КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Природа индивидуальных различий в способностях людей
ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 1. Характер и личность: общее и различное в этих понятиях. 2. Истоки характера человека. 3. Возрастные особенности становления черт характера у человека.
ЛИТЕРАТУРА Общая психология. Курс лекций / Под ред. Рогова Е.И. Москва, 1995. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Москва, Школа – Пресс, 1995г Немов Психология ч.1 М: Просвещение 1994. Психологический словарь / Под ред. Зинченко В.П. М: Педагогика Пресс, 1996 Гамезо М.В., Домашенко М.А. Атлас по психологии Москва, 1998. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характеров у подростков Л: 1983. Левитов Н.Ф. Психология характера М: 1969 Страхов И.В. Психология характера Саратов, 1970 Норакидзе В.Т. Методы исследования характера Тбилиси, 1989. Маклаков А.Г. Общая психология. Санкт–Петербург, 2000г.
Изучение проблемы способностей в трудах отечественных психологов. Связь способностей с успешностью выполнения деятельности. Природа человеческих способностей. Задатки как природные предпосылки к развитию способностей. Структура способностей. Уровни и виды способностей. Проблема одаренности. Изучение проблемы способностей в трудах отечественных психологов
Существованием и развитием психологии способностей как научного направления отечественной психологии в советский период принадлежит Б.М. Теплову и его школе. В 60 – 70-е годы исследовательская работа в области психологии способностей разделилась на ряд частных направлений: изучение математических, психологических, литературных и прочих способностей. Основные исследования в области профессиональных и общих способностей принадлежат В. Д. Шадрикову, также как и возобновление работы по осмыслению теоретических оснований психологии общих способностей. В отечественной психологии многие авторы давали понятию (способность) развернутое определение. В частности, С. Л. Рубинштейн понимал под способностями “…сложное синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой – либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются”. Аналогичные по содержанию высказывания можно найти и у других авторов.
Связь способностей с успешностью выполнения деятельности.
Б. М. Теплов выделил три признака способностей, которые и легли в основу определения, наиболее часто используемого специалистами: 1. Способности – это индивидуально – психологические особенности, отличающие одного человека от другого; 2. Под способностями разумеют только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей; 3. Способности несводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обуславливают легкость и быстроту их приобретения. Таким образом, способности – это индивидуально–психологические особенности личности, которые являются условиями успешного осуществления данной деятельности и динамики овладения знаниями, умениями и навыками. Естественно, успешность выполнения деятельности определяют и мотивация, и личностные особенности, что и побудило К. К. Платонова отнести к способностям любые свойства психики, в той или иной мере определяющие успех в конкретной деятельности. Однако, Б. М. Теплов идет дальше и указывает на то, что помимо успеха в деятельности, способности детерминируют скорость и легкость овладения той или иной деятельностью, и это изменяет положение с определением. Скорость обучения может зависеть от мотивации, но чувство легкости при обучении скорее обратно пропорционально мотивационному напряжению. Таким образом, чем больше развита у человека способность, тем успешнее он выполняет деятельность, быстрее ею овладевает, а процесс овладения деятельностью и сама деятельность даются ему субъективно легче, чем обучение или работа в той сфере, в которой он не имеет способности. То есть неспособный проливает больше слез и пота, чем способный, которому все дается легче. Но, тем не менее, как отмечал отечественный психолог Н. С. Лейтес, изучавший детей с большими умственными способностями, все они великие труженики. Тот факт, полагал ученый, что способному ученику многое дается легко и быстро, не снижает значения склонности к труду. Трудолюбие, связанное с той областью, в которой у человека имеются способности, входит в само содержание, структуру способностей. Недостаточная тяга к деятельности является недостатком самой способности. Если человек не увлекается, не зажигается по-настоящему, значит и способностей полноценных нет. Не бывает способностей, оторванных от человеческой деятельности, от деятельности личности. Способности, как и другие свойства личности, не только проявляются в деятельности, но и формируются в ней. Однако, не всякая деятельность развивает способности личности. Существуют виды деятельности, не развивающие, а, наоборот, отвлекающие и даже тормозящие развитие основных способностей. Например, если человек, имеющий литературные способности, вынужден заниматься тяжелым физическим трудом, то эта деятельность вряд ли будет развивать заложенные в нем способности. Развивающей, деятельность будет только тогда, когда она будет значимой для человека, когда вокруг нее будет аккумулироваться возможности человека.
Природа человеческих способностей.
Вопрос о природе человеческих способностей до сих пор вызывают бурные споры среди ученых. Одна из точек зрения, ведущая свою историю еще от Платона гласит, что способности биологически обусловлены, и зависят от генотипа человека. Обучение и воспитание может лишь изменять скорость их появления, но они всегда проявляются тем или иным образом. В качестве доказательств врожденности способностей они называли факты проявления одаренности уже в раннем возрасте: н/р, музыкальная одаренность Моцарта проявилась в 3 года, Гайдна – в 4 года; талант в живописи и в скульптуре проявился у Рафаэля – в 8 лет, у Ван Дейка – в 10 лет. Другие ученые, связывали способности человека с массой его мозга. Однако, эта концепция не нашла подтверждения, т. к. оказалось, что самый большой мозг был у умственно отсталого человека. Френсис Гальтон объяснял наследование способностей, исходя из принципов эволюционной теории Ч. Дарвина. Он проанализировал фотографии выдающихся людей и пришел к выводу, что совершенствование человеческой природы возможно лишь путем выведения на основе законов наследственности рассы особо одаренных; умственно и физически сильных людей. Показательна в этом плане история семьи Бахов. В семье было 60 музыкантов, из них более 20 – выдающиеся. В пользу наследственности способностей свидетельствует также существующие многочисленные династии артистов, художников, педагогов, врачей и т. д. Однако, скорее всего в большинстве случаев следует говорить не о биологической, а о социальной наследственности, т. к. ребенок уже с раннего детства узнал и полюбил профессию родителей. Концепцию наследственности способностей нельзя признать объясняющей все факты проявления способностей. Представители противоположной концепции считают, что особенности психики целиком определяются качеством воспитания и обучения. Сторонники данного направления ссылаются на случаи, когда дети самых отсталых и примитивных племен, получив соответствующее обучение, ничем не отличались от образованных европейцев, или факты массового развития некоторых специальных способностей в условиях определенных культур. Например, исследуя звуковысотный слух у русских, ученые обнаружили крайнюю немузыкальность, а вьетнамцы показали 100% музыкальность. Эти удивительные различия находят объяснения в особенностях русского и вьетнамского языках. Выводом этой теории явилось положение о том, что у каждого человека можно сформировать любые способности. Задатки как природные предпосылки к развитию способностей.
Глубокий анализ проблемы способностей был дан Б. М. Тепловым. Не признавая врожденности способностей, ученый считал, что врожденными могут быть анатомо – физиологические и функциональные особенности человека, создающие определенные предпосылки для развития способностей, которые называются задатками. К задаткам он относил особенности строения мозга, органов чувств и движения. Характерным для задатков является то, что они сами по себе еще ни на что не направлены. Задатки влияют, но не решающим образом на процесс формирования и развития способностей, которые формируются прижизненно в процессе деятельности и воспитания. На основе одних и тех же задатков могут формироваться разные способности.
Структура способностей
Каждая способность имеет свою структуру, которая составляет совокупность психических качеств, необходимых для успешного выполнения деятельности. В этой структуре различают ведущие и вспомогательные свойства. Например, ведущими свойствами в математических способностях будет гибкость мыслительных процессов, умение обобщать, пластичность мышления и т. д. Отечественные исследователи на основе положений С. Л. Рубинштейна и Б. М. Теплова выделили целый набор педагогических способностей. Например, Ф. Н. Гоноболин называет 12 способностей, определяющих структуру педагогических способностей, включая сюда: способность делать учебный материал доступным учащимся, понимание учителем ученика, творчество в работе, педагогическое волевое влияние на детей, способность организовывать детский коллектив, интерес к детям, содержательность и яркость речи, ее образность и убедительность, педагогический такт, способность связывать учебный материал с жизнью, наблюдательность, педагогическую требовательность. Успешность выполнения любой деятельности определяется не какими – то отдельными способностями, а лишь сочетанием способностей, своеобразным у каждого человека. Если человеку приходится заниматься деятельностью, к которой у него нет способности, то он сознательно или неосознанно будет компенсировать недостаток способности, опираясь на сильные стороны своей личности. Компенсация может осуществляться через приобретаемые знания и умения, либо через формирование типичного стиля деятельности, либо через другую, более развитую способность. Например, умственные способности могут компенсироваться широтой знаний или высокой работоспособностью, недостаточные организаторские способности – высоким уровнем самоорганизации.
Уровни и виды способностей.
Выделяют следующие уровни способностей: 1. Репродуктивный (обеспечивает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью). К этому уровню относят мастерство, то есть совершенство в конкретном виде деятельности, требует большого и напряженного труда. Мастерство в любой профессии предполагает психологическую готовность к творческим решениям возникающих проблем. Уровень мастерства – незастывшая, неизменная структура. В процессе деятельности изменяется, развивается структура способностей человека, изменяется его личность, позволяя ему переходить с одного уровня на другой. Даже очень талантливые люди начинали с подражания, а затем, по мере приобретения опыта, проявляли творчество. 2. Творческий (обеспечивает создание нового, оригинального). С этим уровнем связывают “талантливость” и “гениальность”. Под талантом понимают высокий уровень развития специальных способностей (музыкальных, литературных и т. д.). Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Талант – это определенное сочетание способностей. Отдельная изолированная способность, даже очень высокоразвитая не может быть названа талантом. Высший уровень развития способностей называют гениальностью. О гениальности говорят, когда творческие достижения человека составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Такого триумфа за всю пятитысячную историю цивилизации достигли не более 400 человек. Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в различных областях деятельности. Среди гениев можно назвать Аристотеля, Леонардо да Винчи, Р. Декарта, М. В. Ломоносова. С начала ХХ века предпринимались попытки измерить способности (Айзенк, Спирмен, Бине, Векслер и др.).Для этой цели использовались тесты. Но более верный способ определения способностей – это выявление динамики успехов в процессе деятельности. В структуру способностей входят два вида способностей: общие и специальные способности. Д. Н. Завалишина вслед за Б. М. Тепловым связывает общие способности с более общими условиями ведущих форм человеческой деятельности, т. е. это способности, которые необходимы для выполнения не какой-то одной, а многих видов деятельности. Специальные же способности связывают с отдельными видами деятельности, т. е. они необходимы для успешного выполнения одной какой-нибудь деятельности. Это музыкальные, литературные, математические, педагогические способности и т. д. Существует одна любопытная закономерность: специальные способности проявляются раньше, чем общие. Психологи предполагают, что специальные способности имеют свои сензитивные периоды или отдельные моменты, в которые они получают (или не получают) своего рода толчки к развитию. Способности могут не проявиться под воздействием следующих неблагоприятных факторов: при высокой спонтанной активности ребенка это может быть нехватка соответствующих впечатлений; при неблагоприятных общих условиях воспитания, например при частых психических травмах, энергия ребенка может тратиться на неконструктивные переживания и “откачиваться” от развивающихся способностей; неправильное обращение с мотивацией, например, излишнее принуждение, может погасить спонтанную активность ребенка и засушить способность. Б. Ф. Ломов выделил три функции психики: коммуникативную, регуляторную и познавательную. Опираясь на них, можно выделить следующие основные общие способности: коммуникативные, регуляторные и познавательные. В качестве примера рассмотрим познавательные (когнитивные) способности. В когнитивном процессе можно выделить следующие системы: 1) приобретение, 2)применение, 3) преобразование и сохранение знаний. Способность к применению знаний можно отождествлять с интеллектом как способностью решать задачи на основе имеющихся знаний. Обучаемость является способностью к приобретению знаний, а креативность (общая творческая способность) – способностью к преобразованию знаний (с ним связано воображение, фантазия, порождение гипотез и пр.).
Проблема одаренности.
Говоря о способностях, нельзя не коснуться проблемы одаренности. С 1997 года действует программа “Одаренные дети” в рамках президентской программы “Дети России”. Детская одаренность определяется как высокий и сверхвысокий уровень развития способностей ребенка, проявляющийся в очевидных выдающихся достижениях в той или иной сфере деятельности. От одаренных отличают талантливых детей, тех, результаты деятельности которых уже имеют социальную значимость. По мнению В. С. Юркевич, кроме очевидной одаренности существуют также скрытая и потенциальная форма одаренности. Ребенок со скрытой формой одаренности проявляет свои способности в нерегламентированных формах деятельности (то есть вне школы, детского сада и т. д.), и его выдающиеся достижения не привлекают внимания педагогов, психологов, а порой и родителей. Потенциальная одаренность – нечто иное. Ребенок может иметь выдающиеся способности к какой-то сфере деятельности, но не сталкивается с ней в своей жизни и его одаренность может оставаться непроявленной – потенциальной. Лучшим введением в проблему способностей является книга американских авторов “Одаренные дети”, где даны психологические признаки одаренных 3-6-летних детей. Почти все авторы, занимающиеся одаренностью отмечают следующие психические свойства, отличающие одаренного ребенка от его сверстников:
Пожалуй, самыми главными личностными особенностями одаренных детей, как-бы спутниками ранней интеллектуальной одаренности являются развитое чувство юмора и перфекционализм (стремление к совершенству).
ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 1. Способности и задатки человека. 2. Условия ускоренного развития человеческих способностей. 3. Межполовые различия в способностях людей.
ЛИТЕРАТУРА Общая психология. Курс лекций / Под ред. Рогова Е.И. Москва, 1995. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Москва, Школа – Пресс, 1995г Немов Р.С. Психология ч.1 М: Просвещение 1994. Психологический словарь / Под ред. Зинченко В.П. М: Педагогика Пресс, 1996 Гамезо М.В., Домашенко М.А. Атлас по психологии Москва, 1998. Краткий психологический словарь / Под ред. Петровского А.В., Ярошевского М.С. М: Политиздат, 1985 Дружинин В.Н. Психология общих способностей Санкт–Петербург, 1999 Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий М.1961 Завалишина Д.Н. Психологическая структура способностей // Развитие и диагностика способностей. М: Наука, 1991 Одаренные дети. М: 1991 Юркевич В.С. Одаренный ребенок М: Просвещение, 1996 Маклаков А.Г. Общая психология. Санкт–Петербург, 2000
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2825; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |