Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-педагогическая технология, ее сущность и типы




Понятие «социально-пе­дагогическая технология» в научной литературе появилось лишь в 1990-х годах и связано с введением в 1991 г. института социальной педагогики. Социальная педагогика как сфера профессиональной деятельности и самостоятельная область знания начала формиро­ваться в России параллельно с социальной работой, которая так­же была введена как самостоятельный институт в начале 1990-х годов.

В отличие от зарубежных стран, где социальная педагогика либо вообще не выделяется из социальной работы, либо рассматрива­ется как ее составная часть, для постсоветских стран характерно обособленное развитие этих двух взаимосвязанных профессиональных сфер, ко­торые изначально были ведомственно разобщены. Анализ сущности и содержания социальной работы показыва­ет, что она включает педагогический аспект, но им не исчерпы­вается, так же как и социальная педагогика, которая неизбежно включает элементы социальной работы. На практике это приво­дит к тому, что при решении социальных проблем человека или группы теоретические концепции социальных технологий из об­ласти социальной работы активно переносятся на социальную педагогику, хотя при этом и добавляется, что решение осуществля­ется педагогическими средствами.

Вместе с тем социальная работа и социальная педагогика, хотя и имеют много общего, но каждой из них присуще свое, особен­ное. Это особенное находит отражение в содержании, средствах, методах и методиках практической деятельности и, в конечном итоге, в технологиях.

У истоков технологизации социально-педагогической деятель­ности стоял А. С. Макаренко, хотя само выражение «педагогиче­ская технология» в его публикациях не встречается. Говоря о «ме­ханизации педагогического дела», он подчеркивал, что она пред­ставляет «явление положительное и полезное, но эта механиза­ция все же должна предполагать присутствие воспитателя как живого деятеля». Чем больше размышлял А. С. Макаренко о педа­гогической деятельности, тем больше находил сходства «между процессами воспитания и обычными процессами производства». «Каждый воспитанный нами человек, – писал он, – это продукт нашего педагогического производства».

В его теоретических работах, художественных произведениях и практической деятельности нашли отражение различные соци­ально-педагогические технологии работы с отдельными лично­стями и коллективами. Об этом можно судить по продуманности воспитательной деятельности, включающей элементы, характер­ные для структуры социально-педагогических технологий. В част­ности, в воспитательной деятельности А. С. Макаренко обращал внимание на постановку цели, выбор соответствующих методов и средств, обеспечение качества их реализации, гибкую коррекцию воспитательной деятельности, учет ее результативности, а также учет всех факторов, оптимизирующих процесс воспитательной деятельности, и многое другое.

Среди воспитательных технологий, разработанных А. С. Мака­ренко, можно выделить: формирование и развитие коллектива; управление воспитательной ролью коллектива; прогнозирование перспектив формирования и развития личности воспитанника, обеспечение наиболее оптимальных условий для этого; прогнози­рование перспектив развития и воспитания каждого члена кол­лектива и управление процессом достижения прогнозируемого ре­зультата и др.

Современные условия диктуют необходимость поиска новых подходов к определению сущности социально-педагогической техноло­гии. Основой для этого должен послужить анализ и систематизация различных подходов к пониманию сущности технологии вообще, а также социальной технологии и педагогической технологии в част­ности. При этом могут быть выделены два основных подхода.

Согласно первому подходу, опирающемуся на трактовку техно­логии как науки о мастерстве, искусстве практической деятельно­сти, социально-педагогическая технология – это наука об искус­стве достижения прогнозируемой социально-педагогической цели.

Такие технологии носят теоретико-исследовательский характер и включают два типа технологий.

Теоретическая социально-педагогическая технология – это уче­ние о наиболее оптимальных методах, средствах и приемах (дей­ствия, операции и процедуры), необходимых в данной ситуации для решения социально-педагогических проблем. Этот тип техно­логий используется при описании, анализе, обосновании вариан­та решения социально-педагогической проблемы в определенных условиях по отношению к конкретному объекту деятельности.

Такая технология может быть представлена в виде учебника; учебного пособия; учебно-методического пособия; теоретической разработки технологии.

Исследовательская социально-педагогическая технология – это специально созданная, научно обоснованная методика (последовательность использования совокупности методов и средств), позволяющая познать (углубить познание) социально-педагогическое явление, его составные части, особенности проявления, возмож­ности направленного управления динамикой проявления, разви­тия, качественного изменения и т.д. Такие технологии использу­ются при исследовании социально-педагогических проблем и поз­воляют не только познавать само социально-педагогическое явле­ние, но и проектировать процесс его качественного изменения.

Технологии данного типа могут быть представлены в виде программы исследования (исследовательская программа); методики исследовательской деятельности; экспериментальной разработки.

Второй подход позволяет определить социально-педагогическую технологию как целенаправленную, наиболее оптимальную социально-педагогическую деятельность (упорядоченную совокуп­ность действий, операций и процедур) по реализации специалистом (специалистами) методов (совокупности методов), средств и приемов, обеспечивающих достижение прогнозируемой цели в работе с одним человеком или с группой в определенных условиях.

Подобные технологии создаются на основе специальных теоретических разработок или предшествующего (известного) опыта
решения определенных социально-педагогических задач. По своей сущности такие технологии носят прикладной (практико-ориентированный) характер. Среди них могут быть выделены прикладная (практическая) технология общего типа и прикладная (практическая) технология частного типа.

Прикладная (практическая) технология общего типа – это целенаправленная, заранее спроектированная и планомерно реали­зуемая наиболее оптимальная последовательность социально-пе­дагогической деятельности специалиста (специалистов) по реа­лизации совокупности методов, методик, средств и приемов, обес­печивающих достижение прогнозируемой цели в работе с челове­ком или группой в определенных условиях среды. Технологии та­кого типа применимы при решении общих задач социальной пе­дагогики в работе с конкретным объектом.

Они могут быть представлены в виде:

– программы социально-педагогической деятельности, содержа­щей обоснование и описание этапов социально-педагогической работы, используемых методов и средств, последовательности их применения, которые обеспечивают достижение прогнозируемо­го результата;

– методики работы специалиста (специалистов) по решению
социально-педагогической задачи (индивидуального развития и
воспитания, исправления, педагогической реабилитации и др.),
включающей используемые методы, последовательность и особенности их применения;

– методической разработки.

Прикладная (практическая) технология частного типа – это
упорядоченные, спланированные по определенному проекту и
последовательно реализуемые действия, операции и процедуры, инструментально обеспечивающие достижение прогнозируемой цели в работе с человеком или группой в определенных условиях среды.

В этом случае социально-педагогическая технология может быть представлена в виде описания оптимальной последовательности и особенностей реализации действий, операций и процедур в работе с человеком или группой в определенных условиях по обеспечению достижения прогнозируемого результата.

Социально-педагогические технологии данного типа применя­ются при решении частных задач социальной педагогики. Они мо­гут быть также составной частью социально-педагогической тех­нологии общего типа.

Примеры подобных технологий:

– сценарий деятельности специалиста в процессе решения част­ной социально-педагогической задачи (проблемы);

– методика реализации определенного метода в контексте реше­ния частной социально-педагогической проблемы;

– методические рекомендации по решению конкретной социаль­но-педагогической проблемы.

4. Понятия «классификация», основания и критерии классификации социально-педагогических технологий.

Классификация (от лат. classis – разряд, класс + facio – де­лаю) – это система соподчиненных понятий (классов, объектов) какой-либо области знания или деятельности человека, исполь­зуемая как средство для установления связей между этими поня­тиями или классами, объектами. Роль классификации в познании чрезвычайно велика. Она позволяет систематизировать исследуе­мые объекты по определенным основаниям с учетом качествен­ных характеристик каждого из них.

Известно множество социально-педагогических технологий, однако их окончательная классификация пока не разработана. В то же время она необходима по многим причинам, поскольку классификация:

1) позволяет упорядочить социально-педагогические технологии по определенным критериям, что упрощает их выбор и практи­ческое использование;

2) показывает, какие, для какой категории объекта и для каких условий практического применения имеются социально-педаго­гические технологии, а каких нет либо выбор их ограничен;

3) способствует созданию банка социально-педагогических технологий с учетом их специфических особенностей.

Формирование такого банка данных исключительно актуально. Он объединяет и систематизирует сложившиеся и проверенные на практике социально-педагогические технологии, что дает возмож­ность специалисту оперативно выбрать наиболее оптимальный ва­риант технологии для практического применения и, при необхо­димости, внести в нее определенные коррективы, а также предло­жить какую-либо новую технологию решения той или иной соци­ально-педагогической проблемы. Исследователю такой банк техно­логий поможет выявить те аспекты разработки и совершенствова­ния социально-педагогических технологий, которые требуют изу­чения и научного обоснования. Полезен банк технологий и для на­чинающего специалиста, так как позволит ему использовать в ти­повых ситуациях уже проверенный опытом способ деятельности.

В условиях применения компьютерных технологий тестирова­ния (диагностики) создаются качественно новые возможности по формированию банка типовых технологий, выбору наиболее оп­тимальных из них с учетом конкретной ситуации.

В процессе развития учения о педагогических технологиях выявлялось то особенное, что характерно для них. Наиболее существенными признаками педагогических технологий являются:

· основной замысел (например, технология передачи знаний, технология развития личности и др.), в основе которого лежит определенная методологическая и философская позиция автора;

· техническая цепочка действий, операций, коммуникаций, которая выстраивается в соответствии с целевыми установками на конкретный ожидаемый результат;

· взаимосвязь деятельности учителя и учащихся на договор­ной основе с учетом принципов индивидуализации и дифферен­циации, оптимальной реализации человеческих и технических воз­можностей, диалогического общения;

· соответствие технологии требованиям государственного стандарта;

· воспроизводимость технологии любым учителем;

· включение диагностических процедур, содержащих крите­рии, показатели и инструментарий измерения результатов дея­тельности.

Изложенные признаки позволяют выделить наиболее существен­ное в педагогической технологии. Однако для разработки класси­фикации социально-педагогических технологий необходимо оп­ределить ее основания и критерии.

Основания классификации – это те качественные характерис­тики, которые позволяют систематизировать технологии приме­нительно к решению основных проблем объекта с учетом целей технологий и особенностей их практического применения. Обоб­щение практического опыта по вопросу, каковы наиболее важные цели, стоящие перед социальными педагогами в их профессио­нальной деятельности, а также способы их достижения, позволяет выделить наиболее существенные основания для классификации социально-педагогических технологий. К ним можно отнести:

· тип социально-педагогической технологии;

· назначение социально-педагогической технологии;

· субъект применения;

· объект применения;

· место применения;

· способ реализации.

В соответствии с выделенными основаниями необходимо оп­ределить критерии, по которым можно осуществить систематиза­цию и классификацию социально-педагогических технологий.

Критерий (от греч. kriterion – средство для суждения) – при­знак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки. По одному осно­ванию может быть выделено несколько критериев. Они позволяют в большей степени индивидуализировать технологии. В каждом со­циально-педагогическом учреждении, с учетом опыта работы его специалистов, накапливаются технологии, пополняющие банк технологий, и при этом выявляются наиболее значимые для прак­тических работников критерии, позволяющие совершенствовать классификацию и выбор оптимальных технологий.

Рассмотрим наиболее общие для каждого выделенного основа­ния критерии, которые позволят разработать общую классифика­цию социально-педагогических технологий.

Тип технологии. Критерий по данному основанию направлен на выявление типа социально-педагогической технологии, кото­рый определяется ее характером. Поэтому характер техно­логии является основным критерием по данному основанию, позволяющим выделить общие и частные технологии (М.А. Галагузова, Б.Н. Алмазов, М.А. Беляева, Н. Н. Бессонова и др.).

Общие технологии ориентированы на общий цикл социально-педагогической работы с клиентом по выявлению его социально-педагогической проблемы и ее разрешению (охрана и защита прав ребенка и др.). Частные технологии направлены на решение определенной част­ной цели, задачи (консультирование, патронаж и т.д.).

Назначение технологии. Критерий по данному основанию по­зволяет выделить социально-педагогические технологии в зави­симости от основной цели деятельности социального педагога (главное назначение технологии) в данной ситуации по отноше­нию к конкретному объекту. В качестве такого критерия и высту­пает целевое назначение социально-педагогической тех­нологии. В соответствии с данным критерием технологии бывают:

направленного целевого назначения – технологии развития, вос­питания; педагогической коррекции; педагогической реабилита­ции; охраны и защиты прав ребенка; информационно-пропаган­дистской деятельности; профориентационной работы; досуговой деятельности и др.;

комплексного назначения – технологии, предполагающие дости­жение одновременно нескольких целей (охрана и защита прав ребенка, профилактика правонарушений, нарушений здорового образа жизни членов семьи и т.д.).

Субъект применения. По данному основанию суще­ствует два критерия. Они позволяют выделить социально-педагоги­ческую технологию в зависимости от индивидуальных возможно­стей специалиста. К критериям по данному основанию относятся:

уровень профессионализма – начинающий, имеющий опыт ра­боты, высококвалифицированный специалист;

специализация социального педагога – по направлению деятельности, по работе с определенной возрастной группой и др.

Объект применения. Критериев по данному основанию также существует несколько. Они позволяют выделить социально-педагогическую технологию в зависимости от характеристики объек­та деятельности. Такими технологиями могут выступать следующие:

социальная – ученик, студент, военнослужащий, семья, роди­тель и др.;

возрастная – ребенок, подросток, юноша и др.;

личностная (то характерное в объекте, что обусловливает необходимость социально-педагогической работы с ним) – характер
социального отклонения, психологическое или эмоциональное состояние, динамичность личности, компенсационные возможности и др.;

количественная – отдельная личность, группа, коллектив; дру­гие критерии.

Место применения. Критерий по данному основанию позволяет классифицировать социально-педагогические технологии в зави­симости от того, в каких условиях наиболее целесообразно, опти­мально их применение. Таким образом, выделяются технологии работы в образовательном учреждении; технологии работы в специализированном центре, например ЦКРОиР; технологии работы по месту жительства и др.

Способ реализации. Критерий по данному основанию направлен на выделение социально-педагогических технологий в зависимо­сти от способа достижения цели (используемые основные мето­ды, средства практического применения). Как правило, это один (ведущий, базовый) или несколько (определенная совокупность) методов, используемых в технологии. То есть критерием по дан­ному основанию выступает основной способ достижения цели — ведущий метод (игра, деятельность, психодрама, консультация и др.); совокупность основных методов, авторские методики – специальные методики, разработанные конкретным специалистом и положительно зарекомендовавшие себя на практике. Например, воспитание в коллективе А.С. Макаренко; коммунарская методика И.П. Иванова; методика коррекции бродяжничества П.Г. Вельского; технология саморазвития М. Монтессори; технология свободного труда С. Френе и др. Таких методик появляется все больше. Накопление специалистом опыта практической работы и овладение им методикой разработки технологий будут способствовать появлению новых авторских методик.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 5618; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.