КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ранжирование, сегментация, маркетинговые исследования транспортных рынков
Лекция 3 Исследования и развитие рынка транспортных услуг
Объектами исследования являются тенденции и процессы развития транспортного рынка, с анализом научно-технических, технологических, экономических, экологических, законодательных и других факторов. Исследуются структура, география рынка транспортных услуг, ёмкость, динамика перевозок, состояние конкуренции, сложившаяся конъюнктура, возможности и риски. Цель изучения транспортных рынков – выполнить р а н ж и р о в а н и е, выстраивая региональные, национальные рынки и рынки зарубежных стран в порядке убывания интересов перевозчика (транспортного предприятия) к этим рынкам в зависимости от условий реализации на них транспортных услуг. Отметим обилие критерии ранжирования транспортных рынков: - ёмкость рынка – это реализуемый в регионе (стране) объём грузовых перевозок (отправление в тоннах и грузооборот в тонно-километрах), в течение одного года (в физических единицах и по стоимости). Ёмкость рынков рассчитывается на основе железнодорожной отчётности, национальной промышленной и внешнеторговой статистики; - инвестиционная политика, с учётом которой следует отдать предпочтение тем рынкам, где проводится интенсивное, на ряд лет финансирование развития грузообразующих отраслей, потребляющих определённые виды транспортных услуг; - стабильность правового режима на рынках развивающихся стран и регионов, граничащих с Россией, при наличии соглашений об экономическом и транспортном сотрудничестве с РФ; - экспортно-импортное регулирование внешнеэкономических операций с учётом наиболее либеральных режимов ввоза-вывоза товаров при минимуме тарифных и нетарифных ограничений; - географическое положение, когда показатель удалённости рынка от пограничных станций или торговых портов РФ может оказать существенное влияние на транспортную составляющую в цене продукции и на выбор рынка для реализации товаров. Основные задачи исследования: · Анализ мирового рынка транспортно-логистических услуг; · Описание тенденций, проблем и перспектив развития российского рынка транспортно-экспедиционных услуг; · Проведение сегментации рынка (по видам транспорта, участникам рынка и предоставляемым ими услугам); · Исследование рынка грузоперевозок в выделенных сегментах транспортного рынка; · Определение основных участников и степени конкуренции на рынке; · Выявление наиболее перспективного сегмента рынка. · Выявление особенностей конкурентной среды на рынке Объем российского рынка транспортно-логистических услуг превышает 25 млрд.USD. В структуре российского рынка более 75% приходится на грузоперевозки. Основной тенденцией рынка является рост спроса на комплексное логистическое обслуживание, а также увеличение доли услуг, передаваемых на аутсорсинг логистическим компаниям.
На российском рынке работают около 4 тыс. компаний, предоставляющих транспортно-экспедиторские услуги. Более 60% рынка формируют крупные компании, чей собственный оборот превышает $200 тыс. в месяц. Наиболее перспективным и популярным сегментом рынка являются крупные транспортно-логистические холдинги. Выделение транспортного рынка по географическому признаку. Территориальный охват позволяет выделить внутренний (Россия), внешний (международный) и региональный транспортные рынки на принципах размещения пунктов производства и потребления разнообразной продукции, с привязкой их к железнодорожным станциям. Исходные данные выделенного рынка можно представить в виде матриц (таблиц), где указываются (например, табл. 2) Таблица 2 Перевезено грузов группы "Руда железная и марганцевая", тыс. т (данные условные)
Сегментирование потребительских рынков Сегмент – выделенная часть рынка. Сегментирование – разбивка рынка на четкие группы потребителей, для каждой из которых могут потребоваться отдельные услуги и комплексы маркетинга Рисунок 1 Типы сегментирования 1 – отсутствие сегментирования 2 – полное сегментирование 3 – сегментирование по определенному признаку
Мероприятия целевого маркетинга сегментирование рынка → выбор целевых сегментов рынка →позиционирование товара на рынке Выбор целевых сегментов рынка – оценка и отбор одного или нескольких сегментов рынка для выхода на них со своими товарами (услугами). Позиционирование товара на рынке – обеспечение товару (услуге) конкурентного положения на рынке. Поскольку рынки состоят из потребителей, различающихся по самым разным параметрам, любой из этих переменных параметров может использоваться для сегментирования. Единого метода сегментирования рынка нет. Практически каждое предприятие самостоятельно пробует варианты сегментирования на основе разных параметров (одного или, нескольких сразу) и находит наиболее эффективный подход. Все критерии сегментации, которые используются в практике маркетинга, можно объединить в несколько групп: социально-экономические, географические, демографические, поведенческие, психографические. Социально-экономические критерии сегментации рынка включают такие - уровень доходов. Сегментирование по уровню доходов является классическим приемом деления рынка применительно к таким товарам и услугам, как автомобили, одежда, жилье, косметика, путешествия, образование. Возможности подобного сегментирования существуют практически во всех отраслях деятельности и применимы к большинству рынков. Однако в зависимости от уровня доходов не всегда можно определить потребителей того или иного товара (например, дорогие автомобили престижных марок могут приобрести и рабочие, и топ-менеджеры); - принадлежность к общественному классу – в значительной степени сказывается на предпочтениях потребителей в отношении автомобилей, одежды, бытовой техники, проведения досуга и отдыха. Именно поэтому многие фирмы разрабатывают свои товары и услуги в расчете на представителей конкретного общественного класса, предусматривают свойства и характеристики, которые импонируют именно этому классу, осуществляют продажу своих товаров в наиболее престижных по расположению местах; - религиозная принадлежность является немаловажным признаком сегментации рынка. Естественны различия в потреблении продуктов питания, одежды, других товаров и услуг между людьми религиозными и атеистами, а также исповедующими разные религии. Географический принцип сегментирования рынка основан на делении рынка по странам, регионам с различным климатом, отдельным территориям: городским и сельским, с разной численностью жителей и т. п. Фирма может принять решение действовать в одном или нескольких географических районах или во всех районах, но с учетом различий в нуждах и предпочтениях в зависимости от местных условий. Демографические критерии сегментации рынка включают такие показатели, как пол и возраст потребителей, наличие детей, размер и жизненный цикл семьи, национальные особенности: - сегментирование по признаку пола уже давно используется применительно к одежде, печатной продукции, косметике. Периодически возможности сегментирования по признаку пола обнаруживаются на других рынках (например, сигарет, автомобилей); - возраст. Этот признак также используется длительное время при сегментировании различных рынков. При этом учитывается, что в зависимости от возраста сокращается потребление одних товаров и увеличивается потребление других. Например, люди старшего возраста совершают в течение года 1 меньше покупок одежды и обуви, чем молодые, к тому же для % них главным становится не мода, а удобство и комфорт; - возраст и этап жизненного цикла семьи. Потребности и возможности Сегментирование по психографическому признаку. В данном случае покупателей разделяют на группы в зависимости от образа и стиля жизни, а также характеристик личности: - образ жизни непосредственно влияет на заинтересованность потребителей в тех или иных товарах. Производители все чаше прибегают к Например, разрабатываются различные модели джинсов - для домоседов, для деловых лидеров, для преуспевающих консервативных людей, для рабочих, для автомобилистов и т. п. Каждой их этих групп требуются джинсы различного покроя, по разной цене, рекламируемые с помощью различных текстов и слоганов, реализуемые через разные торговые предприятия; - различные характеристики личности также используются производителями и продавцами в качестве основы для сегментирования Например, замечено и подтверждено практикой, что активные, общительные, импульсивные люди предпочитают автомобили с откидным верхом. Разработаны и успешно используются различные методики сегментирования рынка на основе черт характера потребителей применительно к таким товарам и услугам, как косметика, сигареты, спиртные напитки, страхование. Поведенческий принцип сегментирования основан на разделении потребителей на группы в зависимости от их знаний, отношения к товару и производителю, характера использования товара, реакции на товар, чувствительности к инструментам маркетинга - цене, рекламе, качеству обслуживания и других признаков. Поводы для совершения покупки. Покупателей можно разделить в зависимости от повода для совершения покупки или использования товара. Например, поводом для поездок воздушным путем может послужить предпринимательская деятельность или отпуск. В зависимости от этого авиакомпании специализируются на обслуживании авиапассажиров, у которых преобладает один из этих поводов. Сегментирование рынка на данной основе может помочь фирме поднять степень использования товара. Например, апельсиновый сок вместо традиционного употребления на завтрак можно рекламировать как витаминный напиток в стечение всего дня. Одной из успешных форм сегментации рынка является классификация потребителей в зависимости от тех выгод, которые они связывают с приобретением товара. Так, специальные исследования показывают, что при покупке, часов 23% покупателей стремятся приобрести их по самым низким ценам, 46% учитывают в первую очередь факторы долговечности и качества товара, а 31% приобретают часы в качестве подарка или символа престижности. В соответствии с этими данными фирмы, производящие дорогие эксклюзивные модели часов, должны ориентироваться на третий сегмент рынка, а для первого и второго сегментов производителям следует предложить недорогие и качественные часы. 'В настоящее время практически весь мировой рынок часов сегментирован в соответствии с рассматриваемым признаком. Для сегментирования других рынков на данной основе необходимо выявить те выгоды, которые потребители ожидают от товара конкретного класса, определить разновидности потребителей, ожидающих определенную выгоду, и выпустить на рынок товар с необходимыми свойствами. Рынки многих товаров можно разбить на сегменты по признаку статуса пользователя. Все потребители делятся на несколько групп: лица, не пользующиеся данным товаром; бывшие пользователи; регулярные пользователи; пользователи-новички и потенциальные пользователи. Естественно, что потенциальные и регулярные пользователи товара требуют от производителя разных маркетинговых подходов и решений. Маркетинговая стратегия производителей в данном случае зависит также от размера предприятия. Крупные компании для завоевания большей доли рынка стремятся привлечь потенциальных пользователей. Более мелкие фирмы стремятся завоевать и удержать регулярных пользователей. Интенсивность потребления может стать важным принципом сегментации рынка. Все потребители товара обычно делятся на активных, умеренных и слабых потребителей. Активные потребители составляют небольшую часть рынка, но на их долю приходится значительный процент общего объема потребления товара. Степень приверженности потребителей конкретному товару является существенным признаком для сегментирования рынка. По степени приверженности потребителей можно разделить на четыре группы: - безоговорочные приверженцы – это потребители, которые всегда покупают товар одной и той же марки; - терпимые приверженцы – потребители, которые наряду с товаром данной марки приобретают аналогичные товары 2-3 других марок; - непостоянные приверженцы - потребители, переносящие свои предпочтения с одной марки на другую, возвращающиеся к приобретению товара данной марки, а затем вновь покупающие товары других марок; - потребители-странники - потребители, не проявляющие приверженности ни одной торговой марке. Любой рынок представлен различным сочетанием покупателей этих четырех типов. Фирма может многое узнать, проводя анализ распределения приверженности своей торговой марке. Так, компания "Колгейт" установила, что безоговорочные приверженцы ее товара в США - это в основном представители 1 среднего класса с большими семьями, с повышенным вниманием 1 относящиеся к своему здоровью. Следует отметить, что понятие "приверженность" не всегда можно толковать однозначно. Характер покупательского поведения, объясняемый приверженностью данной торговой марке, может быть связан с низкой ценой, отсутствием в продаже аналогичных товаров других марок, а также быть следствием привычки или безразличия. Степень готовности покупателей к восприятию товара. В любой момент люди находятся в разной степени готовности к совершению покупки товара. Одни не осведомлены о товаре, другие осведомлены, но не заинтересованы, третьи заинтересованы, четвертые желают приобрести. Соотношение различных покупательских групп должно учитываться в маркетинговой стратегии фирмы. В целом маркетинговые планы фирмы должны строиться в расчете на перераспределение численного состава групп покупателей, которые находятся в разной степени готовности к совершению покупки. Отношение к товару. Покупатели могут относиться к конкретному товару восторженно, положительно, безразлично, отрицательно или враждебно. Сегментирование по этому признаку должно, в конечном счете, не столько изменить отрицательное или враждебное отношение к товару, сколько укрепить в своем мнении положительно настроенных покупателей и склонить к товару безразличных. При этом эффективность работы фирмы по охвату наиболее перспективных потенциальных клиентов находится в прямой зависимости от выявления связи отношения к товару с демографическими параметрами. Методы сегментации транспортного рынка Критерии сегментации транспортного рынка. Сегментация транспортного рынка – это разделение рынка на отдельные сегменты по какому-либо признаку. Сегментация позволяет более целенаправленно, концентрированно осуществлять маркетинговые мероприятия. Потребительский сегмент рынка – это совокупность потребителей транспортных услуг, одинаково реагирующих на один и тот же набор побудительных стимулов маркетинга. Объектами сегментации являются потребители-грузовладельцы, виды транспортного обслуживания (продукты – транспортные услуги) и сами предприятия транспорта. Принцип разбиения транспортного рынка предусматривает ориентацию на разные потребности и разные ответные реакции грузовладельцев и населения. Сегменты можно различать как: однородные, когда преобладают однородные перевозки; дифференцированные, если из общей номенклатурной группы грузов (например нефть и нефтепродукты) выделяется один продукт (бензин), перевозки по которому представляют коммерческий интерес; показательные – отдельные фирменные поезда или грузовые поезда повышенного качества, на которых проверяется эффективность мероприятий маркетинга; идентифицированные по признакам принадлежности перевозимой продукции к определенной номенклатурой группе грузов по видам сообщения; малочисленные – для мелких отправок и т.д. Сегментация рынка – инструмент маркетинга. Надо различать критерии и признаки сегментации. Критерий – это способ оценки обоснованности выбора сегмента рынка, признак – способ выделения данного сегмента. Рассмотрим критерии сегментации транспортного рынка. Количественные параметры сегмента. К их числу относятся: емкость сегмента (тонны, доходы в рублях), число грузоотправителей, грузополучателей и станций (дорог). Исходя из этих параметров, перевозчик сможет определить, какие производственные мощности следует ориентировать на данный сегмент, каковы должны быть размеры рабочего парка (по родам и принадлежности) вагонов. Доступность сегмента – это возможности вагоновладельца в части потребного рабочего парка вагонов, условия погрузки и доставки грузов. Транспортное предприятие должно определить, располагает ли оно достаточным числом вагонов с учетом потребительских предпочтений грузовладельцев, какова грузоподъемность этих вагонов, достаточно ли надежны системы подачи вагонов под погрузку и доставки грузов потребителям (имеется ли возможность устойчивого питания погрузочными ресурсами), какие пункты перевалки грузов и подъездные пути будут задействованы в данном сегменте рынка. Ответы на эти вопросы дают руководству предприятия информацию о том, будут ли обеспечены перевозки на выбранном сегменте рынка или еще предстоит поработать над поиском новых возможностей транспортного обслуживания. Существенность сегмента, т.е. определение того, насколько реально ту или иную группу грузовладельцев можно рассматривать как сегмент рынка, насколько она устойчива по рыночным связям. Следует выяснить, перспективен ли данный сегмент рынка, стоит ли развивать производственные мощности перевозчика или, напротив, надо их перепрофилировать на другой сегмент. Прибыльность. На базе данного критерия определяется, насколько рентабельной будет для перевозчика работа на выделенный сегмент транспортного рынка. Если на данном сегменте допустимы акционерные формы управления перевозками, то необходимо определить размер дивидендов на акцию, величину прироста обшей массы прибыли. Совместимость сегмента с рынком других видов транспорта. Этот критерий используется в случаях перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении; перевозок внешнеторговых грузов, перевозок в прямом смешанном железнодорожно-автомобильном сообщении. Эти виды сообщений перспективны в связи с развитием форм собственности и внешнеторговых связей, усилением конкуренции между перевозчиками. Надо получить ответ на вопрос, в какой степени основные конкуренты готовы поступиться выбранным сегментом транспортного рынка. Методы сегментации транспортного рынка. Многообразие рыночных отношений между перевозчиками и клиентурой непременно приводит к тому, что часто приходится говорить о множестве грузоотправителей и грузополучателей, о множестве перевозимых грузов, о множестве транспортных предприятий, о множестве условий перевозок, о множестве транспортных услуг и т.д. Транспортный рынок целесообразно делить на следующие сегменты: - по группам потребителей транспортных услуг – потребительская сегментация; -по видам транспортного обслуживания клиентуры – продуктовая сегментация; -по конкурентам; -по ценовому фактору. При сегментации выделяют также транспортные рынки по разным признакам. Для транспортного рынка применимы следующие методы сегментации: - метод пересечения множеств; - метод разбиения множеств; - метод сложения множеств; - метод оценки конкурентоспособности транспортных услуг. Сегментация рынка по потребителям методом пересечения множеств. При сегментации транспортного рынка часто приходится из нескольких множеств выбирать элементы, которые входят в каждое из этих множеств, и образовывать из них новое множество. Это новое множество называют пересечением заданных множеств или их произведением, а саму операцию образования нового множества – пересечением множеств или их умножением. Следовательно, пересечением нескольких множеств А, В, С,... называют новое множество, содержащее те и только те элементы, которые входят в каждое из множеств А, В, С... Например, пусть грузоотправители, пользующиеся услугами данного транспортного предприятия, предъявляют к перевозке щебень (множество А), песчаник (множество В), песок (множество С). Пересечение множеств отправителей перечисленных грузов составит новое множество, а именно – группу потребителей транспортных услуг по перевозке строительных грузов. Здесь будет представлена группа отправителей тех и только тех строительных грузов, которые входят в каждое из множеств А, В, С,… Аналогично сегментируется транспортный рынок по группам отправителей лесных грузов, химических и минеральных удобрений, угля, руды железной и марганцевой, нефти и нефтепродуктов и далее по всей номенклатуре грузов. Здесь рассмотрен приём сегментации рынка по группам грузовладельцев (потребителей транспортных услуг) с учётом рода груза. Однако на этом применение метода пересечения множеств не ограничивается. Сегментировать рынок данным методом можно по другим признакам: географическому, виду сообщения (местное, прямое железнодорожное, прямое смешанное с другими видами транспорта и т.п.). Например, грузоотправители, пользующиеся услугами данного транспортного предприятия, предъявляют к погрузке грузов по дорогам (странам) назначения: дорога А (множество А), дорога В (множество В), дорога С (множество С). Пересечение множеств грузовладельцев составит новое множество, а именно – группу потребителей транспортных услуг для поставки грузов получателям по дорогам (странам) назначения. Здесь будет представлена группа отправителей грузов в адрес тех и только тех дорог (стран, регионов), которые входят в каждое из множеств А, В, С,... Сегментация рынка по услугам методом разбиения множеств. Договор перевозки уже сам по себе предопределяет вид транспортного обслуживания грузовладельца на момент составления накладной и предъявления груза к перевозке. Из перевозочных документов вполне определённо можно установить вид отправки: маршрутная, повагонная, контейнерная, мелкая. В табл. 7.2 дана информация для рынка, выделенного в детализированном виде по географическому признаку. Например. ГОК (горно-обогатительный комбинат) здесь показан в качестве грузоотправителя руды железной (см. ст. Качканар в табл. 7.1). В номенклатурную группу грузов «Руда железная и марганцевая» входят разные позиции тарифно-статистической номенклатуры (в примере это агломерат, окатыши). Рынок, выделенный по географическому признаку, к тому же конкретизируется станциями назначения для: регионального рынка (например, Свердловская ж.д.). внутреннего рынка "осени (в рассматриваемом примере Дальневосточная, Южно-Уральская ж.д.) и внешнего рынка с указанием пунктов перевалки грузов на водный транспорт в торговых портах или передачи на пограничных станциях иностранным железным дорогам. Если к этому добавить род и принадлежность грузовых вагонов, расстояния перевозки, провозные платы по действующим тарифам и выручку от перевозок, то кроме ёмкости транспортных рынков, могут быть даны и стоимостные их оценки. Эти вопросы более детально будут рассмотрены далее. Особенности исследования рынка по видам сообщения. Анализ транспортного обслуживания при доставке грузов в пункты назначения вызывает необходимость выделения рынков по видам сообщения, поскольку в организации и технологии перевозок имеются существенные различия. В табл. 7.3 представлена информация о транспортном рынке на примере местного сообщения при организации перевозок грузов номенклатурной группы «Руда железная и марганцевая». В местном сообщении, особенно при больших объёмах перевозок, открываются более широкие возможности для коммерческой деятельности транспортного предприятия на региональном рынке. Это касается контроля и проведения гибкой тарифной политики: возможной реализации доходных поступлений (без распределения их между несколькими железными дорогами или перевозчиками); внедрения современных технологий и технических новинок в транспортном сервисе, благодаря которым в границах региона можно обеспечить себе рост доли рынка, услуг, доходов. На внутреннем рынке (Россия) прямое железнодорожное сообщение имеет важное значение. Организация таких перевозок основана на чётком обеспечении погрузки грузов по дорогам назначения и доставки их на станции выгрузки. Исходную информацию для анализа транспортного рынка можно группировать, как показано в табл. 3. Исследование внешнего рынка. При исследовании транспортного рынка особенно важным и ответственным в отношении полноты и качества является анализ транспортных услуг при перевозках внешнеторговых грузов. Такие перевозки выполняют в прямом железнодорожном сообщении через пограничные железнодорожные станции или с перевалкой на водный транспорт через торговые порты.
Таблица 3 Выделение транспортного рынка по географическому признаку (данные условные)
Номенклатурная группа грузов: "Руда железная и марганцевая" Грузоотправитель: "Качканарский горно-обогатительный комбинат" Перевозчик: РЖД Станция отправления: Качканар
Таблица 4 Объемы перевозок руды железной и марганцевой в местном сообщении по группам грузоотправителей, тыс. т
Для анализа ёмкости рынков в международных сообщениях через пограничные станции информацию можно группировать по форме табл. 5. По аналогичной форме целесообразно готовить информацию ёмкости рынка при перевозках грузов через морские или речные торговые порты. Наименования портов перевалки и стран назначения указываются по столбцам, как и железнодорожных станций передачи на иностранные дороги. Организация перевозок грузов в международном сообщении связана с оказанием широкого комплекса транспортных услуг, с участием нескольких перевозчиков разных стран. В международном сообщении выполняют: - перевозки грузов из третьих стран в третьи страны транзитом по Железным дорогам государств – участников СНГ; - перевозки грузов из/в государств – участников СНГ в/из третьи страны; - перевозки грузов между станциями Железных дорог государств-участников СНГ. Кроме технических и технологических особенностей перевозок грузов в международном сообщении, необходимо учитывать и постоянно анализировать сложный порядок расчёта ставок за перевозки грузов во всём многообразии транспортной системы на международных рынках.
Таблица 5 Объемы перевозок нефти и нефтепродуктов через пограничные станции, тыс. т
Продолжить анализ ёмкости транспортных рынков следует путём подготовки данных о перевозках в прямых смешанных железнодорожно-водных видах сообщения. В табл. 6 дан пример в части перевозок чёрных металлов в железнодорожно-морском (порты Ванино, Владивосток) и железнодорожно-речном сообщении (речные порты Осетрово, Енисей). Исследование рынка по номенклатурным группам грузов. Целесообразно анализ рынка транспортных услуг проводить по каждой номенклатурной группе грузов по табл. 7 отдельно с последующим объединением результатов анализа транспортного рынка в целом по всей номенклатуре перевезенных грузов. При этом достигается полная «обозримость» внутреннего транспортного рынка не только по его ёмкости, но и по стоимостной оценке в части доходности, прибыльности, рентабельности перевозок по регионам и стране в целом. Таблица 6 Объемы перевозок черных металлов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, тыс. т
Таблица 7 Единая тарифно-статистическая номенклатура грузов
Маркетинг – вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена. «Цель маркетинга – сделать усилия по сбыту ненужными. Его цель – так хорошо познать и понять клиента, что товар или услуга будут точно подходить последнему и продавать себя сами» Петер Друккер. Маркетинговые исследования – систематическое определение круга данных, необходимых в связи состоящей перед фирмой маркетинговой ситуацией, их сбор, анализ и отчет о результатах. Схема маркетинговых исследований транспортных услуг 1.Выявление проблем и формулирование целей исследования 2. Отбор источников информации 3. Сбор информации 4. Анализ собранной информации 5. Представление полученных результатов Первичные данные – информация, собранная впервые для какой-либо цели Вторичные данные (в 1 очередь) – информация, которая уже существует будучи собранная ранее для других целей (внутренние источники, периодика, издания, коммерческая информация).
План сбора первичных данных
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 9081; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |