КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Национальная экономика и государство
I. Роль государства в рыночной экономике. II. Экономические функции государства. III. Формы, методы и инструменты государственного регулирования национальной экономики. IV. Экономическая политика государства.
I. Роль государства в рыночной экономике Негативные стороны действия системы рыночной экономики требуют вмешательства государства. Сторонник этого Кейнс. Негативные стороны рынка: - Рынок не способствует восстановлению и сохранению невостребованных ресурсов и защите окружающей среды; - Рынок не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству; - Рынок не имеет стимула для производства товаров и услуг коллективного пользования; - Рынок не гарантирует право на труд и доход; - Рынок не обеспечивает целенаправленного развития фундаментальных наук; - Рынок ориентирован не на производство социально – необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги. Лекция № 3 (семестр II) Исторически сложились два ведущих методологических подхода к регулированию рыночной экономики: 1) Кейнсианская школа; 2) Неоклассическая теория. Кейнсианская и неокейнсианская школа утверждает, что отслеживание состояния параметров рынка является одной из функций государства. Любое неравновесное воздействие должно быть зарегистрировано и посредством стройных стабилизаторов направлено на траекторию равновесного сбалансированного роста. Неоклассическая школа предполагает, что роль государства должна сводиться к фискальной и денежно-кредитной политики. В то же время, большинство экономистов этой школы считают, что государственное вмешательство все таки необходимо, как целенаправленное координирующее воздействие, направленное на достижение равновесного роста общей экономической системы. Генеральными целями государственного регулирования является достижение экономической и социальной стабильности, обеспечение конкурентоспособности национальной экономики. Экономическая безопасность адаптации рыночного механизма к различным ситуациям и увязка общественных и частных интересов. В современном мире можно выделить 2 модели государственного регулирования: 1) Реактивная позволяет четко реагировать на изменения и осечки рынка; 2) Проактивная Представляет собой предупреждение возможных сбоев и принятие превентивных мер.
II. Роль государства в рыночной экономике проявляется через различные виды деятельности: создание правовой основы для принятия экономических решений, стабилизация экономики, социальное ориентирование, распределение ресурсов, обеспечение социальной защиты и социальных гарантий. Выделяют следующие основополагающие группы экономических функций, выполняемых государством: - Поддержка функционирования рыночной системы путем обеспечения правовой базы и создание конкурентной среды; - Перераспределение дохода и богатства, корректировка распределения ресурсов; - Ограничение действия некоторых элементов рыночного механизма; - Достижение и сохранение национальных конкурентных преимуществ в мировой экономике. III. Осуществляя свои экономические функции, государство использует систему методов и инструментов, применение которых зависит от конкретной ситуации, сложившейся на рынке, но и как правило требуется комплексное применение. Способы делятся на законодательные, административные и судебные. Методы делятся на прямые (например, ограничение частного капитала, государственное предпринимательство) и косвенные, в том числе кредитно-денежные, налоговые, бюджетные, индикативное планирование. Инструменты: · Лицензирование, регистрация, запреты, лимиты цен, квотирование, минимум заработной платы; · Планы и комплексные программы, стандарты, тарифы, государственные инвестиции; · Учетная ставка, резервная ставка, операции открытого рынка, синьораш, валютные интервенции, кредитные льготы; · Налоговые ставки, таможенные пошлины, налоговые льготы; · Государственные заказы, займы, дотации, субсидии, компенсации; · Прогнозы и индикативные нормативы.
IV. Экономическая политика государства – это определенная регламентация норм и правил поведения хозяйственных субъектов посредством экономического инструментария. Экономическая политика включает: 1) Денежно-кредитную политику государства в составе инструментов: a) Нормирование банковских резервов; b) Варьирование учетной ставки банковского процента; c) Проведение операций на валютном рынке; 2) Денежную политику в составе инструментов: a) Регулирование государственных расходов; b) Осуществление государственных закупок; c) Выпуск государственных облигаций; d) Поддержка и регламентирование государством предпринимательства; 3) Фискальную политику в составе инструментов: a) Регулирование налогообложения граждан; b) Регулирование налогообложения юридических лиц 4) Социальную политику в составе инструментов: a) Минимальной ставки оплаты труда; b) Установления размеров пенсий, субсидий; 5) Внешнеэкономическую политику в составе инструментов: a) Установления таможенных пошлин и курса валют; b) Использование иностранных займов, инвестиций и валютных ограничений Лекция № 4 (семестр II)
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |