Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Индивидуальности человека




Темперамент как основа для формирования

Понятие о темпераменте. Взгляды психологов на различные концепции темпераментов. Свойства темпераментов. Характеристика различных типов темпераментов.

 

 

Понятие о темпераменте.

 

В мире нет двух людей с совершенно одинаковыми кожными узорами на пальцах рук, на дереве нет двух совершенно одинаковых листьев. Так и в природе, не существует абсолютно одинаковых человеческих личностей – личность каждого человека неповторима. Однако различные свойства человека не случайно сочетаются друг с другом, а закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию, структуру, характеризующую различные типы темперамента.

Под темпераментом понимают индивидуально-типические свойства человека, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента.

Идея и учение о темпераменте в своих истоках восходит к работам древнегреческого врача Гиппократа. Он полагал, что темперамент определяется нарушением пропорции четырех жидкостей в теле: крови (по-латыни “сангвис”), лимфы (по-гречески “флегма”), желчи (по-гречески “холе”) и черной желчи (по-гречески “мелана холе”). Исходя из его учения, врач Клавдий Гален разработал первую типологию темпераментов. В отличие от Гиппократа он характеризует типы темперамента, наряду с физическими свойствами, психологическими и даже нравственными. В научной психологии представление о темпераменте как обусловленном сочетанием жидкостей в организме получило наименование гуморальной (жидкостной) теории индивидуальных различий людей.

Немецкий философ И.Кант в конце ХVIII века характеризует темперамент только как психические свойства. И вплоть до новейшего времени характеристика темперамента оставалась преимущественно психологической. В современной психологии пользуются классификацией, предложенной И. Кантом. Кант разделял темпераменты человека (проявление темперамента можно заметить и у высших животных) на два типа: темпераменты чувства и темпераменты деятельности.

Личностью человек не рождается, а становиться ею постепенно. Но еще раньше, чем человек станет личностью, у него наблюдаются индивидуальные особенности психики. Эти особенности психики весьма консервативны, устойчивы. Они образуют у каждого человека своеобразную психологическую почву, на которой впоследствии вырастают свойства личности, которые у всех разные. Эти свойства называют индивидуально – типические свойства. Как пишет Кант в своей работе: “О темпераменте”, можно установить только четыре простых темперамента: сангвинический, флегматический, холерический, флегматический.

 

Взгляды психологов на различные концепции темпераментов.

Исследователи постоянно пытаются упорядочить, систематизировать, сгруппировать различные физиологические функции, телосложения людей и соотнести их с поведением. Так возникали самые различные типологии темперамента. Наибольший интерес представляют те из них, в которых свойства темперамента, понимаемые как наследственные или врожденные, связывались с индивидуальными различиями в особенностях телосложения. Такие типологии получили название конституционных типологий. Наиболее известная из них, типология, предложенная немецким ученым Э Кречмером, которую он изложил в своей работе: ”Строение тела и характер”. Он считал, что люди с определенным типом телосложения имеют определенные психические особенности. Им было выделено 4 конституционных типа:

1. Астеник – человек хрупкого телосложения, с плоской грудной клеткой, узкими плечами, удлиненными и худыми конечностями, вытянутым лицом, но сильно развитой нервной системой и головным мозгом.

2. Пикник – человек маленького или среднего роста, с выраженной грудной клеткой, с большим животом, круглой головой на короткой шее.

3. Атлетик – человек с крепким скелетом, выраженной мускулатурой, пропорциональным крепким телосложением, широким плечевым поясом.

4. Диспластик – человек с неправильным телосложением.

С выделенными типами строения тела Кречмер соотносил определенные типы личности.

Астеническое телосложение имеет шизотимик, он замкнут, склонен к размышлениям, к колебаниям эмоций, упрям, с трудом приспосабливается к окружению.

В отличии от него, атлетическим телосложением обладает иксотимик. Это спокойный, маловпечатлительный человек со сдержанными жестами и мимикой, часто мелочный. Пикническое телосложение имеет циклотимик, его эмоции колеблются между радостью и печалью, он общителен, откровенен, добродушен, реалистичен во взглядах.

Интересной, относительно сложной, но часто применяемой типологической системой стала система американского психолога У. Шелдона. В основе взглядов Шелдона лежит предположение, что структура тела определяет темперамент, который является его функцией. Он выделил три типа телосложения, которым соответствуют три типа темперамента.

Взаимосвязь между гормональными факторами и личностью попытался установить Берман.

В психологической науке большинство конституционных концепций стало объектом критики. Основной недостаток подобных теорий состоит в том, что в них недооценивается, а иногда просто игнорируется роль среды и социальных условий в формировании психических свойств индивида.

Оригинальную концепцию человеческого темперамента выдвинули западные ученые: Томас и Чесс. Они рассматривали темперамент человека через его поведенческие проявления. Они выделили несколько параметров поведения: активность, ритмичность (регулярность) поведения, реакция на новые стимулы, адаптивность (быстрота привыкания к новому), порог чувствительности (уровень чувствительности к шуму, температуре и т.д.), сила реакции, качество настроения, отвлекаемость (сговорчивость) – возможность отвлечь человека от какого – то занятия, против его собственной активности, т.е. насколько человек податлив на уговоры, сговорчив, постоянство (время, в течение которого человек может заниматься каким – либо делом самостоятельно.

 

Свойства темпераментов.

 

Поворотный пункт в изучении темперамента произошел в начале 30-х годов ХХв., благодаря работам И. П. Павлова. Он впервые высказал мысль о том, что в основе темперамента лежат не свойства жидкостей, не телосложение человека, а особенности функционирования нервной системы, а точнее – основные свойства нервной системы. В основе концепции И. П. Павлова лежит положение о том, что у высокоорганизованной нервной системы существуют ряд свойств, характеризующих динамику протекания в ней нервных процессов возбуждения и торможения. Комбинация этих свойств составляет нейрофизиологическую основу разнообразных психологических проявлений с их индивидуальными вариациями.

И. П. Павлов выделил три таких свойства:

1.Сила возбуждения и торможения;

2.уравновешенность между возбуждением и торможением (их баланс);

3.подвижность нервных процессов, т.е. скорость смены возбуждения и торможения.

Эти свойства, образующие определенные системы, комбинации, по мнению И. П. Павлова, и образуют тип нервной системы. Типология высшей нервной деятельности включала в себя четыре основных типа и совпадала с античной классификацией темпераментов, т. е. И. П. Павлов научно обосновал классическую типологию темпераментов.

И. П. Павлов выделял четыре основных типа нервной системы:

-сильный, уравновешенный, подвижный – сангвиник;

-сильный, уравновешенный, инертный – флегматик;

-сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения – холерик;

-слабый тип – меланхолик.

Тип нервной системы он понимал как врожденный, относительно слабо подверженный изменениям, под воздействием воспитания и окружения. Темперамент же это психическое проявление типа нервной системы. Павлов называл тип нервной системы – генотипом.

Работы И. П. Павлова стали отправной точкой в дальнейших исследованиях темперамента. В результате этих исследований, отечественными психологами В. М. Тепловым и В. Д. Небылицыным, типология И. П. Павлова была дополнена новыми элементами, эксперементально выделены и описаны еще два свойства нервных процессов: лабильность – скорость возникновения и прекращения нервных процессов и динамичность – легкость и быстрота возникновения условных рефлексов.

В настоящее время в науке накоплено множество фактов о свойствах нервной системы и по мере их накопления ученые придают все меньшее значение типам нервной системы, а все больше подчеркивается значение отдельных свойств нервной системы.

В современной психологии была разработана концепция Б. М. Теплова, В. Д. Небылицына и В. С. Мерлина, согласно которой темперамент – это совокупность индивидных особенностей человека, характеризующих энергетическую и эмоциональную сторону его деятельности и поведения.

С энергетичностью связана скорость протекания психических процессов и их сила, что определяет, активна личность или пассивна, медлительна, инертна.

Эмоциональность выражается глубиной чувственных переживаний, положительных – веселость, радость, удовлетворенность; отрицательных – удовлетворенность – гнев, ярость, горе, печаль и др.

Для того, чтобы дать полную психологическую характеристику традиционных типов темперамента обычно выделяют следующие основные свойства темпераментов:

1.Сензитивность – чувствительность к внешним раздражителям или наименьшая сила раздражителя, необходимая для возникновения психической реакции человека и скорость возникновения этой реакции.

2.Реактивность – степень непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, резкий тон).

3.Активность – показывает насколько интенсивно (энергично) человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия в достижении целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточение внимания).

4.Соотношение реактивности и активности – определяет, от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств (настроения, случайных событий) или от целей, намерений, убеждений.

5.Пластичность и ригидность – это гибкость и легкость приспособления к новым условиям (пластичность), или, наоборот, инертность и костность поведения.

6.Темп реакции – скорость протекания различных психических реакций и процессов, темп речи, динамика жестов, быстрота ума.

7.Экстраверсия, интроверсия – определяет, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека – от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверт), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт). Эти понятия ввел и описал К. Г. Юнг.

8.Эмотивность (эмоциональная возбудимость) – характеризуется тем, насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции и с какой скоростью она возникает.

Учитывая все эти свойства, психологи дают следующие психологические характеристики основных классических типов темперамента (таблица).

Учет свойств темперамента – одно из условий формирования индивидуального стиля деятельности. Зная свои особенности темперамента, человек может регулировать режим, ритм, интенсивность различных видов деятельности.

Педагог в своей профессиональной деятельности должен учитывать индивидуальный темп деятельности детей и в соответствии с этим осуществлять руководство воспитанием, образованием и развитием.

 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТОВ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩИЙ ТИП НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
  САНГВИНИК Повышенная реактивность. По незначительному поводу громко хохочет. Несущественный факт может сильно рассердить. Живо и с большим возбуждением отклика- кается на все, привлекающее его внимание. Живая мими- ка и выразительные движения. По его лицу легко угадать, какого его настроение, какого его отношение к предмету или человеку. Быстро сосредотачивает внимание. Пониженная сензитивность. Высокий порог чувстви- тельности. Очень слабые звуки и световые раздражители не замечает. Повышенная активность. Очень энергичный и работо – способный, часто тянет руку на уроке, может долго рабо- тать не утомляясь, энергично принимается за новое дело. Активность и реактивность уравновешены. Его легко дисциплинировать. Он хорошо сдерживает проявления своих чувств и непроизвольные реакции. Быстрые движения, быстрый темп речи, быстро включается в новую работу. Быстрота ума, находчивость. Высокая пластичность. Чувства, настроения, интересы и стремления очень изменчивы. Он легко сходится с новыми людьми. Легко привыкает к новым требованиям и обстановке. Быстро переключается с одной работы на другую. Быстрое усвоение и перестройка навыков. Гиб – кость ума. Экстравертирован. В большей степени откликается на внешние впечатления, чем на образы и представления о прошлом и будущем. ХОЛЕРИК Как и сангвиник отличается малой сензитивностью, высокой реактивностью и активностью. Но реактивность преобладает над активностью. Поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Менее пластичен и более ригиден, чем сангвиник. Отсюда большая устойчи- вость стремлений и интересов, большая настойчивость, затруднения в переключении внимания. Быстрый психический темп. ФЛЕГМАТИК Малая сензитивность. Мало эмоционален. Трудно рассмешить, разгневать или опечалить. Когда все в классе громко смеются по какому-либо поводу, остается невозмутимым. При больших неприятностях остается спокойным. Мимика бедная. движения невыразительны. Энергичен, отличается работоспобностью. Высокая активность значительно преобладает над малой реактивностью. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Медленный темп речи, ненаходчив.и Медленно сосредотачивает внимание. Ригиден. С трудом переключает внимание, с трудом приспосабливается к новой обстановке и перестраивает навыки и привычки. Интровертирован. С трудом сходится с новыми людьми, с трудом откликается на внешние впечатления.   МЕЛАНХОЛИК Высокая сензитивность. Повышенная чувствительность (невысокие пороги ощущений). Незначительный повод может вызвать слезы на глазах. Чрезмерно обидчив. Болезненно чувствителен. Малая реактивность. Мимика и движения невыразительны. Голос тихий. Движения бедны. Плачет тихо. Редко смеется во весь голос. Пониженная активность. Очень редко поднимает руку на уроке, неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет опускать руки, неэнергичен, ненастойчив легко утомляется и мало работоспособен. Легко отвлекаемое и неустойчивое внимание. Медленный психический темп. Риги-ден. Интровертирован.     Сильный, уравновешен- ный, подвижный   Сильный, неуравновешенный, инертный   Сильный, уравновешенный, инертный   Слабый

 

ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Сопоставление и анализ различных типологий темперамента.

2. Личность и темперамент.

ЛИТЕРАТУРА

Общая психология. Курс лекций, под ред. Рогова Е.И. Москва, 1995.

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Москва: Школа – Пресс, 1995г

Немов Р.С. Психология ч.1 М: Просвещение 1994.

Краткий психологический словарь / Под ред. Петровского А.В., Ярошевского М.С. М: Политиздат, 1985

Мерлин В.С. Психология индивидуальности, Москва, 1996.

Мерлин В.С. Очерки теории темперамента Москва, 1964

Русанов В.И. О природе темперамента и его место в структуре индивидуальных свойств человека Вопросы психологии 1985/3

Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии Москва, 1982

Гамезо М.В., Домашенко М.А. Атлас по психологии Москва, 1998.

"Психологический словарь" под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. "Педагогика-Пресс" 1996г.

Маклаков А.Г. Общая психология. Санкт–Петербург, 2000




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 380; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.