КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 2 Рынок как условие и объективная основа сервиса
Классификация транспортных рынков Рынок – совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которого осуществляется реализация товаров и услуг, окончательное признание общественного характера создающего их труда. Заказы на перевозки грузовладельцы предъявляют не спонтанно, а в соответствии с экономическими связями и вдобавок – с учётом конъюнктуры рынка. Очевидно, что товарный рынок предопределяет направления и объёмы перевозок реализуемой продукции. «Товар» и «Груз» – синонимы: «товар» – термин договора купли-продажи; «груз» – термин договора перевозки. Выделяют два основных подхода к трактовке рынка. Первый подход основан на политико-идеологическом и философском содержании рынка и рыночных отношений, когда в качестве главных характеристик рынка рассматривают: - рынок как способ организации общественного производства, основанный на свободе предпринимательства и ограниченной роли государства и при этом противоречащий способам организации, опирающимся на применение методов централизованного планирования и административного регулирования. Ясно, что здесь подчёркивается противостояние принципов, хотя в реальной жизни наблюдаются формы хозяйственного управления, основанные на сочетании тех и других методов; - рынок как способ поведения хозяйственных субъектов, определяющий стратегию «рыночного поведения» и характер отношений между субъектами; - рынок как способ мышления, формирующий мировоззрение субъектов. Второй подход к трактовке понятия рынка основан на конкретном содержании, когда рынок рассматривается как механизм, определяющий соотношение спроса и предложений на разные виды товаров и услуг. На рынках действуют независимые продавцы и покупатели. Такие рынки называют «конкурентными». Рынки классифицируют по разным признакам в зависимости от масштаба (региональный, национальный, мировой), от вида товаров и услуг, многообразие которых весьма существенно. Рассмотрим формы воздействия государства на спрос и предложение. Косвенное воздействие государства на спрос и предложение в виде политики протекционизма, направленной на защиту национального рынка путём создания условий отечественным предприятиям для структурной перестройки производства с целью выхода на новейший технический и технологический уровень, который в итоге позволил бы им успешно конкурировать на мировом рынке; изменение налоговых ставок и размера банковского процента. Прямое воздействие государства на спрос, когда оно выступает в роли непосредственного заказчика и потребителя различных видов продукции. Этим поддерживается деловая активность, но воздействие на спрос в сфере свободного рынка при формировании пропорций спроса и предложений весьма ограничено. Однако при этом возможны трудности целевого использования бюджетных средств поскольку в условиях параллельного существования государственных и коммерческих структур имеют место незаконные перекачки средств из одного сектора в другой. В итоге отметим, что в условиях стабильной экономики регулирующая роль государства будет в наибольшей мере реализована вне предпринимательских функций, т.е. на методах косвенного воздействия. Рынок может сформироваться на какой-то товар, услугу или иной объект, который имеет ценностную значимость. Транспортный рынок – это сфера реализации транспортных услуг по перемещению пассажиров или материальных ценностей, связанных между собой определёнными признаками производственного или потребительского характера. Социально-политическое содержание транспортного рынка можно трактовать как способ организации перевозок, основанный на свободе предпринимательства. В конкретном содержании транспортный рынок трактуется как механизм, определяющий соотношение спроса и предложений на виды транспортных услуг. Классификация транспортных рынков может быть выполнена по разным признакам. Наиболее важными из них являются следующие признаки: географический (территориальный охват); номенклатурная группа груза; вид сообщения. Каждый из этих признаков используется не только сам по себе, но и в какой-либо комбинации с другими, чтобы более точно определить, удовлетворению какой потребности служит та или иная транспортная услуга. Важно при этом учесть также потребность в транспортной услуге, способной удовлетворить запросы групп потребителей; сроки использования транспортных услуг длительного пользования, среднего срока пользования, одноразовые. Цель изучения транспортных рынков – выполнить ранжирование, выстраивая региональные, национальные рынки и рынки зарубежных стран в порядке убывания интересов перевозчика (транспортного предприятия) к этим рынкам. Выделение транспортного рынка по географическому признаку. Территориальный охват позволяет выделить внутренний (Россия), внешний (международный) и региональный транспортные рынки. Выделение транспортного рынка по географическому признаку строится на учёте размещения пунктов производства и потребления разнообразной продукции с привязкой их к железнодорожным станциям отправления и назначения (опорным центрам). Транспортные рынки по видам сообщения. Анализ транспортного обслуживания при доставке грузов в пункты назначения вызывает необходимость выделения рынков по видам сообщения поскольку в организации и технологии перевозок имеются существенные различия. Региональный рынок – перевозки в местном сообщении. Особенно при больших объёмах перевозок открываются более широкие возможности для коммерческой деятельности транспортного предприятия на региональном рынке. Это касается контроля и проведения гибкой тарифной политики; возможной реализации доходных поступлений (без распределения их между несколькими железными дорогами или перевозчиками); внедрения современных технологий и технических новинок в транспортном обслуживании, благодаря которым в границах региона можно обеспечить себе рост доли рынка, услуг, доходов. Внутренний рынок – перевозки в прямом железнодорожном сообщении грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа между железнодорожными станциями Российской Федерации с участием одной и более инфраструктур, осуществляемые по одному перевозочному документу, составленному на весь путь следования. Организация таких перевозок основана на чётком обеспечении погрузки грузов и доставки их на станции выгрузки. К внутреннему рынку относят также перевозки в прямом смешанном сообщении, осуществляемые несколькими видами транспорта по единому транспортному документу (накладной), составленному на весь путь следования; в непрямом смешанном сообщении – осуществляемые несколькими видами транспорта по разным транспортным документам. Здесь могут быть задействованы железнодорожный, морской, речной, автомобильный и воздушный виды транспорта. Внешний рынок охватывает международные сообщения. Перевозки в международном сообщении – это перевозки, осуществляемые железнодорожным и иными видами транспорта в соответствии с международными договорами. В изучении транспортного рынка особенно важным и ответственным с точки зрения полноты и качества является анализ транспортных услуг при перевозках внешнеторговых грузов. Такие перевозки выполняют в прямом железнодорожном сообщении через пограничные железнодорожные станции, в прямом железнодорожно-водном (море, река) с перевалкой на водный транспорт через торговые порты. Транспортные рынки по номенклатурным группам грузов. Целесообразно анализ рынка транспортных услуг проводить по каждой номенклатурной группе грузов отдельно, с последующим объединением результатов анализа транспортного рынка в целом по всей номенклатуре перевозимых грузов. При этом достигается полная «обозримость» регионального, внутреннего и внешнего транспортных рынков не только по их ёмкости, но и по стоимостной оценке в части доходности, прибыльности, рентабельности транспортного обслуживания. Комплексный подход в анализе позволяет в конечном счёте сопоставить объёмные и стоимостные показатели транспортного обслуживания на разных рынках (территориальный охват, виды сообщений, номенклатура грузов) и ранжировать затем их по отмеченным критериям. В результате анализа надо получить ответы на вопросы: каковы границы транспортного рынка; в каких объёмах надо отправлять грузы, чтобы удовлетворить имеющийся спрос на услуги транспорта. Развивая сервис, руководству предприятий транспорта, включая операторские компании, необходимо иметь информацию о том, какие услуги и почему хотят использовать грузовладельцы, о ценах (тарифах), которые клиенты готовы заплатить, о том, в каких регионах потребность в перевозках определенного груза наиболее высокая, где перевозки могут принести наибольшую прибыль. На основе результатов исследования рынка определяются структура подвижного состава, какие железнодорожные линии и какое хозяйство перевозчика наиболее выгодно инвестировать для их развития, каким образом перевозчик должен организовать доставку груза, как надо проводить компанию по внедрению в практику новых форм обслуживания. Не менее важными являются возможности снижения затрат на перевозку грузов и реализацию новых транспортных услуг, необходимо определить, какие виды услуг и у какого клиента принесут наибольшую отдачу. Специфика деятельности транспортных предприятий различна. Поэтому соотношение, степень значимости для перевозчика каждого из элементов транспортного сервиса различны и постоянно меняется во времени в зависимости от изменения структуры производственных затрат, характера внутренней и внешней среды. К тому же рынок как механизм, объединяющий покупателей (предъявителей спроса – клиентов) и продавцов (поставщиков) транспортных услуг на железных дорогах, имеет свою специфику и принимает разнообразные формы. Функционирование конкурентных рынков, которые предполагают большое число независимо действующих предприятий, заинтересованных в перевозках, оказывает непосредственное влияние на развитие транспортного сервиса. Сервис является не только средством привлечения грузовладельцев и населения, но и дает основания для расширения практики применения договорных цен. Простейшие рыночные рычаги – спрос и предложение – дают глубокое представление не только об отдельных проблемах выявления потребностей в перевозках, но также и о функционировании транспортной системы. В условиях рынка перевозчик, с одной стороны, должен максимально приспосабливаться к изменяющимся рыночным условиям, а с другой – активно воздействовать на рынок, на потребителей транспортных услуг (клиентуру) и добиваться своих целей – повышения доходов (прибыли). Осуществляя тактику постоянного улучшения даже в давно известных традиционных видах транспортных услуг, перевозчик может обеспечить себе рост доли рынка, доходов. При этом очень важно найти «нишу» рынка, где может быть значительный эффект, устойчивый рост доходов. Определение потребностей в перевозках грузов требует проведения тщательного анализа и прогнозирования конъюнктуры на транспортном рынке и оценки ее воздействия на финансовые результаты перевозчика. Необходимо выявить возможные пути привлечения дополнительных грузов, в том числе за счет новых грузоотправителей или других видов транспорта, коммерческих структур, частных лиц, а также решать задачи по расширению транспортных услуг с применением договорных тарифов для частичного восполнения потерь доходов. Роль рынка в том, что он ориентирует перевозчика на повышение уровня сервиса, чтобы добиться коммерческого успеха транспортного предприятия, что позволяет: - во-первых, заметно совершенствовать организацию перевозок и управления; - во-вторых, реализовать высокое качество транспортного обслуживания грузоотправителей и грузополучателей по всем элементам и принципам логистики, обеспечить доходность и прибыль, рентабельность перевозок; - в-третьих, перейти на совершенную систему планирования изначально ориентирующую деятельность перевозчика на клиента, анализ его нужд, запросов и предпочтений, стремление максимально чутко реагировать на изменения в составе клиентуры и реакцию на новые виды транспортных услуг. - в-четвертых, эффективно распорядиться финансовыми ресурсами для разработки проектов, обоснования и внедрения современных технологий в перевозках грузов как новых видов транспортных услуг. Наконец сервис – реальная предпосылка интеграции РЖД в международную транспортную систему, чтобы эффективно работать в условиях рынка.
Классификация грузов с точки зрения сервисного обслуживания Груз – объект железнодорожной перевозки (изделия, сырьё, предметы, полезные ископаемые, материалы, отходы производственной иной деятельности), принятый в установленном порядке к перевозке в грузовых поездах. Изучение потребителей тесно связано с классификацией перевозимых грузов с учётом разнородных свойств товаров, которые определяются физическими, химическими, биологическими и иными свойствами исходного сырья (включая характер обработки сырья и материалов, конструкцию, форму товара и т.п.). Предъявляемые к перевозке грузы разделяют по происхождению, физико-химическим свойствам, условиям хранения и перевозки, по форме предъявления. По происхождению (в зависимости от области производства) грузы делятся на продукты лесоводства, растениеводства, рыболовства, птицеводства, животноводства; продукты добывающей (горнорудной) и обрабатывающей промышленности (химической, металлообрабатывающей, текстильной, швейной, пищевкусовой, и др.). В зависимости от физико-химических свойств грузы делятся на такие группы: скоропортящиеся (продукты животноводства, птицеводства, полеводства, садоводства, огородничества); гигроскопические и легко воспринимающие влагу (соль, хлопок, сахар, шерсть, хлебные грузы); легко воспринимающие посторонние запахи (чай, мука, сахар, крупа и др.) или обладающие специфическими запахами (рыба, кожсырьё, керосин, табак и др.); устойчиво сохраняющиеся (продукты минерального происхождения и др.); смерзающиеся (калийная соль, колчедан, гранулированные шлаки и др.); опасные вещества (взрывчатые, легковоспламеняющиеся, едкие, ядовитые, отравляющие и др.); убывающие в весе (овощи, бахчевые, мясные, пищевые). Кроме того, при исследовании всего комплекса побудительных факторов, которыми руководствуются грузовладельцы при выборе перевозчика и вида транспортных услуг учитывают физические свойства грузов (удельный вес, объём). Имеются грузы легковесные (солома, хлопок, текстиль, швейные товары и др.) и полновесные (металл, минерально-строительные материалы, уголь и др.). По объёму грузы делят на габаритные (мешки с сахаром, зерном, с химическими удобрениями; бочки с рыбой; кипы хлопка, сена, мешки с химическими удобрениями) и негабаритные. Грузы предъявляют также без тары: насыпью (зерно, цемент); навалом (уголь, соль, камень, дрова и др.); наливом (нефть, масло, аммиачная вода и др.). Перечень таких грузов представлен в Правилах перевозок грузов; очевидно, что транспортные средства в этих случаях должны соответствовать условиям перевозки таких грузов (вагоны и суда должны быть прочными, чистыми и обеспечивать сохранность грузов). Перевозимые грузы подразделяются на сухие и наливные. К сухим относят насыпные, навалочные, тарно-штучные (в том числе и жидкость в бочках, бидонах и бутылях), перевозимые в крытых вагонах и на сухогрузных судах; к наливным – жидкие грузы, перевозимые наливом в цистернах и наливных судах. Насыпные грузы перевозятся без тары. К этой категории грузов относят в основном зерно и семена сельскохозяйственных культур всех видов. Особенностью их является сыпучесть. Навалочные грузы перевозят также без тары. Это грузы в основном минерального происхождения: камень, уголь, песок, гравий, соль, руды, концентраты и т.п. Особенностью их является также сыпучесть, а у некоторых – слёживание, спекание, смерзание и т.п. Насыпные и навалочные грузы предъявляются к перевозке преимущественно большими партиями, обеспечивающими загрузку вагонов и судов на полную их грузоподъёмность. Насыпные грузы принимаются к перевозке, как правило, с вагонов и других транспортных средств со взвешиванием, а навалочные – по условному весу. Тарно-штучные грузы имеют самые различные физико-химические свойства, удельный вес, объём и габаритные размеры. Перевозят их в разнообразной таре (ящиках, бочках, мешках, тюках, кипах, бидонах, цилиндрах и т.п.) или без тары (металл в болванках, слитках, чушках, кирпич, паркет и клёпка в пачках). К тарно-штучным относят грузы длинномерные, негабаритные, тяжеловесные и легковесные, перевозимые как в таре, так и без тары. Тяжеловесными считают грузы, у которых масса одного места превышает установленную норму массы, а легковесными – грузы, 1 т которых занимает объём более 2 кубических метров (вата, шерсть, тряпьё, спички, табачные изделия и др.). Негабаритными считают грузы, которые по своим размерам не помещаются внутри транспортного средства и перевозятся на открытом подвижном составе, в основном на транспортерах (комбайны, тракторы, стрелы кранов, буровое оборудование и т.п.). Длинномерные и громоздкие – это грузы длиной свыше 3 м, высотой более 2,1 м и шириной свыше 2,6 м. По технологии хранения грузы подразделяются на: - ценные и портящиеся от воздействия влаги и изменения температуры, требующие хранения в закрытых складах (промышленные и продовольственные товары, скоропортящиеся продукты и др.); - портящиеся от воздействия влаги и не подвергающиеся влиянию температуры, но требующие хранения на крытых площадках или укрытия брезентом (цемент, металл, хлопок и др.); - не подвергающиеся влиянию внешней среды, хранящиеся на открытых площадках (камень, дрова, уголь, техническая соль, гравий и др.). Товары подлежат классификации посредством распределения их по отдельным группам, подгруппам, видам. При этом в каждый из них входят товары, сходные между собой по какому-либо общему для них признаку – назначению, материалу, конструкции, наиболее характерному свойству или их совокупности (одежда, обувь, галантерея, молочные, мясные, кондитерские, винно-водочные, химические удобрения, мелкие металлические изделия и т.п.). В конечном итоге составляется общая классификация, в которой каждый последующий ряд находится в соподчинении с предыдущим. В соответствии с промышленной классификацией товаров составлена единая для всех видов транспорта тарифная номенклатура грузов, которая помещена в тарифных руководствах. Наименования грузов при их перевозке во внутригосударственном сообщении указываются согласно Единой тарифно-статистической номенклатуре грузов, а при перевозке в международном сообщении – по Гармонизированной номенклатуре грузов, а ГОСТы, ОСТы и другая документация на перевозимую продукцию в обязательном порядке согласовывается с Бюро экспертизы стандартов. Для транспортного рынка необходима также стандартизация товаров. Под стандартизацией понимают разработку и установление технических показателей (норм) для принятой к выпуску продукции, для способов её маркировки, упаковки, транспортировки и хранения. Документ, которым определяется (нормируется) стандартизируемый предмет, называется стандартом. Он является не только техническим, но и государственным документом. Стандарты включают полную характеристику товара и содержат технические условия на изделия, правила приёмки, сортировки, упаковки, маркировки, хранения, транспортировки и т.д. Особое значение имеет строгость в выполнении правил упаковки, маркировки, транспортировки и хранения грузов, в которых предусмотрены способы упаковки, применяемые для этого материалы, размеры и формы тары, содержатся сведения о штампах и этикетках, которые ставятся на товар, тару, а также перечислены особые условия, при которых следует транспортировать и хранить данный товар. Требования, касающиеся тары и упаковки грузов согласно стандартам, приведены в соответствующих справочниках, издаваемых транспортными ведомствами. В них изложены требования стандарта и технических условий на упаковку и применение соответствующей тары для грузов, перевозимых всеми видами транспорта, а также для грузов, отгружаемых в районы Арктики, Крайнего Севера и отдалённые районы. В справочниках помещены рисунки с изображением основных видов тары, образцы крепления в замок металлической упаковочной ленты, образцы специальной маркировки. Рынок транспортных услуг является самостоятельной сферой экономики. По качеству инфраструктуры и набору предлагаемых услуг Россия отстает от уровня развития ведущих стран мира, тем не менее, рынок транспортных услуг динамично развивается как в целом в стране, так и в отдельных регионах. Рынок транспортных услуг является самостоятельной сферой экономики. Транспортная система Российской Федерации включает в себя следующие виды транспорта: - железнодорожный, - водный (морской и речной), - автомобильный, - трубопроводный, - воздушный. Каждый из них имеет с точки зрения различных участников рынка свои достоинства и недостатки, которые играют существенную роль в межвидовой конкурентной борьбе. Вид транспорта выбирают исходя из потребностей клиентов и конкретных условий перевозок. В качестве сравнения разных видов транспорта показательны результаты оценки, согласно опросу крупных отправителей, проведенному Котлером Ф*[1]. по шести критериям. Высший балл – 1, низший – 5. Наилучшие результаты получены для автомобильного транспорта (табл. 1). Таблица 1 – Оценка видов транспорта по Ф. Котлеру, баллы
Для промышленно развитых стран доля отдельных видов транспорта по перевозкам грузов распределена следующим образом: наземный транспорт – 27%, водный транспорт – 62%, другие виды транспорта – 11%; для развивающихся стран – соответственно 10; 84 и 6%. Наземная транспортная инфраструктура у развивающихся стран слабая, она составляет 5% от мировой структуры, хотя эти страны занимают 70% территории земного шара. Рынок транспортных услуг занимает особое место в мировой транспортной системе, в экономике России и отдельных регионов. По данным статистики на 1 км2 земного шара приходится 8,8 м железных дорог, 103 м автомобильных дорог и 0,4 м речных путей при очень неравномерном распределении по регионам. Рынок как основное, фундаментальное понятие современной экономики трактуют достаточно широко. Это не только совокупность существующих и потенциальных потребителей, место, где вступают в контакт продавцы и покупатели товара, услуги или виды работ, но и двигатель общественного развития. При этом услуга как основной тип товара имеет ряд отличительных особенностей, влияющих на характер маркетинговых стратегий. К товарам транспортных организаций относят перевозки и транспортные услуги, в том числе услуги, связанные с транспортным перевозочным процессом, то есть логистические.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 4450; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |