КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Екатеринбург 2002 20 страница
Он подчеркивал, что понимает под ней «предмет особого значения», такую область, «которая имеет задачи, никакой другой областью неразрешаемые». Стало быть, если до Басова в воззрениях на предмет психологии резко противостояли друг другу сторонники сознания и сторонники поведения, то теперь картина изменилась: Басов как бы поднялся над этим конфликтом. Этого требовала сама логика развития науки. Откликаясь на ее запросы, К. Н. Корнилов видел выход в том, чтобы соединить под эгидой понятия реакции факт сознания (переживание субъекта) и факт поведения (его мышечное движение). Басов предлагал другое решение. Нужно, считал он, перейти в иную плоскость,. подняться и над тем, что осознает субъект, и над тем,. что проявляется в его внешних действиях. Не механически объединить одно и другое, а включить их в качественно новую структуру — деятельность. Из чего она состоит, из каких элементов складывается? Структурализм считал, что психическая структура состоит из элементов сознания, гештальтизм—и» динамики психических форм (гештальтов), функционализм — из взаимодействия функций (восприятия, памяти, воли и т. п.), бихевиоризм — из стимулов и реакций, рефлексология — из рефлексов. Басов же предложил считать деятельность особой структурой, состоящей из отдельных актов и механизмов, связи между которыми регулируются задачей. Эта структура может быть устойчивой, стабильной (например, когда ребенок овладел каким-либо навыком), или каждый раз создаваться заново (например, когда задача, которую решает ребенок, требует от него изобретательности). В любом случае деятельность является субъектной: за всеми ее актами и механизмами стоит субъект, говоря словами Басова, — «человек как деятель в среде». Центральной проблемой Басов считал проблему развития деятельности, ее истории. Именно она составляет главное содержание его книги «Основы общей педологии» (1928). Но чтобы объяснить, как строится и развивается деятельность ребенка, следует, согласнб Басову, взглянуть на нее с точки зрения высшей ее формы, или профессионально-трудовой (в том числе и умственной) деятельности. Труд — это особая форма взаимодействия его участников между собой и с природой. Он качественно отличается от поведения животных, объясняемого условными рефлексами: изначальным регулятором труда служит цель, которой подчиняются и тело, и душа субъектов трудового процесса. Эта цель осознается ими в виде искомого результата, ради которого они объединяются и тратят свою энергию. Стало быть, психический образ того, к чему стремятся люди, а не внешние стимулы, влияющие на них в данный момент, загодя, «как закон» (говоря словами Маркса) подчиняет себе отдельные действия и переживания людей. Игры детей и их обучение отличаются от реального трудового процесса, но и они строятся на психологических началах, присущих труду: осознанной цели, регулирующей действия, осознанной координации этих действий и т. п. Выявленная Басовым специфика труда как особой формы взаимоотношений людей с предметным миром стала прообразом разработки марксистски ориентированной психологии в Советской России. Вслед за ним по этому пути пошли С. Л. Рубинштейн и А. Н. Леонтьев. Сергей Леонтьевич Рубинштейн (1889—1960) создал свой главный труд «Основы общей психологии» (1940), работая на кафедре психологии педологического отделения Ленинградского педагогического института им. Герцена, куда его пригласил Басов. Лейтмотивом этого труда служил принцип «единства сознания и деятельности». Вспомним, что проблема системного и смыслового строения сознания была центральной для Выготского, вопрос о структуре деятельности—главным для Басова. При этом роль предметной деятельности в построении сознания оставалась вне поля зрения Выготского, как и категория сознания - вне поля зрения Басова. Рубинштейн же в своем подходе к предмету психологии попытался соединить сознание с процессом деятельности, объяснив, как оно формируется в этом процессе. Это существенно изменяло перспективу конкретных исследований, призванных теперь исходить из того, что «все психические процессы выступают в действительности как стороны, моменты труда, игры, учения, одного из видов деятельности. Реально они существуют лишь во взаимосвязи и взаимопереходах всех сторон сознания внутри конкретной деятельности, формируясь в ней и ею определяясь». Идея о том, что общение человека с миром осуществляется не прямо и непосредственно (как на биологическом уровне), но исключительно посредством его реальных действий с объектами этого мира, изменяла всю систему прежних взглядов на сознание. Зависимость сознания от этих предметных действий, а не от внешних предметов самих по себе, становится важнейшей проблемой психологии.. Сознание, ставя цели, проектирует активность субъекта и отражает реальность в чувственных и умственных образах. При этом природа сознания изначально социальна, обусловлена общественными отношениями. Поскольку же эти отношения изменяются от эпохи к эпохе, то и сознание представляет собою исторически изменчивый продукт. Положение о том, что все происходящее в психической сфере человека укоренено в его деятельности, было сформулировано Алексеем Николаевичем Леонтьевым (1903—1979), Поначалу он следовал линии, намеченной Выготским, но затем, высоко оценив идеи Басова о «морфологии» (строении) деятельности, предложил свою схему ее организации и преобразования на различных уровнях: в эволюции животного мира, истории человеческого общества, а также в онтогенезе, т. е. индивидуальном развитии человека («Проблемы развития психики», 1959). Леонтьев подчеркивал, что деятельность — это особая целостность, включающая различные компоненты (мотивы, цели, действия), которые образуют систему. Различие между деятельностью и действием он пояснил на следующем примере. Загонщик, участвуя в первобытной коллективной охоте, скрывается в засаде. Мотивом его деятельности служит потребность в пище. Удовлетворяет же он эту потребность, отпугивая добычу. Из этого следует, что деятельность определяется мотивом, тогда как действие — той целью, которая им достигается (спугивание дичи) ради реализации этого мотива. Аналогичен психологический анализ ситуации обучения ребенка. Школьник читает книгу, чтобы сдать экзамен. Мотивом его деятельности может служить сдача экзамена и получение оценки, а действием — усвоение содержания книги. Возможна, однако, ситуация, когда чтение само станет мотивом и увлечет учащегося настолько, что он сосредоточится на нем независимо от экзамена и отметки. Тогда произойдет «сдвиг» мотива (сдача экзамена) на цель (изучение содержания книги), т. е. появится новый мотив, а прежнее действие превратится в самостоятельную деятельность. Уже из этих простых примеров видно, насколько важно, изучая одни и те же объективно наблюдаемые действия, раскрывать их внутреннюю психологическую подоплеку. Обращение к деятельности как присущему человеку способу существования позволяет включить в широкий социальный контекст изучение основных психологических категорий (образ, действие, мотив, отношение, личность), образующих внутренне связанную систему, в которой и представлен предмет психологии как науки, его главные «блоки». Развитие русской психологической мысли в советский период шло в сложных социокультурных условиях. Октябрьская революция коренным образом изменила всю страну. Новые социальные проблемы возникли и перед учеными, в том числе психологами. Утвердился диктат марксизма как идеологии, поддерживаемой всей мощью тоталитарного государства. Философия марксизма содержала ряд постулатов, которые могли быть продуктивно применены в психологии, тем более, что мировая психология испытывала в начале XX века острейший кризис. Психология начинала свой путь в качестве самостоятельной науки с изучения сознания субъекта, каким оно открывается его «внутреннему взору» (самонаблюдению). Но логика развития науки привела к отказу от подобного взгляда на предмет и методы психологии. С одной стороны, «крестовый поход» против сознания начали американские психологи-бихевиористы, с другой — фрейдисты, согласно взглядам которых сознание вводит субъекта в заблуждение по поводу истинных мотивов его поведения, скрытых в недрах бессознательных инстинктов. Сокрушительный удар по исходной картине сознания как некоего строения, состоящего из «кирпичей» (ощущений) и «цемента» (ассоциаций) нанесла гештальтпсихология. Кризис науки требовал новых решений. Многие молодые русские психологи стали искать их в марксизме, привлекавшем установкой на объяснение зависимости психологии человека от социальной среды, акцентом на роли труда, практики в формировании личности и др. Наряду с этим, коренные сдвиги в обществе, где исповедовалась вера в грядущее с победой коммунизма царство свободы и справедливости, побуждали задуматься о лепте, которую психология способна внести в дело формирования нового человека. Оба эти обстоятельства—поиск новых идей, готовых вывести психологию из кризиса, и установка на преобразование психики людей средствами обновленной науки—стимулировали прогресс молодой советской психологии. Однако очень скоро появились признаки нарастающего запрета на свободную мысль. Первым сигналом стала высылка из страны в 1922 году большой группы выдающихся русских ученых, в идейных ориентациях которых власть усмотрела враждебность новому строю. Они были «изъяты» из отечественной культуры и общественной жизни без суда, по решению партийной верхушки. Среди высланных были ученые, трудам которых принадлежит достойное место в отечественной психологии: Семен Людвигович Франк (1877—1950), автор замечательной книги «Душа человека», скончавшийся в Лондоне; Иван Иванович Лапшин (1870—?), автор ряда работ по психологии научного и художественного творчества, близкий друг великого композитора Н. А. Римского-Корсакова, и многие другие. Это событие, ставшее зловещим предвестником расправы с любым инакомыслием (изгнанные ученые даже не были марксистами), может быть занесено первой строчкой в печальную летопись советской репрессированной науки. Термин «репрессированная наука» требует пояснения. Слово «репрессия» (от лат. «репрессио»—подавление) означает принятие карательных мер по отношению к отдельным людям или их группам. Применяя его, обычно имеют в виду различные формы преследования и наказания (высылка в эмиграцию, как в упомянутом случае, заключение в тюрьму, отправка в ГУЛАГ, расстрел, ссылка) государственными органами конкретных лиц. Оборот «репрессирования наука» имеет более широкий и общий смысл, подразумевающий деформацию под давлением партократической идеологии и ее карательного аппарата всего научного сообщества (с его ценностями, программными ориентациями, нормами общения и деятельности) и духовной жизни в целом. В первые послереволюционные годы исследовательская работа в психологии, в соответствии с государственно-партийным диктатом, могла вестись не иначе как «под знаменем марксизма». Этот лозунг стал названием журнала, призванного, согласно указанию Ленина, стать глашатаем «воинствующего материализма». С боевым призывом «создать марксистскую психологию» выступил Корнилов, вчерашний ученик Г. И. Челпанова. Изгнав последнего из созданного им института и став вскоре его директором, Корнилов объявил свою реактологию (см. выше) истинной, «марксистской» психологией. Справедливости ради надо отметить, что под знаком марксизма успешно развивались и более продуктивные психологические школы и направления: Басова, Выготского, Блонского и др. Сблизить свои концепции с марксизмом стремились и сторонники рефлексологии. В конце 20-х—начале ЗО.-х годов в стране произошел экономический, политический, идеологический переворот. Наступил беспредел сталинщины. В 1931 году Сталин продиктовал постановление ЦК ВКП (б) о журнале «Под знаменем марксизма». Прежняя брань, раздававшаяся со страниц этого журнала в адрес отечественных ученых (В. И. Вернадскому, например, инкриминировалась попытка спасти «разрушающееся здание буржуазной метафизики»), показалась недостаточно сильной. На сей раз Сталин потребовал начать глобальную войну на «два фронта» — против идеалистов и против «механицистов». Эта директива была немедленно воспринята как руководство к действию и в кругу психологов, среди которых нашлись любители разоблачения своих коллег. «Разоблачениям» придавали видимость дискуссий, извратив тем самым сущность этой важнейшей формы научного общения. За «механицизм» подверглись критике концепции Бехтерева, Корнилова и других. Психолог Б. Г. Ананьев обвинил в идеализме Выготского и его школу. Партийные организации чинили «суд» и «расправу». Под особое подозрение'попадал тот, кто, анализируя концепции западных психологов, не обличал их враждебную буржуазную сущность. Усердно культивировалась версия о несовместимости марксистской советской психологии и «прогнившей» буржуазной. Чтобы избежать полной изоляции отечественной науки от мировой, психологам приходилось прибегать к «обходным маневрам», в частности, отделять установленные факты от их теоретической основы, «отравленной» иедалистическим или иным «пагубным» влиянием. Новая волна репрессий обрушилась на психологию после постановления ЦК ВКП (б) о педологии (1936). К педологам были отнесены и многие лидеры психологии. Дело в том, что в педологии доминировали проблемы умственного развития, диагностики психических различий и прочие темы, издавна относившиеся к компетенции исследователей поведения и сознания. Партийное постановление в одночасье ликвидировало целую дисциплину, притом напрямую связанную с практикой обучения и воспитания. Началось «разоблачение» тех, в ком видели противников версий, официально одобренных партийным аппаратом. За критикой следовали пресловутые «организационные выводы»—изгнание из исследовательских учреждений, разгром научных школ, признанных одиозными и т. п. Все, на чем стоял гриф «педология», оказалось под запретом, в том числе работы выдающихся российских психологов, запрятанные на многие годы в «спецхраны». Вслед за педологией была уничтожена и имевшая большую практическую ценность психотехника (ее ведущего представителя И. Шпильрейна расстреляли), а затем и психология труда. Чтобы отправить миллионы рабов в ГУЛАГ, не требовалось психологических исследований личности, ее способностей, условий выработки навыков, изучения мотивации и других научных изысканий. Следующая глава в истории репрессированной психологии охватывает вторую половину сороковых годов. С этим периодом связаны так называемая «борьба с космополитизмом», когда отстаивание интернационального характера науки влекло за собой лишение права заниматься ею, а также организация (под непосредственным контролем Сталина) псевдодискуссий по различным наукам: биологии, физиологии, языкознанию. Во всех случаях патриотизм ученых усматривался не в обогащении мировой науки путем интеграции с ней, а в изоляции от нее. Зарубежные контакты стали восстанавливаться лишь в послесталинский период, когда русские психологи после нескольких десятилетий отсутствия появились на зарубежных конгрессах. С «потеплением» отношений между Россией и Западом происходили существенные сдвиги и в научных исследованиях, касавшихся конкретных психологических проблем. Однако атмосфера репрессированной науки не развеялась и в последующие годы. Миф о том, что марксистское учение о сознании — это особый, высший этап в развитии мировой психологической мысли, продолжал тяготеть над теоретической психологией. Он сопрягался с другим мифом, согласно которому советский человек представляет собой особую породу, обладающую уникальным психическим строем. Своего апогея проповедь этого мифа достигла в «творчестве» одного из партаппаратчиков, написавшего книгу «Советский человек» и удостоенного за это звания действительного члена Академии наук СССР. Пренебрежение догматической установкой на обусловленность сознания советского человека образом его жизни (который изображался высшим этапом в развитии человеческой культуры) грозило остракизмом. Принятие же ее преграждало путь к изучению реальных, «эмпирически данных» особенностей внутреннего мира и поведения людей в условиях тоталитарного общества. Но и в этих условиях, вопреки мифологизации и идеологизации знаний о человеческой личности, российская психология, используя «тактику выживания», добилась в ряде отраслей позитивных результатов, не уступающих по своей значимости достижениям мировой науки.
Рекомендуемая литература Английские материалисты 18 века / Под ред. Б. В. Мееровского. В 3 т.- М., 1968. Антология мировой философии. М., 1969, T.I,2. Богомолов А.С. Античная философия. М., 1985. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М.,1982. Грининг Т. История и задачи гуманистической психологии// Вопросы психологии.1988. № 4. Давыдов В. В. О перспективах теории деятельности// Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1993. № 2. Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней. М., 1990. Изучение традиций и научных школ в истории советской психологии/Под ред. АН Ждан. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. История зарубежной психологии (30-е - 60-е годы XX века): Тексты/Под ред П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан. М.: Изд-во Моск. унта, 1986. История становления и развития экспериментально - психологических исследований в России. Сборник научных трудов. М., 1990. Кольцова В.А. Системный подход и разработка проблем истории отечественной психологической науки// Психологич. журнал. 2002. Том 23. № 2. Крипнер К., Карвало Р. Проблема метода в гуманистической психологии// Психологич. журнал.1993. № 2. Лекторский В.А., Садовский В.Н. Основные рздеи «генетической эпистемологии» Жана Пиаже// Вопросы психологии.1961.№ 4.
Марцинковская Т.Д., Ярошевский М.Г. 50 выдающихся психологов мира. М.: Международная педагогическая академия, 1995. Найссер У. Познание и реальность.- М., 1981. Нарский И.С. Западноевропейская философия XVIII в. М, 1974. Научно-исследовательские материалы по истории российской психологии. В 3-х т. М., 1999-2001гг. Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против.- М., 1981. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории. Под ред. А.В. Брушлинского. М., 1997. Психология и марксизм (круглый стол)// Психологический журнал. 1993. № 1. Пузырей А.А. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского и современная психология. МГУ, 1986. Рассел Б. История западной философии. Новосибирск, 1994. Ром Харре. Вторая когнитивная революция// Психол. журнал. 1996.№ 2. Феофраст. Характеры. Л.: Наука, 1974. Флоренская Т.А. Социологизация фрейдизма в теориях личности
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |