Самосознание и самооценка личности.
Самосознание (Я – концепция) – это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свои взаимоотношения с другими людьми и относится к себе.
Структурными компонентами самооценки являются:
-временные образования (прошлое, настоящее и будущее)
-социальное пространство: а) самость личности, – что человек из себя представляет; б) долг перед людьми, перед обществом; в) права среди других людей.
-признание человека как личности: а) признание человека обществом; б) признание себя как представителя определенного пола; в) признание своего имени, внутренней установки, поведения.
Один из самых авторитетных исследователей феномена самосознания И. С. Конн считал, что самосознание формируется в отношении с другими людьми.
Современная психология выделяет 3 уровня самосознания:
-когнитивный – это понятие о своей внешности, темпераменте, личностных качеств, положении в обществе;
-эмоциональный – включает в себя самоуважение, себялюбие, самовосприятие и т. д.;
-оценочно – волевой – понятие самооценки, стремление повысить самооценку, завоевать уважение других людей и т. д.
Таким образом, в основе самосознания лежит самооценка, которая является устойчивым и вместе с тем динамичным, подвижным образованием и развивается на протяжении всей жизни человека.
Самооценка тесно связана с механизмом рефлексии, с помощью которой и происходит осознание себя, т. е. понимание себя через отношение к нам других людей и через анализ последствий наших поступков для себя и для других людей. Благодаря рефлексии человек также стремится понять других людей и их отношение к нему.
Самооценка выполняет регуляторную функцию. Она создает основу для восприятия собственного успеха и неуспеха, достижения целей определенного уровня, т. е. уровня притязаний личности – это желаемый уровень самооценки личности. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и др.). Исследование уровня притязаний личности позволяет лучше понять мотивацию поведения человека.
1. История и современные теории личности.
2. Проблема соотношения биологического и социального в личности.
3. Раскрыть различные взгляды на природу активности личности.
ЛИТЕРАТУРА:
Общая психология. Курс лекций / Под ред. Рогова Е.И. Москва, 1995г.
Краткий словарь системы психологических понятий. Платонов К.К. М: Высшая школа, 1995г.
Немов Р.С. Психология ч.1 М: Просвещение 1994г.
Дорожина К.П. Роль социальных и биологических факторов в развитии ребенка М: Медицина, 1983.
Л.Хьелл, Д.Зиглер Теории личности Санкт-Петербург, 1999г.
Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекция, практика. М: Логос, 1995г.
Общая психология / Под ред. Петровского А.В.. М: Просвещение, 1976г.
Маклаков А.Г. Общая психология. Санкт–Петербург, 2000г.
Гамезо М.В., Домашенко М.А. Атлас по психологии Москва, 1998г.
Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. Педагогика-Пресс, 1996г
Рейнвальд Н.И. Психология личности. М., 1983г.
Мерлин В.С. Личность как предмет психологического исследования. – Пермь, 1988г.
|
|
|
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет