КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Параметры качества транспортного обслуживания
Лекция 4 Обоснование параметров качества обслуживания клиентов и оценка полноты и степени доступности выполнения заказов
Параметры качества обслуживания клиентов железнодорожным транспортом Качество перевозок – совокупность наиболее существенных показателей транспортной продукции, обусловливающих степень её пригодности своевременно и наиболее полно удовлетворять потребности производства и населения страны. Главными показателями являются уровень удовлетворения потребностей в перевозках по объему и структуре, времени доставки грузов. К показателям, характеризующим потребительскую стоимость перевозок, относят ещё сохранность, регулярность, ритмичность, равномерность, безопасность, надежность перевозок. Интегральным показателем качества перевозок называют затраты на их выполнение: трудоёмкость перевозок, производительность труда, энергоёмкость, себестоимость перевозок. Очевидно, что показатели качества транспортного обслуживания охватывают не только транспортно-экспедиционную деятельность, но и непосредственно перевозки, а также связанные с ними дополнительные работы и услуги. Обеспечивать высокое качество перевозок – это значит полностью учитывать интересы пользователей услуг, быть готовым предложить им новые виды сервиса и на основе маркетинга прогнозировать перспективные потребности, изыскивать способы и методы привлечения на железнодорожный транспорт дополнительных объемов перевозок грузов. На основе повышения качества услуг, расширения их номенклатуры, железные дороги смогут добиться коммерческого успеха. Нормативной основой регулирования отношений исполнителей транспортных услуг и их потребителей стал Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей».
В условиях рыночных отношений и конкуренции на транспортном рынке существенно возрастает влияние уровня качества транспортного обслуживания пользователей на успешную деятельность того или иного вида транспорта. Качество транспортной услуги – это совокупность свойств и признаков, характеризующих ее назначение, особенности, полезность и способность удовлетворять определенные потребности пользователей в перемещении [13, 35, 43]. Поскольку перевозка (поездка) является одной из первоочередных потребностей жизнедеятельности человека, то при выборе факторов «качество-цена» качество транспортного обслуживания в большинстве случаев выходит на первое место. Поэтому маркетинговым органам транспорта при анализе его рыночных возможностей очень важно знать потребительскую оценку качества транспортной услуги своего предприятия. Следует учитывать также, что более низкая цена перевозки может быть воспринята пользователями как признак низкого качества транспортного обслуживания. Разработка транспортной услуги на уровне замысла, реального исполнения и подкрепления требует от работников транспорта тщательного изучения своих клиентов, чтобы знать все особенности комплексного подхода пользователей к той проблеме, которую они решают с помощью перевозок. При этом важно знать и возможности конкурентов по оказанию качественных транспортных услуг. Таким образом в современных условиях, чтобы добиться успеха транспортные предприятия должны разработать гибкую маркетинговую систему управления качеством транспортного обслуживания, правильно оценивать эти мероприятия и их влияние на конечный результат деятельности в зависимости от конкурентной обстановки на транспортном рынке. Однако прежде необходимо установить основные показатели качества транс портного обслуживания, определяющие характерные свойства и признаки транспортной продукции. Они имеют определенные различия по грузовым и пассажирским перевозкам. Для характеристики грузовых перевозок основными показателями качества транспортного обслуживания грузовладельцев являются: · скорость и сроки доставки грузов; · сохранность перевозимых грузов; · регулярность и своевременность или ритмичность и равномерность перевозок; · комплексность и полнота транспортного обслуживания. · безопасность движения транспорта; · экологичность перевозок. К показателям качества транспортного обслуживания пассажиров относят: · безопасность поездок пассажиров; · комфортабельность, комплексность и культура транспортного обслуживания в пути и в пунктах отправления, пересадки и прибытия; · скорость пассажирских перевозок; · регулярность перевозок и удобство расписания движения транспортных средств. К показателям качества транспортного обслуживания грузовладельцев и пассажиров, как уже отмечалось, можно отнести также транспортную обеспеченность территории и связанную с размещением путей сообщения транспортную доступность клиентуры. Учитывая перспективный характер решений по управлению этими показателями, они рассмотрены отдельно (см. п. 6.2), хотя могут быть подвергнуты анализу и учету в текущих условиях. Следует подчеркнуть, что приведенные показатели являются натуральными измерителями качества транспортного обслуживания, а их достаточность или необходимый уровень в конкурентных условиях может быть установлен только путем сопоставления с определенными нормативами качества, плановыми показателями или с аналогичными показателями у конкурентов, либо в других странах. Срок доставки груза за 6 суток при среднесуточной скорости доставки 250 км без сравнения с оптимальными нормативами срока и скорости доставки в конкретных условиях мало что говорят о качестве перевозок. Отсюда вытекает, что уровень качества – понятие относительное. Поэтому при анализе качественных показателей необходимо определять не только их абсолютную величину, а прежде всего их относительный уровень, г.е. уровень выполнения сроков доставки, сохранности грузов, регулярности и безопасности перевозок, комплексности обслуживания и т.д. Необходимо отметить, что ряд показателей качества численно определить очень сложно или не представляется возможным из-за отсутствия статистического учета (например, комплексность, комфортабельность или культуру транспортного обслуживания). Поэтому маркетинговые органы прибегают к условным рейтинговым оценкам потребителями услуг, выявляемых в процессе обследований перевозок, анкетных опросов, наблюдений, интервью и т.п. Следует также учитывать, что средние показатели качества транспортного обслуживания носят условный характер, как и всякая средняя. Тот факт, что одному клиенту груз доставлен значительно быстрее установленной нормы, не восполняет потерь, которые понесет другой клиент, получивший груз с просрочкой времени доставки, хотя общий средний уровень выполнения временных обязательств транспортного предприятия за определенный период (например, за год) может быть высоким. Уровень выполнения установленных сроков доставки грузов (Ксд) определяется по формуле: где ∑Рф – фактический объем перевозок грузов в т, доставленных грузополучателям с соблюдением установленных нормативных сроков доставки за определенный период времени t; ∑Ро – общий объем перевозок анализируемых грузов за тот же период времени t; Нормативные сроки доставки устанавливаются, исходя из технических условий работы подвижного состава, схем транспортировки, дальности перевозки и технологических норм выполнения грузовых и иных операций, связанных с доставкой конкретного груза. Для различных грузов устанавливаются различные нормативы сроков доставки. Для срочных и скоропортящихся грузов эти нормы обычно более короткие, чем для грузов равномерной доставки (угля, руды, металлов и др.). За соблюдение сроков доставки материальную ответственность несет перевозчик в виде штрафа в определенном проценте от стоимости груза за каждые сутки просрочки. Уровень сохранности перевозимых грузов (Ксг) можно определить по формуле: где ∑Рпот – объем потерь перевозимых грузов за период; φн – средняя норма естественной убыли перевозимого груза, в %. Для различных грузов норма естественной убыли (усушка, утруска и т.п.) различна. Для кирпича она составляет 1,3%, а фактические потери достигают в среднем 7%, по цементу соответственно 1,2 и 4%, по углю 1,5 и 5%, железной руде 0,9 и 3% [43]. Уровень гарантированной ритмичности и регулярности перевозок (Kгр): где ntд, ∑Ргр – количество поставок продукции или объем перевозок грузов соответственно, доставленных с соблюдением нормативного интервала за период времени t; ntо, ∑Ро – общее количество поставок продукции или объема перевозок за тот же период рассматриваемым видом транспорта. Этот показатель можно рассчитать также по уровню неравномерности перевозок за год как отношение максимального месячного объема перевозок на среднемесячную величину перевозок груза. Учитывая, что неравномерность перевозок в значительной мере зависит от сезонности производства и потребления некоторой продукции (например, сахарной свеклы, овощей) для расчетов следует принимать более короткие периоды (сезоны) перевозок. Уровень комплексности обслуживания грузовладельцев (Kkoм): где ∑PKOM – объем комплексных перевозок грузов "от двери склада отправителя до двери склада получателя" по подъездному железнодорожному пути или автотранспортом железных дорог, т; αком – поправочный коэффициент, учитывающий уровень комплексности доставки грузов в начале и конце маршрута перевозки по транспортным схемам П-М-П, П-М-А, А-М-П, А-М-А и др. (П – подъездной путь, А – автотранспорт, М – магистральный железнодорожный транспорт). Коэффициент комплексности определяется экспертно на основе маркетинговых обследований. Ориентировочно для средних условий он может быть принят на уровне 0,8. Полнота удовлетворения спроса на перевозки (Кус): где ∑Рнев – объем невывезенных из заявленных к перевозке грузов по вине железной дороги за определенный период времени t, т. Уровень безопасности перевозок (Кбп): где Бн – норматив безопасности движения транспортных средств, принимаемый величиной, близкой к 0,95–1,0 (для железных дорог 1, морского транспорта – 0,98, автотранспорта – 0,95); Бф – фактический уровень безопасности перевозок, определяемый относительной величиной аварий и крушений на транспорте, приходящихся на 1 млн. ткм; φб – поправочный коэффициент, учитывающий тяжесть отдельных нарушений безопасности, повлекших человеческие жертвы и большой материальный ущерб (срб > 1). Уровень экологичности транспортного производства (Кэк): где Ун – нормативная величина предельно допустимой концентрации (ПДК) вредных веществ или ущерба для окружающей среды от работы транспорта, определяемая техническими нормами и технологическими инструкциями; Уф – фактическая удельная величина ущерба окружающей среды от работы транспорта при грузовых перевозках, определяемая по специальной методике с учетом затрат на природоохранные мероприятия. Аналогичным образом могут быть определены и показатели качества транспортного обслуживания пассажиров. Для управления качеством транспортного обслуживания клиентуры маркетинговым органам важно установить общий средний уровень качества (Коб) по совокупности всех показателей где Кi – уровень конкретного i -го показателя качества транспортного обслуживания; αi – удельный вес i -го показателя в общей оценке качества, определяемый как рейтинг предпочтений клиентов, либо расчетным путем по уровню экономической эффективности отдельных мероприятий по повышению качества перевозок в общем эффекте от всех таких мероприятий, принимаемом за 1 или 100%. Комплексный показатель качества транспортного обслуживания находится в пределах от 0 до 1 или в процентах от 0 до 100. Нулевой уровень будет при отсутствии перевозки. При комплексном стратегическом маркетинговом исследовании в этот показатель включают все измерители по т.н. "колесу качества" (рис. 2), в том числе уровень транспортной обеспеченности и доступности. Как видно из рисунка 2, противоположность интересов клиентов по отношению к уровню качества транспортного обслуживания и транспорта в отношении затрат на обеспечение качества транспортного обслуживания в определенной мере является "двигателем" этого "колеса". Вместе с тем оценка качества продукции транспорта для клиентов и транспорта должна быть единой. Кроме того очевидно, что с точки зрения комплексности отсутствие или ухудшение хотя бы одного из показателей качества приведет к нарушению плавности движения "колеса", т.е. к снижению общего уровня конкурентоспособности продукции рассматриваемого транспортного предприятия, а следовательно, и к ухудшению его финансово-экономического положения. Рисунок 2 Комплексное «колесо качества» транспортного обслуживания грузовладельцев Таким образом, приведенная схема анализа уровня качества транспортного обслуживания клиентуры наглядно показывает возможность системного подхода к определению показателей качества. Комплексный показатель качества может быть рассчитан как по отдельным видам перевозок и видам транспорта, родам грузов и регионам страны, так и в целом по транспортному комплексу. Как показали исследования в настоящее время на железнодорожном транспорте России этот показатель составляет примерно 82%, т.е. Ка = 0,82. Такая натуральная оценка качества транспортного обслуживания пользователями транспортом имеет большое практическое значение, т.к. учитывает интересы клиента и представляет объективную ситуацию с уровнем качества работы транспортных предприятий. Это позволяет разрабатывать стратегию повышения качества обслуживания клиентуры для завоевания новых ниш транспортного рынка, привлечения дополнительных объемов перевозок. Однако реальное решение данной проблемы невозможно без сопоставления с затратами на осуществлен и г таких мероприятий. Для этого необходимо определение экономической эффективности мероприятий по повышению качества транспортного обслуживания клиентуры. Уровень целесообразного повышения качества может быть установлен только на основе расчета дополнительного эффекта, т.е. прироста прибыли, которую получит транспортное предприятие в результате улучшения качества обслуживания клиентов за счет роста объемов перевозок и/или повышения платы за качественные транспортные услуги в течение определенного периода времени. Как показывает практика, большинство мероприятий по повышению качества транспортного обслуживания требуют определенных (дополнительных) затрат (ΔЭк). Поэтому расчет оптимального уровня качества (Копт) может быть осуществлен путем сравнения этих затрат с возможным получением дополнительных доходов (ΔДК) и прибыли по приведенной на рис. 3 схеме.
Рисунок 3. Определение оптимального уровня качества транспортного обслуживания
Перпендикуляр, опущенный с наивысшей точки кривой максимального дохода на горизонтальную ось коэффициентов качества, в своем основании покажет возможный оптимальный уровень показателей качества транспортного обслуживания клиентуры. Такие расчеты могут быть выполнены по каждому из показателей качества. Расчет конкретных величин эффекта (прибыли) или эффективности (рентабельности) производится по методике определения экономической эффективности мероприятий маркетинга транспортных предприятий. При этом следует различать мероприятия, требующие определенных инвестиций, и организационно-технические (безинвестиционные) мероприятия, осуществляемые за счет текущих издержек. В первом случае необходимо дисконтирование капиталовложений с учетом сроков их окупаемости, а во втором производится прямое сопоставление результатов с затратами. Определенную трудность расчетов показателей качества и эффективности его повышения представляет отсутствие в ряде случаев учета некоторых из них в транспортной статистике. Поэтому дополнительную информацию необходимо получать па основе маркетинговых исследований. Величина дополнительного дохода может быть получена как разница между доходами, полученными до и после введения мероприятий по повышений качества транспортного обслуживания за сопоставимый период времени. Для эффективного управления качеством транспортного обслуживания разрабатывается автоматизированная система расчета показателей качества и определения их оптимальных уровней, которая используется при разработке планов маркетинга и для слежения за их выполнением с помощью компьютеров [13]. Необходимо отметить, что повышение качества транспортного обслуживания клиентов, как конечной цели, невозможно без повышения качества эксплуатационной работы, внедрения новых техники и технологий в организацию перевозочного процесса, улучшения взаимоотношений с пользователями транспорта. При этом предпочтение должно отдаваться интересам клиентов перед ведомственными. Так, в целях ускорения доставки и обеспечения сохранности грузов в ряде случаев необходимо отказаться от уплотненной погрузки и максимизации веса поезда, обеспечивая эффективность работы транспорта за счет более высокого тарифа за повышенное качество обслуживания. Основные принципы практической работы по повышению качества транспортного обслуживания заключается в следующем: 1. Качество транспортного обслуживания клиентуры должно быть постоянной, непрерывной работой всех работников транспортного предприятия. 2. Главной заботой должно стать не только контроль за качеством перевозок, но и постоянное совершенствование тех аспектов транспортного производства, от которых качество зависит. 3. Поставщики технических средств и подвижного состава, необходимых для транспортного производства, должны стать реальными партнерами транспортных предприятий в обеспечении качества перевозок. 4. Работа по улучшению качества транспортных услуг должна проводиться на всех уровнях и во всех подразделениях, включая ремонтный сервис, а ответственность за некачественные перевозки должна ложиться на всех причастных работников и равной мере. Таким образом необходимо более полно использовать все имеющиеся возможности и осуществлять практические действия во всем, что касается качества перевозок, в том числе проводить перестройку методов управления и организации работы транспортных предприятий, внедрение нового управленческого мышления работников, направленное на повышение качества транспортного обслуживания грузовладельцев и пассажиров. Уровень обслуживания можно оценивать также и сопоставляя время на выполнение фактически оказываемых в процессе поставки логистических услуг со временем, которое необходимо было бы затратить в случае оказания всего комплекса возможных услуг в процессе той же поставки. Расчет выполняют по следующей формуле[2]: где N – количество услуг, которое теоретически может быть оказано; n – фактическое количество оказываемых услуг; ti – время на выполнение i-той услуги. Таким образом, –суммарное время, фактически затрачиваемое на оказание услуг, а – время, которое теоретически может быть затрачено на выполнение всего комплекса возможных услуг. На рисунке 4 показана зависимость расходов на сервис от величины уровня обслуживания. Рисунок 4 График зависимости затрат на обслуживание от величины уровня обслуживания
Начиная от 70% и выше затраты сервиса растут экспоненциально[3] в зависимости от уровня обслуживания, а при уровне обслуживания 90%, и выше сервис становится невыгодным. Специалисты подсчитали, что при повышении уровня обслуживания от 95 до 97% экономический эффект повышается на 2%, а расходы возрастают на 14%. С другой стороны, снижение уровня обслуживания ведет к увеличению потерь, вызванных ухудшением качества сервиса. Эта зависимость также может быть представлена графически (рис)
Рисунок 5 График зависимости потерь, вызванных ухудшением обслуживания, от величины уровня обслуживания
Таким образом, рост конкурентоспособности компании, вы званный ростом уровня обслуживания, сопровождается, с одной стороны, снижением потерь на рынке, а с другой - повышением расходов на сервис. Задача логистической службы заключается в поиске оптимальной величины уровня обслуживания. Графически оптимальный размер уровня сервиса можно определить, построив суммарную кривую F3, отражающую поведение затрат и потерь в зависимости от изменения уровня обслуживания (рис.6).
Рисунок 6 График зависимости затрат и потерь от величины уровня обслуживания (функция F3)
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 18331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |