КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Законодательные основы сервиса на транспорте
Организационная структура федерального железнодорожного транспорта реформируется поэтапно с учетом разделения функций государственного регулирования и хозяйственного управления. Конкурентный сектор в системе хозяйственного управления включает доставку грузов и пассажиров, услуги, оказываемые грузовыми и пассажирскими компаниями, а также весь комплекс транснортно-экспедиционных услуг. Основными нормативными документами ССФЖТ в сфере предоставляемых услуг на железнодорожном транспорте при перевозке грузов являются: - государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р); - правила по сертификации Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте (ПССФЖТ); - стандарты системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте (СТ ССФЖТ); - требования по сертификации на федеральном железнодорожном транспорте (ФТСЖТ); - международные стандарты ИСО; - межгосударственные стандарты (ГОСТ); - стандарты отраслей (ОСТ); - нормативные документы Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД); - нормативные документы МГТС РФ. Развитие рыночных отношений во всех сферах деятельности государственных, и негосударственных организаций и индивидуальных предпринимателей потребовало разработки новых нормативных документов и законодательных актов, определяющих их правовые отношения с федеральным железнодорожным транспортом. Основная нормативная база деятельности экспедитора изложена в главе 41 «Транспортная экспедиция» ГК РФ. Рассмотрим ее основные положения. В соответствии со ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором транспортной экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора: организация перевозки груза определенным транспортом и по маршруту, избранному экспедитором или клиентом: заключение от имени клиента или от своего имени договора/договоров перевозки груза; обеспечение отправки и получения груза и другие обязанности, связанные с перевозкой. В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено выполнение таких необходимых для доставки груза операций как получение требующихся для экспорта или импорта документов, таможенные и иные формальности, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также иные операции и услуги, предусмотренные договором. Данные правила распространяются и на случаи, когда в соответствии с договором обязанности экспедитора выполняются перевозчиком. Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами. Согласно ст. 802 ГК РФ договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме, и клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей. Ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции определена ст. 803 ГК РФ. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность на основании и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 ГК РФ. Если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется теми же правилами, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик. Клиент обязан (ст. 804 ГК РФ) предоставить экспедитору документы и другую информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки, а также иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанности, предусмотренной договором транспортной экспедиции. Экспедитор обязан также сообщить клиенту об обнаруженных недостатках полученной информации, а в случае неполноты информации запросить у клиента необходимые дополнительные данные. В случае непредставления клиентом необходимой информации экспедитор вправе не приступать к исполнению соответствующих обязанностей до предоставления такой информации. Клиент несет ответственность за убытки, причиненные экспедитору в связи с нарушением обязанности по предоставлению необходимой информации. Если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, то согласно ст. 805 ГК РФ он вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц. Возложение исполнения обязательства на третье лицо не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за исполнение договора. Любая из сторон вправе отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив об этом другую сторону в разумный срок. При одностороннем отказе от исполнения договора сторона, заявившая об отказе, в соответствии со ст. 806 ГК РФ возмещает другой стороне убытки, вызванные расторжением договора. Экспедитором может быть юридическое лицо – предприниматель, а также гражданин, получивший статус предпринимателя (гл. 41 ГК РФ), При совершении экспедиторских сделок во всех без исключения случаях применяется письменная форма. Это обусловлено выполнением функций экспедиторов специализированными организациями. Когда экспедиторское поручение носит разовый характер, оно оформляется путем направления клиентом письма-заявки экспедитору. Длительные экспедиторские договоры нуждаются в двустороннем письменном оформлении. Кроме того, экспедитору, выступающему от имени клиента, выдается письменная доверенность, которая, не подменяя