Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы железнодорожной экспедиции




 

Согласно Уставу железнодорожный транспорт оказыва­ет не только перевозочные услуги, но и как перевозчик вы­полняет определенные транспортно-экспедиционные опера­ции с грузами. Их перечень и размеры предусматриваются ГОСТ Р 51133-98, Уставом и регулируемыми тарифами.

Выполнение ряда транспортно-экспедиционных услуг Уста­вом возлагается на экспедиторские и агентские фирмы, тем самым распространяя и на экспедицию принцип сервиса обще­го пользования. Например, в списке экспедиторских организа­ций, имеющих договоры на оплату провозных платежей за перевозки грузов в международном сообщении на 2002 фрах­товый год, значится 104 компании при перевозках экспортно-импортных и транзитных грузов.

Возложение транспортно-экспедиционного обслуживания на перевозчика или на грузоотправителя/получателя определяет­ся Уставом.

Согласно ст. 2 Устава «грузоотправителем» счи­тается как физическое или юридическое лицо, выступающее от своего имени, так и лицо, выступающее от имени владельца груза, то есть экспедитор.

«Грузополучателем» считается физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза. Та­ким «управомоченным» может быть экспедитор в соответствии с заключенным им с фактическим грузоотправителем и полу­чателем договором транспортной экспедиции.

Правила перевозок дифференцируют транспортно-экспедиционное обслуживание по ряду следующих факторов.

По видам отправки.

Отправительскими маршрутами (составом поезда установленного веса или длины, сформированным на железнодорожной станции) с учетом возможности обеспече­ния выгрузки вагонов грузополучателем.

Повагонной отправкой считается груз, предъяв­ляемый по одной накладной, для перевозки которого по объе­му или роду груза требуется отдельный вагон. Соответствен­но, контейнерной отправкой считается такая, для которой требуется один контейнер.

Отправка в 20- или 40-футовом контейнере считается круп­нотоннажной.

Мелкой отправкой считается груз, предъявляемый по одной накладной и для перевозки которого по объему или роду груза не требуется отдельного вагона.

Малотоннажные отправки – это грузы мас­сой от 10 до 20 т. занимающие не более половины 4-осного вагона; групповые – из нескольких вагонов. Сборные повагонные отправки. По скорости перевозки грузов: «грузовой» и «большой». Ско­рости перевозок грузов: «грузовую», «большую» или «пасса­жирскую» выбирает и указывает в перевозочном документе грузоотправитель.

По исполнению ряда отдельных операций. Исполнение возлагается пли только на перевозчика в мес­тах общего пользования (кроме ряда опасных, скоропортящихся и других грузов) с оплатой работ грузоотправителя по дого­вору, или только на грузоотправителей и получателей (в мес­тах необщего пользования, а также в местах общего пользо­вания, если погрузка, выгрузка грузов не обязательна для пе­ревозчика).

По дополнительным работам и услугам железнодорожного транспорта.

Работы и услуги, выполняемые перевозчиками по просьбе клиентуры или клиентурой по просьбе перевозчиков (с опла­той на договорной основе) следующие.

Перевозки грузов с сокращенным сроком доставки по срав­нению с нормативами, установленными Правилами перевозок грузов на железнодорожном транспорте; по графику с согла­сованным временем (в часах) отправления и прибытия; по стро­ящимся железнодорожным линиям, не принятым в постоян­ную эксплуатацию; на железнодорожных линиях, в том числе узкой колеи, не включенных в общую сеть железных дорог; на особых условиях грузоотправителя, грузополучателя; ранее сроков, установленных Уставом и Правилами перевозок гру­зов на железнодорожном транспорте.

Подача и уборка вагонов, контейнеров для погрузки или выгрузки грузов на железнодорожные станции, не открытые для выполнения отдельных грузовых операций, а также рабо­ты, связанные с приемом, выдачей, погрузкой и выгрузкой грузов на этих станциях.

Подборка вагонов для подачи на железнодорожные подъез­дные пути ветвевладельцев под погрузку или выгрузку в слу­чаях, не предусмотренных договором на эксплуатацию подъез­дного пути или договором на подачу и уборку вагонов.

Проверка веса и состояния груза, а также взвешивание гру­за в случаях, не предусмотренных Уставом.

Хранение грузов и транспортных средств на складах вре­менного хранения, расположенных на местах общего пользо­вания железнодорожных станций.

Сопровождение работниками военизированной охраны гру­зов, не входящих в перечни охраняемых грузов, а также в случа­ях, требующих специализированных вагонов, средств индивиду­альной защиты, сигнализации и связи, дополнительной охраны.

Оборудование в портах вагонов для размещения и крепле­ния в них тяжеловесных, громоздких, длинномерных грузов.

Виды работ представлены в Перечне договорных тарифов, утвержденном Министерством Российской Федерации по ан­тимонопольной политике и поддержке предпринимательства <МАП России).

По принципу применения внутренних правил к международ­ным сообщениям.

Перевозка по единому перевозочному документу.

Прием груза к перевозке по внутренним правилам страны отправления.

Перегрузочное отправление при разной колее и бесперегру­зочное – при одинаковой колее.

Применение единых условий погрузки и крепления грузов (в бесперегрузочном сообщении); единых правил перевозок скоропортящихся, опасных, негабаритных грузов и грузов в контейнерах и др.

По имущественной принадлежности вагонов и контейнеров.

На железнодорожном транспорте России разрешаются пе­ревозки грузов в вагонах и контейнерах с их имущественной принадлежностью: перевозчикам; юридическим или физичес­ким лицам на правах собственности; юридическим или физи­ческим лицам на правах аренды (ч. 2 гл. 34 ГК РФ – аренда транспортного средства без предоставления услуг по управле­нию и технической эксплуатации); «в хозяйственном ведении», согласно договорам «менеджмента», межотраслевого взаимо­обмена контейнерами и вагонами, «общего парка» и др.

Подвижной состав, предназначенный для перевозок грузов по железнодорожным путям общего пользования, независимо от его принадлежности должен удовлетворять требованиям действующих норм и правил в соответствии с законодатель­ством РФ.

Кроме того. Устав ориентирует клиентуру на,преимуществен­ное оформление договоров с оплатой за перевозку груза и иных причитающихся перевозчику платежей грузоотправителем до момента отправления груза.

Перевозчик по письменному обращению грузоотправителя, согласованному с грузополучателем, может принимать реше­ние о внесении платы за перевозку груза и иных платежей на станции назначения.

Экспедиторские услуги в пункте отправления. Преследуя сохранность и своевременную доставку груза по назначению, экспедиция отправления грузов железнодорожным транспортом представляет собой комплекс взаимосвязанных операций. В соответствии с Правилами перевозок грузов на железнодо­рожном транспорте услуги можно разделить на три группы:

- прием и хранение груза;

- документальное оформление перевозки и взимание про­возных плат;

- погрузка в вагоны и отправление груза по назначению.

Операции по отправлению грузов производятся на местах общего пользования, принадлежащих владельцам инфраструк­туры, и на местах необщего пользования, принадлежащих гру­зовладельцам либо автомобильным или экспедиторским пред­приятиям – компаниям, акционерным обществам, товарище­ствам и др.

Грузы к перевозке на местах общего пользования (склад­ских и грузовых площадках железнодорожных станций, гру­зовых дворах) принимаются по заполненной отправителем на­кладной с визой товарной конторы на ввоз груза на станцию.

Такое же разрешение требуется и при погрузке груза с мес­та необщего пользования (со склада или подъездного пути грузоотправителя либо его экспедитора).

В пункте оправления оказывают следующие услуги:

- заполнение заявок на перевозку груза:

- заполнение накладной;

- предъявление перевозчику заявок на перевозку грузов:.-.. - рассмотрение перевозчиком заявки на перевозку грузов:

- согласование заявок с владельцем инфраструктуры;

- получение грузоотправителем от перевозчика согласова­ний заявки;

- предъявление накладной перевозчику на визирование;

- получение завизированной накладной, передача ее грузо­отправителю;

- завоз груза от склада грузоотправителя до склада стан­ции отправления;

- комплектование отправок и укрупнение грузовых единт на складах;

- подборка вагонов для подачи на подъездной путь грузоот правителя (при отсутствии у него собственного локомотива):

- расстановка вагонов по грузовым фронтам (при отсут­ствии у клиента собственного локомотива);

- погрузка грузов на складах грузоотправителей и на стан­циях отправления;

- определение массы груза;

- формирование транспортных пакетов;

- отправительская маркировка грузов;

- упаковка, увязка, обшивка грузов; -

- крепление грузов в вагонах и контейнерах;

- ремонт транспортной тары и упаковка;

- уборка вагонов с подъездного пути грузоотправителя (при отсутствии собственного локомотива)

- очистка вагонов и контейнеров от остатков грузов;

- обеспечение грузоотправителей средствами пакетирования:

- установка съемного оборудования на вагоне;

- обеспечение грузоотправителей необходимыми для погрузки и перевозки материалами и устройствами:

- предъявление накладной перевозчику после погрузки гру­за в вагон (контейнер);

- установка запорно-пломбировочных устройств на вагон (контейнер);

- получение квитанции о приеме груза к перевозке от пере­возчика и передача ее грузоотправителю:

- подготовка и заключение договора страхования;

- оплата страховых взносов;

- оформление и оплата провозных платежей, сборов;

- проведение декларации грузов;

- оформление грузовой таможенной декларации и сопут­ствующих документов на отправляемый груз;

- уведомление грузополучателя об отправке в его адрес груза.

Предъявляемые к перевозке грузоотправителем тарные и штучные грузы должны иметь транспортную маркировку не­зависимо от соответствия маркировки требованиям, действу­ющим на других видах транспорта. Содержание транспорт­ной маркировки место и способ ее нанесения, порядок распо­ложения, размеры маскировочных ярлыков и надписей долж­ны соответствовать ГОСТ 14192-96 «Маркировка грузов».

Транспортная маркировка состоит из основных, дополнитель­ных, информационных надписей и манипуляционных знаков. Приемосдатчик грузов проверяет соответствие предъявлен­ного груза (число мест, род упаковки и др.) данным наклад­ной, а также исправность упаковки и правильность отправи­тельской маркировки на грузовых местах, в том числе манипу-ляционные знаки-изображения, указывающие на способы об­ращения с грузом; взвешивает груз, причем заносит в книгу приема грузов к отправлению каждый отдельный отвес (на­пример, вес отдельного вагона с грузом и без груза или с ве­сом вагона по трафарету), наносит на груз транспортную мар­кировку (в числителе – порядковый номер по Книге приема грузов к отправлению и через тире число мест в отправке, а в знаменателе – код станции отправления согласно Тарифному руководству. Все записи в книге должны точно соответство­вать накладной.

Прием к перевозке грузов, отгруженных на экспорт в пря­мом международном грузовом сообщении, а также через мор­ские порты и пограничные станции железных дорог России не в прямом международном сообщении, осуществляется с соблю­дением нормативно-правовых актов, действующих на соответ­ствующих видах транспорта, а также международных согла­шений. Указанные перевозки оформляются накладными соот­ветствующих международных сообщений, а при следовании через морские порты и погранстанции РЖД – перевозочными до­кументами, действующими в РФ.

После подачи и расстановки вагонов производятся погруз­ка груза в вагон, пломбирование вагона и разметка.

Приемосдатчик в подтверждение приема груза к перевозке заполняет и выдает отправителю приемную марку. Операция с грузом на грузовом дворе заканчивается пересылкой наклад­ной в товарную контору.

Обработка документов с помощью компьютера в товарной конторе включает таксировку, составление дорожной ведомости, расчет с отправителями по сборам и провозной плате (франки-рование), выдачу грузовой квитанции, подбор документов к вагонным листам и пересылку их в техническую контору.

Время приема груза к перевозке удостоверяется наложени­ем календарного штемпеля станции в графе 7 оборотной сто­роны накладной.

Размещение и крепление грузов в крытых вагонах прово­дится в соответствии с Техническими условиями и правилами перевозок отдельных видов грузов.

Составленный вагонный лист содержит перечень всех гру­зовых отправок, загруженных в данный вагон, а также сведе­ния о наложенных на вагон пломбах с указанием станции, наложившей пломбы, числа пломб и их контрольных знаков. В товарной конторе подбирают к вагонному листу наклад­ные, дорожные ведомости и др.

При погрузке груза с подъездных путей натурная приемка предъявленного к перевозке груза не производится, т. к. со своих складов отправитель отгружает груз за своей ответственностью.

Уставом и Правилами перевозок грузов установлен поря­док определения пригодности конкретного вагона для погруз­ки данного груза и имеет место строгое распределение обязан­ностей по погрузке грузов.

Перевозчик и отправители должны строго соблюдать Тех­нические условия погрузки и крепления грузов. Правила пере­возок отдельных видов грузов, технические нормы загрузки вагонов и контейнеров, а также установленные на погрузку грузов сроки.

Сроки отгрузки и выгрузки, налива и слива регламентиро­ваны Правилами перевозок грузов.

Особую категорию составляют перевозки грузов мелким отправками. Это в условиях рынка особо важно.

Сборные вагоны, в которых перевозят мелкие отправки. делятся на следующие категории:

- прямые, следующие на одну станцию выгрузки:

-прямые участковые, загружаемые мелкими от­правками, назначением на станции одного сортировочного участка;

- перегрузочные, в которых перевозят мелкие от­правки назначением на станции нескольких сортировочных участков;

- сборно-раздаточные, секционные вагоны и платформы с закрепленными на них контейнерами курсируют между грузосортировочными станциями одного участка и предназначены для сбо­ра и развоза мелких отправок по промежуточным станциям. Отправители должны предъявлять грузы определенного направления в установленные дни. С разрешения начальника станции отправитель предварительно завозит мелкие отправки на грузовой двор. В этом случае погрузка назначается на ближайший день по календарному расписанию для данного направления, о чем делается отметка в накладной. В складах мелких отправок выделяются отдельные специализированные секции для накопления грузов назначением на определенные станции и грузосортировочные участки. Этим секциям присваиваются номера станции назначения прямых вагонов или грузосортировочных станций, на которые формируются перегрузочные вагоны. За хранение ранее завезенного груза взи­мается сбор согласно Тарифному руководству № 3.

При перевозках штучных грузов широко используются поддо­ны, облегчающие их механизацию; особые правила применяются к перевозкам грузов для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности в целях обеспечения их сохранности и повышения имущественной ответственности транспорта и клиентуры. Услуги в пункте прибытия груза. Информация о подходе грузов несет логистическую функцию для планирования тех­нологических процессов, подготовки необходимых для выгрузки грузов рабочей силы и механизмов, а для перевозчика она имеет обязательный характер.

Уведомление о прибытии груза и времени подачи вагонов, контейнеров с грузом к месту выгрузки передается в день при­бытия груза, но не позднее, чем в 12 ч дня, следующего за Днем прибытия грузов, а подача под выгрузку – не позднее чем за 2 ч.

Уведомление о прибытии на железнодорожную станцию гру­зов, находящихся под таможенным контролем, распространя­ется не только на грузополучателя, но и на таможенный орган.

Современная транспортная логистика требует слежения за продвижением товара от места его производства до места потребления. Перевозчик может участвовать в этом процессе на условиях договора об организации перевозок.

Информационные услуги, оказываемые экспедиторами.

Услуги по оформлению документов на станции назначения включают:

- раскредитование перевозочных документов;

- оформление претензии перевозчику по перевозке грузов;

- передача раскредитованной накладной;

- получение у приемосдатчика груза (контейнера) на мес­тах общего пользования станции назначения;

- прием груженных и сдача порожних вагонов при выгруз­ке на местах необщего пользования;

- съем запорно-пломбировочных устройств, на вагоне (кон­тейнере);

- выгрузка грузов из вагонов, контейнеров, автомобилей на складах грузополучателей и на станциях назначения:

- хранение грузов в складских помещениях экспедитора;

- услуги, связанные с вывозом груза автомобильным транс­портом от склада перевозчика до склада грузополучателя и др.

Устав обязывает грузополучателя до получения груза оп­латить плату за перевозку груза и иные причитающиеся пере­возчику платежи.

После расчета за перевозку грузополучателю выдается на­кладная под расписку в дорожной ведомости с указанием факта выдачи груза, номера и даты доверенности, а также номера расчетного счета и наименования отделения банка, которые могут быть проштемпелеваны станцией. Подпись грузополу­чателя в дорожной ведомости является подтверждением выда­чи груза.

За погрузочно-разгрузочные работы силами дороги в местах общего пользования станций взыскивается сбор согласно Та­рифному руководству и на основе отметок приемосдатчика в вагонном листе о выгрузке и месте расположения груза на скла­де накладывают календарный штемпель времени выгрузки.

Получатель, в адрес которого прибыл груз, обязан при­нять и вывезти со станции груз в «сроки хранения грузов», установленные Правилами перевозок грузов. При выгрузке на местах необщего пользования приемосдатчик проверяет на­личие и исправность пломб, сдает вагоны получателю, офор­мляя время подачи и приема в памятке.

Согласно п. 4 ст. 790 ГК РФ, перевозчик имеет право удер­жания груза в обеспечение причитающейся ему провозной платы.

Устав предоставляет железной дороге право реализовать удерживаемый груз (с некоторыми исключениями, например, в части воинских грузов или товаров, имеющих для общества значительную ценность). Реализация груза осуществляется упол­номоченными на то государственными органами с перечисле­нием причитающихся перевозчику платежей.

Порядок и место передачи вагонов на подъездной путь оп­ределяются договором на его эксплуатацию или договором на подачу и уборку вагонов.

Уставом вводится обязанность грузополучателя принимать груз от железнодорожной станции на ответственное хранение до урегулирования отношений с грузоотправителем в случае прибытия в его адрес груза, поставка которого не предусмот­рена «договором» между грузоотправителем и грузополучате­лем, а также груза, наименование которого не соответствует наименованию, указанному в железнодорожной накладной.

Прибывшие грузы, контейнеры, подлежащие выгрузке и выдаче в местах общего пользования, хранятся бесплатно на станции назначения в течение 24 ч.

Если груз выгружен средствами перевозчика, но в течение 24 ч грузополучателем не вывезен, то за его хранение сверх указанного срока расходы перевозчика возмещаются грузопо­лучателем в соответствии с договором.

Хранение грузов является ответственным, т.е. таким, в кото­ром перевозчик выступает по отношению к грузовому складу-хранителю в качестве «товаровладельца», с правами и обязанно­стями сторон согласно гл. 47 ГК РФ и Правил перевозок грузов. Моментом фактической выдачи груза должна считаться дата вывоза груза с железнодорожной станции при его выгрузке

средствами перевозчика или дата подачи вагона под выгрузку груза средствами грузополучателя в месте общего или необ­щего пользования.

Проверка массы и состояния груза производится с разными требованиями к различным грузам. Груз, погруженный или выгруженный перевозчиком в месте общего пользования, вы­даётся с обязательной проверкой веса, числа мест и состоя­ния, даже если он прибыл без признаков несохранности. Это обусловлено тем, что груз может быть утрачен или поврежден в процессе погрузки, выгрузки или хранения его на складах станций.

За проверку массы груза и тары на весах перевозчика или на весах грузовладельца взимается договорной тариф.

Проверка массы опасного груза производится на складе грузополучателя в присутствии представителя перевозчика.

Перевозчик по просьбе грузополучателя может принимать в соответствии с договором участие в проверке состояния гру­за, его массы, числа мест.

Устав определяет единственный документальный вид офор­мления факта и размера недостачи, повреждения (порчи) гру­за – обязательное составление перевозчиком и выдача грузо­получателю коммерческого акта.

При возникновении необходимости проведения экспертизы перевозчик по своей инициативе или по требованию грузополу­чателя приглашает экспертов либо соответствующих специалис­тов для определения точного размера и характера дефектов.

Экспедитор при выполнении поручения клиента на участие в составлении и оформлении коммерческого акта действует в со­ответствии с правовыми нормами агентского договора (гл. 52 ГК РФ).

За подачу и уборку гружёных и порожних вагонов на подъезд­ные пути (в т.ч. портов) локомотивом перевозчика взыскива­ется сбор.

Грузополучателям и их экспедиторам надлежит требовать письменные доказательства наличия таких затруднений.

Неприбытие груза в установленный срок доставки станция назначения обязана удостоверить отметкой на предъявленной грузоотправителем квитанции «Груз не прибыл» и календар­ным штемпелем станции назначения. Она же по требованию получателя производит розыск груза, не прибывшего по на­значению в установленный срок доставки.

Грузополучателям и перевозчикам рекомендуется предусмат­ривать работы по приведению вагонов и контейнеров после выгрузки в надлежащее состояние на договорной основе со специализированными предприятиями, принадлежащими пере­возчику или экспедиторским компаниям, по конкурентоспо­собным ставкам, с выполнением требований Правил перево­зок грузов.

Сборы за выполнение экспедиционных операций взыскива­ются по договорным тарифам.

Перевозчик имеет право не принимать от грузополучателей после выгрузки или слива вагоны, цистерны, контейнеры, если они не приведены в надлежащее состояние со взиманием пла­ты за пользование вагонами, контейнерами за время их за­держки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2275; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.074 сек.