Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 2 Рынок как условие и объективная основа сервиса




Классификация транспортных рынков

Рынок – совокупность социально-экономических отно­шений в сфере обмена, посредством которого осуществляется реализация товаров и услуг, окончательное признание обще­ственного характера создающего их труда. Заказы на перевоз­ки грузовладельцы предъявляют не спонтанно, а в соответ­ствии с экономическими связями и вдобавок – с учётом конъ­юнктуры рынка. Очевидно, что товарный рынок предопреде­ляет направления и объёмы перевозок реализуемой продук­ции. «Товар» и «Груз» – синонимы: «товар» – термин дого­вора купли-продажи; «груз» – термин договора перевозки.

Выделяют два основных подхода к трактовке рынка. Пер­вый подход основан на политико-идеологическом и философ­ском содержании рынка и рыночных отношений, когда в каче­стве главных характеристик рынка рассматривают:

- рынок как способ организации общественного производст­ва, основанный на свободе предпринимательства и ограничен­ной роли государства и при этом противоречащий способам организации, опирающимся на применение методов централизо­ванного планирования и административного регулирования. Ясно, что здесь подчёркивается противостояние принципов, хотя в реальной жизни наблюдаются формы хозяйственного управления, основанные на сочетании тех и других методов;

- рынок как способ поведения хозяйственных субъектов, оп­ределяющий стратегию «рыночного поведения» и характер отношений между субъектами;

- рынок как способ мышления, формирующий мировоззрение субъектов.

Второй подход к трактовке понятия рынка основан на кон­кретном содержании, когда рынок рассматривается как меха­низм, определяющий соотношение спроса и предложений на разные виды товаров и услуг. На рынках действуют независи­мые продавцы и покупатели. Такие рынки называют «конку­рентными».

Рынки классифицируют по разным признакам в зависимости от масштаба (региональный, национальный, мировой), от вида товаров и услуг, многообразие которых весьма существенно.

Рассмотрим формы воздействия государства на спрос и предложение.

Косвенное воздействие государства на спрос и предложе­ние в виде политики протекционизма, направленной на защи­ту национального рынка путём создания условий отечествен­ным предприятиям для структурной перестройки производства с целью выхода на новейший технический и технологический уровень, который в итоге позволил бы им успешно конкури­ровать на мировом рынке; изменение налоговых ставок и раз­мера банковского процента.

Прямое воздействие государства на спрос, когда оно высту­пает в роли непосредственного заказчика и потребителя различ­ных видов продукции. Этим поддерживается деловая активность, но воздействие на спрос в сфере свободного рынка при форми­ровании пропорций спроса и предложений весьма ограничено.

Однако при этом возможны трудности целевого использова­ния бюджетных средств поскольку в условиях параллельного существования государственных и коммерческих структур име­ют место незаконные перекачки средств из одного сектора в другой.

В итоге отметим, что в условиях стабильной экономики регулирующая роль государства будет в наибольшей мере ре­ализована вне предпринимательских функций, т.е. на методах косвенного воздействия.

Рынок может сформироваться на какой-то товар, услугу или иной объект, который имеет ценностную значимость.

Транспортный рынок – это сфера реализации транспортных услуг по пе­ремещению пассажиров или материальных ценностей, связан­ных между собой определёнными признаками производствен­ного или потребительского характера. Социально-политичес­кое содержание транспортного рынка можно трактовать как способ организации перевозок, основанный на свободе предпринимательства.

В конкретном содержании транспортный рынок трактуется как механизм, определяющий соотношение спроса и предло­жений на виды транспортных услуг.

Классификация транспортных рынков может быть выпол­нена по разным признакам. Наиболее важными из них явля­ются следующие признаки: географический (территориальный охват); номенклатурная группа груза; вид сообщения. Каждый из этих признаков используется не только сам по себе, но и в какой-либо комбинации с другими, чтобы более точно опре­делить, удовлетворению какой потребности служит та или иная транспортная услуга.

Важно при этом учесть также потребность в транспортной услуге, способной удовлетворить запросы групп потребителей; сроки использования транспортных услуг длительного пользо­вания, среднего срока пользования, одноразовые.

Цель изучения транспортных рынков – выполнить ранжи­рование, выстраивая региональные, национальные рынки и рын­ки зарубежных стран в порядке убывания интересов перевоз­чика (транспортного предприятия) к этим рынкам.

Выделение транспортного рынка по географическому при­знаку. Территориальный охват позволяет выделить внутрен­ний (Россия), внешний (международный) и региональный транс­портные рынки. Выделение транспортного рынка по геогра­фическому признаку строится на учёте размещения пунктов производства и потребления разнообразной продукции с при­вязкой их к железнодорожным станциям отправления и назначения (опорным центрам).

Транспортные рынки по видам сообщения. Анализ транс­портного обслуживания при доставке грузов в пункты назна­чения вызывает необходимость выделения рынков по видам сообщения поскольку в организации и технологии перевозок имеются существенные различия.

Региональный рынок – перевозки в местном сообщении. Особенно при больших объёмах перевозок открываются более широкие возможности для коммерческой деятельности транс­портного предприятия на региональном рынке. Это касается контроля и проведения гибкой тарифной политики; возможной реализации доходных поступлений (без распределения их меж­ду несколькими железными дорогами или перевозчиками); вне­дрения современных технологий и технических новинок в транс­портном обслуживании, благодаря которым в границах регио­на можно обеспечить себе рост доли рынка, услуг, доходов.

Внутренний рынок – перевозки в прямом железно­дорожном сообщении грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа между железнодорожными станциями Российской Федерации с участием одной и более инфраструктур, осуществляемые по одному перевозочному документу, составленному на весь путь следования. Организация таких перевозок основана на чётком обеспечении погрузки грузов и доставки их на станции выгрузки. К внутреннему рынку относят также перевозки в прямом смешанном сообщении, осуществляемые несколь­кими видами транспорта по единому транспортному докумен­ту (накладной), составленному на весь путь следования; в непрямом смешанном сообщении – осуществляемые несколькими видами транспорта по разным транс­портным документам. Здесь могут быть задействованы железнодорожный, морской, речной, автомобильный и воздушный виды транспорта.

Внешний рынок охватывает международные сооб­щения. Перевозки в международном сообщении – это перевозки, осуществляемые железнодорожным и иными видами транспорта в соответствии с международными договорами. В изучении транспортного рынка особенно важным и ответствен­ным с точки зрения полноты и качества является анализ транс­портных услуг при перевозках внешнеторговых грузов. Такие перевозки выполняют в прямом железнодорожном сообщении через пограничные железнодорожные станции, в прямом железнодорожно-водном (море, река) с перевалкой на водный транспорт через торговые порты.

Транспортные рынки по номенклатур­ным группам грузов. Целесообразно анализ рынка транспортных услуг проводить по каждой номенклатурной группе грузов отдельно, с последующим объединением резуль­татов анализа транспортного рынка в целом по всей номенк­латуре перевозимых грузов. При этом достигается полная «обо­зримость» регионального, внутреннего и внешнего транспор­тных рынков не только по их ёмкости, но и по стоимостной оценке в части доходности, прибыльности, рентабельности транспортного обслуживания.

Комплексный подход в анализе позволяет в конечном счёте сопоставить объёмные и стоимостные показатели транспорт­ного обслуживания на разных рынках (территориальный ох­ват, виды сообщений, номенклатура грузов) и ранжировать затем их по отмеченным критериям. В результате анализа надо получить ответы на вопросы: каковы границы транспортного рынка; в каких объёмах надо отправлять грузы, чтобы удов­летворить имеющийся спрос на услуги транспорта.

Развивая сервис, руководству предприятий транспорта, вклю­чая операторские компании, необходимо иметь информацию о том, какие услуги и почему хотят использовать грузовла­дельцы, о ценах (тарифах), которые клиенты готовы запла­тить, о том, в каких регионах потребность в перевозках опре­деленного груза наиболее высокая, где перевозки могут при­нести наибольшую прибыль. На основе результатов исследо­вания рынка определяются структура подвижного состава, ка­кие железнодорожные линии и какое хозяйство перевозчика наиболее выгодно инвестировать для их развития, каким об­разом перевозчик должен организовать доставку груза, как надо проводить компанию по внедрению в практику новых форм обслуживания.

Не менее важными являются возможности снижения затрат на перевозку грузов и реализацию новых транспортных услуг, необходимо определить, какие виды услуг и у какого клиента принесут наибольшую отдачу.

Специфика деятельности транспортных предприятий различ­на. Поэтому соотношение, степень значимости для перевозчи­ка каждого из элементов транспортного сервиса различны и постоянно меняется во времени в зависимости от изменения структуры производственных затрат, характера внутренней и внешней среды.

К тому же рынок как механизм, объединяющий покупате­лей (предъявителей спроса – клиентов) и продавцов (постав­щиков) транспортных услуг на железных дорогах, имеет свою специфику и принимает разнообразные формы. Функциониро­вание конкурентных рынков, которые предполагают большое число независимо действующих предприятий, заинтересован­ных в перевозках, оказывает непосредственное влияние на развитие транспортного сервиса.

Сервис является не только средством привлечения грузо­владельцев и населения, но и дает основания для расширения практики применения договорных цен.

Простейшие рыночные рычаги – спрос и предло­жение – дают глубокое представление не только об от­дельных проблемах выявления потребностей в перевозках, но также и о функционировании транспортной системы.

В условиях рынка перевозчик, с одной стороны, должен максимально приспосабливаться к изменяющимся рыночным условиям, а с другой – активно воздействовать на рынок, на потребителей транспортных услуг (клиентуру) и добиваться своих целей – повышения доходов (прибыли).

Осуществляя тактику постоянного улучшения даже в давно известных традиционных видах транспортных услуг, перевоз­чик может обеспечить себе рост доли рынка, доходов. При этом очень важно найти «нишу» рынка, где может быть значи­тельный эффект, устойчивый рост доходов.

Определение потребностей в перевозках грузов требует про­ведения тщательного анализа и прогнозирования конъюнкту­ры на транспортном рынке и оценки ее воздействия на финансо­вые результаты перевозчика. Необходимо выявить возможные пути привлечения дополнительных грузов, в том числе за счет новых грузоотправителей или других видов транспорта, коммер­ческих структур, частных лиц, а также решать задачи по расши­рению транспортных услуг с применением договорных тари­фов для частичного восполнения потерь доходов.

Роль рынка в том, что он ориентирует перевозчика на по­вышение уровня сервиса, чтобы добиться коммерческого успе­ха транспортного предприятия, что позволяет:

- во-первых, заметно совершенствовать организацию пере­возок и управления;

- во-вторых, реализовать высокое качество транспортного обслуживания грузоотправителей и грузополучателей по всем элементам и принципам логистики, обеспечить доходность и прибыль, рентабельность перевозок;

- в-третьих, перейти на совершенную систему планирования изначально ориентирующую деятельность перевозчика на клиен­та, анализ его нужд, запросов и предпочтений, стремление мак­симально чутко реагировать на изменения в составе клиенту­ры и реакцию на новые виды транспортных услуг.

- в-четвертых, эффективно распорядиться финансовыми ре­сурсами для разработки проектов, обоснования и внедрения современных технологий в перевозках грузов как новых ви­дов транспортных услуг.

Наконец сервис – реальная предпосылка интеграции РЖД в международную транспортную систему, чтобы эффективно работать в условиях рынка.

 

Классификация грузов с точки зрения сервисного обслуживания

Груз – объект железнодорожной перевозки (изделия, сырьё, предметы, полезные ископаемые, материалы, отходы про­изводственной иной деятельности), принятый в установленном порядке к перевозке в грузовых поездах.

Изучение потребителей тесно связано с классификацией пе­ревозимых грузов с учётом разнородных свойств товаров, ко­торые определяются физическими, химическими, биологическими и иными свойствами исходного сырья (включая характер обра­ботки сырья и материалов, конструкцию, форму товара и т.п.). Предъявляемые к перевозке грузы разделяют по происхож­дению, физико-химическим свойствам, условиям хранения и перевозки, по форме предъявления.

По происхождению (в зависимости от области про­изводства) грузы делятся на продукты лесоводства, растение­водства, рыболовства, птицеводства, животноводства; продукты добывающей (горнорудной) и обрабатывающей промышлен­ности (химической, металлообрабатывающей, текстильной, швейной, пищевкусовой, и др.).

В зависимости от физико-химических свойств грузы делятся на такие группы: скоропортящиеся (продукты животноводства, птицеводства, полеводства, садоводства, ого­родничества); гигроскопические и легко воспринимающие влагу (соль, хлопок, сахар, шерсть, хлебные грузы); легко восприни­мающие посторонние запахи (чай, мука, сахар, крупа и др.) или обладающие специфическими запахами (рыба, кожсырьё, керосин, табак и др.); устойчиво сохраняющиеся (продукты минерального происхождения и др.); смерзающиеся (калийная соль, колчедан, гранулированные шлаки и др.); опасные веще­ства (взрывчатые, легковоспламеняющиеся, едкие, ядовитые, отравляющие и др.); убывающие в весе (овощи, бахчевые, мяс­ные, пищевые).

Кроме того, при исследовании всего комплекса побудитель­ных факторов, которыми руководствуются грузовладельцы при выборе перевозчика и вида транспортных услуг учитывают физические свойства грузов (удельный вес, объём). Имеются грузы легковесные (солома, хлопок, текстиль, швейные товары и др.) и полновесные (металл, минерально-строительные материалы, уголь и др.).

По объёму грузы делят на габаритные (мешки с сахаром, зерном, с химическими удобрениями; бочки с рыбой; кипы хлопка, сена, мешки с химическими удобрениями) и негабаритные.

Грузы предъявляют также без тары: насыпью (зерно, цемент); навалом (уголь, соль, камень, дрова и др.); наливом (нефть, масло, аммиачная вода и др.). Перечень таких грузов пред­ставлен в Правилах перевозок грузов; очевидно, что транс­портные средства в этих случаях должны соответствовать ус­ловиям перевозки таких грузов (вагоны и суда должны быть прочными, чистыми и обеспечивать сохранность грузов).

Перевозимые грузы подразделяются на сухие и наливные. К сухим относят насыпные, навалочные, тарно-штучные (в том числе и жидкость в бочках, бидонах и бутылях), перевозимые в крытых вагонах и на сухогрузных судах; к наливным – жид­кие грузы, перевозимые наливом в цистернах и наливных су­дах. Насыпные грузы перевозятся без тары. К этой категории грузов относят в основном зерно и семена сельскохозяйствен­ных культур всех видов. Особенностью их является сыпучесть. Навалочные грузы перевозят также без тары. Это грузы в основном минерального происхождения: камень, уголь, песок, гравий, соль, руды, концентраты и т.п. Особенностью их явля­ется также сыпучесть, а у некоторых – слёживание, спекание, смерзание и т.п.

Насыпные и навалочные грузы предъявляются к перевозке преимущественно большими партиями, обеспечивающими заг­рузку вагонов и судов на полную их грузоподъёмность. На­сыпные грузы принимаются к перевозке, как правило, с ваго­нов и других транспортных средств со взвешиванием, а нава­лочные – по условному весу.

Тарно-штучные грузы имеют самые различные фи­зико-химические свойства, удельный вес, объём и габаритные размеры. Перевозят их в разнообразной таре (ящиках, бочках, мешках, тюках, кипах, бидонах, цилиндрах и т.п.) или без тары (металл в болванках, слитках, чушках, кирпич, паркет и клёп­ка в пачках). К тарно-штучным относят грузы длинномерные, негабаритные, тяжеловесные и легковесные, перевозимые как в таре, так и без тары.

Тяжеловесными считают грузы, у которых масса одного места превышает установленную норму массы, а лег­ковесными – грузы, 1 т которых занимает объём более 2 кубических метров (вата, шерсть, тряпьё, спички, табачные изделия и др.).

Негабаритными считают грузы, которые по своим размерам не помещаются внутри транспортного средства и пе­ревозятся на открытом подвижном составе, в основном на транс­портерах (комбайны, тракторы, стрелы кранов, буровое обо­рудование и т.п.).

Длинномерные и громоздкие – это грузы длиной свыше 3 м, высотой более 2,1 м и шириной свыше 2,6 м.

По технологии хранения грузы подразделяются на:

- ценные и портящиеся от воздействия влаги и изменения температуры, требующие хранения в закрытых складах (про­мышленные и продовольственные товары, скоропортящиеся продукты и др.);

- портящиеся от воздействия влаги и не подвергающиеся влиянию температуры, но требующие хранения на крытых пло­щадках или укрытия брезентом (цемент, металл, хлопок и др.);

- не подвергающиеся влиянию внешней среды, хранящиеся на открытых площадках (камень, дрова, уголь, техническая соль, гравий и др.).

Товары подлежат классификации посредством распределе­ния их по отдельным группам, подгруппам, видам. При этом в каждый из них входят товары, сходные между собой по ка­кому-либо общему для них признаку – назначению, материа­лу, конструкции, наиболее характерному свойству или их со­вокупности (одежда, обувь, галантерея, молочные, мясные, кон­дитерские, винно-водочные, химические удобрения, мелкие ме­таллические изделия и т.п.). В конечном итоге составляется общая классификация, в которой каждый последующий ряд находится в соподчинении с предыдущим.

В соответствии с промышленной классификацией товаров составлена единая для всех видов транспорта тарифная номен­клатура грузов, которая помещена в тарифных руководствах. Наименования грузов при их перевозке во внутригосудар­ственном сообщении указываются согласно Единой тарифно-статистической номенклатуре грузов, а при перевозке в меж­дународном сообщении – по Гармонизированной номенкла­туре грузов, а ГОСТы, ОСТы и другая документация на пере­возимую продукцию в обязательном порядке согласовывается с Бюро экспертизы стандартов.

Для транспортного рынка необходима также стандартиза­ция товаров. Под стандартизацией понимают разра­ботку и установление технических показателей (норм) для принятой к выпуску продукции, для способов её маркировки, упаковки, транспортировки и хранения. Документ, которым определяется (нормируется) стандартизируемый предмет, на­зывается стандартом. Он является не только техничес­ким, но и государственным документом.

Стандарты включают полную характеристику товара и со­держат технические условия на изделия, правила приёмки, сортировки, упаковки, маркировки, хранения, транспортиров­ки и т.д.

Особое значение имеет строгость в выполнении правил упаковки, маркировки, транспортировки и хранения грузов, в которых предусмотрены способы упаковки, применяемые для этого материалы, размеры и формы тары, содержатся сведе­ния о штампах и этикетках, которые ставятся на товар, тару, а также перечислены особые условия, при которых следует транспортировать и хранить данный товар.

Требования, касающиеся тары и упаковки грузов согласно стандартам, приведены в соответствующих справочниках, из­даваемых транспортными ведомствами. В них изложены тре­бования стандарта и технических условий на упаковку и при­менение соответствующей тары для грузов, перевозимых все­ми видами транспорта, а также для грузов, отгружаемых в районы Арктики, Крайнего Севера и отдалённые районы. В справочниках помещены рисунки с изображением основных видов тары, образцы крепления в замок металлической упако­вочной ленты, образцы специальной маркировки.

Рынок транспортных услуг является самостоятельной сферой экономики. По качеству инфраструктуры и набору предлагаемых услуг Россия отстает от уровня развития ведущих стран мира, тем не менее, рынок транспортных услуг динамично развивается как в целом в стране, так и в отдельных регионах.

Рынок транспортных услуг является самостоятельной сферой экономики. Транспортная система Российской Федерации включает в себя следующие виды транспорта:

- железнодорожный,

- водный (морской и речной),

- автомобильный,

- трубопроводный,

- воздушный.

Каждый из них имеет с точки зрения различных участников рынка свои достоинства и недостатки, которые играют существенную роль в межвидовой конкурентной борьбе. Вид транспорта выбирают исходя из потребностей клиентов и конкретных условий перевозок. В качестве сравнения разных видов транспорта показательны результаты оценки, согласно опросу крупных отправителей, проведенному Котлером Ф*[1]. по шести критериям.

Высший балл – 1, низший – 5. Наилучшие результаты получены для автомобильного транспорта (табл. 1).

Таблица 1 – Оценка видов транспорта по Ф. Котлеру, баллы

Вид транспорта   Продолжи-тельность выполнения услуги   Частота отправок   Надежность   Перево-зочная способ-ность   Доступность Стоимость тарифа за 1 т км   Сумма баллов  
Железно-дорожный              
Водный              
Автомо-бильный              
Трубопро-водный              
Воздушный                

 

Для промышленно развитых стран доля отдельных видов транспорта по перевозкам грузов распределена следующим образом: наземный транспорт – 27%, водный транспорт – 62%, другие виды транспорта – 11%; для развивающихся стран – соответственно 10; 84 и 6%. Наземная транспортная инфраструктура у развивающихся стран слабая, она составляет 5% от мировой структуры, хотя эти страны занимают 70% территории земного шара.

Рынок транспортных услуг занимает особое место в мировой транспортной системе, в экономике России и отдельных регионов. По данным статистики на 1 км2 земного шара приходится 8,8 м железных дорог, 103 м автомобильных дорог и 0,4 м речных путей при очень неравномерном распределении по регионам.

Рынок как основное, фундаментальное понятие современной экономики трактуют достаточно широко. Это не только совокупность существующих и потенциальных потребителей, место, где вступают в контакт продавцы и покупатели товара, услуги или виды работ, но и двигатель общественного развития. При этом услуга как основной тип товара имеет ряд отличительных особенностей, влияющих на характер маркетинговых стратегий. К товарам транспортных организаций относят перевозки и транспортные услуги, в том числе услуги, связанные с транспортным перевозочным процессом, то есть логистические.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 4450; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.