КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основы железнодорожной экспедиции
Согласно Уставу железнодорожный транспорт оказывает не только перевозочные услуги, но и как перевозчик выполняет определенные транспортно-экспедиционные операции с грузами. Их перечень и размеры предусматриваются ГОСТ Р 51133-98, Уставом и регулируемыми тарифами. Выполнение ряда транспортно-экспедиционных услуг Уставом возлагается на экспедиторские и агентские фирмы, тем самым распространяя и на экспедицию принцип сервиса общего пользования. Например, в списке экспедиторских организаций, имеющих договоры на оплату провозных платежей за перевозки грузов в международном сообщении на 2002 фрахтовый год, значится 104 компании при перевозках экспортно-импортных и транзитных грузов. Возложение транспортно-экспедиционного обслуживания на перевозчика или на грузоотправителя/получателя определяется Уставом. Согласно ст. 2 Устава «грузоотправителем» считается как физическое или юридическое лицо, выступающее от своего имени, так и лицо, выступающее от имени владельца груза, то есть экспедитор. «Грузополучателем» считается физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза. Таким «управомоченным» может быть экспедитор в соответствии с заключенным им с фактическим грузоотправителем и получателем договором транспортной экспедиции. Правила перевозок дифференцируют транспортно-экспедиционное обслуживание по ряду следующих факторов. По видам отправки. Отправительскими маршрутами (составом поезда установленного веса или длины, сформированным на железнодорожной станции) с учетом возможности обеспечения выгрузки вагонов грузополучателем. Повагонной отправкой считается груз, предъявляемый по одной накладной, для перевозки которого по объему или роду груза требуется отдельный вагон. Соответственно, контейнерной отправкой считается такая, для которой требуется один контейнер. Отправка в 20- или 40-футовом контейнере считается крупнотоннажной. Мелкой отправкой считается груз, предъявляемый по одной накладной и для перевозки которого по объему или роду груза не требуется отдельного вагона. Малотоннажные отправки – это грузы массой от 10 до 20 т. занимающие не более половины 4-осного вагона; групповые – из нескольких вагонов. Сборные повагонные отправки. По скорости перевозки грузов: «грузовой» и «большой». Скорости перевозок грузов: «грузовую», «большую» или «пассажирскую» выбирает и указывает в перевозочном документе грузоотправитель. По исполнению ряда отдельных операций. Исполнение возлагается пли только на перевозчика в местах общего пользования (кроме ряда опасных, скоропортящихся и других грузов) с оплатой работ грузоотправителя по договору, или только на грузоотправителей и получателей (в местах необщего пользования, а также в местах общего пользования, если погрузка, выгрузка грузов не обязательна для перевозчика). По дополнительным работам и услугам железнодорожного транспорта. Работы и услуги, выполняемые перевозчиками по просьбе клиентуры или клиентурой по просьбе перевозчиков (с оплатой на договорной основе) следующие. Перевозки грузов с сокращенным сроком доставки по сравнению с нормативами, установленными Правилами перевозок грузов на железнодорожном транспорте; по графику с согласованным временем (в часах) отправления и прибытия; по строящимся железнодорожным линиям, не принятым в постоянную эксплуатацию; на железнодорожных линиях, в том числе узкой колеи, не включенных в общую сеть железных дорог; на особых условиях грузоотправителя, грузополучателя; ранее сроков, установленных Уставом и Правилами перевозок грузов на железнодорожном транспорте. Подача и уборка вагонов, контейнеров для погрузки или выгрузки грузов на железнодорожные станции, не открытые для выполнения отдельных грузовых операций, а также работы, связанные с приемом, выдачей, погрузкой и выгрузкой грузов на этих станциях. Подборка вагонов для подачи на железнодорожные подъездные пути ветвевладельцев под погрузку или выгрузку в случаях, не предусмотренных договором на эксплуатацию подъездного пути или договором на подачу и уборку вагонов. Проверка веса и состояния груза, а также взвешивание груза в случаях, не предусмотренных Уставом. Хранение грузов и транспортных средств на складах временного хранения, расположенных на местах общего пользования железнодорожных станций. Сопровождение работниками военизированной охраны грузов, не входящих в перечни охраняемых грузов, а также в