КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психологические механизмы волевой регуляции
Исторический анализ проблемы воли. Функции воли. Критерии воли. Механизмы произвольного и волевого поведения. Волевые качества личности Исторический анализ проблемы воли. Нередко, принимая какое-то решение и понимая необходимость действовать, человек не спешит выполнить его. Многие из нас, проснувшись утром и понимая, что надо вставать, не сразу делают это. Даже психологи не могут объяснить, почему люди иногда ничего не предпринимают для осуществления своих планов, решений, удовлетворения даже остро необходимых потребностей. Когда люди, обладающие равными знаниями, придерживающиеся близких убеждений и взглядов на жизнь, с равной степенью интенсивности приступают к решению стоящей перед ними задачи или когда при столкновении с трудностями одни из них прекращают свои попытки, а другие действуют с удвоенной энергией, – эти явления связывают с такой особенностью психики, как воля. Развитая воля является чисто человеческой функцией, однако низшие ее уровни, такие как, произвольные движения, задержка импульсивного действия, проявляются уже у животных. Проблема воли длительное время занимала центральное место в психологических концепциях. Эта проблема оказалась самой трудной из тех, которые необходимо было ставить и решать на новой методологической основе. Среди исследователей нет единства в определении воли и связанных с ней понятий волевого действия, волевой регуляции, волевого усилия. Трудности усугубляются тем, что понятие воли в философии, психологии, юриспруденции, медицине совпадают лишь частично, создавая основу для “споров в словах”. Понятие воли было введено как понятие объяснительное. В античной философии это понятие наиболее четко представлены в сочинениях Аристотеля. Он искал силу, способную инициировать поведение, когда действие осуществляется не потому, что так хочется, а потому, что так надо. Иными словами, проблема воли, по Аристотелю, есть проблема придания предмету действия побудительной силы и тем самым обеспечения побуждения к действию. Действия, имеющие источник активности в самом человеке, т.е. осуществляемые по решению человека, Аристотель называет произвольными действиями или поступками. Аристотель впервые описал реальности, которые требовали для своего объяснения введение в систему психологических понятий понятия воля. Такими реальностями были выбор действия, его инициация и владение собой. Г.Л. Тульчинский подчеркивал, что воля – исторична. Например, античность и средневековье не знакомы с волей в ее современном понимании. В истории психологии можно видеть периоды резкого изменения интереса к проблеме воли. Долгое время понятие воли было одной из трех основных категорий психологии (разум, чувства, воля). Но в 30-х годах нашего столетия исследования проблемы воли в западной психологии резко сократились, и возрождение интереса к ней началось лишь в 80-х годах. В нашей стране, напротив, после периода относительно многочисленных экспериментальных и прикладных исследований различных аспектов воли наблюдается резкое снижение интереса к этой проблеме. В.А. Иванников считает, что хотя “проблема воли имеет многовековую историю, но и сегодня мы не можем говорить ни о достижениях в этой области, ни о ни о широте исследований, ни о ее популярности”.В собственных исследованиях В.А. Иванникова сформулирована интересная и обоснованная концепция психологии воли и ее механизмов. В психологической науке под волей понимают сознательное регулирование человеком своей деятельности и поведения, выраженное в умении преодолевать внешние и внутренние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Внешние препятствия – препятствия, которые создают другие люди или предметы, независимо от самого человека (противодействия людей, физические свойства вещей, пространство, время и т. д.). Внутренние препятствия – препятствия, которые создает для себя сам человек и связанные с особенностями данной личности (лень, нежелания), установки человека, усталость, болезненное состояние.
Функции воли. Воля соотносится со всем сознанием человека как одна из форм отражения действительности, функцией которой является сознательная саморегуляция его активности в затрудненных условиях жизнедеятельности. В основе этой саморегуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы. В соответствии с этим психологи выделяют в качестве конкретизации указанной выше общей функции, две другие – активизирующую, обеспечивающую активность субъекта и тормозящую, проявляющуюся в ее сдерживании. Иногда первую обозначают термином побудительная или стимулирующая.
Критерии воли.
Поскольку в основных теориях воля понимается не как изначально данная человеку способность, а, по крайней мере, как способность развивающаяся, то необходимо поставить вопрос о критериях выявления воли. Анализ литературы позволяет выделить четыре типа критериев воли. Воля проявляется: 1) в волевых действиях; 2) в выборе мотивов и целей; 3) в регуляции внутренних состояний человека, его действий и различных психических процессов; 4) в волевых качествах личности. Очень часто критерий воли видится в наличии волевого действия, однако само понятие волевого действия страдает той же неопределенностью, как и понятие воли. Широко распространено понятие волевого действия как действия сознательного и целенаправленного. Под такое определение попадает очень широкий класс действий человека, в том числе и таких, которые мы инстинктивно не относим к волевым. Например, намеренное передвижение из одного места в другое без каких-либо внешних или внутренних трудностей является осознанным и целенаправленным. Еще более простым и целенаправленным является действие по удалению соринки из глаза (пример И.М.Сеченова). Подобные действия мы не можем рассматривать как волевые. Кроме того, даже действия по реализации непреодолимых патологических влечений могут быть осознанными и целенаправленными, но скорее это действия, выявляющие слабоволие человека, чем его волевые качества. Значительное число исследователей основной признак волевого действия видят в сознательном преодолении препятствий на пути к достижению цели. В качестве таких препятствий могут выступать: 1) физические преграды, помехи, сложность действия, новизна обстановки и пр.; 2) другие социально заданные действия (например, уборка в квартире как условие последующей игры в футбол); 3) внутренние состояния человека (усталость, болезнь, эмоциональные переживания); 4) конкурирующие мотивы и цели. При этом предполагается, что эти трудности преодолеваются за счет волевого усилия, которое в ряде работ рассматривается как самостоятельный и основной критерий волевого действия. П.В.Симонов считает, что существует особая потребность в преодолении препятствий, однако экспериментальные доказательства этого предположения отсутствуют. А.Ф.Лазурский считал механизмом преодоления препятствий волевое усилие как особый психофизиологический процесс, связанный с реакцией личности на ситуацию вне и внутри нее. Современная психология определяет волевое усилие как специфический волевой процесс мобилизации личности на достижение труднодостижимой цели. В результате волевого усилия удается затормозить действие одних и усилить действие других мотивов.
Механизмы произвольного и волевого поведения.
В психологии волю рассматривают в ряду побудителей поведения, зачастую отожестляя ее с желаниями субъекта. Подчеркивается родство воли с потребностями, мотивами, целями человека. С.Л.Рубинштейн полагал, что зачатки воли уже заключены в потребностях как исходных побуждениях человека к действию. Волевая регуляция связана с мотивацией поведения человека. Если у субъекта есть потребность и мотив деятельности, “заинтересованность” в ее осуществлении, мотивация осуществляется от актуально переживаемого мотива – к цели, к выбору средств и способов действия, к построению плана действия и, наконец, к реализации деятельности по решению жизненно важных задач. Такое поведение психологи называют произвольным или субъективным, т.е. специально организованным и управляемым. Произвольное поведение, осуществляемое по сильному устойчивому мотиву, не нуждается в волевой регуляции. Механизмы волевых действий иные. Их понимание связано с анализом процессов побуждения к действию в ситуациях, где у субъекта отсутствует заинтересованность, когда он должен подчиняться внешним требованиям, исходящим от самой деятельности или условий ее выполнения. Иначе говоря, волевые механизмы разворачиваются там, где субъект действует по необходимости (“надо”), а не по непосредственному желанию. Волевые действия различаются по своей сложности. В том случае, когда в побуждении видна цель, непосредственно переходящая в действие и не выходящая за пределы существующей ситуации, говорят о простом волевом акте. Сложное волевое действие предполагает вклинивание между побуждающим импульсом и непосредственным действием дополнительных звеньев. Существенными моментами или фазами волевого процесса выступают: 1. возникновение побуждения и постановка цели; 2. стадия обсуждения и борьба мотивов; 3. принятие решения; 4. исполнение. Основным содержанием первой ступени в развитии волевого действия является возникновение побуждения и осознание цели. В зависимости от того, насколько осознана та или иная потребность, их разделяют на влечение и желание. Если потребность осознается недостаточно отчетливо и не осознаются пути и средства к достижению цели, то мотивом деятельности является влечение. Человек осознает, что ему чего-то не хватает, но что именно он не понимает. Обычно люди переживают влечение как специфическое тягостное состояние в виде скуки, тоски, неопределенности. В таких случаях говорят:”Он сам не знает, что ему нужно”. Из-за своей неопределенности влечение не может перерасти в деятельность. А следовательно, потребность в нем либо угасает, либо осознается, превращаясь в конкретное желание, намерение, мечту и т.д. Однако желать еще не означает действовать. Отражая содержание потребности, желание не содержит активного элемента. Желание – это скорее знание того, что побуждает к действию. Прежде чем желание превратиться в непосредственный мотив, а затем в цель, оно оценивается человеком, который взвешивает все условия, помогающие и мешающие ее осуществлению. Далеко не всякие желания предотвращаются сразу в жизнь. У человека может возникнуть одновременно несколько несогласованных и даже противоречивых желаний, и он окажется в затруднительном положении, не зная, какое из них реализовать первым. Так, окончив среднюю школу, юноша колеблется, в какое учебное заведение ему поступить. В результате изменения значения различных потребностей у человека может возникнуть борьба мотивов, которая нередко сопровождается значительным внутренним напряжением и представляет собой переживание глубокого внутреннего конфликта между доводами разума и чувствами, мотивами личного порядка и общественными интересами, между “хочу” и “должен”. Здесь в волевой процесс может включиться процесс интеллектуальный. В результате обсуждения или борьбы мотивов принимается решение. У. Джеймс отмечал, что задержка действия может длиться недели, даже месяцы: “Мотивы к действию, еще вчера казавшиеся столь яркими, убедительными, сегодня уже представляются бледными, лишенными живости. Но ни сегодня, ни завтра действие не совершается нами. Что-то подсказывает нам, что все это не имеет решающей роли. Это колебание между двумя возможными в будущем альтернативами напоминает колебания маятника. Пока плотина не будет прорвана и решение не будет принято” Принятие решения является заключительным моментом борьбы мотивов: человек решает действовать в определенном направлении, отдавая предпочтение одним целям и мотивам и отвергая другие. Процесс принятия решения достаточно сложен, и внутреннее напряжение, сопровождающее его, прогрессивно нарастает. Но после того, как решение принято, человек испытывает определенное облегчение, т.к. внутренняя напряженность снижается. Однако принять решение не означает выполнить его. Иногда намерение может быть не реализовано и начатое дело не доводится до конца. Сущность волевого действия лежит не в борьбе мотивов и не в принятии решения, а в его исполнении. Только тот, кто умеет приводить свои решения в исполнение, может считаться человеком с достаточно сильной волей. Исполнительный этап волевого действия имеет сложную внутреннюю структуру. Собственно исполнение решения обычно связано с тем или иным временем – сроком. Если исполнение решения откладывается на длительный срок, то говорят о намерении. Намерение является внутренней подготовкой отсроченного действия и представляет собой зафиксированную решением направленность на осуществление цели. Так, например, ученик может принять решение (намерение) учиться со следующего года на “отлично”. Однако только намерения для исполнения волевого действия недостаточно. Как и в любом другом действии, здесь можно выделить этап планирования путей достижения поставленной задачи. Планирование представляет собой сложную умственную деятельность, поиск наиболее рациональных способов и средств реализации принятого решения. Спланированное действие не реализуется автоматически: чтобы решение перешло в действие, необходимо сознательное волевое усилие. Волевое усилие пронизывает все звенья волевого акта. В исследованиях Л.И. Акатова, М.Н. Ильина, А.П. Поварницына подтвердилась зависимость способности к волевому усилию от возраста. Так, при исследовании эффективности волевых усилий ученые пришли к выводу, что если младшие дети еще не способны длительно поддерживать волевое усилие, а взрослые владеют этим достаточно хорошо, то подростки пока не способны к длительному поддержанию волевого усилия, но могут осуществлять их кратковременно по ходу действия. Высказывается мнение, что подростковый возраст наиболее сензитивен для развития волевых усилий, а сознательная саморегуляция основных видов поведения начинается в юношеском возрасте.
Волевые качества личности
Выделяют множество волевых качеств личности входящих в волевую сферу человека. Наиболее существенные из них: 1. Целеустремленность – это сознательная и активная направленность личности на определенный результат деятельности; 2. Самостоятельность – определяется, как умение в своих поступках ориентироваться не на давление окружающих, а исходя из своих собственных убеждений, знаний и представлений. Самостоятельность иногда трактуют как независимость (Субботский). Отсутствие самостоятельности и независимости называют комформностью; 3. Решительность – выражается в способности человека своевременно и без лишних колебаний принимать обдуманное решение и обдуманно претворять их в жизнь; 4. Настойчивость – предполагает, что человек способен к длительному и неослабленному напряжению жизни. Трудности в достижении цели его не отпугивают, он непременно движется к своей цели. Настойчивость отличают от упрямства, т.к. упрямство – это желание настоять на своем, вопреки реальности; 5. Умение владеть собой, выдержка, самообладание – это умение заставить себя выполнять решения, преодолевать имеющиеся побуждения и другие качества. Отсутствие этих качеств традиционно рассматривалось как показатель слабости воли. Однако достаточно надежно показано, что отдельные волевые свойства не всегда связаны друг с другом: наличие у человека одного свойства не предполагает проявление других качеств. Воспитание волевых качеств требует, по мнению В.А. Иванникова, формирование многих других характеристик личности (например, чувства уверенности в себе, адекватного уровня притязаний и самооценки, без которых невозможны решительность, настойчивость и другие волевые свойства), а также наличие соответствующих мотивов, знаний и умений человека. Кроме того, демонстрация волевых качеств человека не всегда свидетельствует о проявлении воли. Так, например, настойчивость может быть связана с сильным и устойчивым мотивом, с уверенностью в своих силах и т.д. Аристотель указывал, что проявление мужества может определяться разными причинами: от стремления к чести, желания избежать наказания или позора до ярости, гнева, чувства мести. Истинным источником мужества он считал нравственные устои человека. Все эти примеры говорят о том, что судить о развитой воле человека, проявляющего в своем поведении определенные качества, не всегда представляется возможным.
ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 1. Основные признаки воли как психологического явления. 2. Основные направления и пути развития воли. 3. Становление волевых качеств личности.
ЛИТЕРАТУРА Годфруа Ж.Что такое психология? Книга1, Москва, Мир, 1992г. Общая психология / Сост. Е.М.Рогов Москва Владос, 1995г. Психологический словарь / Под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г.. Педагогика-Пресс, 1996г. Слободчиков В.И., Исаев Е.М. Психология человека. Москва, Школа-Пресс, 1995г. Немов Р.С. Психология ч.1 М: Просвещение 1994. Конюхов Н.И. Словарь-справочник по психологии М.: 1996 Гамезо М.В., Домашенко М.А. Атлас по психологии Москва, 1998. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. Санкт–Петербург2000. Ильин Е.П. Психология воли. Санкт–Петербург2000.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 4602; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |