КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Екатеринбург 2002 19 страница
После революции, которую Бехтерев приветствовал, его главным научным центром стал Институт изучения мозга и психической деятельности в Петербурге. Кроме этого он создал множество других научных институтов, которые работали по его общему генеральному замыслу, отражавшему юношескую мечту—разработать учение о человеке как целостном существе, объединив любые знания о нем, полученные естественными и общественными науками, т. е. реализовав принцип комплексности. Ведь человек—это целостность, а разные области знания «расщепили» образ человека на множество лишенных внутренней связи фрагментов. Этот план не удалось выполнить ни Бехтереву, ни тем, кто пошел по его стопам: не было единой объединяющей идеи, которая стала бы основой искомого синтеза. (Нужно различать комплексность и системность: например, солнечная или нервная система объединены неразрывным взаимодействием их частей; комплекс же представляет собой лишенные внутренней связи компоненты.) Свою основную научную концепцию Бехтерев называл сначала объективной психологией, а затем—рефлексологией. Как и другие лидеры науки о поведении, он опирался на категорию рефлекса. В русской науке эта категория приобрела совершенно особые признаки. Она решительно отличалась от общепринятой концепции «рефлекторной дуги» с ее двумя «плечами» — центростремительным, несущим возбуждение к мозгу, и центробежным, отражающим это возбуждение к мышцам. Коренное отличие, напомним, заключалось в представлении о том, что рефлекторное действие является не анатомофизиологнческим, а психофизиологическим. Внешние впечатления, которые вызывают изменения поведения, это не просто стимулы, подобные физическим толчкам, запускающим в ход нервную «дугу», а носители знаний об окружающем мире. Их следы могут запечатлеваться и воспроизводиться мозгом. Поэтому и итоговая двигательная реакция — продукт не «чисто» нервного, а нервно-психического (вызванного психическими впечатлениями) возбуждения. Стремясь отграничить учение о простых рефлексах от своей концепции организации поведения, Бехтерев ввел особый термин «психорефлекс», или сочетательный рефлекс, т. е. сочетание следов прежнего опыта со следами нового. В этом случае сочетательный рефлекс напоминал павловское понятие об условном рефлексе. Обе схемы поведения предполагали, что однажды возникшая связь (сочетание) внешнего впечатления (сигнала по Павлову) с ответным действием запечатлел вается в мозгу и при новом появлении сходного впечатления вызывает связанную с ним реакцию. Физиолог Павлов ставил опыты над животными. Врач-психиатр Бехтерев—над людьми. Павлов изучал главным образом реакцию слюнной железы, Бехтерев — реакцию руки (например, если звук сочетался с легким ударом электрического тока, то впоследствии испытуемый отдергивал руку при соответствующем звуке даже без воздействия тока). Однажды во время войны (Бехтерев, будучи профессором Военно-медицинской академии в Петербурге, имел звание генерала) ученый использовал свой метод сочетательных рефлексов для выявления симулянтов, пытавшихся избежать службы в армии. Когда один из них пожаловался на глухоту, Бехтерев проделал очень простой опыт, включая сначала звуковой сигнал, а затем подкрепляя его электрическим импульсом, действующим на руку испытуемого. После нескольких повторений этого сочетания, он включал звук без воздействия тока, и симулянт отдергивал руку, свидетельствуя тем самым, что со слухом у него все в порядке. Это срабатывал сочетательный рефлекс. Главное преимущество рефлексологии (как и учения о высшей нервной деятельности) определялось тем, что она утверждала приоритет объективного метода в эпоху, когда в психологии царил метод субъективный. Поэтому одну из главных своих книг Бехтерев назвал «Объективная психология» (1907). Она была переведена з'а рубежом и оказала большое влияние на молодых американских психологов, начавших поход против субъективного метода и создавших мощное направление в американской психологии, получившее имя бихевиоризма. Вместе с тем нужно отличать науку о поведении, созданную русскими учеными, от американской ее версии. Коренное отличие заключается в том, что для русских ученых (школы Сеченова, Павлова, Бехтерева) поведение означало такое взаимодействие организма со средой (природной и социальной), которое опосредовано головным мозгом и психическими компонентами. Американцы же ограничились внешне (объективно) наблюдаемыми реакциями организма на раздражители окружающей среды, считая объективным лишь то, что дано-прямому, непосредственному наблюдению. Между тем, научное знание всегда идет от внешне наблюдаемого явления к скрытым за ним механизмам, факторам, законам. Нельзя увидеть глазами работу головного мозга и динамику психических процессов; но, исходя из данных внешнего опыта, из наблюдений за поведением людей, можно проникнуть в скрытые психические механизмы их поведения. Критики павловского учения об условных рефлексах и бехтеревской рефлексологии односторонне восприняли их основные идеи, видя в них взгляд на человека как на аппарат, механически отвечающий на внешние раздражители. Повторилась история с сеченовскими «Рефлексами головного мозга». Пафос этих учений, заключавшийся не в отрицании субъективного мира, внутренних переживаний, «мук сознания», а в их детерминистском (причинном) объяснении, не был понят. Создатели российской науки о поведении отстаивали активный характер отношения организма к среде. Так, Павлов разработал понятие об ориентировочном рефлексе, или рефлексе «что такое?». Организм как бы непрерывно задает этот вопрос окружающему миру, стремясь выяснить значение ситуации, в которой он оказался, и наилучшим образом запечатлеть именно то, что представляет наибольшую ценность для поведения. Бехтерев обозначил сходную реакцию как «рефлекс сосредоточения» (внимание), благодаря которому поведение становится не суммой хаотических реакций, а направленным и сосредоточенным на жизненно важных объектах процессом, отделяющим их от. великого множества других непрерывно действующих на органы чувств и нервные центры раздражителей. Таким образом, получалось, что поведение изначально активно, целенаправленно и неотделимо ни от психических образов и окружающей среды, ни от влечений (потребностей) организма. И если прежняя психология оценивала эти образы и влечения с точки зрения того, что сообщает о них субъект (благодаря своей интроспекции), то новая, прежде всего российская, психология требовала познания объективных причин и законов, действующих независимо от «свидетельских показаний» субъекта. Этот подход получил дальнейшее развитие у великого русского ученого, академика Алексея Алексеевича Ухтомского (1875—1942), происходившего из древнего княжеского рода Рюриковичей. Окончив духовную академию, молодой Ухтомский перешел от религиозных искании к естественнонаучным и в поисках ответов на из-вечньк) вопросы о душе и теле поступил в Петербургский университет, где стал ассистентом и сподвижником одного из сеченовских учеников, известного физиолога Н. Е. Введенского. Однажды, демонстрируя студентам классический опыт, связанный с влиянием раздражении головного мозга животного на его реакции, Ухтомский стал свидетелем необычного явления. Опыт не дал ожидаемого результата: раздражение одного из участков мозга вместо того, чтобы вызвать сокращение мышц-эффекторов, привело к бурной комплексной реакции совершенно других мышц. Этот смутивший молодого ассистента случай заставил его задуматься о причинах происшедшего. После многолетних раздумий, уже в послереволюционный период, став профессором университета, Ухтомский смог тдайти объяснение случившемуся в своем учении о доминанте (от лат. «доминанс» — господствующий). По мнению ученого, в мозгу в каждый текущий момент имеется господствующий очаг возбуждения. Он возникает в одном из центров нервной системы и, однажды возникнув, подчиняет себе остальные. Последние, возбуждаясь, вызывают не ту реакцию, которая им положена, так сказать «по штату», а, подчиняясь господствующему очагу, усиливают его энергию. Именно это произошло в опыте молодого Ухтомского: он стал раздражать тот участок мозга, который не был доминантным; доминантным же являлся совершенно другой, который, получив импульсы от недоминантного, немедленно сработал, что и дало неожиданную реакцию. За этим, на первый взгляд простым, феноменом скрывались чрезвычайно важные механизмы. Оказалось, что в нервной системе складываются сложные отношения между различными центрами возбуждения, отличающиеся от анатомических, при которых одни нервные пути, благодаря анатомическому устройству органа, связаны с другими (как, например, в рефлекторной дуге). Связь центров в данном случае не анатомическая, а переменчивая, динамическая. Она образуется или разрушается в зависимости от той задачи, которую организм решает в данный момент и которая делает определенный центр господствующим, а все остальные «подстраивает» под него; в следующий момент господствующий центр может превратиться в подчиненный и т. д. Такая динамическая система рефлексов, названная Ухтомским функциональной, и есть доминанта. Ее можно назвать рабочим органом, хотя для этого, подчеркивал Ухтомский, само понятие об органе должно быть другим, отличным от понятия об отдельном «морфологически отлитом» органе. Доминанта как принцип работы нервных центров, соответствует с психологической точки зрения тому, что называется вниманием, или- у Бехтерева — рефлексом сосредоточения; она свидетельствует об изначальной активности организма, об его «предуготованности» к действию и целенаправленной организации самого действия. При этом действие должно быть информировано о предмете, на который направлено. Поэтому в трактовку доминанты Ухтомский включил понятие об интегральном образе объекта действия, т. е. о внешней ситуации в ее целостности (а не только об отдельных раздражителях, вызывающих рефлексы). Итак, активность поведения, его системность и регулируемость интегральным образом окружающего миpa — таковы признаки, которыми Ухтомский наделил доминанту. Здесь вновь проявилось своеобразие категории поведения, характерное для русской науки. С одной стороны, она охватывала понятия, относимые к организму как физиологическому устройству (нервные центры, процессы возбуждения и торможения, мышечные реакции); с другой — включала акты внимания, интегральные образы и другие психические компоненты. Нервное (телесное) и психическое (душевное) выступали нераздельно в целостном процессе поведения. Сам же этот процесс подлежал объективному изучению исходя из принципа причинности, благодаря которому научное знание, по словам Павлова, отличается «предсказанием и властностью». Подводя итоги многолетних исследований, Павлов сказал: «Да, я рад, что вместе с Иваном Михайловичем [Сеченовым] и полком моих дорогих сотрудников мы приобрели для могучей власти физиологического исследования вместо половинчатого весь нераздельно животный организм (выделено мною—М. Я.). И это целиком наша русская неоспоримая заслуга в мировой науке, в общей человеческой мысли». Что значит «вместо половинчатого»? Это значит — вместо разделенного на психическое и телесное, каковым считался организм до возникновения в России науки о поведении. Говоря: «вместе с Иваном Михайловичем», Павлов оценивал разработку этой проблемы как развитие сеченовских идей (вместе с Сеченовым он никогда не работал); упоминая о целом «полке» своих «дорогих сотрудников», Павлов справедливо отдавал дань признательности сотням своих учеников и сотрудников, создавших новое учение о поведении. Не менее велик вклад в это учение еще двух «полков» — научных школ Бехтерева и Ухтомского. И хотя Павлов говорил о «животном организме», важные результаты были достигнуты этими школами в объяснении поведения человеческого организма. Ведь их лидеры изначально понимали специфику человеческой формы поведения и стремились проникнуть в ее особую регуляцию, выдвинув положения о второй сигнальной системе (Павлов), о субъективном аспекте сочетательных рефлексов (Бехтерев), об особой доминанте на «лицо» (личность) другого человека (Ухтомский). Все они искали пути научного объяснения социальной природы человеческой психики, порождаемой общением индивида с другими людьми, и его включенностью в систему культурных ценностей (прежде всего — языка). И хотя успехи в этой области не были столь блистательны, как на уровне «животного организма», они создали почву для продвижения научной, детерминистской мысли к тому уровню поведения, который присущ человеку, «чуду и славе мира» (Павлов). Сеченовская критика субъективного метода и новое понимание им психической регуляции поведения оказали большое влияние на профессиональных психологов, работавших преимущественно на университетских кафедрах. Психологическая проблематика осваивалась и в медицинских кругах, в университетских клиниках. В университетской психологии доминировала принятая в западных странах трактовка психологии как науки о сознании или душевных явлениях, изучаемых субъективным методом. Лишь в одном из университетов (Одесском) разрабатывались близкие функционализму новаторские идеи, выдвинутые крупным психологом Николаем Николаевичем Ланге (1858—1921). Его главный экспериментальный труд «Психологические исследования» (1893) излагал концепцию восприятия как процесса, который проходит несколько, стадий в своем развитии и непременно связан с двигательной активностью субъекта. Эти идеи подрывали господствовавшее тогда понимание психического образа как первоэлемента сознания. Выводы Ланге о связи образа с реальным движением и о существовании «круговой реакции», при которой мышцы сигнализируют мозгу о том, достигнута или не достигнута желаемая цель, говорили о биологической ориентации его теории, созвучной общей линии функционализма. К функционализму тяготел также Александр Федорович Лазурский (1874—1917), труды которого отличало стремление сомкнуть психологию с биологией, привнести естественнонаучный подход, руководствуясь идеей о том, что «чистых» психических процессов в организме не существует и любой из них, пусть самый сложный и творческий, безусловно имеет физиологическую сторону. Особое внимание ученого привлекала проблема характера и зависимости индивидуальных различий между людьми от деятельности нервных центров («Очерк науки о характерах», 1909). Исследователи типа Н. Н. Ланге и А. Ф. Лазурско-го представляли в русской психологии естественнонаучное направление. Параллельно с ними активно действовали и приверженцы взгляда на психологию, как дисциплину, которая имеет «мандат» на научность только в силу ее сосредоточенности на душевном мире человека, открытом для него благодаря тренировке•своего «внутреннего зрения» (хотя бы и в условиях лабораторного эксперимента). Это был вариант Вундта. По образу его Лейпцигского института и аналогичных учреждений русский философ и психолог Георгий Иванович Челпанов (1862—1936) задумал создать в Москве специальный институт экспериментальной психологии. Он обратился к известному московскому меценату Сергею Ивановичу Щукину и уговорил его стать спонсором проекта. Тот согласился с условием, что институт будет назван именем его супруги. Институт Челпанова, первый в России и один из лучших по оборудованию, был открыт в 1914 году. Он стал крупным очагом формирования целого поколения отечественных психологов-эксперименталистов. Челпанов представлял своим сотрудникам и стажерам широкие возможности для научного поиска. Сам же он был убежден в том, что нет иного способа изучать сознание, как путем анализа его структуры и функций. По мере смены идейных течений в западной психологии (от Вундта к другим вариантам идеалистической трактовки сознания) Челпанов вносил коррективы в свое понимание предмета психологии (сознание) и ее метода (интроспекция). Он был превосходным организатором, лектором, популяризатором, но новаторской концепции создать так и не смог. Между тем интерес западных психологов вы.зывали именно те направления русской психологии, которые Челпанов отвергал как лежащие «по ту сторону психологии» (рефлексология Бехтерева, учение Павлова о высшей нервной деятельности). Попытки выйти из тупика, созданного конфронтацией между психологией сознания, опиравшейся на субъективный метод, и успешно развивавшимся с опорой на объективный метод бихевиоризмом, предпринял ученик Челпанова Константин Николаевич Корнилов (1879— 1957). Он выступил, когда в России в качестве господствующей идеологии утвердился марксизм с его философским кредо—диалектическим материализмом. Одно из положений этой философии запечатлела идея диалектического единства. Используя ее, Корнилов надеялся преодолеть как агрессию со стороны рефлексологии. Бехтерева и Павлова (она претендовала на единственно приемлемое для материалиста объяснение поведения), так и субъективизм интроспективного направления во главе с Челпановым. Основным элементом психики Корнилов предложил считать реакцию, в которой объективное и субъектив- ное нераздельны. Реакция наблюдается и измеряется объективно, но. за этим внешним движением скрыта деятельность сознания. Став директором бывшего челпановского Института, Корнилов предложил сотрудникам изучать психические процессы в качестве реакций (восприятия, памяти, воли и т. д.). Однако, хотя даже названия соответствующих лабораторий были переименованы, фактически реальная экспериментальная работа свелась к изучению скорости и силы мышечных реакций. Таковой на деле оказалась предложенная Корниловым «марксистская реформа психологии». С Корниловым разошлись большинство психологов. Одни покинули Институт, не приняв программу превращения психологии в «марксистскую науку». Другие, считая марксистскую методологию перспективной в плане поисков выхода психологии из кризиса, пошли иным путем. К последним следует прежде всего отнести выдающихся русских психологов Павла Петровича Блонского (1884—1941) и Льва Семеновича Выготского (1896— 1934), внесших, в частности, значительный вклад в развитие педагогики и детской психологии. Занимаясь практикой обучения и воспитания, они смогли соотнести успехи наук о поведении (идеи Павлова и Бехтерева) с тенденциями развития мировой философско-психо-логической мысли. Именно этим, а не только личным талантом, объясняется их новаторский подход к психологии, поныне сохраняющий высокую ценность. Их исследования детской психики стали составной частью весьма популярной и влиятельной в те годы педологии (от греч. слова «пейдос» — дитя и «логос» — учение), изучавшей развитие ребенка как целостного существа. Если до сих пор ребенком занимались различные дисциплины (биология, генетика, социология, антропология, физиология, гигиена, психология), каждая из которых рассматривала этот объект под различными углами зрения, то педологи поставили перед собой задачу соотнести все эти знания и создать особую науку о ребенке, на которую мог бы ориентироваться учитель. Проект предусматривал самую непосредственную связь педологов со школьной практикой, повседневное изучение ребенка с помощью научных методов. Главными среди них были методы психодиагностики (тесты), с помощью которых определялся уровень умственного развития детей и давались рекомендации о перспективах их обучения. Вопрос о психическом развитии был в педологии центральным. На нем и сосредоточилась энергия П. П. Блонского как психолога. Блонский считал предметом психологии историю поведения, включая различные стадии (уровни) изменения субъективных состояний ребенка, эволюцию его эмоциональной жизни, памяти, произвольных актов и других психических проявлений. Во всех случаях он выделял ступени, отличающие один уровень развития от другого. В процессе памяти, например, Блонский видел генетический ряд из четырех ступеней (прежде они считались видами памяти): моторная память (к ней он относил условные рефлексы и навыки), аффективная память (когда запоминаются эмоциональные состояния), образная память (запечатление и воспроизведение объектов, воспринятых органами чувств), вербальная память (знание о прошлом, излагаемое в речевой форме). Последняя ступень присуща только человеческой памяти. Изменение культуры в ходе исторического развития человечества изменяет и характер памяти. Новый этап в истории психики связан с эпохой появления письменности, когда, как писал Блонский, «на смену гегемонии памяти идет гегемония мышления». Мышление, в свою очередь, является процессом, имеющим ряд качественно различных стадий. Свои выводы Блонский делал не на основе умозрительных соображений, а опираясь на экспериментально установленные, главным образом в опытах со школьниками, данные. Так, например, давая школьникам задание-выучить из учебника рассказ и ответить тогда, когда они будут его хорошо знать, Блонский выявил следующие стадии усвоения: сначала ребенок сразу же говорит, что готов отвечать; затем проверяет себя, рассказывая текст полностью; наконец, проверяет себя «по вопросам», выделяя главное. Такой самоконтроль, в свою очередь, изменяется, становится поэтапно более совершенным, что можно опять-таки выяснить путем психологических опытов. Принцип развития выступил у Блонского применительно к человеку как принцип историзма. Все советские психологи под воздействием философии марксизма признали приоритет социальной регуляции психики над биологической. Блонский же этим не ограничился. В своих трудах (основные из них—«Развитие мышления школьника», «Память и мышление») он выделил в качестве детерминант (причинных факторов) психических форм человеческого поведения факторы истории культуры. Это сближает Блонского с его выдающимся современником, Л. С. Выготским, который, не ограничившись общими формулами марксистской философии, предпринял попытку почерпнуть в ней положения, позволившие психологии выйти на новые-рубежи в ее собственном проблемном поле. Марксизм утверждал, что человек — это природное существо, но природа его социальна. Этот тезис требовал видеть в человеке, земных основах его бытия продукт общественно-исторического развития. В результате разрыв между природным и культурным в учениях о человеке привел к концепции двух психологии, каждая из которых имеет свой предмет и оперирует собственными методами. Для одной из них (естественнонаучной) сознание и его функции причастны тому же порядку вещей, что и телесные действия организма, а следовательно, открыты для строго объективного исследования и столь же строго причинного (детерминистского) объяснения. Для другой психологии предметом является духовная жизнь человека в виде особых переживаний (возникающих благодаря приобщенности к ценностям культуры), а методом — понимание, истолкование этих переживаний. Выготский стремился покончить с версией о «двух психологиях», которая расщепляла человека, делала его причастным различным мирам. На первых порах опорным для него служило понятие реакции. Однако он понимал ее не так, как Корнилов, поскольку главной для человека считал особую реакцию - речевую. Она, конечно, является телесным действием, но в отличие от других телесных действий придает сознанию личности несколько новых измерений. Во-первых, она предполагает процесс общения, а это значит, что она изначально социальна. Во-вторых, у нее всегда имеется психический аспект, который принято называть значением или смыслом слова. В-третьих, слово имеет независимое от субъекта бытие как элемент культуры. Так, в едином понятии речевой реакции со-мкнулись телесное, социальное (коммуникативное), смысловое и историко-культурное. В системе этих четырех координат (организм, общение, смысл, культура) Выготский стремился объяснить любой феномен психической жизни человека. Ин-тегративность, отличавшая стиль его мышления, определила своеобразна пути, по которому, оставив понятие о речевой реакции, он шел к изучению психических функций. Принципиальное же нововведение, сразу отграничившее его теоретический поиск от традиционной функциональной психологии, заключалось в том, что в структуру функции (внимания, памяти, мышления и др.) вводились особые регуляторы, а именно — знаки, создаваемые культурой. Знак (слово) — это «психологическое орудие», посредством которого строится сознание. Это понятие было своего рода метафорой: оно привносило в психологию восходящее к Марксу объяснение специфики человеческого общения с миром посредством орудий труда» которые изменяют внешнюю природу, и в силу этого — самого человека. Речевой знак, согласно Выготскому, также своего рода орудие, но направленное на внутренний мир человека и преобразующее его. Ведь прежде чем человек начинает оперировать словами, у него уже имеется доречевое психическое содержание. Этому «материалу», полученному от более ранних уровней психического развития (элементарных функций), психологическое орудие придает качественно новое строение. И тогда возникают высшие психические функции,, а с ними вступают в действие законы культурного развития сознания, качественно иного, чем «натуральное», природное развитие психики (как, например, у животных). Понятие о функции; выработанное функциональным направлением, радикально изменялось. Функционализм, усвоив биологический стиль мышления, представлял функцию сознания по типу функций организма. Выготский же сделал решающий шаг из мира биологии в мир культуры. Следуя этой стратегии, он приступил К экспериментальной работе по изучению изменений, которые производят знаки в традиционных психологических объектах: внимании, памяти, мышлении. Опыты, которые проводились на детях, как нормальных, так и аномальных, побудили под новым углом зрения интерпретировать проблему развития психики. Новшества Выготского не ограничились идеей о том, что высшая функция организуется посредством психологического орудия. Не без влияния гештальтизма он вводит понятие психологической системы. Ее компонентами являются взаимосвязанные функции. Развивается не отдельно взятая функция (память или мышление), но целостная система функций. При этом в разные возрастные периоды соотношение функций меняется. (Например, у дошкольника ведущей функцией среди других является память, а у школьника—мышление.) Развитие высших функций совершается в общении. Учтя уроки Жане, Выготский трактовал процесс развития сознания как интериоризацию. Всякая функция возникает сначала между людьми, а затем становится «частной собственностью» ребенка. В связи с этим Выготский вступил в дискуссию с Пиаже по поводу так называемой эгоцентрической речи. Выготский экспериментально показал, что эта речь, вопреки Пиаже, не сводится к оторванным от реальности влечениям и фантазиям ребенка. Она исполняет роль не аккомпаниатора, а организатора реального практического действия, которое ребенок планирует, размышляя с самим собой. Эти «мысли вслух» в дальнейшем интериоризируются и преобразуются во внутреннюю речь, сопряженную с мышлением в понятиях. «Мышление и речь» (1934) — так называлась главная, обобщающая книга Выготского. В ней он, опираясь на обширный экспериментальный материал, проследил развитие понятий у детей. Теперь на передний план выступило значение слова. История языка свидетельствует, как изменяется значение слова от эпохи к эпохе. Выготский же открыл развитие значений слов в онтогенезе, изменение их структуры при переходе от одной стадии умственного развития ребенка к другой. Когда взрослые общаются с детьми, они могут не подозревать, что употребляемые ими слова имеют совершенно другое значение, чем то, которое им придает ребенок: ведь детская мысль находится на другой стадии развития и потому строит содержание слов по особым психологическим законам. Важность открытия этих законов для обучения и развития маленького мыслителя очевидна. В связи с этим Выготский обосновал идею о том, что «только то обучение является хорошим, которое забегает вперед развитию». Он ввел понятие о «зоне ближайшего развития», имея в виду расхождение между уровнем задач, решаемых ребенком самостоятельно и под руководством взрослого. Обучение, создавая эту «зону», и ведет за собой развитие. В этом процессе внутренне сомкнуты на только мысль и слово, но также мысль и движущий ею мотив (по терминологии Выготского, аффект). Их интегралом является переживание как особая целостность, которую Выготский называл важнейшей «единицей» развития личности. Он трактовал это развитие как драму, в которой имеется несколько «актов»— возрастных эпох. Творчество Выготского существенно расширило предметную область психологии. Она выступила в качестве системы психических функций, имеющей особую историю. Высший, присущий человеку уровень развития этой системы (отличающийся сознательностью, смысловой организацией, произвольностью) возникает в процессе вхождения личности в мир культуры. Иной подход к разработке предметной области психологии наметили исследователи, которые, ориентируясь на марксизм, видели причину формирования сознания и его проявлений в деятельности. Это понятие многозначно. Сеченов говорил о психических деятельностях — процессах, которые совершаются по типу рефлекторных (в особом, сеченовском, понимании). Павлов ввел понятие высшей нервной деятельности, Бехтерев — соотносительной деятельности, Выготский говорил о психологических функциях как деятельностях сознания. Но с обращением к марксизму, для которого прототипом любых форм взаимоотношений человека со средой является труд, трактовка деятельности приобрела новое содержание. Первым выделил деятельность в особую, ни к каким другим формам жизни не сводимую категорию Михаил Яковлевич Басов (1892—1931). Первоначально он примыкал к функциональному направлению, трактовавшему сознание как систему взаимосвязанных психических функций. Однако во взгляде Басова на эту систему имелся особый аспект, связанный с его общей установкой на научный, экспериментальный анализ активности субъекта: центром ее он считал волю—особую функцию, предполагающую усилия личности по достижению осознанной цели. Басова прежде всего интересовал конфликт между волевым импульсом и непроизвольными, независящими от сознания движениями. Сосредоточив внимание не на внешних движениях самих по себе (рефлексах), а на их внутреннем смысле, Басов, желая отграничить свой подход от подхода рефлексологов и бихевиористов, применил вместо термина «пoвqдeниe» понятие о деятельности.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 346; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |