КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Законодательство России о развитии кооперации и интеграции в АПК
Зарубежный опыт правового обеспечения и государственной поддержки кооперации и агропромышленной интеграции Основные направления развития нормативно-правовой базы и государственной поддержки кооперации и интеграции в АПК Законодательство России о развитии кооперации и интеграции в АПК План
Формирование и развитие кооперации и интеграции в АПК зависит от создания государством соответствующей нормативно-правовой базы, определяющей условия и положения по организации и функционированию кооперативных и интеграционных формирований, их государственной поддержки, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Нормативно-правовая база, регулирующая вопросы кооперации и интеграции в аграрной сфере, видоизменялась с течением времени. Условно можно выделить три основных исторических этапа: 1) досоветский (с 1861 г. по 1917 г.); 2) советский (с 1917 г. по 1991 г.); 3) постсоветский (с 1991 г. по настоящее время). Первым в серии законодательных актов по кооперации было Положение об учреждении мелкого кредита от 1 июня 1895 г. Оно вводило новый вид кооперации в стране – кредитные товарищества, которые отличались от ссудно-сберегательных, действовавших около 30 лет, отсутствием паевых взносов, предоставлением кредитным товариществам отделениями Госбанка ссуд для образования уставного капитала. Положение обязывало кредитные товарищества давать ссуды преимущественно на производственные цели, разрешало посреднические операции по снабжению и сбыту сельскохозяйственной продукции, залоговые операции и долгосрочные ссуды. Вторым законодательным актом этого периода стал Нормальный устав потребительских обществ от 13 мая 1897 г. Это, по существу, первый закон о потребительской кооперации. Был принят также Устав крестьянских сельскохозяйственных обществ. Приняв соответствующие законы, государство стимулировало развитие кредитных кооперативов, которые, помимо своих функций и снабженческо-сбытовых операций, поставляли в деревню технику. В июне 1904 г. был принят новый закон об учреждениях мелкого кредита, который облегчал создание кооперативов. Были созданы управления по делам мелкого кредита и его губернские отделения. В 1906 г. был утвержден Устав земских касс мелкого кредита, в 1907 г. – Устав для обществ потребителей, а в 1908 г. – новый Устав кооперативных товариществ. После революции развитие всех видов кооперации было приостановлено. В результате национализации фактически были разрушены кредитные и другие кооперативы. Декрет ВЦИКа от 19 февраля 1918 г. «О социализации земли» передавал без всякого выкупа все постройки и сельскохозяйственный инвентарь частновладельческих хозяйств и имеющиеся при них сельскохозяйственные предприятия в распоряжение уездного, губернского, областного и федерального Советов. При этом данный законодательный акт говорил о необходимости содействия развитию кооперативных хозяйств. В условиях разрухи и голода В. И. Ленин считал необходимым принять меры к сохранению кооперативных организаций и привлечь их к делу снабжения продовольствием. Специальным декретом ВЦИК и СНК от 12 апреля 1918 г. «О потребительских кооперативных организациях» кооперация привлекалась к закупкам и заготовкам продуктов, их распределению среди населения. Однако инициатива кооперативов уже была подорвана. Кооперация крестьян, несмотря на постановления Правительства, развивалась слабо. Так, если к началу 1917 г. сельскохозяйственная кооперация была представлена 27,7 тыс. кооперативов, то к 1920 г. их численность составила всего 12,9 тыс. Нормативно-правовые акты, принимаемые в условиях Гражданской войны и в период Военного коммунизма, как правило, действовали непродолжительное время, не были четко увязаны между собой. Общая обстановка в стране, изменчивость законодательства, неприятие кооперативных принципов при стремлении организовать кооперативные предприятия не вызывали инициативы и интереса широких крестьянских масс к кооперации. Сельскохозяйственная кооперация в форме добровольного и самостоятельного объединения начала вновь создаваться после постановления СНК от 17 мая 1921 г. «О мелкой и кустарной промышленности в сельскохозяйственной кооперации», а после Декрета ВЦИК и СНК того же года «О сельскохозяйственной кооперации» развитие ее приняло широкие масштабы. Сельскому населению было предоставлено право образовывать кооперативные товарищества или артели для совместного ведения производства. Правительством и другими органами принят целый ряд нормативно-правовых актов по развитию как производственной, так и потребительской кооперации в сельском хозяйстве. Например, постановлением СНК РСФСР от 1 марта 1923 г. «Об утверждении нормального устава общества сельскохозяйственного кредита» была создана соответствующая законодательная база в области кредитной кооперации. В 1924 г. вышло постановление СНК СССР «О возврате имущества сельскохозяйственной, промысловой и кредитной кооперации». Позже принято постановление ЦИК СССР и СНК СССР «О сельскохозяйственной кооперации», в котором определялись правовые аспекты формирования и функционирования сельскохозяйственных кооперативов. Кооперация получила новое осмысление после XIV конференции РКП(б) в 1925 г., принявшей решение, в котором говорилось, что через кредит, снабжение, переработку и сбыт продукции можно воздействовать на отдельные предприятия. Процессы развития кооперации проходили при финансовой поддержке государства. Кооперативам отдавалось предпочтение при выдаче государственных заказов на производство сельскохозяйственной продукции. При получении государственных заданий выдавались авансы, а также сырьевые ресурсы. К 1926 г. число кооперативов достигло 66 тыс., их членами стало 7,8 млн крестьянских хозяйств. В 1928 г. перед началом массовой коллективизации и вытеснения из экономики частного сектора на долю потребительских кооперативов приходилось 60 % розничного товарооборота страны. Сельскохозяйственные кооперативы производили от 40 до 70 % важнейших сельскохозяйственных продуктов. Их доля в экспорте сельскохозяйственной продукции достигала 60–80 %. 15 декабря 1928 г. постановлением ЦИК СССР были утверждены «Общие начала землепользования и землеустройства». В этом нормативно-правовом акте отмечается, что «государство оказывает особое содействие и поощрение образованию и деятельности коллективных хозяйств (коммун, артелей, товариществ). При этом сохраняется добровольность перехода к коллективным (и другим товарищеским) формам ведения хозяйства». Идеи добровольной кооперации были перечеркнуты массовой коллективизацией. Разрушены промысловая, кредитная, специализированная и другие простейшие формы сельскохозяйственной кооперации. В 1931 г. ликвидирован Всероссийский союз сельскохозяйственной кооперации. В 30-х годах прекратили свое существование сельскохозяйственные производственные и кредитные кооперативы. Их место заняли колхозы, объединяющие людей, лишенных земли, скота, производственного имущества и насильственно закрепленных на земле. В 1956—1960 гг. была ликвидирована промысловая кооперация. В период 1961–1988 гг. развитие законодательной базы происходило в области потребительской кооперации, в 70–80 гг. – в области межхозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции. Основные нормативно-правовые акты, введенные в этот период: - постановление Бюро ЦК КПСС по РСФСР, Совмина РСФСР от 27 января 1962 г. «О мерах по расширению закупок потребительской кооперацией излишков сельскохозяйственных продуктов у колхозников и колхозов»; - постановление ЦК КПСС от 28 мая 1976 г. «О дальнейшем развитии специализации и концентрации сельскохозяйственного производства на базе межхозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции»; - Указ Президиума ВС СССР от 1 марта 1979 г. «О подоходном налоге с кооперативных и общественных организаций»; - постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 11 ноября 1979 г. «О дальнейшем развитии и улучшении деятельности потребительской кооперации»; - постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 9 января 1986 г. «О мерах по дальнейшему развитию потребительской кооперации». Во второй половине 80-х годов была предпринята попытка изменить сложившийся правовой статус кооперативов, восстановить их кооперативную природу, не выходя при этом за пределы существующего социально-экономического строя. После принятия Закона СССР «О кооперации в СССР» 26 мая 1988 г. в стране возникло более 200 тыс. новых кооперативов. Это было вызвано прежде всего тем, что закон открывал единственную в то время возможность для проявления предпринимательской инициативы, легализации частного сектора, альтернативного государственному. Однако Закон «О кооперации в СССР» содержал немало противоречий, общих деклараций, неопределенных и некооперативных норм. Фактически многие из вновь созданных кооперативов представляли собой псевдокооперативы, единственной целью которых было извлечение прибыли для узкого круга лиц. Вместе с тем этот закон привнес в экономику страны новшества и способствовал разрушению государственного монополизма, развитию конкуренции, созданию новых рабочих мест, более эффективному использованию материальных ресурсов. В Законе «О кооперации в СССР» были отражены, прежде всего, добровольность членства, право создавать любые виды кооперативов и заниматься любыми видами деятельности, кроме запрещенных законом, право создавать союзы и заниматься внешней торговлей. В этом состояло его большое значение для развития кооперативного движения в стране. Наряду с появлением множества новых кооперативов начала меняться обстановка и в традиционном кооперативном секторе – в потребительской и сельскохозяйственной кооперации, где были предприняты шаги к демократизации и повышению роли ее членов. Сельскохозяйственные производственные кооперативы к началу 90-х годов были представлены по-прежнему колхозами, но Закон «О кооперации в СССР» уже имел специальный раздел, в котором предусматривалось создание в колхозах кроме неделимого также паевого фонда, средства которого равномерно распределялись бы между колхозниками, с начислением на паи определенных процентов от дохода колхоза. Была провозглашена хозяйственная самостоятельность колхозов, но вместе с тем сохранялись обязательные поставки сельскохозяйственной продукции, что по-прежнему ставило колхозы в прямую зависимость от государства. Закон разрешил создание в колхозах на основе их подразделений первичных кооперативов, а сами колхозы могли становиться в этом случае ассоциациями первичных кооперативов. Эти меры осуществлялись на основе приоритета коллективной собственности. Были размыты права каждого конкретного члена колхоза, не решены вопросы владения землей. Поэтому коренного изменения природы колхозов не произошло. «Кооперативы в сферах производства и услуг», как их определяли в конце 80-х, получили развитие в таких отраслях, как производство товаров народного потребления, переработка вторичного сырья, питание, бытовое обслуживание. Они сыграли определенную роль в удовлетворении потребностей населения в товарах и услугах, но не избежали серьезных искажений кооперативных принципов. Многие кооперативы действовали при государственных предприятиях, делая свой бизнес путем использования государственного оборудования и дешевого сырья. Однако новая кооперативная волна вызвала сопротивление со стороны части государственного аппарата и государственных предприятий-монополистов. Появился ряд правительственных решений, направленных на сдерживание предпринимательской инициативы кооператоров. В самом кооперативном движении того времени также было допущено немало искажений. Под видом кооперативов появлялись предприятия, членами которых становились только их руководители и узкий круг административно-управленческого персонала, основные работы выполнялись наемными работниками, причем большую часть доходов присваивали также управленцы. Используя обстановку всеобщего дефицита, кооперативы нередко шли по пути роста цен, что привело к формированию негативного общественного мнения, дискредитации кооперативной идеи. Отсутствовало понимание того, что кооператив в тот период представлял собой то, что на Западе называли и называют малым бизнесом, т. е. относительно малые предприятия, ориентированные непосредственно на рынок, на потребителя. В период распада СССР о кооперативах просто забыли. Так, Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 г., в соответствии с которым должны были реорганизоваться колхозы, совхозы и другие сельскохозяйственные предприятия, не предусматривал этой организационно-правовой формы хозяйствования. Указ Президента от 27 декабря 1991 г. «О реорганизации колхозов и совхозов» недостаточно учитывал специфику организации сельскохозяйственного производства, содержал юридические препятствия для использования кооперативной формы хозяйствования. И только после вступления в действие первой части Гражданского кодекса РФ в 1995 г. и Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» от 8 декабря 1995 г. сельскохозяйственные производственные и обслуживающие кооперативы получили правовую базу для своего развития. В Указе Президента Российской Федерации «О коммерциализации деятельности предприятий потребительской кооперации» (1991 г.) им предписывалось реорганизовать свои предприятия розничной торговли, общественного питания и заготовок путем выделения из их состава отдельных структурных единиц (магазины, кафе, рестораны, заготовительные пункты и др.) с предоставлением им статуса юридического лица. Указ нанес большой ущерб потребительским кооперативам России и способствовал упрощенному разделу кооперативной собственности в пользу руководства и служащих этих предприятий. В результате такого раздела собственности они получали полную независимость от своих кооперативных обществ и могли использовать эти предприятия в личных интересах, вплоть до последующей «приватизации». Потребовалось несколько лет, чтобы исправить ошибку как Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», так и других нормативно-правовых актов. Негативные последствия состояли в том, что большинство кооперативов в сферах производства и услуг прекратило свою деятельность. На их месте были созданы иные организационно-правовые структуры: индивидуальные частные предприятия, акционерные и другие хозяйственные общества. Выход в свет нового Гражданского кодекса РФ (1995 г.), а затем федеральных законов «О сельскохозяйственной кооперации» (1995 г.), «О производственных кооперативах» (1996 г.), «О потребительской кооперации в Российской Федерации» (1997 г.) позволил приостановить процесс свертывания производственных кооперативов, но их число к этому времени существенно сократилось. В целом, при переходе к рыночной экономике в процессе создания законодательства по кооперации и интеграции в АПК возникло много противоречий. Новые законы в ряде случаев принимались с излишней поспешностью, что проявилось и в законодательных актах о кооперативах. Так, ряд положений нередко носит противоречивый характер: с одной стороны, в них проявилось стремление к использованию некоторых рекомендаций международных организаций и опыта западных стран с развитой рыночной экономикой, с другой – во многих законодательных актах прослеживается влияние прежнего советского законодательства, неадекватного новым условиям. Несмотря на недостатки, Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» имеет большое правовое и социально-экономическое значение. В его преамбуле записано: «Настоящий Федеральный закон определяет правовые и экономические основы создания и деятельности сельскохозяйственных кооперативов и их союзов, составляющих систему сельскохозяйственной кооперации Российской Федерации. Настоящий Федеральный закон гарантирует гражданам (физическим лицам) и юридическим лицам право на создание и государственную поддержку сельскохозяйственных кооперативов и их союзов (ассоциаций). Отношения, связанные с созданием и деятельностью сельскохозяйственных кооперативов и их союзов (ассоциаций), регулируются настоящим Федеральным законом, Гражданским кодексом Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации». В целом, Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» создает надежную правовую основу для последовательного и разумного формирования многоукладной экономики, закрепляет особую роль в этом деле развития кооперации как системы различных сельскохозяйственных кооперативов и их союзов, созданных сельскохозяйственными товаропроизводителями в целях удовлетворения своих экономических и иных потребностей, координации деятельности, представления и защиты общих имущественных интересов.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1287; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |