Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конкуренция, её виды и экономическая роль




 

I. Сущность и виды конкуренции.

II. Правила конкурентного поведения.

 

I. Сущность и виды конкуренции

Конкуренция (от лат. «concurare») – это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.

Борьба частных товаровладельцев за экономическое выживание и процветание – это закон рынка.

  Свободная конкуренция Абсолютная монополия
1. Число продавцов Много  
2. Барьеры входа на рынок и выхода из него Нет Есть (или нет вхождения)
3. Участие товаровладельцев в контроле над ценами Нет Есть

 

По масштабам развития конкуренция может быть:

· Индивидуальной

1 участник стремится выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг;

· Местной (территориальной);

· Отраслевой

например, в области строительства;

· Межотраслевой

несколько отраслей конкурируют за покупателя;

· Национальной

внутри страны;

· Международной.

 

По характеру развития конкуренция подразделяется на свободную и регулируемую.

По методам ведения рыночного соперничества: на ценовое (т.е. когда товаровладельцы снижают цены) и неценовое (за счет качества и лучших характеристик).

Свободная конкуренция означает:

1. На рынке имеется множество независимых товаровладельцев, самостоятельно решающих что производить и в каких количествах.

2. Никем и ничем не ограничен доступ на рынок и такой же выход из него всех желающих.

Свободное соперничество в современных условиях редкое явление. Его можно обнаружить, например, на рынке ценных бумаг и в соперничестве фермеров.

Отметим высказывание лауреата нобелевской премии Хаека «Общество, полагающееся на конкуренцию, быстрее других достигает своих целей».

 

II. Правила конкурентного поведения.

Индивидуальная конкуренция способна изменять цены только отдельных продавцов. В национальных масштабах конкуренция приводит в движение общую рыночную цену.

a) Индивидуальная конкуренция

1) Товаровладельцы должны учитывать уровень равновесной цены, отражающей равенство спроса и предложения, как норматив рационального разумно обоснованного хозяйства;

2) Чтобы «обхитрить» равновесную цену товаропроизводитель старается затрачивать на единицу продукции меньше ресурсов и создавать товары по более низкой себестоимости. Однако, он продает это изделие по общей для всех равновесной цене, в итоге образуется дополнительный доход в виде разницы между равновесной и индивидуальной цены;

3) При обострении борьбы соперники прибегают к методу ценовой конкуренции, иногда даже демпингу – продажа продукции по чрезвычайно низким (бросовым) ценам.

 

b) Национальная конкуренция

Важное значение имеет «критическая масса» участников рынка. Речь идет о таком числе собственников товаров и денег, которое может через массовый спрос и предложение воздействовать на уровень рыночной цены.

Национальная конкуренция отличается тем, что конкурентное сражение ведется на трех фронтах, иными слова «война» против всех.

1) Среди продавцов, все стремятся к выгоде от продажи товаров и не упускают возможность отбить покупателей у других соперников;

2) Среди покупателей, которые заинтересованы выгодно приобрести продукты и одновременно потеснить других претендентов

3) Главный фронт – между покупателями и продавцами, стоящих на противоположных позициях по отношению к уровню цены.

Национальная конкуренция является внутренним двигателем рыночного саморегулирования, которое закономерно воздействует на 3 направления: во-первых, она влияет на цены, предполагаемые продавцами и покупателями, во-вторых, устраняет нестабильное и неравное соотношение спроса и предложения в масштабе национального рынка, в третьих, приводит общую рыночную цену к точке равновесия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.