Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Средства как инструментарий метода и фактор технологии




Средство – это инструментарий метода, использование которого ведет к достиже­нию выбранной цели. Нередко в педагогической литературе встречается смешение этих понятий, когда трудно отделить метод от средств и наоборот. Сред­ство может быть определяющим фактором метода. Предлагаемый вариант понятий метода и средства позволяет и более четко раз­граничить их и показать их взаимосвязь.

Средство может выступать также фактором технологии – ког­да определяет основной источник ее функционирования, напри­мер игра, учеба, туризм и пр. Однако средства сами по себе не являются способами деятельности, а становятся ими только тогда, когда используются для достижения какой-нибудь цели. Так, игра может быть отдыхом, развлечением, обучением и т.д. В то же время если она организована таким образом, что будет служить при этом достижением определенной цели – например, формированию определенных социальных умений – то в этом случае будет выступать средством социально-педагогической деятельности.

В качестве средств социально-педагогической деятельности могут выступать природа, произведения искусства, книги, средства массовой информации и т.д. Таким образом, средство по сути является более широким понятием, чем прием и метод, поскольку последние сами в определенных обстоятельствах могут выступать средствами. Средства – это совокупность материальных, эмоциональных, интеллектуальных и других условий, которые используются социальным педагогом для достижения поставленной цели.

Предлагаемый подход позволяет выделять: средства педагоги­ческого (социально-педагогического) процесса и средства педа­гогической (социально-педагогической) деятельности.

Средства педагогического процесса – это те средства, которые выступают составной частью деятельности специалиста в процес­се внедрения педагогической технологии. К ним относятся: учеба; труд; правила поведения, установленные в образовательном уч­реждении; культурно-досуговая деятельность; физкультурно-оздоровительная и физкультурно-спортивная деятельность; туризм; общественная и социально значимая деятельность; режим (для исправительных колоний) и др.

Средства педагогической деятельности – это то, что использу­ет специалист, в частности социальный педагог, в своей профес­сиональной деятельности для влияния на человека, группу в про­цессе социально-педагогической работы с ними. Чаще всего это инструментарий метода. Посредством инструментальных средств обеспечивается достижение педагогической (социально-педагоги­ческой) цели. К таким средствам относятся: слово, действие, книга, технические средства, наглядные средства, сценарные разработки и пр.

Таким образом, в процессе своей деятельности социальный педагог может воспользоваться любыми педагогическими средствами, методы же и приемы будут выступать в качестве путей, с помощью которых он будет применять средства. Условно связь между методами, приемами и средствами социально-педагогической деятельности можно показать в виде следующей схемы:

Таким образом, средства являются составной частью любого метода, технологии, они определяют их, и через них обеспечива­ется возможность практической реализации, достижение прогно­зируемой цели в социально-педагогической работе с клиентом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 575; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.