Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы коллективов




Умови оптимального вибору і ефективного застосування методів виховання.

Оптимальний вибір методу характеризується такими умовами:

а) має органічно пов’язуватись з метою, яка стоїть перед школою; б) не універсалізувати якийсь із них, має бути система методів; в) вибір методу диктується конкретними завданнями і змістом виховного заходу; г) залежить від конкретних умов, в яких здійснюється виховний вплив; д) враховуються індивідуальні і вікові особливості учнів; е) динаміка, зрілість, організованість колективу; є) метод виховання і особистість вихователя.

Методи виховання в народній педагогіці “Добрий приклад, кращий за сто слів”, “Приклад кращий за правило”, “Бурчання наскучить, приклад научить” (приклад); “Шануй батька і матір”, “Поважай старших” (вимога); “Стид хоч і не дим, а очі виїсть”, “Раз на віку спіткнешся, та й то люди бачать” (громадська думка); “Перед ти як карати, полічи до ста”, “Злість – погана порадниця” (покарання); “Перехвалення – як пересолення” (заохочення); “Не вчи дитину штурханами, а добрими словами”, “Добрі діти доброго слова послухаються, а лихі й дрючка не бояться” (переконання).

 

Невзирая на многообразие видов и жанров художественной деятельности, можно все коллективы условно отнести к нескольким качественно различным уровням или ступеням.

К первой ступени относим те коллективы — вокальные, хоровые, драматические, цирковые, танцевальные, кино- и фотолю­бителей, изобразительного и прикладного искусства и т. п., в кото­рые принимают всех желающих заниматься художественной дея­тельностью. Подобные коллективы можно назвать коллектива­ми (кружками) начального типа. Состав их участников может быть как однородным, так и смешанным по возрасту, обра­зованию, профессиям, полу. Нередко участниками кружков этого типа являются те, кто учится или работает вместе в одном учебном заведении — школе, профессионально-техническом училище, сред­нем специальном или высшем учебном заведении, на одном пред­приятии, учреждении, в одном цеху, отделе, бригаде, отделении колхоза, совхоза, воинской части и т. п.

В учебно-образовательные и воспитательные задачи подобного коллектива входит знакомство с художественными произведениями, относительно несложными, разучивание и исполнение их, как пра­вило, перед «своими» зрителями, которые чаще всего знают участ­ников. Определенное внимание при этом уделяется овладению эле­ментарными основами анализа произведений, средствами и прие­мами их исполнения.

По мере накопления художественно-эстетического опыта круж­ковцы под руководством педагога постепенно переходят к осуществ­лению более сложных учебно-воспитательных и художественно-про­пагандистских задач, для них становится возможным достижение более высоких художественных результатов. Художественно-педагогическая деятельность кружковцев – важное средство проявления их общественной активности (участие в тематических вечерах, лекциях и беседах).

Из числа наиболее активных и проявивших склонности к опре­деленному виду художественной деятельности постепенно форми­руется группа участников, для которых художественные занятия становятся серьезным увлечением. Создаются предпосылки для формирования художественного коллектива второй ступени. Его условно можно назвать коллективом (кружком) повы­шенного типа. В подобных коллективах решаются более слож­ные учебно-воспитательные художественные задачи. В них занима­ются любители, которые проявили художественные способности и стремятся совершенствоваться в сфере досуга в любимом виде художественного творчества. В отличие от кружков начального типа в таких коллективах уделяется большее внимание художественно-тренажным упражнениям, изучению основ истории и теории вида искусства, усложняется художественно-исполнительский репертуар и повышается требовательность к его идейно-художественному во­площению и исполнению перед зрителями (слушателями). Большее внимание в коллективе повышенного типа уделяется различным формам художественной пропаганды: выступлениям не только пе­ред «своими» зрителями, но и перед теми, кто не знает участников, а также выездам с творческими отчетами, участию в общезавод­ских, районных, городских, общеинститутских концертах и выстав­ках, смотрах-конкурсах и т. п. Руководитель подобных коллективов должен обладать такой профессионально-педагогической квалификацией, чтобы он мог про­буждать и поддерживать стойкие эстетические устремления участ­ников, создавать возможности для их воспитания, развития и по­вышения уровня идейно-художественного исполнения произведе­ний.

Наряду с названными складываются и коллективы, которые ус­ловно можно отнести к третьей ступени, — это самодеятель­ные театры, ансамбли народного танца, оркестры, хоры и т. п. В них разучивается и исполняется репертуар, требующий сравни­тельно более глубокого понимания произведений художественной культуры. Учебно-образовательная и воспитательная работа в та­ких коллективах приобретает характер систематических занятий, на которых изучаются профильный вид и жанр искусства, техниче­ские и выразительные средства и т. п.

При наличии соответствующих условий усложнение видов учебно-художественной деятельности влечет за собою изменение педагогического состава. В таком случае во главе коллектива стоит ху­дожественный руководитель, осуществляющий общее художествен­но-педагогическое руководство.

Художественным руководителем подобного коллектива должен быть высококвалифицированный человек, имеющий специальную подготовку в области не только профильного вида и жанра искус­ства, но и истории, искусствоведения, художественной критики, эс­тетики, педагогики и психологии.

В таких коллективах можно выделить как бы два уровня. Пер­вый уровень — это начинающие коллективы, которые имеют срав­нительно небольшую историю своей художественной жизни и реша­ют идейно-художественные и учебно-воспитательные задачи средней сложности. Второй уровень — это коллективы, накопившие большой художественно-исполнительский опыт и состоящие из участников, прошедших хорошую школу сценической и художественной подготовки. Нередко, например, в одном и том же ансамбле танца один, из первичных коллективов может быть первого уровня, а другой — второго. В каждом из них качественно иначе строится
учебно-воспитательный процесс, создается свой художественный
репертуар, соответствующий возможностям и способностям его
участников.

Деление коллективов, конечно, условнее. Но оно необходимо, ибо открывает возможности для дифференцированного подхода к каждому из них. Коллективы высшей формы, например народные театры, оркестры, хоры, тан­цевальные ансамбли, являются методическими центрами для кол­лективов (кружков) в сельских клубах и домах культуры.

Как известно, за высокими показателями в идейно-художествен­ной и учебно-воспитательной работе лучшие коллективы получают почетное звание народных. Они являются маяками, с их достижениями соизмеряют свои успехи участники других коллективов. Лучшие коллективы становятся лауреатами районных, областных (краевых), республиканских, всесоюзных и международных конкур­сов народного творчества. Их программы передают по местному, Центральному телевидению, записывают на пластинки фирмы «Ме­лодия».

Кружки начального типа нередко возглавляют педагоги-об­щественники, коллективы первой и второй ступеней — чаще всего руководители, имеющие среднюю специальную подготовку, окончившие культурно-просветительное, музыкальное, театральное училище и т.д.

Во главе коллективов третьей ступени (первого и второго уровней), как правило, стоят руководители с высшим спе­циальным или со средним специальным образованием, имеющие большой опыт художественно-педагогической работы.

Дальнейшее повышение требований к идейно-художественному уровню и исполнительскому мастерству участников вызывает не­обходимость новых организационных форм, которые создавали бы наилучшие возможности для углубленного изучения искусства, овла­дения сложным арсеналом технических и художественно-образных средств. Поэтому наряду с существующими и развивающимися формами художественных коллективов создаются студии.

Студии имеют свою историю развития, являясь специфической формой обучения, образования и воспитания средствами искусства. Они возникают на основе стремления качественно повысить идейно-художественную подготовленность участников.

В отличие от ранее рассмотренных коллективов студии — это особые учебно-художественные заведения. В них по специальной программе изучают осно­вы теории и истории профильного вида искусства, большое внима­ние уделяется занятиям по овладению исполнительско-практическими навыками.

Студии осуществляют учебно-художественную, творчески поис­ковую и художественно-исполнительскую деятельность. Если мы обратимся к анализу многообразной прак­тики их работы, то среди них можно условно выделить ряд видов.

Первый вид — это студии, в которых участники под руководст­вом педагога (педагогов) изучают основы избранного вида искус­ства, формируют нравственно-эстетические начала художественной деятельности и внутриколлективной жизни. Нередко такие студии создаются при коллективах, в которых главный акцент делается на исполнительскую деятельность. Подобные студии призваны помочь коллективам подготовить участников для основного их состава.

Ко второму можно отнести студии, которые помимо учебно-вос­питательной работы ведут и большую исполнительскую деятель­ность. По мере накопления художественного опыта они демонстри­руют интересные сценические решения, которым присущ достаточ­но высокий уровень исполнительского мастерства, общей и художе­ственной культуры.

Третий вид — это студии, в которых ведущей является творче­ски поисковая деятельность. Они ставят своей целью эстетическое и нравственное воспитание и развитие участников, повышение идейно-художественного уровня исполнения произведений, творческий поиск в художественно-образном решении композиций. Подобные-студии фактически становятся творческими лабораториями и ма­стерскими: в них работают над новыми художественными произве­дениями. Студии знакомят зрителей с поисками и достижениями; в области определенного вида и жанра искусства, демонстрируют достаточно высокий уровень исполнения репертуара повышенной сложности. Студийцы часто широко участвуют в разных формах художественно-пропагандистской и агитационной деятельности. Во главе их, как правило, стоят профессионально подготовленные пе­дагоги. Студиями третьего вида часто руководят видные деятели профессионального искусства.

К. С. Станиславскому принадлежит развернутая характеристи­ка назначения студии как центра творчества и воспитания учащих­ся.

«Студия — это начальный этап, где должны быть собраны люди, совершенно сознательно отдавшие се­бе отчет в том, что вся жизнь человека — его собственное творче­ство... «Студия — не место для случайного прохождения ролей. Сюда нельзя прийти с желанием в такое-то время или для такой-то необходимости, про­диктованной случайными обстоятельствами, пройти ту или иную роль... Студиец — это тот, кто в своем искусстве видит дело своей жизни, тот, для кого студия — семья... Входя в студию, он должен заключать себя в круг красоты, высоких, чистых мыслей о своей работе и радоваться, что есть место, где он может объединиться с такими же стремящимися к красоте людьми, как он сам.

Студиец — это то развитие сознания человека, где идея любви к искусству, становясь руководящим началом, пробуждает у всех взаимное уважение и доброжелательность».

«Студия — это не -только дом культуры для вступающего туда человека, это и дом мудрого учителя, где любовь бережет обе сто­роны — учителя и ученика...».

Одна и та же студия может представлять собою коллектив, со­стоящий из нескольких первичных коллективов, каждый из которых можно отнести к различным видам. Так, например, в детской хоровой самодеятельной студии чаще всего имеются младшая, сред­няя и старшая группы хора. Фактически в студии занимаются школьники разных возрастов и различной музыкальной подготов­ленности в трех хоровых коллективах, постепенно «переходя» из одного в другой.

По отношению к другим коллективам художественной самодея­тельности того же вида и жанра искусства в районе, городе студии являются творческими лабораториями и мастерскими, становятся методическими центрами по распространению передового опыта учебно-воспитательной и художественно-творческой работы.

Таким образом, развитие художественного творчества идет по линии не только дифференциации форм, но и интеграции различных видов и жанров искусства и образования комплексных форм худо­жественного коллектива, в которых возникают условия для осуществления более сложных задач эстетического воспитания и достижения более высокого уровня исполнительской деятельности.

Рассмотрим теперь классификацию коллекти­вов по другим признакам.

По составу участников можно выделить смешанные и одно­родные коллективы. В смешанных занимаются участники разных возрастов, например от школьников до пенсионеров, различного образования и профессий. Такими бывают драматические, вокаль­ные, хоровые и оркестровые коллективы, коллективы изобразитель­ного и прикладного искусства. В однородных же коллективах тех же видов ис­кусства участвуют участники одного возраста. Эти формы характерны для профессионально-технических училищ: в них по преимуществу занимаются учащиеся первого года обучения.

Коллективы самодеятельности можно классифицировать и по ведущему виду учебной или профессиональной деятельности участников. Тогда различим коллективы само­деятельности, состоящие из учащихся и студентов — художествен­ная самодеятельность учебных заведений (школьных, профессио­нально-технических, среднеспециальных и высших), из людей одной или ряда родственных профессий — самодеятельность преподавате­лей школ, среднего, высшего учебного заведения, строителей, ма­шиностроителей, текстильщиков и т. п. Массовыми формами орга­низации являются цеховые коллективы художественной самодея­тельности — вокальные, хоровые, танцевальные, художественного чтения и т. п.

Следует различать также коллективы художественной самодея­тельности крупного, среднего и малого города, по­селка, села.

Если определяющим признаком считать п о л участников, то существуют женские, мужские и смешанные коллективы. Женские и мужские вокальные ансамбли и хоры, танцевальные и инструмен­тальные коллективы — примеры подобных форм организации.

В зависимости от ха р актера организации учебно-обра­зовательной и исполнительской деятельности художественное твор­чество может быть индивидуальным и групповым. Нередко инди­видуальное обучение сочетается с групповыми формами занятий. В коллективах вокальных, художественного чтения, баяна и аккор­деона и в ряде других индивидуальная форма работы с участника­ми является ведущей. В драматических, танцевальных, хоровых ансамблях учебно-воспитательная и исполнительская деятельность осуществляется преимущественно в групповых и коллективных формах, однако предполагаются и индивидуальные формы занятий.

По продолжительности функционирования следу­ет различать временные и постоянные коллективы художественной деятельности. Временные создаются в домах отдыха, санаториях, пионерских и спортивных лагерях, пансионатах, на базах отдыха и туристских базах. Постоянные действуют продолжительное время.

В клубном учреждении одного производственного коллектива, учебного заведения нередко взаимодействуют коллективы различ­ного уровня — от кружков начального типа до студий и театров.

 

Лекция 3.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1521; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.