Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятия «метод», «прием». Функциональное назначение методов в социальной педагогике




В общем значении методология рассматривается рядом исследователей как учение о структуре, логической организации, методах и средствах теоретической деятельности. Одни ученые считают методологию учением о принципах и процедурах формирования и применения методов познания и преобразования действительности, другие — учением о совокупности наиболее общих принципов решения сложных практических задач, о методах исследования. Некоторые ученые трактуют методологию как учение о системе принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Обобщая представленные подходы, можно сказать, что методология социально-педагогических технологий базируется на системе знаний об основаниях и структуре социально-педагогической теории, о принципах и способах добывания знаний, отражающих социальную действительность, а также на системе деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ и методов деятельности, оценке качества работы специалиста.

Таким образом, мы видим, что методология тесно связывает понятия технологии и метода. В учебной и научно-педагогической литературе эти понятия нередко рассматривают как синонимы или как соподчинен­ные явления, или как составные части целого (технология в мето­де, методы в технологии). Чтобы четко разграничить эти катего­рии, необходимо рассмотреть, что собой представляет метод как педагогическое понятие.

Метод (от греч. methodos – путь исследования, теория, уче­ние) – это способ достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи; совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения (познания) действительности. Уже само значение этого слова свидетельствует о том, что оно может ис­пользоваться в социальной педагогике достаточно широко.

Методы – это способы взаимосвязанной деятельности социального педагога и ребенка, которые способствуют накоплению позитивного социального опыта, содействующего социализации или реабилитации ребенка. С помощью методов социальный педагог может оказывать целенаправленное воздействие на сознание, поведение, чувства ребенка, а также воздействовать и на окружающую его социальную среду.

В зависимости от сферы применения выделяются отдельные группы методов: методы воспитания; методы педагогической реабилитации; методы педагогической коррекции и др. Внутри каждой группы разработаны свои методы, в зависи­мости от того, на что они нацелены и каким способом решают проблему.

Так, методы воспитания – это специфические способы воспитательной работы, которые используются в процессе формирования личностных качеств для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся,для выработки навыков и привычек поведения, а также для его коррекции и совершенствования.

По отношению к социально-педагогической технологии мето­ды могут выступать ее составной частью, обеспечивая в совокуп­ности решение проблемы. Чтобы определить, какой метод необ­ходим в определенной социально-педагогической ситуации для решения функциональной задачи, необходимо пользоваться клас­сификацией методов. Однако прежде чем представить классификацию методов, следует разобраться в том, какое они занимают место и какую вы­полняют роль в решении функциональных задач вообще, а также в той или иной технологии в частности.

Итак, метод в социальной педагогике – это путь (способ) ре­шения определенной проблемы человека, группы. Причем извест­но, что решение проблемы (проблем) человека достижимо толь­ко посредством реализации потенциала возможностей самого че­ловека. Другими словами, источником решения проблем человека является он сам. Методы в этом случае направлены на то, чтобы включить человека в определенные действия для решения своих проблем: выбора направления развития; овладения (усвоения) какой-либо информацией или умениями; коррекции (ис­правления) усвоенного; совершенствования каких-либо возмож­ностей; восстановления знания, умения, навыка и их совершенствования и пр.

Выбирая метод воспитания, социальный педагог должен учитывать следующие условия: уровень воспитанности личности школьника и коллектива; практическую задачу, стоящую перед педагогом; приверженность педагога к определенным стилям педагогического взаимодействия (демократический, авторитарный, либеральный); ситуацию школьной жизни; психологическое состояние ученика и класса в конкретной ситуации.

Структура любого метода воспитания включает его сущность и назначение, функции, сферы применения, приемы и результат.

В педагогической теории и практике помимо метода широко применя­ется также понятие «прием». Под термином «прием» следует понимать отдельное своеобраз­ное действие, движение, способ осуществления чего-либо. В пе­дагогике (в том числе и в социальной педагогике) – это составляющая часть способа использования какого-либо средства в процессе педагогической деятельности.

Таким образом, прием понимается как частное выражение метода, его конкретизация, он носит по отношению к методу частный, подчиненный характер. Соотношение между методом и приемом можно рассматривать как взаимодействие родового (метод) и видового (прием) понятий. Фактически каждый метод реализуется через совокупность отдельных приемов, которые накапливаются практикой, обобщаются теорией и рекомендуются к их использованию всеми специалистами. Например, метод убеждения может включать следующие приемы: постановка проблемы, выдвижение нравственной нормы, обмен мнениями, анализ поступков ученика в соответствии с нормой и т. д.

Однако приемы могут использоваться социальным педагогом и вне зависимости от методов. Э.Ш. Натанзон выделяет, например, «созидающие» и «тормозящие» приемы. К «созидающим» он относит такие приемы как поощрение, внимание, просьба, проявление огорчения, укрепление веры ребенка в собственные силы, доверие и т.д. К «тормозящим» он относит следующие приемы: приказание, намек, ласковый упрек, мнимое безразличие, мнимое недоверие, проявление возмущения, осуждение, предупреждение и др.

Сущность приема также можно рассматривать как совокупность и (или) своеобразие использования и проявления личностных, словесных, интонационных, мимических возможностей, поведения, действий, поступков и других проявлений специалиста в процессе целена­правленной педагогической деятельности, в частности реализа­ции социально-педагогической технологии, метода, средства.

Таким образом, можно заключить, что применение того или иного приема социальным педагогом зависит от конкретной социально-педагогической ситуации, мотивов поведения ребенка, умения ориентироваться в сложившейся ситуации, арсенала приемов, которые специалист имеет в запасе. Однако использование того или иного приема социальным педагогом зависит не только от того, насколько хорошо социальный педагог владеет методикой, какие приемы являются для него предпочтительными, какими он владеет в совершенстве, но также и от субъективных особенностей самого специалиста: какими мотивами он руководствуется, насколько искренне он хочет помочь ребенку, как он обращается к нему, какой использует тон, позу, мимику и т.д.

Педагогическими работниками нередко используется также термин методический прием – подчеркивающий методическое свое­образие реализации средства, которое позволяет усиливать его педагогическое воздействие.

С понятием метода тесно связано понятие «методи­ка». Под методикой обычно понимают учение о методах решения определенной задачи, а также совокупность и последовательность применения методов, обеспечи­вающих решение определенной задачи. В качестве наиболее характерных особенностей, отличающих содержание методики, следует выделить:

а) технические приемы реализации определенного метода, конкретное воплощение метода. В данном понимании иногда методика
рассматривается как синоним техники реализации метода. Такой
подход к выделению методики находит отражение и в дидактике,
и в теории и практике воспитания;

б) выработанные способы деятельности, на основе которых реализуется достижение конкретной педагогической цели – методика реализации определенной педагогической технологии. В этом случае
под методикой понимается методическая разработка, раскрывающая последовательность и особенности реализации совокупности методов, средств, направленных на достижение определенной цели. Например, методика формирования привычки, методика обучения письму, методика развития речи, методика организации практики студентов и т.д.;

в) особенности педагогической деятельности в процессе преподавания учебной дисциплины, включающие рекомендации по
изучению отдельных разделов, тем, проведения различных видов
учебных занятий – частная методика преподавания.

Часто в педагогической литературе происходит подмена понятий «методика» и «технология», что делает целесообразным рассмотрение соотношения этих понятий, что мы и сделаем ниже.

Термин «технология», по мнению ряда белорусских ученых, трактует воспитание как алгоритмизированный процесс с заранее прогнозируемым результатом, что противоречит сути самой педагогической науки и деятельности, так как педагогам приходится иметь дело с живыми людьми, имеющими индивидуальные особенности, что требует специфического подхода в каждом случае (В.Н. Наумчик, М.А. Паздников и др.). Эту же позицию поддерживают и многие российские педагоги (В.И. Слуцкий, С.Д. Поляков, М.В. Шакурова и др.). В этом отношении ими выделены следующие основные отличительные черты методики в сравнении с технологией:

· ожидаемый результат педагогической работы не может быть досконально конкретизирован, т.к. крайне сложно придать изменяемому объекту необходимые для дальнейшей «обработки» свойства, если исходным и конечным результатом выступает человек, а основным параметром изменения – одно или несколько его свойств;

· нужная последовательность даже самых результативных процессов или мероприятий не гарантирует достижения полной эффективности; человек – многофакторная система, на него оказывает влияние огромное количество внешних воздействий, сила и направленность которых различна, а порой и противоположна, поэтому заранее предсказать эффект того или иного влияния часто невозможно;

· огромную роль играет обратная связь, возможно выборочное повторение отдельных частей процесса и др.

Таким образом, совершенно очевидно, что невозможно технологизировать всю социально-педагогическую деятельность. Ибо различные направления работы социального педагога в разной степени поддаются технологизации. Например, деятельность по охране прав ребенка в большинстве случаев построена на заранее разработанных технологиях, значительная часть которых имеет узаконенную процедуру исполнения. Работа же в открытой среде, «на улице», наоборот спонтанна, интуитивна, хотя и использует определенные технологии (технология группового общения, технология преодоления межличностных конфликтов и т.д.). В этом отношении скорее можно говорить о необходимости постоянного приспособления типовых алгоритмов к конкретной ситуации с учетом их характеристик, обязательности индивидуального целеполагания, что и позволяет делать методика.

Исходя из сказанного, термин «технология» в отношении воспитательного и социально-педагогического процесса, по мнению ряда ученых, можно применять только для обозначения совокупности педагогических приемов и техник, направленных на решение конкретных педагогических задач (технология организации коллективных творческих дел, технология организации ролевой игры и т. д.). При этом термин «методика» трактуется ими как система технологий, способствующих решению более глобальных педагогических целей (методика нравственно-правового воспитания и т. д.).

На этой основе структура социально-педагогической деятельности представляется данными педагогами следующим образом: «методика → технология → техники (методы)», что, по нашему мнению, является весьма логичным.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2879; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.