Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Жизни человека




Эмоции и чувства как особая сторона душевной

Понятие об эмоциях и чувствах. Функции эмоций. Механизм возникновения эмоций. Особенности эмоций. Виды чувств. Высшие чувства. Эмоциональные состояния.

Понятие об эмоциях и чувствах.

Эмоции и чувства рассматриваются в психологии как особая сторона душевной жизни человека. Все мы в каждый момент вре­мени находимся в определенной эмоциональном состоянии, пере­живаем те или иные чувства. Они переживаются как по отношению к себе, так и по отношению к окружающему.

Чувства – это переживаемые в различной форме отношение че­ловека к предметам и явлениям действительности.

Эмоции – особый класс субъективных психологических состоя­ний в форме непосредственных переживаний, отношений приятно­го и неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результата его практической деятельности. Они – реакции не только на события совершившиеся, но и на вероятные или вспоми­наемые.

Чувства – это еще более чем эмоции устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер, они выражают устойчивое отношение к каким-либо


объектам (реальным или воображаемым). Человек не может переживать чув­ства вообще безотносительно, а только к кому-нибудь, или чему-нибудь. Например, не может испытывать чувства любви, если у не­го нет объекта привязанности.

Глубокая связь чувства с эмоциями проявляется, прежде всего, в том, что чувство переживается и обнаруживается именно в кон­кретных эмоциях. Так чувство любви к близкому человеку может переживаться в зависимости от ситуации как радости за него, удо­вольствия от общения, тревоги в случае, если ему что-либо угрожа­ет, досады, если он не оправдал наших надежд, гордости за его ус­пехи и т.д. Эмоция, в свою очередь, проявляется в мимике, жестах, пантомимике и т.д. Но это не всегда может служить объективным показателем эмоций.

 

Функции эмоций

1. Эмоции и чувства выполняют функцию внутренней регуляции деятельности. Человек может ориентироваться в окружающей действительности, оценить предметы и явления с точки зрения их желательности. Возникающие переживания сигна­лизируют человеку, как идет у него процесс удовлетворения по­требностей, какие препятствия встречает он на своем пути и на что надо обратить внимание в первую очередь (сигнальная роль чувств и эмоций).

2. Побудительная или стимулирующая функция. Чувства как бы определяют направление поиска, способное удовлетворить решение задачи. Побуждение к действию возникает из оценки происходящего. В зависимости от знака оценки, положительного или отрицательного, действие может продолжаться или прекра­щаться, как неуспешное, и возникает быстрый выбор другого действия.

3. С побуждением тесно связана такая функция как активиза­ция. Эмоциональное состояние влияет на продуктивность дея­тельности, а именно на темп и ритм – успех, радость придает сил.

4. Регулирующая функция осуществляется через эмоциональ­ную оценку текущих событий и через актуализацию индивиду­ального опыта. Прошлый опыт успешных или неуспешных дей­ствий субъекта определяет выбор действий в текущей ситуации.

5. Экспрессивная или выразительная функция. Эмоции и чув­ства сопровождаются вегетативными реакциями, а именно, по­краснение, побледнение, учащение дыхания, сердцебиения, про­является в выразительных движениях, мимике, пантомимике, ин­тонации, тембру голоса. В повседневной жизни по выразительным движениям можно достаточно точно воспринимать и оценивать изменения эмоционального состояния окружающих людей. Таким образом, значение эмоций заключается в следующем:

· Эмоции позволяют людям лучше понимать друг друга, со­переживать;

· Выбирать адекватные обстоятельствам формы поведения;

· Мобилизовать все силы и возможности организма, когда требуется мгновенная реакция.

Механизм возникновения эмоций

 

По мнению отечественного психофизиолога П.В.Симонова, эмоция возникает тогда, когда является рассогласование между тем, что необходимо знать и для того, чтобы удовлетворить по­требность (необходимая информация) и тем, что на самом деле из­вестно.

Э=П (Н-С)

Э- эмоция.

П - потребность.

Н - информация, необходимая для удовлетворения потребности.

С - информация, которую можно использовать, то, что известно.

Следствия, вытекающие из формулы таковы: если у человека нет потребности (П=0), то он эмоции не испытывает (Э=0); эмоция не возникает и в том случае, когда человек, не испытывающий по­требность, обладает полной возможностью для ее реализации. Ес­ли субъективная вероятность удовлетворения потребности велика, проявляются положительные чувства. Отрицательные эмоции воз­никают, если субъект отрицательно оценивает возможность удов­летворения потребностей. Таким образом, сознавая, или не созна­вая, человек постоянно сравнивает информацию о том, что требу­ется для удовлетворения потребностей, с тем, чем он располагает, и в зависимости от соотношения испытывает различные эмоции.

Особенности эмоций.

Эмоции могут быть положительными (радость, восхи­щение, наслаждение) и отрицательные (огорчение, страх). Кант разделял эмоции на стенические (стенос - сила) и астенические. В одних случаях эмоции отличаются дейст­венностью. Их называют стеническими. Они побуждают к поступкам, высказываниям, увеличивают напряжение сил. От радости человек готов “горы перевернуть”. В других случаях эмоции характеризуются пассивностью, чувства расслабляют человека. Это астенические эмоции. Иногда, переживая сильное чувство человек, уходит в себя, замы­кается.

 

 

Виды чувств. Высшие чувства.

 

Мы не получим представления об эмоциональной сфере человека, если не будем знать о его высших чувствах. Высшие чувства выражают духовный мир человека и выявляют его личность. Объекты высших чувств - это явления окружа­ющей - это явления окружа­ющей нас действительности. Поступки людей и характер взаимоотношений между людьми, группами, предметы челове­ческой культуры, произведения искусства, учрежденные людь­ми законы - все это может вызвать эмоциональный отклик.

Исходя из того, какая область человеческой деятельности или сфера социальных явлений становится объектом этих чувств, их подразделяют на соответствующие виды: моральные, эстетические, интеллектуальные чувства

Моральные или нравственные чувства выражают отношение человека к другим людям, к Родине, к семье, к самому себе. К моральным чувствам относят любовь, гуманизм, патриотизм,отзывчивость,справедливость,достоинство,доброжелатель­ность,гуманизм,преданность. Проявление этих чувств пред­полагает, что этим человеком усвоены нравственные нормы и правила, он знает, что нужно считать хорошим, а что пло­хим; что добрым, а что злым, что справедливым, а что нет. Нравственные нормы складываются и изменяются в процессе исторического развития общества в зависимости от его тра­диций, обычаев, религии, идеологии и т.д.

К аморальным чувствам можно отнести жадность, эгоизм, жестокость, злорадство и т.д.

Одной из важнейших особенностей нравственных чувств является их действенный характер. Нравственные чувства выступают как побудительные силы многих героических по­ступков.

Интеллектуальные (познавательные) чувства порождают­ся познавательными отношениями человека к миру. Предме­том познавательных чувств является как сам процесс при­обретения знаний, так и его результат. К интеллектуаль­ным чувствам относят интерес, любознательность, ощущение тайны, удивление, сомнение. Вершиной интеллектуальных чувств является обобщённое чувство любви к истине, кото­рое становится огромной движущей силой. Наиболее типич­ной ситуацией, порождающей интеллектуальное чувство, яв­ляется проблемная ситуация.

Эстетические чувства проявляются в художественных оценках и вкусах и представляют собой эмоциональный от­клик человека к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве. Человек, наделенный развитым в процессе вос­питания эстетическим вкусом, при восприятии произведений искусства, картин природы, другого человека испытывает приятные или неприятные для него эмоции, диапазон кото­рых чрезвычайно широк - от чувства наслаждения и востор­га до отвращения. Эстетические чувства включают в себя чувство возвышенного, трагического, комического и проявля­ются в художественных вкусах, внешних реакциях и т.д.

Такое деление чувств является достаточно условным. Обычно чувства, испытанные человеком, так сложны и много­гранны, что их трудно отнести к какой-либо одной катего­рии. Так, творчество учёного - это своеобразный сплав интеллектуальных, нравственных и эстетических чувств с преобладанием интеллектуальных, а творчество художника - тоже сплав этих чувств, но с преобладанием эстетических.

Эмоциональные состояния

 

В эмоциональный мир человека помимо эмоций и чувств входят аффекты, настроения, стрессы, страсти, фрустрация.

Самой мощной эмоциональной реакцией является аффект. Аффект - сильное и относительно кратковременное эмо­циональное состояние, связанное с резким изменением важ­ных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и из­менением в функции внутренних органов.

Любое чувство может переживаться в аффективной форме. Порой в состоянии аффекта человек как бы теряет самоконт­роль, теряет власть над собой, отдается переживанию.

К состоянию аффекта можно отнести и случаи аффективного восторга на выступлении любителей ансамбля, и аффективный гнев болельщиков на стадионе, недовольных качеством судейст­ва, и религиозный экстаз и т. д. Иногда, аффект проявляет­ся в напряженной скованности движений, позы, речи. Такими могут быть ужас, отчаяние.

Причиной аффекта может стать конфликт и противоречие между сильными влечением, желанием, стремлением человека к чему-либо и объективной невозможностью удовлетворить воз­никшее побуждение. Это надо иметь ввиду в педагогической деятельности, так как конфликт может заключаться и в повышен­ных требованиях, предъявляемых к человеку в данный момент, и в его переживаниях, неуверенности в своих силах, недооцен­ке своих возможностей. Так, например, задача может казаться сверхтрудной, невыполнимой и вызовет панический страх.

Аффект возникает резко, внезапно в виде вспышки, порыва. Различают несколько стадий аффекта:

1. Человек думает только о предмете своего чувства, не­вольно отвлекаясь от всего постороннего, даже важного. Вы­разительные движения становятся всё более безотчётными (сле­зы и рыдания, хохот и выкрики, учащённое или затруднённое ды­хание). Желание человека - поддаться переживаемому чувству; страху, гневу, отчаянию и т.д.

2. Человек утрачивает контроль над собой, совершая уже без отчётные, безрассудные действия, которые иногда даже стыд­но вспоминать и которые иногда припоминаются как сквозь сон.

3. После аффективной вспышки наступает разбитость, упадок сил, безразличное отношение ко всему, порой стыдливость.

Было бы неверно думать, что аффект полностью неуправляем. На первой стадии аффекта каждый нормальный человек может контролировать себя. Здесь самое важное отсрочить наступле­ние аффекта, ”затушить” аффективную вспышку, сдержать себя, не терять власть над своим поведением. Особенно важно предупреждать аффект для учителя.

Пожалуй, самым сильным и ярким эмоциональным состоянием является страсть. В отличие от аффекта, это стойкое всеох­ватывающее чувство, которое носит стенический характер и для своего удовлетворения вызывает стремление к активной деятельности. Недаром говорят: великая страсть рождает ве­ликую энергию. Вольтер писал: “Страсти! Это ветры, надуваю­щие паруса корабля, они иногда топят, но без них он не мо­жет плавать”.

Страсть захватывает все мысли человека, заставляет вспо­минать все обстоятельства, связанные с предметом страсти; заставляет представлять и всесторонне обдумывать пути до­стижения потребности.

Наиболее важной характеристикой страсти является её связь с волевой сферой. Страсть имеет определенную направленность к деньгам, к знаниям и т.д. Оценка значения страсти доста­точно субъективна. Страсть может быть принята, сакционирована личностью, а может осуждаться ею, переживаться как нечто нежелательное, навязчивое. Большую роль в оценке играет общественное мнение. Так, например, в рамках одной культуры приверженность народным принципам и идеалам может рассматриваться людьми как преданность традициям, в то вре­мя как другие могут называть эту страсть фанатизмом; или страсть к деньгам, к накопительству осуждается одними людь­ми как жадность, стяжательство, но может быть положительно оценена в рамках другой социальной группы как экономность, расчетливость.

Единство нравственного, разумного начала и страсти не­редко выступает движущей силой великих дел, позывов, откры­тий. И.П.Павлов писал: “Большого напряжения и страсти тре­бует наука от человека". “Будьте страстны в своих желаниях”. Великой страсти от человека требуют и все другие виды дея­тельности.

Ещё одна обширная область состояний человека объединя­ется понятием стресс.

Под стрессом понимают эмоциональное состояние, возникаю­щее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Это понятие было введено канадским ученым, основателем теории стресса, Гансом Селье для обозначения не специфической реакции организма на любое неблагоприятное воздействие. В своей книге ”Стресс без дистресса”, вышедшей в 1979г. на русском языке он писал: “Каждый человек испытывает его, все говорят о нем, но почти никто не берет на себя труд выяснить, что же такое стресс”. Его исследования показали, что в раз­личные неблагоприятные факторы - усталость, страх, обида, холод, боль и многое другое - вызывают в организме однотип­ную реакцию.

Г. Селье выделил в развитии стресса три этапа:

1. Реакция тревоги: мобилизация защитных сил организма, повышающая устойчивость по отношению к конкрет­ному травмирующему воздействию. Происходит перераспределение ресурсов организма.

2. Фаза с сопротивления. Внешнее поведение мало отличается от нормы, все как будто налаживается, но внутреннее идет перерасход адаптационных резервов.

3. Фаза истощения, что может привести к значительному ухудшению самочувствия, различным заболеваниям и даже смерти.

Показательны в этом отношении данные, полученные англий­скими исследователями. Они проследили смертность от коронар­ной болезни у представителей 13 профессиональных групп. Вы­яснились довольно любопытные сведения: врачи-хирурги, мелкие собственники почти в 10 раз чаще погибали от инфаркта миокарда, чем сельскохозяйственные рабочие, а судьи и адвокаты в 5 с лишним раз. В других исследованиях отмечается высокая смертность от ишемической болезни сердца руководящих адми­нистративных деятелей, летчиков-испытателей, пилотов, водите­лей автобусов. Причина обнаруживается в чрезмерном эмоциональ­ном напряжении работающих; Именно постоянное пребывание в условиях стрессовой ситуации сокращает жизнь людям этих профессий.

К понятию и состоянию стресса близко и понятие фрустрация. Сам термин в переводе с английского означает - обман, тщетное ожидание. Фрустрация - это состояние человека, вы­зываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так вос­принимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достиже­нию цели. Фрустрация переживается как напряжение, тревога, отчаяние, гнев, которые охватывают человека, когда на пути к достижению цели он встречается с неожиданными помехами, которые мешают удовлетворению потребности.

Настроение - это эмоциональное состояние, которое в течение определенного времени окрашивает всю психологическую жизнь человека. Это как бы эмоциональный фон его жизни и деятельности.

Человек всегда находится под каким-то эмоциональным знаком: это может быть легкая грусть или тихая радость, жажда деятельности или переживание покоя, состояние ожи­дания чего-то приятного или беспокойства и т.д.

От чего зависит настроение? Порой самому человеку его настроение кажется необъяснимым. “Сам не пойму, почему вдруг настроение испортилось”, ”Сегодня прямо петь хочется - с чего бы это?” Но на самом деле настроение всегда чем-то вызвано, имеет внутренние или внешние причины.

Настроение существенно зависит от общего состояния здо­ровья, от работы желез внутренней секреции, и.особенно, от тонуса нервной системы. Причины того или иного настроения не всегда ясны переживающему их человеку, а тем белее окру­жающим его людям. Недаром говорят о безотчетной грусти, бес­причинной радости, и в этом смысле настроение - это бессоз­нательная оценка личностью того, насколько благоприятно для нее сказываются обстоятельства. Но эта причина всегда есть и может быть определена. Ею могут быть окружающая природа, события, выполняемая деятельность и, конечно, люди. Все это позволяет отметить различную степень осознанности настроения.

Настроения могут различаться по продолжительности. Устойчивость настроения зависит от многих причин: возраста, человека, индивидуальных особенностей его характера и темпе­рамента, силы воли, мотивов. Длительное настроение может окрашивать поведение человека в течении нескольких дней и даже недель. Настроение может стать устойчивой чертой лич­ности и некоторых людей подразделяют на опти­мистов и пессимистов.

В тоже время, настроение может носить кратковременный, переходящий характер, что особенно ярко выражено в детском возрасте.

Конечно, настроение зависит от всего стиля жизни челове­ка и рецептов на все случаи жизни найти трудно. Но кое-что можно посоветовать. Для улучшения своего настроения поста­райтесь представить себя, что вы в прекрасном настроении, бодром, жизнерадостном. Здесь помогут средства внешней вы­разительности: придайте своему лицу и фигуре такой вид, ка­кой она принимает при хорошем настроении. Добавьте сюда еще некоторые приемы аутогенной тренировки.

Эмоциональную сферу человека необходимо развивать уже с раннего возраста и очень важную роль здесь играет формиро­вание чувства эмпатии (от древнегреческого empatheia – способность вжиться, прочувствовать). Эмпатия - один из ис­ходных пунктов формирования добрых человеческих взаимоотно­шений. Понимание и прочувствование позиции другого челове­ка является проявлением доверия к нему, вызывает у него от­ветное ощущение уверенности, доверия к вам. Человек доверяет вам потому, что чувствует вашу эмпатию, ваше расположение, вашу надежность.

 

 

ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Раскрыть отличие чувств от эмоций.

2. Какие способы избегания чрезмерного эмоционального напряжения вы знаете?

 

ЛИТЕРАТУРА

Ж.Годфруа. Что такое психология? книга1, Москва, Мир, 1992г.

Общая психология / Сост. Е.М.Рогов Москва Владос, 1995г.

Психологический словарь / Под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. Педагогика-Пресс, 1996г.

Немов Р.С. Психология ч.1 М: Просвещение 1994.

Слободчиков В.И., Исаев Е.М. Психология человека Москва, Школа-Пресс, 1995г.

Конюхов Н.И. Словарь-справочник по психологии М., 1996

Гамезо М.В., Домашенко М.А. Атлас по психологии Москва, 1998.

Маклаков А.Г. Общая психология. Санкт–Петербург, 2000

Изард К. Психология эиоций. Санкт–Петербург, 1999.

Додонов Б.И. В мире эмоций. Киев, 1987г.

Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1990г.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 671; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.