случаях, требующих специализированных вагонов, средств индивидуальной защиты, сигнализации и связи, дополнительной охраны. Оборудование в портах вагонов для размещения и крепления в них тяжеловесных, громоздких, длинномерных грузов. Виды работ представлены в Перечне договорных тарифов, утвержденном Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства <МАП России). По принципу применения внутренних правил к международным сообщениям. Перевозка по единому перевозочному документу. Прием груза к перевозке по внутренним правилам страны отправления. Перегрузочное отправление при разной колее и бесперегрузочное – при одинаковой колее. Применение единых условий погрузки и крепления грузов (в бесперегрузочном сообщении); единых правил перевозок скоропортящихся, опасных, негабаритных грузов и грузов в контейнерах и др. По имущественной принадлежности вагонов и контейнеров. На железнодорожном транспорте России разрешаются перевозки грузов в вагонах и контейнерах с их имущественной принадлежностью: перевозчикам; юридическим или физическим лицам на правах собственности; юридическим или физическим лицам на правах аренды (ч. 2 гл. 34 ГК РФ – аренда транспортного средства без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации); «в хозяйственном ведении», согласно договорам «менеджмента», межотраслевого взаимообмена контейнерами и вагонами, «общего парка» и др. Подвижной состав, предназначенный для перевозок грузов по железнодорожным путям общего пользования, независимо от его принадлежности должен удовлетворять требованиям действующих норм и правил в соответствии с законодательством РФ. Кроме того. Устав ориентирует клиентуру на,преимущественное оформление договоров с оплатой за перевозку груза и иных причитающихся перевозчику платежей грузоотправителем до момента отправления груза. Перевозчик по письменному обращению грузоотправителя, согласованному с грузополучателем, может принимать решение о внесении платы за перевозку груза и иных платежей на станции назначения. Экспедиторские услуги в пункте отправления. Преследуя сохранность и своевременную доставку груза по назначению, экспедиция отправления грузов железнодорожным транспортом представляет собой комплекс взаимосвязанных операций. В соответствии с Правилами перевозок грузов на железнодорожном транспорте услуги можно разделить на три группы: - прием и хранение груза; - документальное оформление перевозки и взимание провозных плат; - погрузка в вагоны и отправление груза по назначению. Операции по отправлению грузов производятся на местах общего пользования, принадлежащих владельцам инфраструктуры, и на местах необщего пользования, принадлежащих грузовладельцам либо автомобильным или экспедиторским предприятиям – компаниям, акционерным обществам, товариществам и др. Грузы к перевозке на местах общего пользования (складских и грузовых площадках железнодорожных станций, грузовых дворах) принимаются по заполненной отправителем накладной с визой товарной конторы на ввоз груза на станцию. Такое же разрешение требуется и при погрузке груза с места необщего пользования (со склада или подъездного пути грузоотправителя либо его экспедитора). В пункте оправления оказывают следующие услуги: - заполнение заявок на перевозку груза: - заполнение накладной; - предъявление перевозчику заявок на перевозку грузов:.-.. - рассмотрение перевозчиком заявки на перевозку грузов: - согласование заявок с владельцем инфраструктуры; - получение грузоотправителем от перевозчика согласований заявки; - предъявление накладной перевозчику на визирование; - получение завизированной накладной, передача ее грузоотправителю; - завоз груза от склада грузоотправителя до склада станции отправления; - комплектование отправок и укрупнение грузовых единт на складах; - подборка вагонов для подачи на подъездной путь грузоот правителя (при отсутствии у него собственного локомотива): - расстановка вагонов по грузовым фронтам (при отсутствии у клиента собственного локомотива); - погрузка грузов на складах грузоотправителей и на станциях отправления; - определение массы груза; - формирование транспортных пакетов; - отправительская маркировка грузов; - упаковка, увязка, обшивка грузов; - - крепление грузов в вагонах и контейнерах; - ремонт транспортной тары и упаковка; - уборка вагонов с подъездного пути грузоотправителя (при отсутствии собственного локомотива) - очистка вагонов и контейнеров от остатков грузов; - обеспечение грузоотправителей средствами пакетирования: - установка съемного оборудования на вагоне; - обеспечение грузоотправителей необходимыми для погрузки и перевозки материалами и устройствами: - предъявление накладной перевозчику после погрузки груза в вагон (контейнер); - установка запорно-пломбировочных устройств на вагон (контейнер); - получение квитанции о приеме груза к перевозке от перевозчика и передача ее грузоотправителю: - подготовка и заключение договора страхования; - оплата страховых взносов; - оформление и оплата провозных платежей, сборов; - проведение декларации грузов; - оформление грузовой таможенной декларации и сопутствующих документов на отправляемый груз; - уведомление грузополучателя об отправке в его адрес груза. Предъявляемые к перевозке грузоотправителем тарные и штучные грузы должны иметь транспортную маркировку независимо от соответствия маркировки требованиям, действующим на других видах транспорта. Содержание транспортной маркировки место и способ ее нанесения, порядок расположения, размеры маскировочных ярлыков и надписей должны соответствовать ГОСТ 14192-96 «Маркировка грузов». Транспортная маркировка состоит из основных, дополнительных, информационных надписей и манипуляционных знаков. Приемосдатчик грузов проверяет соответствие предъявленного груза (число мест, род упаковки и др.) данным накладной, а также исправность упаковки и правильность отправительской маркировки на грузовых местах, в том числе манипу-ляционные знаки-изображения, указывающие на способы обращения с грузом; взвешивает груз, причем заносит в книгу приема грузов к отправлению каждый отдельный отвес (например, вес отдельного вагона с грузом и без груза или с весом вагона по трафарету), наносит на груз транспортную маркировку (в числителе – порядковый номер по Книге приема грузов к отправлению и через тире число мест в отправке, а в знаменателе – код станции отправления согласно Тарифному руководству. Все записи в книге должны точно соответствовать накладной. Прием к перевозке грузов, отгруженных на экспорт в прямом международном грузовом сообщении, а также через морские порты и пограничные станции железных дорог России не в прямом международном сообщении, осуществляется с соблюдением нормативно-правовых актов, действующих на соответствующих видах транспорта, а также международных соглашений. Указанные перевозки оформляются накладными соответствующих международных сообщений, а при следовании через морские порты и погранстанции РЖД – перевозочными документами, действующими в РФ. После подачи и расстановки вагонов производятся погрузка груза в вагон, пломбирование вагона и разметка. Приемосдатчик в подтверждение приема груза к перевозке заполняет и выдает отправителю приемную марку. Операция с грузом на грузовом дворе заканчивается пересылкой накладной в товарную контору. Обработка документов с помощью компьютера в товарной конторе включает таксировку, составление дорожной ведомости, расчет с отправителями по сборам и провозной плате (франки-рование), выдачу грузовой квитанции, подбор документов к вагонным листам и пересылку их в техническую контору. Время приема груза к перевозке удостоверяется наложением календарного штемпеля станции в графе 7 оборотной стороны накладной. Размещение и крепление грузов в крытых вагонах проводится в соответствии с Техническими условиями и правилами перевозок отдельных видов грузов. Составленный вагонный лист содержит перечень всех грузовых отправок, загруженных в данный вагон, а также сведения о наложенных на вагон пломбах с указанием станции, наложившей пломбы, числа пломб и их контрольных знаков. В товарной конторе подбирают к вагонному листу накладные, дорожные ведомости и др. При погрузке груза с подъездных путей натурная приемка предъявленного к перевозке груза не производится, т. к. со своих складов отправитель отгружает груз за своей ответственностью. Уставом и Правилами перевозок грузов установлен порядок определения пригодности конкретного вагона для погрузки данного груза и имеет место строгое распределение обязанностей по погрузке грузов. Перевозчик и отправители должны строго соблюдать Технические условия погрузки и крепления грузов. Правила перевозок отдельных видов грузов, технические нормы загрузки вагонов и контейнеров, а также установленные на погрузку грузов сроки. Сроки отгрузки и выгрузки, налива и слива регламентированы Правилами перевозок грузов. Особую категорию составляют перевозки грузов мелким отправками. Это в условиях рынка особо важно. Сборные вагоны, в которых перевозят мелкие отправки. делятся на следующие категории: - прямые, следующие на одну станцию выгрузки: -прямые участковые, загружаемые мелкими отправками, назначением на станции одного сортировочного участка; - перегрузочные, в которых перевозят мелкие отправки назначением на станции нескольких сортировочных участков; - сборно-раздаточные, секционные вагоны и платформы с закрепленными на них контейнерами курсируют между грузосортировочными станциями одного участка и предназначены для сбора и развоза мелких отправок по промежуточным станциям. Отправители должны предъявлять грузы определенного направления в установленные дни. С разрешения начальника станции отправитель предварительно завозит мелкие отправки на грузовой двор. В этом случае погрузка назначается на ближайший день по календарному расписанию для данного направления, о чем делается отметка в накладной. В складах мелких отправок выделяются отдельные специализированные секции для накопления грузов назначением на определенные станции и грузосортировочные участки. Этим секциям присваиваются номера станции назначения прямых вагонов или грузосортировочных станций, на которые формируются перегрузочные вагоны. За хранение ранее завезенного груза взимается сбор согласно Тарифному руководству № 3. При перевозках штучных грузов широко используются поддоны, облегчающие их механизацию; особые правила применяются к перевозкам грузов для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности в целях обеспечения их сохранности и повышения имущественной ответственности транспорта и клиентуры. Услуги в пункте прибытия груза. Информация о подходе грузов несет логистическую функцию для планирования технологических процессов, подготовки необходимых для выгрузки грузов рабочей силы и механизмов, а для перевозчика она имеет обязательный характер. Уведомление о прибытии груза и времени подачи вагонов, контейнеров с грузом к месту выгрузки передается в день прибытия груза, но не позднее, чем в 12 ч дня, следующего за Днем прибытия грузов, а подача под выгрузку – не позднее чем за 2 ч. Уведомление о прибытии на железнодорожную станцию грузов, находящихся под таможенным контролем, распространяется не только на грузополучателя, но и на таможенный орган. Современная транспортная логистика требует слежения за продвижением товара от места его производства до места потребления. Перевозчик может участвовать в этом процессе на условиях договора об организации перевозок. Информационные услуги, оказываемые экспедиторами. Услуги по оформлению документов на станции назначения включают: - раскредитование перевозочных документов; - оформление претензии перевозчику по перевозке грузов; - передача раскредитованной накладной; - получение у приемосдатчика груза (контейнера) на местах общего пользования станции назначения; - прием груженных и сдача порожних вагонов при выгрузке на местах необщего пользования; - съем запорно-пломбировочных устройств, на вагоне (контейнере); - выгрузка грузов из вагонов, контейнеров, автомобилей на складах грузополучателей и на станциях назначения: - хранение грузов в складских помещениях экспедитора; - услуги, связанные с вывозом груза автомобильным транспортом от склада перевозчика до склада грузополучателя и др. Устав обязывает грузополучателя до получения груза оплатить плату за перевозку груза и иные причитающиеся перевозчику платежи. После расчета за перевозку грузополучателю выдается накладная под расписку в дорожной ведомости с указанием факта выдачи груза, номера и даты доверенности, а также номера расчетного счета и наименования отделения банка, которые могут быть проштемпелеваны станцией. Подпись грузополучателя в дорожной ведомости является подтверждением выдачи груза. За погрузочно-разгрузочные работы силами дороги в местах общего пользования станций взыскивается сбор согласно Тарифному руководству и на основе отметок приемосдатчика в вагонном листе о выгрузке и месте расположения груза на складе накладывают календарный штемпель времени выгрузки. Получатель, в адрес которого прибыл груз, обязан принять и вывезти со станции груз в «сроки хранения грузов», установленные Правилами перевозок грузов. При выгрузке на местах необщего пользования приемосдатчик проверяет наличие и исправность пломб, сдает вагоны получателю, оформляя время подачи и приема в памятке. Согласно п. 4 ст. 790 ГК РФ, перевозчик имеет право удержания груза в обеспечение причитающейся ему провозной платы. Устав предоставляет железной дороге право реализовать удерживаемый груз (с некоторыми исключениями, например, в части воинских грузов или товаров, имеющих для общества значительную ценность). Реализация груза осуществляется уполномоченными на то государственными органами с перечислением причитающихся перевозчику платежей. Порядок и место передачи вагонов на подъездной путь определяются договором на его эксплуатацию или договором на подачу и уборку вагонов. Уставом вводится обязанность грузополучателя принимать груз от железнодорожной станции на ответственное хранение до урегулирования отношений с грузоотправителем в случае прибытия в его адрес груза, поставка которого не предусмотрена «договором» между грузоотправителем и грузополучателем, а также груза, наименование которого не соответствует наименованию, указанному в железнодорожной накладной. Прибывшие грузы, контейнеры, подлежащие выгрузке и выдаче в местах общего пользования, хранятся бесплатно на станции назначения в течение 24 ч. Если груз выгружен средствами перевозчика, но в течение 24 ч грузополучателем не вывезен, то за его хранение сверх указанного срока расходы перевозчика возмещаются грузополучателем в соответствии с договором. Хранение грузов является ответственным, т.е. таким, в котором перевозчик выступает по отношению к грузовому складу-хранителю в качестве «товаровладельца», с правами и обязанностями сторон согласно гл. 47 ГК РФ и Правил перевозок грузов. Моментом фактической выдачи груза должна считаться дата вывоза груза с железнодорожной станции при его выгрузке средствами перевозчика или дата подачи вагона под выгрузку груза средствами грузополучателя в месте общего или необщего пользования. Проверка массы и состояния груза производится с разными требованиями к различным грузам. Груз, погруженный или выгруженный перевозчиком в месте общего пользования, выдаётся с обязательной проверкой веса, числа мест и состояния, даже если он прибыл без признаков несохранности. Это обусловлено тем, что груз может быть утрачен или поврежден в процессе погрузки, выгрузки или хранения его на складах станций. За проверку массы груза и тары на весах перевозчика или на весах грузовладельца взимается договорной тариф. Проверка массы опасного груза производится на складе грузополучателя в присутствии представителя перевозчика. Перевозчик по просьбе грузополучателя может принимать в соответствии с договором участие в проверке состояния груза, его массы, числа мест. Устав определяет единственный документальный вид оформления факта и размера недостачи, повреждения (порчи) груза – обязательное составление перевозчиком и выдача грузополучателю коммерческого акта. При возникновении необходимости проведения экспертизы перевозчик по своей инициативе или по требованию грузополучателя приглашает экспертов либо соответствующих специалистов для определения точного размера и характера дефектов. Экспедитор при выполнении поручения клиента на участие в составлении и оформлении коммерческого акта действует в соответствии с правовыми нормами агентского договора (гл. 52 ГК РФ). За подачу и уборку гружёных и порожних вагонов на подъездные пути (в т.ч. портов) локомотивом перевозчика взыскивается сбор. Грузополучателям и их экспедиторам надлежит требовать письменные доказательства наличия таких затруднений. Неприбытие груза в установленный срок доставки станция назначения обязана удостоверить отметкой на предъявленной грузоотправителем квитанции «Груз не прибыл» и календарным штемпелем станции назначения. Она же по требованию получателя производит розыск груза, не прибывшего по назначению в установленный срок доставки. Грузополучателям и перевозчикам рекомендуется предусматривать работы по приведению вагонов и контейнеров после выгрузки в надлежащее состояние на договорной основе со специализированными предприятиями, принадлежащими перевозчику или экспедиторским компаниям, по конкурентоспособным ставкам, с выполнением требований Правил перевозок грузов. Сборы за выполнение экспедиционных операций взыскиваются по договорным тарифам. Перевозчик имеет право не принимать от грузополучателей после выгрузки или слива вагоны, цистерны, контейнеры, если они не приведены в надлежащее состояние со взиманием платы за пользование вагонами, контейнерами за время их задержки.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |