Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Монополия. Место и роль на рынке




Лекция № 8

 

I. Сущность и виды рыночной монополии.

II. Законы монопольного ценообразования.

III. Антимонопольная политика государства

IV. Современное состояние

 

I. Сущность и виды рыночной монополии.

От греч. «монос» - один, «полис» - продаю.

Это крупный собственник, который захватывает подавляющую часть рыночного пространства в целях своего обогащения.

Классификация:

1) По степени охвата экономики

- в масштабе определенной области

Абсолютная монополия – один продавец, доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт, продавец имеет полный контроль над количеством товара для продажи и его ценой.

- в масштабе национального хозяйства

Абсолютная монополия – в руках государства.

 

Монопсония (абсолютная) – один покупатель ресурсов-товаров.

 

Олигополия – это рынок, на котором господствующее положение занимает несколько крупных фирм.

 

Олигопсония – тип рыночной структуры, при которой существует группа покупателей определенного товара.

2) По характеру и причинам возникновения:

· Естественная монополия

При ней собственники и хозяйственные организации имеют в своем распоряжении редкие и свободно невоспроизводимые элементы производства. Также сюда относят целые отрасли, имеющие важное стратегическое значение для общества.

· Легальная монополия

Возникает на законном основании, например, патентная система, авторские права, торговые знаки.

· Искусственная монополия

Под этим условным названием имеется в виду объединения предприятий, создаваемых ради получения монополистических выгод:

- Создают барьеры для вхождения на рынок новых фирм;

- Ограничивают аутсайдеров;

- Создают очень высокий уровень технологий;

- Применяют более крупный капитал;

- Забивают новые фирмы хорошо поставленной рекламой.

3) По форме:

Картель – союз нескольких предприятий одной отрасли. Собственность на продукты раздельная, сами продают, но договариваются о квоте.

 

Синдикат – объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию, собственность сохраняется за участниками, а продукция продается из одной конторы.

 

Трест – монополия, в которой создается совместная собственность на средства производства и готовую продукцию.

 

Концерн – союз формально независимых предприятий обычно из разных отраслей национальной экономики, в рамках которого головная фирма организует финансовый контроль за всеми участниками.

 

Консорциум – временное соглашение между несколькими банкирами и предприятиями о совместном проведении финансовых или коммерческих операций большого масштаба.

 

II. Законы монопольного ценообразования

Монополии устанавливают рыночную цену, при этом они своеобразно используют зависимость цены от предложения и спроса. Например, они намеренно уменьшают продажу своих товаров, чтобы создать искусственный дефицит продуктов, что ведет к росту цены по предложению.

При каждом возобновлении процедуры роста цен монополия учитывает потери, которые она несет от уменьшения объема производства и продажи товара.

Монополия строго следит, чтобы выручка от продажи меньшего количества товаров покрывала потери и давала доход.

Монопсония своеобразно использует закон рыночной цены по массовому спросу. Она, например, заранее скупает сельскохозяйственное сырье по низким ценам, создавая большие запасы, а затем в период нового урожая устанавливает низкую цену на закупаемую продукцию.

Когда фирма одновременно является и монополией и монопсонией, она удваивает свой доход по принципу «ножницы цен», т.е. покупает дешево как монопсония и продает дорого как монополия.

Методы борьбы монополии с конкурентами:

· Хозяйственный бойкот

Частичный или полный отказ от экономических связей с аутсайдерами.

· Демпинг

Преднамеренная продажа товаров по бросовым ценам с целью разорения конкурентов.

· Ограничение продажи товаров самостоятельным фирмам

· Маневрирование ценами

Т.е. монополия продает мелким покупателям по высоким ценам, а крупным по скидкам.

· Использование финансовых средств борьбы с конкурентами

Например, спекуляция ценными бумагами на рынке

· Разорение конкурентов с помощью дозволенных и недозволенных законом средств с целью поглощения и присоединения их к монополии.

 

III. Антимонопольная политика государства

Несколько направлений:

1. Предотвращается абсолютная монополизация рынка;

2. Запрещается слияние конкурирующих компаний;

3. Запрещается установление монопольных цен;

4. Сохраняется и поддерживается конкуренция в цивилизованных формах.

 

IV. Современное состояние

1. Сравнительно небольшие остатки свободной конкуренции;

2. Острое противоборство монополий с аутсайдерами;

3. Соперничество крупных монополий на национальном и международном рынках;

4. Монополистическая конкуренция и соперничество между участниками олигополий;

5. Государственное ограничение монополии и защита конкуренции.

 

Лекция № 1 (семестр II)

Макроэкономика




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.