Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Таксономия целей процесса обучения




Понятие процесса обучения. Понятие цели обучения.

Деятельность учителя и деятельность ученика в процессе обучения

Процесс обучения с позиции теории познания включает в себя два разнонаправленных процесса: учение и преподавание. При характеристике учения необходимо различать два его вида: учение обучающегося и познание ученого (по месту обучения они будут родственными). Их отличительная характеристика заключается в том, что ученый познает объективно новое, а ученик субъективно новое, поэтому в познании ученого опосредованное общение, межличностные отношения фактически не имеют значения, влияния, а в учении обучающегося именно они будут иметь и подчас имеют самое большое значение.

Обучение – это всегда процесс. Сущность дидактического процесса заключается в преодолении противоречий, они выступают движущими силами процесса обучения. Основным дидактическим противоречием является противоречие между желанием знать (уметь) и невозможностью реализации этого знания (умения).

Деятельность учителя – преподавание, своей целью имеет управление активностью и познавательной деятельностью обучаемых. В процессе обучения преподаватель перед учениками ставит познавательные задачи, организует анализ дидактических ситуаций, усложняет, упрощает, анализирует, синтезирует, классифицирует их, руководит поиском их решения, используя все многообразие дидактических методов, средств и форм. Преподавание как деятельность включает в себя следующие этапы: планирование, организация, регулирование, контроль и оценка результатов.

Учение своей целью имеет познание, сбор и переработку информации об окружающем мире, выраженные в знаниях, умениях и навыках, а также общие развитие личности. Старый педагогический сбор: что лучше, количество знаний или умение их перерабатывать? Учение, как деятельность включает в себя следующие компоненты: мотивация учебной деятельности; познавательная потребность познавательный интерес; содержание учебной деятельности и характер отношений в процессе обучения; учебные действия; контроль и самоконтроль результатов.

Цель и содержание процесса обучения

План:

1) Понятие процесса обучения. Понятие цели обучения. Таксономия целей процесса обучения

2) Сущность содержания процесса обучения, его компоненты

3) Источники и факторы отбора содержания процесса обучения

4) Документы, регламентирующие содержание процесса обучения

Цель обучения является системообразующим компонентом процесса обучения. Цель обучения

а) как социального явления зависит от социального заказа, особенностью экономической ситуации в стране

б) как личностного феномена зависит от особенностей конкретного учебного заведения, образовательной системы в целом, особенностей целей совокупности учебных программ (включая все уровни).

в) изучение конкретных курсов (первые два курса обучения в университете)

Цель обучения – это представление о результате процесса обучения. Процесс постановки цели называется целеполаганием. Выделяются различные подходы к целеполаганию в процессе обучения

- через деятельность ученика (цель будет направлена на учение ученика решать уравнение)

- через деятельность учителя

- через характеристику психических новообразований ученика

- через конкретные результаты учебных действий ученика (считается самым правильным и мы так будем считать, «что обучающийся научиться делать в конце занятия?»)

Впервые попытку рассмотреть учение через результат учебных действий предпринял американец Блум в 50-е годы XX столетия. Он анализировал учеников после занятий, и в зависимости от результата делил на 3 группы: сильные, средние, слабые. По его измерениям около 5% учеников были одаренные, еще 5% слабые («отбросы процесса обучения», бесполезно обучать), оставшиеся 90% были среднего уровня, у них вырабатывается общий средний темп процесса обучения (учитель должен на них ориентироваться). В СССР она не могла быть принятой. Идея разности до сих пор обсуждается. С одной стороны это не гуманно, нет отдельных коррекционных классов и нет поддержки одаренности (70% одаренности стирается). Учителю не предлагается работать на разных уровнях таксономии. Само построение учебного материала не стимулирует его на увеличение КПД. Практика сильно отстает от теоретической науки.

Теорию Блума разрабатывает целый ряд ученых, Кларин, Краевкий и другие.

Цель как дидактическая теория распадается на уровни. Выделение уровней в структуре целей обучения, которые выстраиваются в иерархию называется таксономией. Таксономия целей обучения должна охватывать все сферы личности: когнитивную (сфера рационального мышления), эмоционально-волевую и деятельностную. Однако на начало XX общепринятая таксономия принята только для когнитивной сферы Таксономия целей обучения в когнитивной сфере включает в себя 6 уровней:

1) Знания, т.е. запоминание и воспроизведение изученного материал от конкретных фактов до целостных теорий.

2) Понимание, т.е. преобразование информации их одной формы в другую, умение ее интерпретировать, толковать (умение рассказать своими словами).

3) Применение – использование учебного материала в иных ситуациях. Современная теория обучения говорит, что современный процесс обучения реализуется в лучшем случае на первом и втором уровне.

4) Анализ – вычленение частей из целого, выявление взаимосвязей между частями, осознание принципов организации целого. Анализ как цель процесса обучения, детальная обработка.

5) Синтез – комбинирование частей с целью получения нового целого, с характеристикой взаимосвязей и прогнозов развития. Новое целое это изобретение, с другой стороны реферат тоже новое целое, т.к. обобщаются различные источники.

6) Оценка предполагает наличие всех вышеперечисленных параметров плюс собственные оценочные суждения на основе четких внешних и внутренних критериев.

Творческое задание №2:

Проанализируйте 3 дидактических ситуации (связанной с урочной деятельностью), выделив основные дидактические категории: цель, содержание, метод, средства, форма, результат обучения.

Сущность содержания процесса обучения, его компоненты

Цель процесса обучения проявляется в содержании. Содержание процесса обучения – это объем учебной информации и способов деятельности, которые необходимо передать от учителя к ученику. Исторически выделяются две основные теории содержания процесса обучения:

1) Личностная теория, в рамках которой определяющим является не то чему учат, а то каким становится человек.

2) Теория формального образования, в рамках которой важнейшим является количество знаний, фактов, теорий

В современной России обучение рассматривается как фактор общественного и экономического прогресса страны (т.е. его социальная ценность, чем больше знанием, тем больше отдачи) и как фактор личной самореализации, самовыражения (т.е. личностная ценность).

Таким образом, обучение рассматривается как часть культуры. Содержание процесса обучения с позиции культурологического подхода рассматривается как фактор воспроизведения и развития культуры этноса и человечества. Исходя из этого содержание процесса обучения включает в себя:

- знание о природе, обществе, мышление, которые выступают основой научного мировоззрения каждой конкретной личности;

- система способ деятельности (умений и навыков). Умения это способы действия на основе знаний, навык - умение, доведенное до автоматизма.

- опыт творческой деятельности (развитие культуры и опыта конкретной личности)

- опыт эмоционально-ценностного отношения к миру (опыт лучше воспринимается на уровне эмоций, ситуаций)

Знания бывают разных видов (знания - проверенные и доказанные истины – приближенное определение).

1) Понятия и термины (термин – понятие)

2) Факты. Бывают фактами действительности и научными фактами

3) Законы. Подразделяются на законы действительности и законы науки

4) Теории. Это последовательность научных доказательств, рассуждений, которые характеризуются стройностью и законченностью.

5) О способах деятельности

6) Оценочные знания. Главное – знание эталона

Способы деятельности могут быть:

1) Интеллектуальные

2) Практические

3) Предметные (характерны для конкретной области)

4) Обще учебные

Научить творчеству человека нельзя, но выделяются элементы творческой деятельности (процедуры), которые могут быть освоены личностью:

1) Самостоятельный перенос знаний и умений в незнакомую ситуацию

2) Видение проблемы в известной ситуации

3) Видение новой функции объекта

4) Видение структуры объекта

5) Видение возможных вариантов решения задачи

6) Применение нового способа решения задач

Что касается четвертого элемента содержания, то он характеризует эмоциональную сферу личности и рационально охарактеризован быть не может.

Источники и факторы отбора содержания процесса обучения

В процессе обучения выделяют источники и факторы отбора содержания. Основным источником является культура. Фактор – это то что, что влияет на что-то, вне зависимости не от чего. Основными факторами отбора содержания процесса обучения являются:

1) Потребности общества

2) Закономерности и принципы процесса обучения

3) Возрастные и индивидуальные особенности обучающихся

Документы, регламентирующие содержание процесса обучения

Основными документы, регламентирующими содержания процесса обучения являются

1) Государственный образовательный стандарт

2) Учебный план

3) Учебная программа

4) Учебники и учебные пособия

Государственный образовательный стандарт это основной документ, который характеризует уровень требований подготовки выпускника, соответствующие этим требованиям условия процесса обучения, а также методов и средств обучения и контроля. В настоящее время в РФ происходит смена поколений государственных образовательных стандартов. Принимается второй стандарт средней школы, в том числе старшего звена. В высшем профессиональном образования вступят стандарты третьего поколения (2011г). Не будет детализации. Но это будет потом…

В содержательном аспекте стандарт предусматривает:

- владение базовыми понятиями

- знание основных теорий и концепции изучаемой науки

- умение применять научные знания на практике

- наличие собственных суждений в сфере изучаемой науки

- знание основных проблем науки

- владение технологией самообразования

Формально государственный образовательный стандарт включает описание содержания обучения на каждом этапе, требования к минимальной допустимой подготовке обучающихся и максимально допустимый объем учебной нагрузки.

На основе стандарта вырабатывается учебный план конкретного образовательного учреждения. Учебный план – это документ, определяющий список учебных дисциплин, их распределение по годам, недельное, семестровое и годовое количество времени, отводимое на изучение дисциплины.

Учебный план инвариантную часть (неизменяемую, 60% учебного времени) и вариативную часть (региональный – 20% и местный – 20% учебного времени). На основе учебного плана составляются учебно-методические комплекты (комплексы), основным элементом которого выступает учебная программа. Учебная программа отражает конкретное содержание материала, его объем, логику рассуждения, и количество часов. Структурно учебная программа включает пояснительную записку (аннотацию), собственно программу (содержание) и методические рекомендации по организации этого материала.

Конкретизация программ осуществляется в учебниках и учебных пособиях. Учебник – это основное средство обучения, основной источник учебной информации. Главный компонент учебника – текст. Вспомогательные компоненты: аппарат организации усвоения; иллюстрации; аппарат ориентировки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2092; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.