КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Типы коллективов
Умови оптимального вибору і ефективного застосування методів виховання. Оптимальний вибір методу характеризується такими умовами: а) має органічно пов’язуватись з метою, яка стоїть перед школою; б) не універсалізувати якийсь із них, має бути система методів; в) вибір методу диктується конкретними завданнями і змістом виховного заходу; г) залежить від конкретних умов, в яких здійснюється виховний вплив; д) враховуються індивідуальні і вікові особливості учнів; е) динаміка, зрілість, організованість колективу; є) метод виховання і особистість вихователя. Методи виховання в народній педагогіці “Добрий приклад, кращий за сто слів”, “Приклад кращий за правило”, “Бурчання наскучить, приклад научить” (приклад); “Шануй батька і матір”, “Поважай старших” (вимога); “Стид хоч і не дим, а очі виїсть”, “Раз на віку спіткнешся, та й то люди бачать” (громадська думка); “Перед ти як карати, полічи до ста”, “Злість – погана порадниця” (покарання); “Перехвалення – як пересолення” (заохочення); “Не вчи дитину штурханами, а добрими словами”, “Добрі діти доброго слова послухаються, а лихі й дрючка не бояться” (переконання).
Невзирая на многообразие видов и жанров художественной деятельности, можно все коллективы условно отнести к нескольким качественно различным уровням или ступеням. К первой ступени относим те коллективы — вокальные, хоровые, драматические, цирковые, танцевальные, кино- и фотолюбителей, изобразительного и прикладного искусства и т. п., в которые принимают всех желающих заниматься художественной деятельностью. Подобные коллективы можно назвать коллективами (кружками) начального типа. Состав их участников может быть как однородным, так и смешанным по возрасту, образованию, профессиям, полу. Нередко участниками кружков этого типа являются те, кто учится или работает вместе в одном учебном заведении — школе, профессионально-техническом училище, среднем специальном или высшем учебном заведении, на одном предприятии, учреждении, в одном цеху, отделе, бригаде, отделении колхоза, совхоза, воинской части и т. п. В учебно-образовательные и воспитательные задачи подобного коллектива входит знакомство с художественными произведениями, относительно несложными, разучивание и исполнение их, как правило, перед «своими» зрителями, которые чаще всего знают участников. Определенное внимание при этом уделяется овладению элементарными основами анализа произведений, средствами и приемами их исполнения. По мере накопления художественно-эстетического опыта кружковцы под руководством педагога постепенно переходят к осуществлению более сложных учебно-воспитательных и художественно-пропагандистских задач, для них становится возможным достижение более высоких художественных результатов. Художественно-педагогическая деятельность кружковцев – важное средство проявления их общественной активности (участие в тематических вечерах, лекциях и беседах). Из числа наиболее активных и проявивших склонности к определенному виду художественной деятельности постепенно формируется группа участников, для которых художественные занятия становятся серьезным увлечением. Создаются предпосылки для формирования художественного коллектива второй ступени. Его условно можно назвать коллективом (кружком) повышенного типа. В подобных коллективах решаются более сложные учебно-воспитательные художественные задачи. В них занимаются любители, которые проявили художественные способности и стремятся совершенствоваться в сфере досуга в любимом виде художественного творчества. В отличие от кружков начального типа в таких коллективах уделяется большее внимание художественно-тренажным упражнениям, изучению основ истории и теории вида искусства, усложняется художественно-исполнительский репертуар и повышается требовательность к его идейно-художественному воплощению и исполнению перед зрителями (слушателями). Большее внимание в коллективе повышенного типа уделяется различным формам художественной пропаганды: выступлениям не только перед «своими» зрителями, но и перед теми, кто не знает участников, а также выездам с творческими отчетами, участию в общезаводских, районных, городских, общеинститутских концертах и выставках, смотрах-конкурсах и т. п. Руководитель подобных коллективов должен обладать такой профессионально-педагогической квалификацией, чтобы он мог пробуждать и поддерживать стойкие эстетические устремления участников, создавать возможности для их воспитания, развития и повышения уровня идейно-художественного исполнения произведений. Наряду с названными складываются и коллективы, которые условно можно отнести к третьей ступени, — это самодеятельные театры, ансамбли народного танца, оркестры, хоры и т. п. В них разучивается и исполняется репертуар, требующий сравнительно более глубокого понимания произведений художественной культуры. Учебно-образовательная и воспитательная работа в таких коллективах приобретает характер систематических занятий, на которых изучаются профильный вид и жанр искусства, технические и выразительные средства и т. п. При наличии соответствующих условий усложнение видов учебно-художественной деятельности влечет за собою изменение педагогического состава. В таком случае во главе коллектива стоит художественный руководитель, осуществляющий общее художественно-педагогическое руководство. Художественным руководителем подобного коллектива должен быть высококвалифицированный человек, имеющий специальную подготовку в области не только профильного вида и жанра искусства, но и истории, искусствоведения, художественной критики, эстетики, педагогики и психологии. В таких коллективах можно выделить как бы два уровня. Первый уровень — это начинающие коллективы, которые имеют сравнительно небольшую историю своей художественной жизни и решают идейно-художественные и учебно-воспитательные задачи средней сложности. Второй уровень — это коллективы, накопившие большой художественно-исполнительский опыт и состоящие из участников, прошедших хорошую школу сценической и художественной подготовки. Нередко, например, в одном и том же ансамбле танца один, из первичных коллективов может быть первого уровня, а другой — второго. В каждом из них качественно иначе строится Деление коллективов, конечно, условнее. Но оно необходимо, ибо открывает возможности для дифференцированного подхода к каждому из них. Коллективы высшей формы, например народные театры, оркестры, хоры, танцевальные ансамбли, являются методическими центрами для коллективов (кружков) в сельских клубах и домах культуры. Как известно, за высокими показателями в идейно-художественной и учебно-воспитательной работе лучшие коллективы получают почетное звание народных. Они являются маяками, с их достижениями соизмеряют свои успехи участники других коллективов. Лучшие коллективы становятся лауреатами районных, областных (краевых), республиканских, всесоюзных и международных конкурсов народного творчества. Их программы передают по местному, Центральному телевидению, записывают на пластинки фирмы «Мелодия». Кружки начального типа нередко возглавляют педагоги-общественники, коллективы первой и второй ступеней — чаще всего руководители, имеющие среднюю специальную подготовку, окончившие культурно-просветительное, музыкальное, театральное училище и т.д. Во главе коллективов третьей ступени (первого и второго уровней), как правило, стоят руководители с высшим специальным или со средним специальным образованием, имеющие большой опыт художественно-педагогической работы. Дальнейшее повышение требований к идейно-художественному уровню и исполнительскому мастерству участников вызывает необходимость новых организационных форм, которые создавали бы наилучшие возможности для углубленного изучения искусства, овладения сложным арсеналом технических и художественно-образных средств. Поэтому наряду с существующими и развивающимися формами художественных коллективов создаются студии. Студии имеют свою историю развития, являясь специфической формой обучения, образования и воспитания средствами искусства. Они возникают на основе стремления качественно повысить идейно-художественную подготовленность участников. В отличие от ранее рассмотренных коллективов студии — это особые учебно-художественные заведения. В них по специальной программе изучают основы теории и истории профильного вида искусства, большое внимание уделяется занятиям по овладению исполнительско-практическими навыками. Студии осуществляют учебно-художественную, творчески поисковую и художественно-исполнительскую деятельность. Если мы обратимся к анализу многообразной практики их работы, то среди них можно условно выделить ряд видов. Первый вид — это студии, в которых участники под руководством педагога (педагогов) изучают основы избранного вида искусства, формируют нравственно-эстетические начала художественной деятельности и внутриколлективной жизни. Нередко такие студии создаются при коллективах, в которых главный акцент делается на исполнительскую деятельность. Подобные студии призваны помочь коллективам подготовить участников для основного их состава. Ко второму можно отнести студии, которые помимо учебно-воспитательной работы ведут и большую исполнительскую деятельность. По мере накопления художественного опыта они демонстрируют интересные сценические решения, которым присущ достаточно высокий уровень исполнительского мастерства, общей и художественной культуры. Третий вид — это студии, в которых ведущей является творчески поисковая деятельность. Они ставят своей целью эстетическое и нравственное воспитание и развитие участников, повышение идейно-художественного уровня исполнения произведений, творческий поиск в художественно-образном решении композиций. Подобные-студии фактически становятся творческими лабораториями и мастерскими: в них работают над новыми художественными произведениями. Студии знакомят зрителей с поисками и достижениями; в области определенного вида и жанра искусства, демонстрируют достаточно высокий уровень исполнения репертуара повышенной сложности. Студийцы часто широко участвуют в разных формах художественно-пропагандистской и агитационной деятельности. Во главе их, как правило, стоят профессионально подготовленные педагоги. Студиями третьего вида часто руководят видные деятели профессионального искусства. К. С. Станиславскому принадлежит развернутая характеристика назначения студии как центра творчества и воспитания учащихся. «Студия — это начальный этап, где должны быть собраны люди, совершенно сознательно отдавшие себе отчет в том, что вся жизнь человека — его собственное творчество... «Студия — не место для случайного прохождения ролей. Сюда нельзя прийти с желанием в такое-то время или для такой-то необходимости, продиктованной случайными обстоятельствами, пройти ту или иную роль... Студиец — это тот, кто в своем искусстве видит дело своей жизни, тот, для кого студия — семья... Входя в студию, он должен заключать себя в круг красоты, высоких, чистых мыслей о своей работе и радоваться, что есть место, где он может объединиться с такими же стремящимися к красоте людьми, как он сам. Студиец — это то развитие сознания человека, где идея любви к искусству, становясь руководящим началом, пробуждает у всех взаимное уважение и доброжелательность». «Студия — это не -только дом культуры для вступающего туда человека, это и дом мудрого учителя, где любовь бережет обе стороны — учителя и ученика...». Одна и та же студия может представлять собою коллектив, состоящий из нескольких первичных коллективов, каждый из которых можно отнести к различным видам. Так, например, в детской хоровой самодеятельной студии чаще всего имеются младшая, средняя и старшая группы хора. Фактически в студии занимаются школьники разных возрастов и различной музыкальной подготовленности в трех хоровых коллективах, постепенно «переходя» из одного в другой. По отношению к другим коллективам художественной самодеятельности того же вида и жанра искусства в районе, городе студии являются творческими лабораториями и мастерскими, становятся методическими центрами по распространению передового опыта учебно-воспитательной и художественно-творческой работы. Таким образом, развитие художественного творчества идет по линии не только дифференциации форм, но и интеграции различных видов и жанров искусства и образования комплексных форм художественного коллектива, в которых возникают условия для осуществления более сложных задач эстетического воспитания и достижения более высокого уровня исполнительской деятельности. Рассмотрим теперь классификацию коллективов по другим признакам. По составу участников можно выделить смешанные и однородные коллективы. В смешанных занимаются участники разных возрастов, например от школьников до пенсионеров, различного образования и профессий. Такими бывают драматические, вокальные, хоровые и оркестровые коллективы, коллективы изобразительного и прикладного искусства. В однородных же коллективах тех же видов искусства участвуют участники одного возраста. Эти формы характерны для профессионально-технических училищ: в них по преимуществу занимаются учащиеся первого года обучения. Коллективы самодеятельности можно классифицировать и по ведущему виду учебной или профессиональной деятельности участников. Тогда различим коллективы самодеятельности, состоящие из учащихся и студентов — художественная самодеятельность учебных заведений (школьных, профессионально-технических, среднеспециальных и высших), из людей одной или ряда родственных профессий — самодеятельность преподавателей школ, среднего, высшего учебного заведения, строителей, машиностроителей, текстильщиков и т. п. Массовыми формами организации являются цеховые коллективы художественной самодеятельности — вокальные, хоровые, танцевальные, художественного чтения и т. п. Следует различать также коллективы художественной самодеятельности крупного, среднего и малого города, поселка, села. Если определяющим признаком считать п о л участников, то существуют женские, мужские и смешанные коллективы. Женские и мужские вокальные ансамбли и хоры, танцевальные и инструментальные коллективы — примеры подобных форм организации. В зависимости от ха р актера организации учебно-образовательной и исполнительской деятельности художественное творчество может быть индивидуальным и групповым. Нередко индивидуальное обучение сочетается с групповыми формами занятий. В коллективах вокальных, художественного чтения, баяна и аккордеона и в ряде других индивидуальная форма работы с участниками является ведущей. В драматических, танцевальных, хоровых ансамблях учебно-воспитательная и исполнительская деятельность осуществляется преимущественно в групповых и коллективных формах, однако предполагаются и индивидуальные формы занятий. По продолжительности функционирования следует различать временные и постоянные коллективы художественной деятельности. Временные создаются в домах отдыха, санаториях, пионерских и спортивных лагерях, пансионатах, на базах отдыха и туристских базах. Постоянные действуют продолжительное время. В клубном учреждении одного производственного коллектива, учебного заведения нередко взаимодействуют коллективы различного уровня — от кружков начального типа до студий и театров.
Лекция 3.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1556; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |