КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятия «метод», «прием». Функциональное назначение методов в социальной педагогике
В общем значении методология рассматривается рядом исследователей как учение о структуре, логической организации, методах и средствах теоретической деятельности. Одни ученые считают методологию учением о принципах и процедурах формирования и применения методов познания и преобразования действительности, другие — учением о совокупности наиболее общих принципов решения сложных практических задач, о методах исследования. Некоторые ученые трактуют методологию как учение о системе принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Обобщая представленные подходы, можно сказать, что методология социально-педагогических технологий базируется на системе знаний об основаниях и структуре социально-педагогической теории, о принципах и способах добывания знаний, отражающих социальную действительность, а также на системе деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ и методов деятельности, оценке качества работы специалиста. Таким образом, мы видим, что методология тесно связывает понятия технологии и метода. В учебной и научно-педагогической литературе эти понятия нередко рассматривают как синонимы или как соподчиненные явления, или как составные части целого (технология в методе, методы в технологии). Чтобы четко разграничить эти категории, необходимо рассмотреть, что собой представляет метод как педагогическое понятие. Метод (от греч. methodos – путь исследования, теория, учение) – это способ достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи; совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения (познания) действительности. Уже само значение этого слова свидетельствует о том, что оно может использоваться в социальной педагогике достаточно широко. Методы – это способы взаимосвязанной деятельности социального педагога и ребенка, которые способствуют накоплению позитивного социального опыта, содействующего социализации или реабилитации ребенка. С помощью методов социальный педагог может оказывать целенаправленное воздействие на сознание, поведение, чувства ребенка, а также воздействовать и на окружающую его социальную среду. В зависимости от сферы применения выделяются отдельные группы методов: методы воспитания; методы педагогической реабилитации; методы педагогической коррекции и др. Внутри каждой группы разработаны свои методы, в зависимости от того, на что они нацелены и каким способом решают проблему. Так, методы воспитания – это специфические способы воспитательной работы, которые используются в процессе формирования личностных качеств для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся,для выработки навыков и привычек поведения, а также для его коррекции и совершенствования. По отношению к социально-педагогической технологии методы могут выступать ее составной частью, обеспечивая в совокупности решение проблемы. Чтобы определить, какой метод необходим в определенной социально-педагогической ситуации для решения функциональной задачи, необходимо пользоваться классификацией методов. Однако прежде чем представить классификацию методов, следует разобраться в том, какое они занимают место и какую выполняют роль в решении функциональных задач вообще, а также в той или иной технологии в частности. Итак, метод в социальной педагогике – это путь (способ) решения определенной проблемы человека, группы. Причем известно, что решение проблемы (проблем) человека достижимо только посредством реализации потенциала возможностей самого человека. Другими словами, источником решения проблем человека является он сам. Методы в этом случае направлены на то, чтобы включить человека в определенные действия для решения своих проблем: выбора направления развития; овладения (усвоения) какой-либо информацией или умениями; коррекции (исправления) усвоенного; совершенствования каких-либо возможностей; восстановления знания, умения, навыка и их совершенствования и пр. Выбирая метод воспитания, социальный педагог должен учитывать следующие условия: уровень воспитанности личности школьника и коллектива; практическую задачу, стоящую перед педагогом; приверженность педагога к определенным стилям педагогического взаимодействия (демократический, авторитарный, либеральный); ситуацию школьной жизни; психологическое состояние ученика и класса в конкретной ситуации. Структура любого метода воспитания включает его сущность и назначение, функции, сферы применения, приемы и результат. В педагогической теории и практике помимо метода широко применяется также понятие «прием». Под термином «прием» следует понимать отдельное своеобразное действие, движение, способ осуществления чего-либо. В педагогике (в том числе и в социальной педагогике) – это составляющая часть способа использования какого-либо средства в процессе педагогической деятельности. Таким образом, прием понимается как частное выражение метода, его конкретизация, он носит по отношению к методу частный, подчиненный характер. Соотношение между методом и приемом можно рассматривать как взаимодействие родового (метод) и видового (прием) понятий. Фактически каждый метод реализуется через совокупность отдельных приемов, которые накапливаются практикой, обобщаются теорией и рекомендуются к их использованию всеми специалистами. Например, метод убеждения может включать следующие приемы: постановка проблемы, выдвижение нравственной нормы, обмен мнениями, анализ поступков ученика в соответствии с нормой и т. д. Однако приемы могут использоваться социальным педагогом и вне зависимости от методов. Э.Ш. Натанзон выделяет, например, «созидающие» и «тормозящие» приемы. К «созидающим» он относит такие приемы как поощрение, внимание, просьба, проявление огорчения, укрепление веры ребенка в собственные силы, доверие и т.д. К «тормозящим» он относит следующие приемы: приказание, намек, ласковый упрек, мнимое безразличие, мнимое недоверие, проявление возмущения, осуждение, предупреждение и др. Сущность приема также можно рассматривать как совокупность и (или) своеобразие использования и проявления личностных, словесных, интонационных, мимических возможностей, поведения, действий, поступков и других проявлений специалиста в процессе целенаправленной педагогической деятельности, в частности реализации социально-педагогической технологии, метода, средства. Таким образом, можно заключить, что применение того или иного приема социальным педагогом зависит от конкретной социально-педагогической ситуации, мотивов поведения ребенка, умения ориентироваться в сложившейся ситуации, арсенала приемов, которые специалист имеет в запасе. Однако использование того или иного приема социальным педагогом зависит не только от того, насколько хорошо социальный педагог владеет методикой, какие приемы являются для него предпочтительными, какими он владеет в совершенстве, но также и от субъективных особенностей самого специалиста: какими мотивами он руководствуется, насколько искренне он хочет помочь ребенку, как он обращается к нему, какой использует тон, позу, мимику и т.д. Педагогическими работниками нередко используется также термин методический прием – подчеркивающий методическое своеобразие реализации средства, которое позволяет усиливать его педагогическое воздействие. С понятием метода тесно связано понятие «методика». Под методикой обычно понимают учение о методах решения определенной задачи, а также совокупность и последовательность применения методов, обеспечивающих решение определенной задачи. В качестве наиболее характерных особенностей, отличающих содержание методики, следует выделить: а) технические приемы реализации определенного метода, конкретное воплощение метода. В данном понимании иногда методика б) выработанные способы деятельности, на основе которых реализуется достижение конкретной педагогической цели – методика реализации определенной педагогической технологии. В этом случае в) особенности педагогической деятельности в процессе преподавания учебной дисциплины, включающие рекомендации по Часто в педагогической литературе происходит подмена понятий «методика» и «технология», что делает целесообразным рассмотрение соотношения этих понятий, что мы и сделаем ниже. Термин «технология», по мнению ряда белорусских ученых, трактует воспитание как алгоритмизированный процесс с заранее прогнозируемым результатом, что противоречит сути самой педагогической науки и деятельности, так как педагогам приходится иметь дело с живыми людьми, имеющими индивидуальные особенности, что требует специфического подхода в каждом случае (В.Н. Наумчик, М.А. Паздников и др.). Эту же позицию поддерживают и многие российские педагоги (В.И. Слуцкий, С.Д. Поляков, М.В. Шакурова и др.). В этом отношении ими выделены следующие основные отличительные черты методики в сравнении с технологией: · ожидаемый результат педагогической работы не может быть досконально конкретизирован, т.к. крайне сложно придать изменяемому объекту необходимые для дальнейшей «обработки» свойства, если исходным и конечным результатом выступает человек, а основным параметром изменения – одно или несколько его свойств; · нужная последовательность даже самых результативных процессов или мероприятий не гарантирует достижения полной эффективности; человек – многофакторная система, на него оказывает влияние огромное количество внешних воздействий, сила и направленность которых различна, а порой и противоположна, поэтому заранее предсказать эффект того или иного влияния часто невозможно; · огромную роль играет обратная связь, возможно выборочное повторение отдельных частей процесса и др. Таким образом, совершенно очевидно, что невозможно технологизировать всю социально-педагогическую деятельность. Ибо различные направления работы социального педагога в разной степени поддаются технологизации. Например, деятельность по охране прав ребенка в большинстве случаев построена на заранее разработанных технологиях, значительная часть которых имеет узаконенную процедуру исполнения. Работа же в открытой среде, «на улице», наоборот спонтанна, интуитивна, хотя и использует определенные технологии (технология группового общения, технология преодоления межличностных конфликтов и т.д.). В этом отношении скорее можно говорить о необходимости постоянного приспособления типовых алгоритмов к конкретной ситуации с учетом их характеристик, обязательности индивидуального целеполагания, что и позволяет делать методика. Исходя из сказанного, термин «технология» в отношении воспитательного и социально-педагогического процесса, по мнению ряда ученых, можно применять только для обозначения совокупности педагогических приемов и техник, направленных на решение конкретных педагогических задач (технология организации коллективных творческих дел, технология организации ролевой игры и т. д.). При этом термин «методика» трактуется ими как система технологий, способствующих решению более глобальных педагогических целей (методика нравственно-правового воспитания и т. д.). На этой основе структура социально-педагогической деятельности представляется данными педагогами следующим образом: «методика → технология → техники (методы)», что, по нашему мнению, является весьма логичным.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2879; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |