КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение в макроэкономику. Основные проблемы и показатели
I. Цели, задачи и проблемы. II. Валовой национальный продукт и национальный доход III. Совокупный спрос и совокупное предложение.
I. Цели, задачи и проблемы Макроэкономика – часть экономической теории, рассматривающая функционирование национальной экономики в целом. Макроэкономика решает следующие проблемы: 1) Определение объема и структуры национального продукта и дохода; 2) Выявление факторов, регулирующих занятость в масштабе национальной экономики; 3) Анализ природы инфляции; 4) Изучение причин циклических колебаний и конъюктурных изменений в экономике; 5) Исследование внешних экономических взаимодействий национальных экономик; 6) Теоретическое обоснование целей содержания и форм осуществления макрополитики государства. Субъекты макроэкономики: - Бизнес (предпринимательство, фирмы) - Домохозяйство – семья с доходами и расходами - Государство В макроэкономическом анализе национальная экономика выступает в виде системы взаимосвязанных рынков: 1) Рынок благ, на котором продаются и покупаются товары и услуги; 2) Рынок труда; 3) Рынок денег; 4) Рынок ценных бумаг. Большинство экономистов признает, что основной задачей макроэкономической политики должно являться повышение эффективности и социальной направленности функционирования рыночной экономики. Решение этой задачи предполагает достижение следующих целей: - Устойчивого экономического роста; - Полная занятость.
II. Валовой национальный продукт и национальный доход
Для измерения результатов функционирования национальной экономики используют различные макроэкономические показатели, часто их называют национальные счета: · Валовой национальный продукт (ВНП); · Валовой внутренний продукт (ВВП); · Чистый национальный продукт (ЧНП); · Национальный доход (НД). ВНП – это совокупная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в стране за год. ВНП определяется в рыночных целях и осуществляется двумя способами: 1) По сумме доходов экономических субъектов; 2) По сумме расходов экономических субъектов. Расчет по сумме расходов - суммируются следующие показатели: - Личные потребительские расходы (С); - Валовые частные внутренние инвестиции или расходы бизнеса (Ig); - Государственные расходы на покупку товаров и услуг (G); - Чистый экспорт, т.е. разница между экспортом и импортом (Xn).
ВНП = С + Ig + G + Xn Расчет по сумме доходов – учитываются следующие показатели: - Вознаграждение за труд наёмных работников (Z); - Рентные платежи (R); - Ссудный процент (K); - Прибль (Р); - Косвенные налоги (NБ); - Амортизационные отчисления (А)
ВНП = Z + R + K + P + NБ +А Существуют и другие методики расчета. ЧНП – представляет собой ВНП за вычетом суммы амортизационных отчислений. НД – это показатель, получаемый путем вычета из ЧНП косвенных налогов и прибавление государственных дотаций (ГД); это сумма доходов всех экономических субъектов, полученных в ходе производства ВНП. ЧНП = ВНП – А НД = ЧНП – NБ - ГД ВНП в системе национальных счетов исчисляется в текущих рыночных ценах, т.е. номинальный ВНП Для учета влияния инфляции на величину номинального ВНП необходим показатель, дающий качественную оценку изменений уровня цен на товары и услуги, т.е. дефлятор ВНП. Реальный ВНП = III. Совокупный спрос и совокупное предложение Совокупный спрос – это модель, представленная в виде кривой, которая показывает реальный объем НП, потребляемый при любом уровне цен. При прочих равных условия чем ниже уровень цен, тем больший объем производства будет потреблен. И наоборот, чем выше уровень цен, тем меньший объем производства будет потреблен.
Характер кривой и ее вид определяется тремя факторами: 1) Эффектом процентной ставки; 2) Эффектом богатства и реальных кассовых ставок; 3) Эффектом импортных закупок. Кроме вышеперечисленных относятся неценовые факторы: 1) Изменение потребительских расходов, т.е. путем изменения дохода, ожидания потребителя и налогов; 2) Изменение в инвестиционных расходах: a) Процентные ставки; b) Ожидания производителей; c) Технологии; d) Производственные мощности. 3) Изменения в государственных расходах; 4) Изменения в расходах на чистый объем экспорта. Совокупное предложение – это модель, представленная в виде кривой, которая показывает уровень наличного реального объема производства при каждом возможном уровне цен.
Состоит из трех отрезков: АВ – кейнсианский отрезок, отражающий состояние экономического спада; СД – классический отрезок, отражающий состояние полной занятости и полного объема производства; ВС – промежуточный отрезок, означающий переход от депрессивной экономики к экономики полной занятости. К нецнновым факторам, смещающих кривую, относятся: 1) Изменение цен на внешние и внутренние ресурсы; 2) Изменение производительности; 3) Изменение правовых норм. Пересечение кривых совокупного спроса и предложения определяет равновесный уровень цен и равновесный объем национального производства. Анализ последствий изменения совокупного спроса показывает, что при увеличении совокупного спроса повышается уровень цен, а уменьшение совокупного спроса не всегда приводит к падению цен в течение короткого периода. Некоторые экономисты усматривают в этом эффект храповика, который состоит в том, что цены легко повышаются, но с трудом понижаются.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 579; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |