, управления ими и т.д. При этом модель – образец, эталон, аналог и т.д. определенного фрагмента природной или социальной реальности, порождения человеческой культуры.

При моделировании преобразуемый объект проходит три этапа изменений. Первый – этап формирования модели – связан с выделением в объекте основных свойств или процессов, структуры или функций, относительно которых будет проходить преобразование. При этом отбираются наиболее существенные признаки и свойства объекта. Второй этап – этап преобразования модели – связан с изменением свойств модели применительно к конкретным, отобранным, фиксированным социально-педагогическим условиям. Третий этап – этап переноса изменений модели на объект. Комплекс рекомендаций по изменению объекта, который был выработан на основе модели, реализуется по отношению к объекту социально-педагогической практики.

Следующая технология – технология проектирования – связана с формированием замысла, проекта будущего состояния объекта, выраженного как в виде текста, так и в виде схем, расчетов, чертежей и в других наглядно-знаковых формах. Под проектированием понимается создание проекта – прообраза предполагаемого объекта и его состояния; а также комплекс организованных, научно обоснованных социальных действий, направленных на создание, развитие объектов, явлений, процессов, различных видов деятельности с целью получения желаемого результата. Сегодня существуют различные типы социальных проектов. Так по сложности структуры выделяются монопроект, мультипроект, метапроект; по масштабности – международный, федеральный, межрегиональный, региональный, муниципальный, институциональный; по полноте жизненного цикла – полного жизненного цикла, отдельных стадий; по уровню новизны – модификационный, комбинаторный, радикальный; по длительности – краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный; по уровню институализации – целевой, кооперативно-целевой, инициативный.

Продолжает технологический процесс социально-педагогической деятельности технология программирования, которая представляет собой совокупность операций по составлению программы – комплекса мероприятий по реализации одной или нескольких целей и подцелей развития объекта, упорядоченных в виде «дерева целей». По характеру это могут быть программы научно-технические, научно-исследовательские, комплексные целевые программы преобразования социально-педагогических объектов, программы деятельности различных социальных групп и др.

Технология программирования частично совпадает с технологией планирования, которая представляет собой совокупность операций по составлению плана, выступающего как заранее намеченный порядок, последовательность осуществления какой-либо программы выполнения работ, проведения мероприятий. План социально-педагогической деятельности может иметь различные разделы, но внутри каждого из них выделяются конкретные позиции: цели, задачи, этапы и направления работы, формы и методы, ответственные лица и участники мероприятий, необходимые ресурсы (материальные, финансовые, кадровые, методические и т.д.), сроки выполнения мероприятий. Таким образом, план представляет собой согласованные по целям преобразования объекта, месту, времени и ресурсам содержание и порядок деятельности определенных субъектов данного процесса.

Технология реализации плана, социально-педагогических целей и целевых ориентаций обусловлена характером объекта, целями и задачами научно-преобразовательной деятельности. Изменения в объекте предполагают сопоставление полученных результатов с заранее намеченными целями.

Последней в технологической системе социально-педагогической деятельности является технология обратной связи, которая в основном выступает в качестве информационной связи, формы взаимодействия. С помощью этой технологии субъект социально-педагогической деятельности получает информацию об изменениях объекта, которые определяет также с помощью диагностирования.

Технология информационного обеспечения применяется по ходу осуществления всей системы социально-педагогической деятельности и предполагает изучение информационных потребностей субъектов социально-педагогической деятельности (социальных работников, социальных педагогов); поиск источников информации в соответствии с потребностями субъекта; комплектование информационного модуля знаний о различных сторонах преобразуемого объекта; анализ имеющейся об объекте информации; обработку и хранение информации в массивах данных и т.д.

Представленные технологии представляют собой систему социально-педагогической деятельности. Все они составляют структурные этапы общей социально-педагогической технологии, так как могут быть использованы в любом направлении социально-педагогической деятельности и распространяться на любой ее объект.

2. Структура социально-педагогической технологии: цель, этапы деятельности, формы и методы.

Чтобы более полно представить содержание социально-педагогической технологии, необходимо рассмотреть ее структуру и основные компоненты – структурные элементы.

Структура (от лат. structura) – взаиморасположение и связь основных частей чего-либо; строение. Строение позволяет выявить компонентный состав изучаемого явления. Компонент (от лат. componens – составляющий) – составная часть чего-либо.

Социально-педагогическая технология по своей сущности есть целенаправленная, специально организованная последовательность деятельности. Как правило, социально-педагогическая деятельность начинается с постановки цели и задач, которые необходимо решить специалисту: например, сформировать у ребенка навыки общения, которые у него отсутствуют, помочь ребенку адаптироваться в новой для него среде и т.д.). Цель в свою очередь определяет содержание деятельности, формы ее организации, методы реализации и средства, которые взаимосвязаны между собой. Условно взаимосвязь между целью, содержанием деятельности, формами, методами и средствами ее реализации можно представить схематично:

В социально-педагогической деятельности, помимо названных компонентов выделяются определенные этапы (подэтапы) действий, обеспечивающие в сво­ей совокупности достижение поставленной (прогнозируемой) цели. Существует несколько подходов к выделению этапов действий. Чаще всего в структуре какого-либо процесса выделяется три ос­новных этапа:

· подготовительный;

· непосредственной деятельности (реализации выбранной педагогической технологии);

· результативный.

Иногда выделяют в подобных структурах четыре этапа, разде­лив первый на два самостоятельных – диагностико-прогностический и собственно подготовительный.

А.К. Маркова и Л.М. Митина выделяют следующие три компонента в структуре педагогической деятельности: 1) мотивационно-ориентировочный (ориентация в обстановке и ее изучение, постановка целей и задач, возникновение мотивов); 2) исполнительский (реализация); 3) контрольно-оценочный (результат). На первом этапе социальный педагог формулирует педагогические цели и задачи (в любом виде деятельности), на втором подбирает необходимые социально-педагогические средства для их осуществления и реализует запланированные действия, на третьем – анализирует и оценивает собственные действия.

Мотивационно-ориентировочный этап деятельности социального педагога связан с изучением социально-психологических характеристик личности ребенка, а также социально-педагогических влияний микросреды на растущего человека. При этом специалист использует такие методы как наблюдение, беседа, опрос экспертов, интервьюирование, анкетирование, невербальные методы (цветометрия, ранжирование, тематический рисунок, проективные методики), изучение документов, контент-анализ и др.

Исполнительский этап предполагает следующие действия социального педагога:

· организация воспитательно-образовательных взаимодействий с проблемной личностью, нуждающейся в помощи (отношения участия, поддержка детей из семей группы риска, содействие в решении проблем, сотрудничество с семьей и общественностью, посредничество в личностной самореализации ребенка, побуждение учащегося к самоорганизации и самостоятельности в решении проблем);

· реализация социально-педагогической и психологической помощи и поддержки личности в кризисных ситуациях (прояснение проблемы, отреагирование проблемы, осмысление путей решения проблемы, составление плана и выбор программы действий, помощь ребенку (семье) в организации выхода из проблемы, координация усилий ближайшего окружения личности, создание группы поддержки);

· коррекция отношений, способов социального действия, посредничество в творческом развитии личности и группы (моделирование ситуаций для нового опыта, моделирование сфер успешной деятельности, организация диалога и сотрудничества, организация микросреды с измененными отношениями, помощь в разблокировке позитивных эмоций, создание и оценка ситуаций успеха, изменение представлений личности о своем «Я», поддержка инициатив, создание условий для творчества).

Контрольно-оценочный этап. Анализ и оценка результатов взаимодействия социального педагога с различными категориями воспитанников и их семьями: 1) интеллектуально одаренными, эмоционально неординарными, социально ориентированными и социально-ответственными учащимися и их родителями; 2) детьми-сиротами и лицами, их представляющими в учебном учреждении; многодетными, неполными, малообеспеченными, находящимися в социально опасном положении и др. семьями; 3) криминогенно опасными семьями, несовершеннолетними правонарушителями, бездомными детьми.

Эффективность профессиональной деятельности социального педагога заключается в реализации всех ее компонентов.

Всякая социально-педагогическая технология имеет цель, за­дачи и соответствующее им содержание. Именно целевая установ­ка определяет назначение технологии. Она может носить общий или частный (функциональный) характер. Исходя из этого, следу­ет выделять социально-педагогические технологии общего назна­чения и социально-педагогические технологии функционального (функциональная социально-педагогическая технология) или част­ного назначения.

Далее рассмотрим структуру общей и частных (функциональных) социально-педагогических технологий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1144; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.