самого договора, служит доказательством факта его заключения, В этих случаях возможно также коммерческое представительство (ст. 184 ГК РФ), являющееся новой формой представительства в а в гражданском праве. Несоблюдение простои письменной формы договора транспортной экспедиции не лишает стороны права приводить письменные и другие доказательства (кроме свидетельских показании) о заключении договора (ст. 162 ГК РФ). Договоры транспортной экспедиции, рассчитанные на длительное время, опираются на определенные плановые предпосылки. Некоторые договоры транспортной экспедиции заключаются для однократного исполнения на срок, соразмерный порученной экспедитору операции. При длительном или постоянном экспедиционном обслуживании заключаются годовые договоры, иногда пролонгируемые на следующий год. В годовых договорах определяются сроки выполнения отдельных экспедиционных операций, впоследствии уточняемые в согласованном сторонами порядке. Материальным объектом договора транспортной экспедиции являются грузы, обрабатываемые экспедитором. Но они составляют и материальный объект договора перевозки. Поэтому специфика экспедиции воплощается не в ее материальном, а в юридическом аспекте, т.е. в тех операциях, которые относительно груза обязан выполнить экспедитор. Особое место занимают договоры экспедиции с таким материальным объектом как контейнер при организации перевозок грузов в контейнерах. На основе этих договоров экспедитор предоставляет клиенту контейнеры и нередко принимает на себя обязанность доставить их с грузом со склада отправителя на склад получателя, используя железнодорожный транспорт. В результате контейнерные перевозки зачастую осуществляются в форме полного экспедиционного обслуживания. Полное транспортно-экспедиционное обслуживание выражается в том, что экспедитор принимает на себя выполнение всех работ, начиная от движения груза со склада отправителя и кончая сдачей его на складе получателя. Здесь экспедитор вступает в правоотношения с переводчиком от собственного имени. В Уставе учтены особенности рыночных взаимоотношении между экспедиторскими организациями и операторскими компаниями для быстрого удовлетворения потребностей в перевозках. Могут заключаться договоры организации перевозок, предусматривающие объемы перевозок грузов, сроки и условия предоставления транспортных средств предъявления грузов для перевозок, порядок расчетов, взаимные обязательства за исполнение договора. Установленные Уставом минимальные сроки представления заявок на перевозку грузов (не менее чем за 10 дней до начала перевозок грузов в прямом сообщении и не менее чем за 15 дней до начала перевозок грузов, направляемых на экспорт или в прямом смешанном сообщении) потребовали от экспедиторов и грузоотправителей более детальной информации об условиях и участниках перевозки для ускорения процесса согласования. Особенно это важно, когда перевозка осуществляется на экспорт или в прямом смешанном сообщении с участием нескольких видов транспорта. В связи со значительным увеличением числа участников внешнеэкономической деятельности морские и речные порты, осуществляющее перевалку экспортных грузов, и зарубежные железные дороги при согласовании объемов перевозок требуют указания точного наименования груза, детальной информации о грузоотправителе, экспортере (грузовладельце), экспедиторе. Современный этап развития рынка экспедиторских услуг характеризуется множеством экспедиторских организаций, невысокой комплексностью оказываемых услуг, значительным разбросом стоимости однородных услуг. Такой рынок неудобен потребителю услуг и перевозчику. Отправителю груза приходится затрачивать время на поиск экспедиторских организации, которые могли бы выполнить необходимый ему комплекс услуг. Кроме того, отправитель груза не имеет достаточных гарантий качественного выполнения своих требований. В результате снижается уровень транспортного обслуживания. Государственный стандарт ГОСТ Р51133-98 «Экспедиторские услуги па железнодорожном транспорте. Общие требования» устанавливает классификацию экспедиторских услуг, предоставляемых на железнодорожном транспорте грузоотправителям и грузополучателям, а также общие требования к качеству услуг и методы контроля. Стандарт распространяется на организации, предоставляющие экспедиторские услуги, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, в том числе на перевозчиков, действующих в сфере железнодорожного транспорта, при выполнении перевозок грузов в прямом железнодорожном и прямом смешанном сообщениях. Стандарт используется для целей сертификации экспедиторских услуг и содержит обязательные требования к качеству этих услуг, обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья, имущества потребителей и охрану окружающей среды. Услуги, предоставляемые экспедиторскими и транспортно-экспедиторскими организациями на железнодорожном транспорте, должны соответствовать требованиям этого стандарта. Экспедиторские услуги, предоставляемые потребителям при перевозке грузов в межгосударственных и международных сообщениях, должны соответствовать требованиям правил международных договоров и соглашении, заключенных между Российской Федерацией и странами, участвующими в перевозках. При предоставлении экспедиторских услуг договоры перевозки (накладные), комплекты перевозочных документов и другие документы оформляются в соответствии с требованиями Правил перевозок грузов, международных соглашении и других нормативных, правовых актов, регламентирующих порядок перевозок отдельных категорий грузов различными видами транспорта в прямых и смешанных сообщениях. Услуги по подготовке и дополнительному оборудованию железнодорожного подвижного состава, используемого на сети железных дорог общего пользования, должны соответствовать требованиям нормативных и технических документов МПС, утвержденных в установленном порядке. Услуги по страхованию грузов, платежно-финансовые и по таможенному оформлению грузов и транспортных средств должны соответствовать действующему законодательству и нормативным документам федеральных органов исполнительной власти. Услуги, оказываемые экспедиторскими и транспортно-экспедиторскими организациями, должны учитывать интересы потребителей транспортных услуг, мировой опыт и соответствовать требованиям комплексности; точности и своевременности исполнения: безопасности и экологичности; обеспечения сохранности груза; этичности обслуживающего персонала; эстетичности условий обслуживания; информативности. Для сохранности грузов и безопасности транспортно-экспедиционного обслуживания необходимо соблюдать: - требования к технологическим процессам, связанным с перевозкой грузов в части ответственности экспедитора; - требования нормативных документов к упаковке и маркировке грузов, погрузке, размещению и креплению грузов на железнодорожном и автомобильном подвижном составе и в контейнерах; - правила охраны грузов в процессе перевозки, хранения и производства погрузочно-разгрузочных, складских и сортировочных работ. Экологическую безопасность экспедиторских услуг обеспечивают соблюдением установленных требований охраны окружающей среды к территории, техническому состоянию используемых технических средств и производственным процессам, содержанию производственных помещении и складов, состоянию вентиляции, водоснабжения, канализации и другим факторам. При оказании экспедиторских услуг исполнители должны соблюдать нормативы качества окружающей среды: предельно допустимые концентрации вредных веществ, выбросы и сбросы вредных веществ, уровни шума, вибрации, магнитных полей и иных физических воздействий: уровень радиационного воздействия, нормативы санитарных и защитных зон. Для контроля качества услуг, предоставляемых экспедиторскими и транспортно-экспедиторскими организациями, используются следующие методы: - инспекционный контроль наличия обязательных документов, выдача которых предусмотрена надзорными органами (путем проверки их наличия и срока действия); - визуальный контроль (осмотр объекта, интерьера, применяемого оборудования и средств оргтехники, подъемно-транспортной техники, автотранспортных средств, состояния складских помещений площадок, хранения грузов, их охраны и др.); - аналитический (анализ документации, содержание коммерческих актов и состояние их выполнения, претензии и других документов, оценивающих качество предоставляемых услуг); - инструментальный контроль (определение степени загрязнений грунта, загазованности складских помещении, проверки технического состояния и режимов работы оборудования в процессе выполнения работ и др.); - социологический (проведение опроса потребителей и обслуживающего персонала> оценка результатов опроса и др.). Особое место в стандарте занимают требования к обслуживающему персоналу. Квалификация и компетентность обслуживающего персонала экспедиторских и транспортно-экспедиторских организаций должны соответствовать требованиям, установленным для определенных категорий работников в соответствии с действующим законодательством и иными нормативными документами, регламентирующими перевозки грузов или выполнение отдельных видов работ. При установлении требований к обслуживающему персоналу экспедиторских и транспортно-экспедиторских организаций учитывают критерии оценки: - уровень профессиональной подготовки и квалификации, в том числе теоретические знания и умение применять их на практике); - способность к руководству (для руководящего персонала); - знание и соблюдение профессиональной этики поведения; - знание нормативных- технических и руководящих документов по специализации. Функции, обязанности, права и ответственность обслуживающего персонала должны быть изложены в должностных инструкциях и утверждены руководителем организации, В процессе развития транспортных систем большинства стран с рыночной экономикой актуальными стали такие способы государственного регулирования рыночных субъектов, как сертификация и лицензирование.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |