Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение в макроэкономику. Основные проблемы и показатели




 

I. Цели, задачи и проблемы.

II. Валовой национальный продукт и национальный доход

III. Совокупный спрос и совокупное предложение.

 

I. Цели, задачи и проблемы

Макроэкономика – часть экономической теории, рассматривающая функционирование национальной экономики в целом.

Макроэкономика решает следующие проблемы:

1) Определение объема и структуры национального продукта и дохода;

2) Выявление факторов, регулирующих занятость в масштабе национальной экономики;

3) Анализ природы инфляции;

4) Изучение причин циклических колебаний и конъюктурных изменений в экономике;

5) Исследование внешних экономических взаимодействий национальных экономик;

6) Теоретическое обоснование целей содержания и форм осуществления макрополитики государства.

Субъекты макроэкономики:

- Бизнес (предпринимательство, фирмы)

- Домохозяйство – семья с доходами и расходами

- Государство

В макроэкономическом анализе национальная экономика выступает в виде системы взаимосвязанных рынков:

1) Рынок благ, на котором продаются и покупаются товары и услуги;

2) Рынок труда;

3) Рынок денег;

4) Рынок ценных бумаг.

Большинство экономистов признает, что основной задачей макроэкономической политики должно являться повышение эффективности и социальной направленности функционирования рыночной экономики.

Решение этой задачи предполагает достижение следующих целей:

- Устойчивого экономического роста;

- Полная занятость.

 

II. Валовой национальный продукт и национальный доход

 

Для измерения результатов функционирования национальной экономики используют различные макроэкономические показатели, часто их называют национальные счета:

· Валовой национальный продукт (ВНП);

· Валовой внутренний продукт (ВВП);

· Чистый национальный продукт (ЧНП);

· Национальный доход (НД).

ВНП – это совокупная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в стране за год.

ВНП определяется в рыночных целях и осуществляется двумя способами:

1) По сумме доходов экономических субъектов;

2) По сумме расходов экономических субъектов.

Расчет по сумме расходов - суммируются следующие показатели:

- Личные потребительские расходы (С);

- Валовые частные внутренние инвестиции или расходы бизнеса (Ig);

- Государственные расходы на покупку товаров и услуг (G);

- Чистый экспорт, т.е. разница между экспортом и импортом (Xn).

 

ВНП = С + Ig + G + Xn

Расчет по сумме доходов – учитываются следующие показатели:

- Вознаграждение за труд наёмных работников (Z);

- Рентные платежи (R);

- Ссудный процент (K);

- Прибль (Р);

- Косвенные налоги (NБ);

- Амортизационные отчисления (А)

 

ВНП = Z + R + K + P + NБ

Существуют и другие методики расчета.

ЧНП – представляет собой ВНП за вычетом суммы амортизационных отчислений.

НД – это показатель, получаемый путем вычета из ЧНП косвенных налогов и прибавление государственных дотаций (ГД); это сумма доходов всех экономических субъектов, полученных в ходе производства ВНП.

ЧНП = ВНП – А

НД = ЧНП – NБ - ГД

ВНП в системе национальных счетов исчисляется в текущих рыночных ценах, т.е. номинальный ВНП

Для учета влияния инфляции на величину номинального ВНП необходим показатель, дающий качественную оценку изменений уровня цен на товары и услуги, т.е. дефлятор ВНП.

Реальный ВНП =

III. Совокупный спрос и совокупное предложение

Совокупный спрос – это модель, представленная в виде кривой, которая показывает реальный объем НП, потребляемый при любом уровне цен.

При прочих равных условия чем ниже уровень цен, тем больший объем производства будет потреблен. И наоборот, чем выше уровень цен, тем меньший объем производства будет потреблен.

 
 

 


Характер кривой и ее вид определяется тремя факторами:

1) Эффектом процентной ставки;

2) Эффектом богатства и реальных кассовых ставок;

3) Эффектом импортных закупок.

Кроме вышеперечисленных относятся неценовые факторы:

1) Изменение потребительских расходов, т.е. путем изменения дохода, ожидания потребителя и налогов;

2) Изменение в инвестиционных расходах:

a) Процентные ставки;

b) Ожидания производителей;

c) Технологии;

d) Производственные мощности.

3) Изменения в государственных расходах;

4) Изменения в расходах на чистый объем экспорта.

Совокупное предложение – это модель, представленная в виде кривой, которая показывает уровень наличного реального объема производства при каждом возможном уровне цен.

 
 

 


Состоит из трех отрезков:

АВ – кейнсианский отрезок, отражающий состояние экономического спада;

СД – классический отрезок, отражающий состояние полной занятости и полного объема производства;

ВС – промежуточный отрезок, означающий переход от депрессивной экономики к экономики полной занятости.

К нецнновым факторам, смещающих кривую, относятся:

1) Изменение цен на внешние и внутренние ресурсы;

2) Изменение производительности;

3) Изменение правовых норм.

Пересечение кривых совокупного спроса и предложения определяет равновесный уровень цен и равновесный объем национального производства.

Анализ последствий изменения совокупного спроса показывает, что при увеличении совокупного спроса повышается уровень цен, а уменьшение совокупного спроса не всегда приводит к падению цен в течение короткого периода. Некоторые экономисты усматривают в этом эффект храповика, который состоит в том, что цены легко повышаются, но с трудом понижаются.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 561; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.