Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие формы организации процесса обучения




Формы организации процесса обучения

Средства обучения и их типология

Это источники получения учебной информации, формирования умений, это предметы материального мира или ситуации, которые педагог преднамеренно включает в учебный процесс.

Основными функциями средств обучения являются:

- удовлетворения познавательных интересов учащихся

- повышение наглядности обучения (что делает его более доступным)

- увеличение доли самостоятельности в обучении

Типология средств обучения включает (Оконь):

- объекты окружающей среды, взятые в натуральном или специально препарированном для целей обучения виде

- действующие модели (агрегаты)

- макеты и муляжи

- приборы и приспособления для учебных экспериментов

- графические средства (карты, картины, диаграммы, таблицы)

- технические средства обучения (механические; аудиальные; аудиовизуальные; средства автоматизирующие процесс обучения)

- учебники и учебные пособия (методические пособия, книги для чтения, хрестоматии, словари)

- устройства для индивидуального контроля знаний учащихся (перфокарты)

План:

1) Понятие формы организации процесса обучения

2) Характеристика классно-урочной системы, ее историческое развитие

3) Характеристика лекционно-семинарской системы

Формы организации процесса в современной педагогике трактуются по-разному:

- как внешнее очертание

- как способ существования и выражения содержания

- как внутренне устройство чего-либо

В теории педагогики форма обучения понимается как конструирование, композиция какого-то содержания обучения в определенных условиях. Таким образом, форма соединяет в себе ответы на вопросы «Когда, Где, и Кто обучается?». Традиционно формы обучения разделяются в зависимости от количества обучающихся и называя индивидуальные, групповые и массовые. В настоящее время в типологии форм обучения учитывают не только количество обучающихся, но и степень самостоятельности в учебном процессе, а также соотношение индивидуальных и групповых видов деятельности. В связи с этим выделяются 3 основные формы процесса обучения:

- Индивидуальное обучение

- Классно-урочное обучения

- Лекционно-семинарское обучение

Характеристика классно-урочной системы, ее историческое развитие

Исторически первой сложилась индивидуальная форма обучения (1 учитель учит одного ученика). Долго существовала сама по себе. К X веку распространенной становится индивидуально-групповая система обучения (1 педагог работает индивидуально по очереди с учениками, находящимися в группе). Просуществовала около 6 веков. Из нее выделилась групповая форма обучения (1 педагог работает с группой учащихся).

В конце 16-начале 17 из групповой формы обучения вырабатывается классно-урочная система. Автор: Яномос Каменский

Основные признаки классно-урочной системы:

- постоянная группа учащихся (класс, объединяет воспитанников приблизительно одного возраста и одного уровня развития)

- учебное занятие (урок, продолжительностью 40-45 минут, посвящено определенной теме, логически законченной внутри себя)

- наличие строгого расписания занятий (чередование уроков)

- ведущая роль учителя

- систематическая проверка и контроль деятельности учеников

Учитель получает возможность одномоментно работать со всей группой по одному материалу, а это позволяет ускорить процесс обучения, хотя классно-урочная не очень быстро прижилась. Екатерина рекомендовала ее в школах только в конце 18 века. Сразу же у нее появилась противники и она критиковалась по двум признакам:

- за недостаточное внимание индивидуальности

- необходимость одновременного обучения еще большего количества людей (государственная экономия)

Эти проблемы стоят до сих пор. На волне этой самой критике появились ее модификации.

В Европе и США были разработаны различные классификации классно-урочной системы. В начале 19 века священником Александром Беллом и учителем Дж. Ланкастером была разработана теория взаимного обучения, которая вошла в историю, как «Белл-Ланкастерская форма обучения». Учитель натаскивал наиболее сильных учеников по определенной теме, а затем эти сильные ученики работали с сильными и слабыми. Очень хорошо прижилась в британских колониях, в Индии. На материки не очень была распространена.

Еще одна модификация возникла в конце 19 века: Боттавская система. По ней учитель в процессе обучения выделял группы более сильных учеников, и последующий материал проходил с сильными, а со слабыми занимались ассистенты.

В XX веке возникла система индивидуализированного образования Э. Паркхерст г. Дальтон, получившая название «Дальтон-план», также называли системой мастерских. По ней высококвалифицированный учитель проводит 2-3 консультации, лекции высоко теоретического плана с группой учеников, затрагивая разные проблемы (тогда не было предметного подхода к обучению, было комплексное). Потом в группу приходили ассистенты и делили группу по интересам. Каждая группа выбирала себе проблему, выбирала гипотезу решения этой проблемы, решала ее. В итоге она должна была показать проект, как-либо итог. Затем подводились итоги совместной работа, каждая группа отчитывалась о своем аспекте проблемы и преподаватель подводил общие итоги работы, систематизируя все полученные знания. Он был очень популярен в довоенной Америке, именно в то время учебные заведения «обросли» лабораториями, библиотеками, площадками и т.п.

В СССР существовал аналог «Дальтон-плана», пол названием «Бригадно-лабораторного метода», в рамках которого группа учеников это лаборатория, учитель вводил проблемы, затем ученики делились на интересующие проблемы и решали их. Отличие в том, что выдвигался руководитель бригады и отчитывался за выполнение задания на общем собрании лаборатории. Очень быстро выяснилось, что оценка зависела исключительно от бригадира, абитуриенты с отличными аттестатами по сути ничего не знают. В 1936г вышло постановление, которое запрещало использование бригадной формы обучения. С 1937г возвращают предметное образование и классно-урочную систему в чистом виде.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 721; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.