Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура частной экспертно-оценочной технологии. Типичные этапы частных функциональных технологий




Оценка и экспертиза проводятся по результату какой-либо социально-педагогической деятельности либо по самой деятельности.

Такая частная технология может быть завершением об­щей социально-педагогической технологии. Она же, как правило, сопровождает процесс реализации общей технологии, выступая инструментарием мониторинга – фиксирования того, что и как выполнено.

V. Структура экспертно-оценочной социально-педагогической технологии.

Оценка является качественно-количественной характеристикой какого-либо действия, реализации этапа, подэтапа, метода, сред­ства и т.д. Для оценки любого явления необходимы соответствую­щие критерии и показатели. В качестве критериев обычно высту­пают прогнозируемые цели (ожидаемые результаты) в типичных условиях деятельности, показатели – степень достижения ожи­даемых результатов.

Экспертная оценка (экспертиза) – это оценка явления по эта­лону (экспертному образцу. Чаще всего экспертиза осуществляется специалис­том, имеющим опыт подобной и эффективной деятельности. Учи­тывая, что такая экспертиза носит субъективный характер, для обеспечения ее объективности привлекают несколько специалис­тов.

В качестве эталона экспертной оценки может выступать ожида­емый результат, который неоднократно достигался ранее посред­ством применения данной технологии или диагностико-прогностической технологии в работе с аналогичным объектом. При этом создаются оценочные таблицы, графики, которые отражают за­висимость изменения определенного явления, объекта от вы­полнения определенного объема социально-педагогического воз­действия. В каждом конкретном случае используются свои, научно обоснованные и проверенные на практике, критерии, показате­ли и методики экспертно-оценочной деятельности.

Следует различать экспертно-оценочную деятельность как:

· самостоятельную функциональную технологию;

· как заключительный этап общей социально-педагогической технологии.

Каждая из них имеет свое назначение и в соответствии с ним особенности содержания и структуры по этапам (подэтапам) технологической деятельности.

Экспертно-оценочная деятельность как самостоятельная функциональная технология. Такая технология имеет много общего с диагностической по содержанию и по методике проведения. Она используется для оценки (экспертизы) определенного этапа (подэтапа) функциональной деятельности в процессе реализации со­циально-педагогической технологии. Исходными данными для ее реализации являются:

– наличие объекта экспертно-оценочной деятельности;

– четкое определение содержания того, что подлежит эксперт­ной оценке;

– инструментарий оценочной деятельности;

– сведения о специалистах, которые могут ее провести;

– данные об условиях проведения экспертной оценки.

Структура технологии такой экспертно-оценочной деятельно­сти включает следующие этапы деятельности:

1 – анализ оцениваемого явления и всей исходной информации;

2 – выводы об оцениваемом явлении и принятие решения о способе его оценки;

3 – выполнение экспертной оценки;

4 – анализ полученных результатов;

5 – выводы – оценка (экспертиза) явления.

Экспертно-оценочная деятельность как заключительный этап общей социально-педагогической технологии. Такой этап деятельно­сти направлен на оценку всей социально-педагогической работы с клиентом по достижению прогнозируемой цели и ее результативности. Она предусматривает более емкие выводы о том, в ка­кой степени удалось решить социально-педагогические проблемы клиента и способен ли он реализовать себя в естественных усло­виях жизнедеятельности. Исходными данными для ее реализации являются:

– четкое определение содержания того, что подлежит эксперт­ной оценке;

– наличие объекта экспертно-оценочной деятельности (человек и комплекс сведений об используемой в социально-педагогиче­ской работе с ним технологии и методике ее реализации);

– инструментарий оценочной деятельности;

– сведения о специалистах, которые могут ее провести;

– данные об условиях проведения экспертной оценки;

– сведения о той среде, в которой клиент реализует результаты социально-педагогической работы с ним.

Структура технологии такой экспертно-оценочной деятельно­сти включает следующие этапы деятельности:

1) предварительная оценка действенности практической реали­зации социально-педагогической технологии. Закончилась прак­тическая деятельность специалиста, и, естественно, следует оценка ее результативности. Предварительная оценка позволяет опреде­лить, в какой степени удалось решить социально-педагогическую проблему человека (достичь прогнозируемой цели в работе с ним) и может ли он реализовать полученный потенциал. Оценка позво­ляет принять решение о включении клиента в адаптационный про­цесс в новом состоянии, новых условиях;

2) адаптационный процесс клиента в среде жизнедеятельности. Данный подэтап чаще всего имеет место по результатам педагоги­ческой реабилитации, педагогической коррекции, перевоспита­ния, исправления, проходивших в специализированных учрежде­ниях или в домашних условиях в отрыве от среды общения со сверстниками. Он проводится в тех средовых условиях, в которых клиент имеет наибольшие возможности для личной самореализа­ции. Эти условия максимально приближены к естественной среде его жизнедеятельности. Адаптационный процесс позволяет закрепить полученный ре­зультат реализации социально-педагогической технологии, уви­деть ее достоинства и слабости (недостатки), а также утвердиться в обоснованности ее выбора по отношению к этому клиенту.

Следует особо подчеркнуть, что начало адаптации человека, прошедшего определенный социально-педагогический курс кор­рекции, реабилитации, перевоспитания, исправления, имеет очень важное значение. Оно не всегда проходит безболезненно для объек­та, поэтому необходимо учитывать его индивидуальные особенно­сти, особенности социально-педагогической работы с ним и про­гнозировать возможности и своеобразие адаптации. Это позволит социальному педагогу подготовиться к началу адаптационного про­цесса, а также при необходимости предусмотреть социально-педа­гогический патронаж клиента, помощь ему в этот период. В про­цессе адаптации постепенно формируется самостоятельность кли­ента, его полное включение в самореализационную деятельность;

3) анализ проделанной работы и ее результативности. На этом подэтапе выявляются позитивные и негативные аспекты реализо­ванной социально-педагогической технологии, варианта ее реа­лизации, социально-педагогической деятельности специалиста (субъекта), а также роли и собственной деятельности клиента как субъекта самосовершенствования;

4) общие выводы. На этом завершается заключительный этап социально-педагогической технологии.

Анализ структуры всех представленных выше пяти частных социально-педагогических технологий позволяет выделить характерные для них, типичные этапы и условия наиболее оптимального их решения.

Прежде всего, каждая технология нуждается в определенных исходных данных (условиях), позволяющих приступить к работе по ее реализации. К таким данным относятся:

– наличие объекта (конкретный человек, технология, методика, результат деятельности и пр.) и предмета (что требуется обеспе­чить посредством социально-педагогической работы);

– данные о субъекте (субъектах) деятельности – кому пред­назначено или кто может обеспечить реализацию рассматривае­мой технологии;

– исходные данные для аналитической деятельности на этапе осмысления и принятия решения о способе практической реали­зации технологии;

– условия реализации социально-педагогической технологии.

Основные типичные этапы социаль­но-педагогических технологий следующие:

· информационно-аналитический этап – анализ информацион­ных сведений. Данный этап предназначен для осмысления имею­щейся начальной (исходной) информации и формулирования про­блемы, требующей решения;

· этап выбора способа решения проблемы;

· прикладной (практический) этап – практическая деятельность по решению проблемы с использованием соответствующих мето­дов и средств;

· экспертно-оценочный (аналитический) этап – анализ и оценка результата практической деятельности; выводы.

Типовой подход к социально-педагогической технологии свидетельствует о том, что в последовательности практической деятельности специалиста, независимо от содержания, есть много общего, это и позволяет овладеть механизмом практической работы. Однако каждый этап (подэтап) имеет свое содержание и специфику практической реализации. Для обеспечения качества деятельности необходимы не только пос­ледовательность, но и профессионализм социального педагога.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 835; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.