Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Зарубежный опыт правового обеспечения и государственной поддержки кооперации и агропромышленной интеграции




 

Несмотря на то, что кооперативное движение зародилось в Ев­ропе еще в XVII - XVIII вв., правительства многих стран, преиму­щественно европейских, вплоть до 70-х годов XIX в. использовали законодательные, налоговые и административные меры для его сдерживания. Главной причиной было то, что кооперативы, осо­бенно потребительские, являлись крупными объединениями трудя­щихся, а это пугало власть, тем более что часть кооперативов начала широко пропагандировать идеи «кооперативного социализма».

Постепенно, с развитием идей кооперации, вовлечением в нее все большего количества населения, в том числе сельского, изме­нением понимания правительственными органами ее роли в раз­витии национальных экономик, многие государства мира стали проводить последовательную политику расширения кооператив­ной деятельности. Это выражалось как в принятии базовых зако­нодательных актов, узаконивающих и упорядочивающих процес­сы правовой организации и функционирования кооперативных формирований, так и в разработке и применений комплекса мер по созданию льготных условий их развития. Особенно это стало проявляться после Второй мировой войны. Была создана Органи­зация Объединенных Наций (ООН), а в ее составе - занимаю­щийся вопросами кооперации Экономический и социальный со­вет, который в первых же своих резолюциях «Земельная реформа» (1951г.) и «Экономическое развитие менее развитых стран» (1954 г.) признал особо важную роль кооперации в развитии сель­ского хозяйства. Рассмотрим опыт правового обеспечения и госу­дарственной поддержки кооперации в разных регионах мира.

США. Показательно развитие кооперации в США, особенно в кре­дитной сфере. В 1916 г. по инициативе Конгресса США была создана Система кредитования фермеров (Farm Credit System), для того что­бы обеспечить сельское хозяйство надежным источником кредита.

Система кредитования фермеров (СКФ) является частной соб­ственностью входящих в нее банков и ассоциаций, которые владе­ют ею на кооперативной основе. Члены СКФ – фермеры и их коо­перативы – руководят ее деятельностью через выборный Совет ди­ректоров. СКФ состоит из 7 кооперативных банков (Farm Credit Banks), которые предоставляют фонды 232 локальным ассоциациям заемщиков. Последние, в свою очередь, размещают кредиты среди сельских клиентов и одного банка, обслуживающего кредитные по­требности сельскохозяйственных кооперативов (CoBank).

Локальные ассоциации занимаются как краткосрочным, так и долгосрочным кредитованием. Перечисленные выше финансовые институты предлагают кредитные ресурсы сельскохозяйственным товаропроизводителям и их кооперативам во всех 50 штатах страны. СКФ обеспечивает более четверти всех кредитов, используемых американскими фермерами, и является основным источником кре­дитования покупки недвижимости и деятельности фермерских коо­перативов. Деньги для займов СКФ получает под гарантии со сто­роны Федеральной корпорации по финансированию банков Систе­мы кредитования фермеров (Federal Farm Credit Banks Funding Corporation). Займы СКФ подлежат страхованию Страховой корпо­рацией Системы кредитования фермеров (Farm Credit System Insurance Corporation).

Правовую основу организации системы фермерского кредита в разное время составляли законы США: «О федеральных фермерс­ких кредитах» (1916 г.), «О сельскохозяйственном кредите» (1923 г.), «О сельскохозяйственном маркетинге» (1929 г.), «О фер­мерской ипотеке» (1933 г.), «О фермерском кредите» (1933 г.), «О фермерской ипотеке» (1934 г.), «О фермерском кредите» (1971 г.), «О сельскохозяйственном кредите» (1987 г.), «О реформе фермерской кредитной системы» (1996 г.). Правовые основы дея­тельности кредитных союзов определяет Закон США «О кредит­ных союзах» (1934 г.).

В целом на протяжении всей истории развития сельскохозяй­ственной кооперации в США государство оказывало существен­ную помощь кооперативному движению, всегда участвовало и участвует в предоставлении специальных долгосрочных кредитов для системы кооперативного кредита. Так, в 20-х годах государ­ство выделило 9 млн. долл. для начала работы федеральных земель­ных банков (долг был возвращен в 1932 г.); в 1933–1937 гг. – 189 млн долл. (возврат долга состоялся в 1947 г.). В 1983 г., перед кризисом, долговые обязательства фермеров Farm Credit System составляли 86 млрд. долл., но Farm Credit System ничего не должна была бюджету. В 1987 г. снова было выделено 4 млрд. долл. для восстановления Farm Credit System после кризиса.

Кооперативы получали и получают от правительства налоговые льготы. В соответствии с федеральным законом о налогообложе­нии уплата налога должна происходить на одном уровне – коопе­ратива или его члена. Денежные средства, вовлекаемые в коопера­тивный бизнес, не становятся корпоративным доходом, поэтому и не облагаются налогами. На их деятельность не распространяется антитрестовское законодательство, которое ограничивает гори­зонтальное слияние, т. е. процессы централизации и монополиза­ции производства и капитала. Кооперативы в США вовлечены в процессы образовательной деятельности, научных исследований, поддержки фермеров, представляют интересы своих членов в органах государственной власти.

В соответствии с законодательством США кооперативы могут быть коммерческими и некоммерческими организациями. Неком­мерческие кооперативы поощряются правительством США путем проведения льготной налоговой и кредитной политики. Контроль за коммерческим или некоммерческим поведением кооперативов возложен на налоговые и финансовые инспекции. Если увеличи­вается доля чистой прибыли, идущей на зарплату работников, это ведет к увеличению налогообложения.

Европа. Правовой основой деятельности кооперативов в Евро­пе являются специальные законы о кооперации, регламентирую­щие статус кооперативной организации как добровольного объе­динения фермеров, функционирующего на демократических на­чалах. В различных странах эти правовые положения оформлены по-разному. Первые кооперативные законы в большинстве государств Западной Европы приняты во второй половине XIX в., ни один из них не был отменен. В XX в. в кооперативные законы вве­дены поправки, основной смысл которых состоял в расширении возможностей кооперации в условиях усиливающейся конкурен­ции и усложнения хозяйственных связей.

Германия. Деятельность кооперативов регламентируется зако­нодательством о производственных и потребительских кооперати­вах. Всем кооперативам, в том числе и сельскохозяйственным, придан унифицированный правовой статус. Федеральное прави­тельство в целях стимулирования развития кооперации предостав­ляет налоговые льготы, материальную помощь. В фермерских ко­оперативах, занимающихся производством, переработкой, сбытом сельскохозяйственной продукции, снабжением и производствен­ным обслуживанием фермерских хозяйств, в облагаемые налогом суммы не входят экономические операции кооперативов с их чле­нами. Наряду с прямой материальной помощью, существенной поддержкой является косвенное поощрение кооперации. В после­дние годы усилились контакты высших государственных чинов­ников с представителями кооперативных предприятий, стало практиковаться приглашение ведущих кооперативных работников в государственные органы страны.

Франция. В Законе «О кооперации» кооперативы определяются как общества, основные цели которых – уменьшение себестоимости или продажной цены товаров и услуг, улучшение качества товаров и обслуживания. В стране есть Министерство социальной экономики, которое занимается созданием условий для развития кооперации, но не вмешивается в оперативную хозяйственную деятельность кооперативов. Государство рассматривает кооперацию как третий (после государственного и частного) сектор экономики.

Кредитование сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществляет крупнейшая кооперативная кредитная система «Креди Агриколь». Она обслуживает 75 % кредитных потребнос­тей в сельской местности. Правовое регулирование сельскохозяй­ственной кредитной кооперации осуществляется на основании специального кооперативного законодательства.

Помимо общего Закона «О кооперации» (1947 г.), закрепляю­щего основные кооперативные принципы, разработано более 10 законов, специально посвященных сельскохозяйственным коо­перативам. Из них статус банковских кооперативов определен в законе Франции «О банковских кооперативах» (1982 г.). Все эти законы систематизированы и включены в Аграрный кодекс Фран­ции в виде пяти книг.

Кроме того, разработано специальное законодательство, регу­лирующее деятельность касс взаимного сельскохозяйственного кредита – это законы Франции 1894, 1898 и 1920 гг. На организа­цию касс сельскохозяйственного кредита распространяется Закон Франции «О банках» (1984 г.), определяющий специфику кооперативных кредитных учреждений, отличающую их от иных бан­ковских учреждений.

Законодательство Франции признает коммерческий характер дея­тельности кооперативов, но в то же время ремесленные, транспорт­ные, морские и сельскохозяйственные кооперативы полностью осво­бождаются от уплаты налогов на прибыль. Законодательство также освобождает сбытовые, снабженческие и обслуживающие коопера­тивы от налогов, за исключением операций с не членами кооперати­вов. Сельскохозяйственные кооперативы освобождены от налога на застроенные и незастроенные земельные участки. Кооперативы по совместному использованию техники, искусственному осеменению скота, а также зерновые кооперативы не платят налог на собствен­ную деятельность, в том числе связанную с созданием или увеличе­нием капитала, по операциям с третьими физическими и юридичес­кими лицами (купля-продажа, аренда и т.д.). Кооперативы по со­вместному использованию техники и искусственному осеменению скота освобождаются от налога на добавленную стоимость.

Италия. Правовую основу кооперации, прежде всего, составляет ст. 45 Конституции Итальянской Республики 1947 г., в которой сказано, что Республика признает социальную функцию коопера­ции, основанной на взаимопомощи и не преследующей целей спекуляции. Более подробно цели кооперации сформулированы в Гражданском кодексе Италии, где предусмотрено, что задача коо­перации — это предоставление непосредственно ее членам благ, услуг или места работы на более выгодных условиях, чем это мо­жет сделать свободный рынок.

Итальянское законодательство различает общества, ставящие це­лью получение прибыли, и общества взаимопомощи, к которым от­носятся кооперативы. Нормативные акты группируются в три блока: по управлению сельским хозяйством; лесоводческие и животновод­ческие; по транспортировке, переработке, продаже и услугам. Коо­перативы полностью освобождаются от уплаты налогов в течение первых десяти лет. Кроме того, не облагаются налогом на добавлен­ную стоимость товары и услуги, реализуемые внутри данного коо­ператива. Государство освобождает потребительскую кооперацию от необходимости торговать в глубинных районах, где торговля яв­ляется убыточной, и создает для этого собственные магазины.

Испания. Имеются законодательные акты, содержащие прин­ципы и определения, применимые к кооперативам во всех отрас­лях. Кредитные кооперативы в аграрном секторе действуют на основании общего Закона Испании «О кооперативах» (1987 г.) и Закона Испании «О кредитных кооперативах». Кооперативы представляют собой компании с переменным капиталом и демок­ратической структурой управления. Для членов кооперативов обя­зательным является внесение пая, минимальная сумма которого устанавливается уставом. Режим создания кооперативов регла­ментируется рядом правовых требований.

Перед регистрацией кооператива службами Министерства тру­да осуществляется предварительная проверка точности отражения положений закона в уставе. При общей налоговой ставке отчисле­ний от прибыли, равной 35 %, средняя величина налоговой ставки для кооперативов составляет 18 %, широко развита система соци­ального обеспечения. Кроме того, Министерство финансов ком­пенсирует коммерческим банкам, предоставляющим кооперати­вам льготные кредиты, разницу между стоимостью льготного кре­дита и ставкой процента за кредит на свободном рынке.

Швеция. Кооперативы не подвергаются двойному налогообло­жению. После уплаты налога на доход кооператива распределен­ная между его членами часть прибыли налогом не облагается, если это распределение не носит характера дивиденда на первоначаль­ный капитал. В целях расширения производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции государство может приостано­вить выплату кооперативами налогов, предоставить прямые суб­сидии на стимулирование производства.

Государство оказывает кооперативам кредитную помощь в мо­дернизации сельскохозяйственного производства, покупке земли, ремонте производственных помещений, строительстве дорог, при­обретении сельскохозяйственной техники. По предоставляемым кредитам на покупку земли начисляются проценты, ставки которых ниже среднего уровня процента по среднесрочным кредитам част­ных банков. Для приобретения земельных участков в северных рай­онах Швеции предоставляются безвозмездные субсидии.

Льготным налогообложением пользуются кооперативы Дании. Так, для кооперативных предприятий введены пониженные по сравнению с частным бизнесом налоги: для кооперативов они со­ставляют лишь 20 % при полной ставке в 50 %.

Великобритания. В отличие от многих европейских стран госу­дарственное вмешательство в стимулирование кооперации до­вольно ограничено, и потому фермерские кооперативы не полу­чили такого широкого распространения, в них участвует несколь­ко более 35 % фермерских хозяйств. Кооперативы приравнены к коммерческим структурам и не пользуются льготами при налого­обложении. Однако прослеживается определенная тенденция го­сударственной поддержки деятельности кооперативов.

В стране действует Агентство развития кооперативов. Руково­дящий состав Агентства назначается правительством из лиц, пред­ставляющих кооперативное движение. Бюджет этой организации формируется из выделяемых правительством субсидий. Задача Агентства – стимулирование кооперативного движения в стране. Предоставляются консультации кооперативам и лицам, которые намереваются основать кооператив, даются рекомендации прави­тельственным учреждениям по вопросам кооперации, разрабаты­ваются экономические проекты, которые могут быть выполнены на кооперативной основе.

В целом в настоящее время в большинстве стран уменьшается общее число налогов, взимаемых с кооперативов. Для стимулиро­вания инвестиций разрешается выплачивать налог только из части чистого дохода кооператоров при условии, что другая часть будет оставаться в инвестиционных фондах кооператива.

Правительственную кооперативную политику характеризует также активное участие государства в разработке и реализации различных программ кооперативной деятельности.

В ряде стран сельскохозяйственные кооперативы представляют интересы фермеров перед государственными и общественными организациями, а также выполняют возложенные на них государ­ством определенные функции в осуществлении мер аграрной по­литики. В Швеции, Норвегии, Финляндии такие вопросы, как уровень цен на сельскохозяйственные продукты, размеры бюд­жетных ассигнований в сельское хозяйство, уровень поддержки мелкого производства, субсидирование экспорта и другие, реша­ются путем переговоров между представителями правительства и сельскохозяйственных кооперативов.

Развитие кооперации зависит от степени государственного ре­гулирования кооперативного процесса, концентрации и специа­лизации производства, структурного и экономического состояния фермерских хозяйств. Весьма высок уровень сельскохозяйствен­ной кооперации в странах Северной Европы, где возникали и раз­вивались прежде всего кооперативы по производству, переработке и сбыту животноводческой продукции, составляющей основу аг­рарного производства этой группы стран. В Дании и Финляндии кооперативы реализуют около 90 %, в Швеции и Норвегии – 100 % молока. Доля кооперативного сбыта живого скота во всех четырех странах составляет около 80 %, яиц – 65–70 %. Развитию сельскохозяйственной кооперации в этих странах во многом спо­собствует целенаправленная государственная политика поощре­ния кооперативного движения.

В Европе в настоящее время происходит смещение акцентов в политике государственного финансирования. В связи с острой проблемой перепроизводства аграрной продукции предполагает­ся, что кооперативы будут получать государственные субсидии только при производстве продукции, пользующейся преобладаю­щим спросом на рынке. Это может вызвать резкий подъем круп­ных и средних кооперативов и развал мелких, в действие будут введены государственные программы по переориентации деятель­ности обанкротившихся кооперативов, предусматривающие также выплату дотаций на возмещение ущерба членам кооперативов в возрасте старше 65 лет.

Государственное кредитование кооперативов фермеров по но­вой системе будет осуществляться на равных условиях с частными фирмами. Исключение составят кредиты целевого назначения для строительства хранилищ или мелких перерабатывающих предприятий в сельской местности. Льготным кредитованием будут пользоваться кооперативы, выпускающие экологически чистые продукты, а также объединения молодых фермеров.

Япония. Кооперативы играют особую роль в развитии японс­кого сельского хозяйства и образуют своего рода совершенно уникальную по широте охвата населения и разнообразию дея­тельности систему. Уже в 1890 г. в этой стране были созданы спе­циализированные сельскохозяйственные кредитные институты. Ипотечный банк Японии возник в 1896 г., и его главные задачи состояли в предоставлении долгосрочных кредитов под залог ри­совых и горных полей, лесов. Сельскохозяйственные и индустри­альные банки префектуры появились в период с 1896 по 1900 г., Колониальный банк Хоккайдо – в 1899 г.

После 1900 г. начинают появляться предшественники сельско­хозяйственных кооперативных кредитных ассоциаций — индуст­риальные кооперативные ассоциации, которые впервые начинают предоставлять займы мелким крестьянам без залога земель. Все перечисленные кредитные учреждения получали государствен­ную помощь в форме субсидии или освобождения от налогов. Ипотечный банк Японии, как и индустриальные кооперативные ассоциации, оставались практически единственными кредитны­ми учреждениями, предоставлявшими краткосрочные и долго­срочные ссуды японскому сельскому хозяйству вплоть до Второй мировой войны.

В результате принятия Закона Японии «О сельскохозяйствен­ных кооперативах» (1947 г.) все крестьяне автоматически станови­лись членами кооперации, через которую правительство проводи­ло новую аграрную политику. В это же время накопившиеся фи­нансовые фонды в кооперативной сельскохозяйственной системе Японии постепенно перекачивались в индустриальный и торгово-финансовый сектор. В стране произошла земельная реформа, земля стала неликвидной. Поэтому центральные кооперативные банки были преобразованы в коммерческие, а финансирование сельского хозяйства | стало происходить исключительно через Специальный счет финансов сельского, лесного хозяйства и ры­боловства. В 1953 г. получил статус Финансовой корпорации по сельскому, лесному хозяйству и рыболовству (Центральный кооперативный банк Японии для сельского, лесного и водного хозяйства). С тех пор» практически все финансирование Корпо­рация получает от правительства либо прямо из бюджета, либо через частных посредников.

В настоящее время I финансовая система японской сельскохозяй­ственной кооперации представляет собой структуру из пяти финан­совых институтов, учрежденных законами «О центральном коопе­ративном банке для сельского и лесного хозяйства» и «О сельско­хозяйственных кооперативах». Основой этой системы являются первичные кооперативы. Главным является Центральный кооперативный банк Японии для сельского, лесного и водного хозяйства, представляющий собой акционерное общество. Промежуточное положение занимают: Кредитная федерация сельскохозяйственных кооперативов, Национальная страховая федерация сельскохозяй­ственных кооперативов и Федерация взаимного страхования сельс­кохозяйственных кооперативов, функции которых ограничены рамками префектур и видов деятельности.

Как показывает практика, финансовая система сельскохозяй­ственной кооперации является мощным рычагом государственно­го регулирования аграрного сектора. Например, через эту систему производители риса получают государственные субсидии (около 75 % своих доходов). Долгосрочные кредиты и государственные субсидии позволяют довольно эффективно проводить в жизнь го­сударственные аграрные программы.

Важным средством государственного воздействия на отрасль является механизм цен и кредитования. Стержень японской аг­рарной политики – протекционизм. Причем для каждого продук­та имеется строго определенная система: для риса – политика твердых государственных закупочных цен; для зерна, картофеля, сахарной свеклы и сахарного тростника – гарантированные ми­нимальные цены; для говядины, свинины, шелка – система под­держки путем манипулирования купли-продажи; для соевых бо­бов и рапса – субсидирование, использование разницы между те­кущими рыночными и стабильными государственными ценами.

Государство способствовало не только развитию кооперации в сельском хозяйстве Японии, но и его интеграции с промышлен­ностью. Так, в конце 60-х годов правительство приняло постанов­ление «О третьем плане освоения территории страны», которым официально признана необходимость этого пути. Было намечено повсеместно осуществлять сельскую индустриализацию и разви­вать местную экономику.

В 1978 г. был опубликован еще один Закон «О развитии в сельс­кой местности промышленных предприятий», которым предус­матривалась целая система мер по созданию сельской промыш­ленности. В соответствии с этим законом было организовано движе­ние «Один товар в одной деревне», т. е. в каждой деревне следовало организовать производство одного конкурентоспособного промыш­ленного изделия. По мере развития сельской промышленности была поставлена более сложная задача – более активное развитие про­мышленности в сельской местности. Правительство приняло поста­новление «О развитии средних и мелких предприятий», которым ре­комендовалось осуществлять интеграцию средних и мелких пред­приятий села с такими же однопрофильными предприятиями горо­дов, и о создании так называемых «районов кооперативов».

К началу 90-х годов в сельской местности было сформировано 1350 «районных промышленных кооперативов», в которых разме­стилось большое количество заводов и фабрик. В горных и рыболовных зонах, сохраняя связь с местными традиционными отрас­лями, стали развивать промышленность по выработке морепро­дуктов.

В целом в Японии кооперация показала чрезвычайную жизне­стойкость, освободив крестьян от пут ростовщичества, в какой-то степени защитив их от агрессии торгового и финансового капита­ла. При этом государство оказывало постоянное воздействие на кооперацию. В настоящее время в кооперативное движение во­влечено практически все аграрное население.

Китай. В конце 70-х годов XX в. была разработана и стала про­водиться программа четырех модернизаций: сельского хозяйства, промышленности, вооруженных сил, науки и техники. Приоритет был отдан сельскому хозяйству. В основу аграрной программы легли идеи В. И. Ленина о НЭПе.

Интеграционные процессы сельскохозяйственной и промыш­ленной деятельности на селе, объединение промышленных и тор­говых предприятий с сельскохозяйственным производством в со­ставе кооперативов и госхозов позволили ускорить решение мно­гих проблем.

В настоящее время одно из основных направлений китайской аграрной реформы – формирование многоканального рынка сельского капитала, развитие системы сельской кредитной коопе­рации. Начавшееся в 1996 г. реформирование системы сельских кредитных кооперативов позволило им стать вторым по величине источником кредитования сельского хозяйства.

В соответствии с решением Государственного совета Китая «О реформе денежной системы в деревне» (1996 г.) основной задачей является превращение кредитных кооперативов в настоящие коопе­ративные организации, восстановление их демократического управ­ления, переход к самоокупаемости. Одновременно было признано, что одним из основных элементов банковской системы Китая долж­ны стать городские и сельские кооперативные банки, созданные пу­тем объединения городских и сельских кредитных кооперативов.

Правовую основу функционирования сельских кредитных коопе­ративов в Китае составляют принятые Сельскохозяйственным бан­ком и Народным банком Китая временные положения «Об управле­нии финансовыми средствами сельских кредитных кооперативов» (1987 г.), решение Государственного совета КНР «О реформе де­нежной системы в деревне». Кроме того, на сельские кредитные ко­оперативы распространяют свое действие законы КНР «О компа­ниях» (1993 г.), «О коммерческих банках» (1995 г). Помимо этих пра­вовых актов важным источником правового регулирования сельской кредитной кооперации является Устав сельского кредитного коопе­ратива, утвержденный Народным банком Китая в 1996 г.

Что касается всего региона, то сельскохозяйственные, произ­водственные, рыболовецкие, кредитные, страховые виды коопера­ции нашли широкое распространение в странах Азии.

В целом государственное регулирование развития кооперации за рубежом зависит от уровня развития экономики страны. В этой связи выделяют две группы стран – развивающиеся и развитые.

В развивающихся странах функции государства в отношении кооперации гораздо шире, чем в развитых, что позволяет говорить не о регулировании, а о прямом государственном управлении коо­перацией. Это проявляется в том, что государство не только зако­нодательно регулирует развитие кооперации, но и выступает не­посредственным инициатором создания и ликвидации кооперати­вов, назначает их руководителей, устанавливает им и служащим заработную плату, выделяет товарные ресурсы, контролирует их использование. Этим занимаются специально созданные государ­ственные департаменты. По существу, происходит огосударствле­ние кооперации. Эта ситуация во многом была сходна с положе­нием потребительских и других кооперативов в бывшем СССР.

В развитых странах функции государства ограничены и сосре­доточены на разработке политики развития кооперации, коопера­тивного законодательства, его совершенствования в соответствии с новыми тенденциями. Например, в Европарламенте и в прави­тельствах различных стран существуют комитеты поддержки коо­перации, а в национальных парламентах кооперация имеет своих депутатов.

Рассматривая аграрные кооперативы в качестве важного меха­низма экономики, государства проводят политику, стимулирую­щую их развитие. Кооперативы фермеров получают налоговые льготы, субсидии, монопольное право на импорт некоторых продо­вольственных товаров. В Европе весьма важным элементом госу­дарственного регулирования кооперативного движения является система налогообложения. Кооперативы и их члены выплачивают интегрированный налог, состоящий из налога с оборота, налогов на топливо, наемную рабочую силу, а также лицензионных отчисле­ний. Освобождаются от выплаты налогов на ряд лет кооперативы, применяющие экологически чистые технологии, а также использу­ющие (в Германии) альтернативные источники энергии. Для коо­перативов, осваивающих приоритетную продукцию или услуги, на­логовые ставки снижаются на определенный период.

Для стимулирования производства отдельных видов продукции государство может приостановить выплату кооперативами нало­гов, предоставить дополнительные субсидии к закупочным ценам. Законодательство многих стран предусматривает государственное регулирование кооперации в форме льготного режима хозяйство­вания (более низкие налоги и проценты за кредит) либо субсиди­рование кооперации. Льготный режим хозяйствования для коопе­ративов установлен в США, Италии, Швеции, Испании.

В странах ЕС государственные субсидии выделяются на финан­сирование строительства кооперативных хранилищ, предприятий по переработке продукции и др. На эти цели предусматриваются не только государственные субсидии, но и средства из интеграци­онных фондов ЕС (для стран – членов ЕС) Для формирования экспорта сельскохозяйственных товаров государства предоставля­ют кооперативам экспортные субсидии.

В значительной степени с помощью государственных кредитов и субсидий происходило становление сельскохозяйственных коопе­ративов в Скандинавских странах, создание кооперативов по связи и энергоснабжению в сельских районах США, формирование сис­темы сельскохозяйственного кооперативного кредита во Франции и Японии, развитие широкой сети кооперативов по коллективному использованию сельскохозяйственной техники во Франции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 924; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.