КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Жизни человека
Эмоции и чувства как особая сторона душевной Понятие об эмоциях и чувствах. Функции эмоций. Механизм возникновения эмоций. Особенности эмоций. Виды чувств. Высшие чувства. Эмоциональные состояния. Понятие об эмоциях и чувствах. Эмоции и чувства рассматриваются в психологии как особая сторона душевной жизни человека. Все мы в каждый момент времени находимся в определенной эмоциональном состоянии, переживаем те или иные чувства. Они переживаются как по отношению к себе, так и по отношению к окружающему. Чувства – это переживаемые в различной форме отношение человека к предметам и явлениям действительности. Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний в форме непосредственных переживаний, отношений приятного и неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результата его практической деятельности. Они – реакции не только на события совершившиеся, но и на вероятные или вспоминаемые. Чувства – это еще более чем эмоции устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер, они выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам (реальным или воображаемым). Человек не может переживать чувства вообще безотносительно, а только к кому-нибудь, или чему-нибудь. Например, не может испытывать чувства любви, если у него нет объекта привязанности. Глубокая связь чувства с эмоциями проявляется, прежде всего, в том, что чувство переживается и обнаруживается именно в конкретных эмоциях. Так чувство любви к близкому человеку может переживаться в зависимости от ситуации как радости за него, удовольствия от общения, тревоги в случае, если ему что-либо угрожает, досады, если он не оправдал наших надежд, гордости за его успехи и т.д. Эмоция, в свою очередь, проявляется в мимике, жестах, пантомимике и т.д. Но это не всегда может служить объективным показателем эмоций.
Функции эмоций 1. Эмоции и чувства выполняют функцию внутренней регуляции деятельности. Человек может ориентироваться в окружающей действительности, оценить предметы и явления с точки зрения их желательности. Возникающие переживания сигнализируют человеку, как идет у него процесс удовлетворения потребностей, какие препятствия встречает он на своем пути и на что надо обратить внимание в первую очередь (сигнальная роль чувств и эмоций). 2. Побудительная или стимулирующая функция. Чувства как бы определяют направление поиска, способное удовлетворить решение задачи. Побуждение к действию возникает из оценки происходящего. В зависимости от знака оценки, положительного или отрицательного, действие может продолжаться или прекращаться, как неуспешное, и возникает быстрый выбор другого действия. 3. С побуждением тесно связана такая функция как активизация. Эмоциональное состояние влияет на продуктивность деятельности, а именно на темп и ритм – успех, радость придает сил. 4. Регулирующая функция осуществляется через эмоциональную оценку текущих событий и через актуализацию индивидуального опыта. Прошлый опыт успешных или неуспешных действий субъекта определяет выбор действий в текущей ситуации. 5. Экспрессивная или выразительная функция. Эмоции и чувства сопровождаются вегетативными реакциями, а именно, покраснение, побледнение, учащение дыхания, сердцебиения, проявляется в выразительных движениях, мимике, пантомимике, интонации, тембру голоса. В повседневной жизни по выразительным движениям можно достаточно точно воспринимать и оценивать изменения эмоционального состояния окружающих людей. Таким образом, значение эмоций заключается в следующем: · Эмоции позволяют людям лучше понимать друг друга, сопереживать; · Выбирать адекватные обстоятельствам формы поведения; · Мобилизовать все силы и возможности организма, когда требуется мгновенная реакция. Механизм возникновения эмоций
По мнению отечественного психофизиолога П.В.Симонова, эмоция возникает тогда, когда является рассогласование между тем, что необходимо знать и для того, чтобы удовлетворить потребность (необходимая информация) и тем, что на самом деле известно. Э=П (Н-С) Э- эмоция. П - потребность. Н - информация, необходимая для удовлетворения потребности. С - информация, которую можно использовать, то, что известно. Следствия, вытекающие из формулы таковы: если у человека нет потребности (П=0), то он эмоции не испытывает (Э=0); эмоция не возникает и в том случае, когда человек, не испытывающий потребность, обладает полной возможностью для ее реализации. Если субъективная вероятность удовлетворения потребности велика, проявляются положительные чувства. Отрицательные эмоции возникают, если субъект отрицательно оценивает возможность удовлетворения потребностей. Таким образом, сознавая, или не сознавая, человек постоянно сравнивает информацию о том, что требуется для удовлетворения потребностей, с тем, чем он располагает, и в зависимости от соотношения испытывает различные эмоции. Особенности эмоций. Эмоции могут быть положительными (радость, восхищение, наслаждение) и отрицательные (огорчение, страх). Кант разделял эмоции на стенические (стенос - сила) и астенические. В одних случаях эмоции отличаются действенностью. Их называют стеническими. Они побуждают к поступкам, высказываниям, увеличивают напряжение сил. От радости человек готов “горы перевернуть”. В других случаях эмоции характеризуются пассивностью, чувства расслабляют человека. Это астенические эмоции. Иногда, переживая сильное чувство человек, уходит в себя, замыкается.
Виды чувств. Высшие чувства.
Мы не получим представления об эмоциональной сфере человека, если не будем знать о его высших чувствах. Высшие чувства выражают духовный мир человека и выявляют его личность. Объекты высших чувств - это явления окружающей - это явления окружающей нас действительности. Поступки людей и характер взаимоотношений между людьми, группами, предметы человеческой культуры, произведения искусства, учрежденные людьми законы - все это может вызвать эмоциональный отклик. Исходя из того, какая область человеческой деятельности или сфера социальных явлений становится объектом этих чувств, их подразделяют на соответствующие виды: моральные, эстетические, интеллектуальные чувства Моральные или нравственные чувства выражают отношение человека к другим людям, к Родине, к семье, к самому себе. К моральным чувствам относят любовь, гуманизм, патриотизм,отзывчивость,справедливость,достоинство,доброжелательность,гуманизм,преданность. Проявление этих чувств предполагает, что этим человеком усвоены нравственные нормы и правила, он знает, что нужно считать хорошим, а что плохим; что добрым, а что злым, что справедливым, а что нет. Нравственные нормы складываются и изменяются в процессе исторического развития общества в зависимости от его традиций, обычаев, религии, идеологии и т.д. К аморальным чувствам можно отнести жадность, эгоизм, жестокость, злорадство и т.д. Одной из важнейших особенностей нравственных чувств является их действенный характер. Нравственные чувства выступают как побудительные силы многих героических поступков. Интеллектуальные (познавательные) чувства порождаются познавательными отношениями человека к миру. Предметом познавательных чувств является как сам процесс приобретения знаний, так и его результат. К интеллектуальным чувствам относят интерес, любознательность, ощущение тайны, удивление, сомнение. Вершиной интеллектуальных чувств является обобщённое чувство любви к истине, которое становится огромной движущей силой. Наиболее типичной ситуацией, порождающей интеллектуальное чувство, является проблемная ситуация. Эстетические чувства проявляются в художественных оценках и вкусах и представляют собой эмоциональный отклик человека к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве. Человек, наделенный развитым в процессе воспитания эстетическим вкусом, при восприятии произведений искусства, картин природы, другого человека испытывает приятные или неприятные для него эмоции, диапазон которых чрезвычайно широк - от чувства наслаждения и восторга до отвращения. Эстетические чувства включают в себя чувство возвышенного, трагического, комического и проявляются в художественных вкусах, внешних реакциях и т.д. Такое деление чувств является достаточно условным. Обычно чувства, испытанные человеком, так сложны и многогранны, что их трудно отнести к какой-либо одной категории. Так, творчество учёного - это своеобразный сплав интеллектуальных, нравственных и эстетических чувств с преобладанием интеллектуальных, а творчество художника - тоже сплав этих чувств, но с преобладанием эстетических. Эмоциональные состояния
В эмоциональный мир человека помимо эмоций и чувств входят аффекты, настроения, стрессы, страсти, фрустрация. Самой мощной эмоциональной реакцией является аффект. Аффект - сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменением в функции внутренних органов. Любое чувство может переживаться в аффективной форме. Порой в состоянии аффекта человек как бы теряет самоконтроль, теряет власть над собой, отдается переживанию. К состоянию аффекта можно отнести и случаи аффективного восторга на выступлении любителей ансамбля, и аффективный гнев болельщиков на стадионе, недовольных качеством судейства, и религиозный экстаз и т. д. Иногда, аффект проявляется в напряженной скованности движений, позы, речи. Такими могут быть ужас, отчаяние. Причиной аффекта может стать конфликт и противоречие между сильными влечением, желанием, стремлением человека к чему-либо и объективной невозможностью удовлетворить возникшее побуждение. Это надо иметь ввиду в педагогической деятельности, так как конфликт может заключаться и в повышенных требованиях, предъявляемых к человеку в данный момент, и в его переживаниях, неуверенности в своих силах, недооценке своих возможностей. Так, например, задача может казаться сверхтрудной, невыполнимой и вызовет панический страх. Аффект возникает резко, внезапно в виде вспышки, порыва. Различают несколько стадий аффекта: 1. Человек думает только о предмете своего чувства, невольно отвлекаясь от всего постороннего, даже важного. Выразительные движения становятся всё более безотчётными (слезы и рыдания, хохот и выкрики, учащённое или затруднённое дыхание). Желание человека - поддаться переживаемому чувству; страху, гневу, отчаянию и т.д. 2. Человек утрачивает контроль над собой, совершая уже без отчётные, безрассудные действия, которые иногда даже стыдно вспоминать и которые иногда припоминаются как сквозь сон. 3. После аффективной вспышки наступает разбитость, упадок сил, безразличное отношение ко всему, порой стыдливость. Было бы неверно думать, что аффект полностью неуправляем. На первой стадии аффекта каждый нормальный человек может контролировать себя. Здесь самое важное отсрочить наступление аффекта, ”затушить” аффективную вспышку, сдержать себя, не терять власть над своим поведением. Особенно важно предупреждать аффект для учителя. Пожалуй, самым сильным и ярким эмоциональным состоянием является страсть. В отличие от аффекта, это стойкое всеохватывающее чувство, которое носит стенический характер и для своего удовлетворения вызывает стремление к активной деятельности. Недаром говорят: великая страсть рождает великую энергию. Вольтер писал: “Страсти! Это ветры, надувающие паруса корабля, они иногда топят, но без них он не может плавать”. Страсть захватывает все мысли человека, заставляет вспоминать все обстоятельства, связанные с предметом страсти; заставляет представлять и всесторонне обдумывать пути достижения потребности. Наиболее важной характеристикой страсти является её связь с волевой сферой. Страсть имеет определенную направленность к деньгам, к знаниям и т.д. Оценка значения страсти достаточно субъективна. Страсть может быть принята, сакционирована личностью, а может осуждаться ею, переживаться как нечто нежелательное, навязчивое. Большую роль в оценке играет общественное мнение. Так, например, в рамках одной культуры приверженность народным принципам и идеалам может рассматриваться людьми как преданность традициям, в то время как другие могут называть эту страсть фанатизмом; или страсть к деньгам, к накопительству осуждается одними людьми как жадность, стяжательство, но может быть положительно оценена в рамках другой социальной группы как экономность, расчетливость. Единство нравственного, разумного начала и страсти нередко выступает движущей силой великих дел, позывов, открытий. И.П.Павлов писал: “Большого напряжения и страсти требует наука от человека". “Будьте страстны в своих желаниях”. Великой страсти от человека требуют и все другие виды деятельности. Ещё одна обширная область состояний человека объединяется понятием стресс. Под стрессом понимают эмоциональное состояние, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Это понятие было введено канадским ученым, основателем теории стресса, Гансом Селье для обозначения не специфической реакции организма на любое неблагоприятное воздействие. В своей книге ”Стресс без дистресса”, вышедшей в 1979г. на русском языке он писал: “Каждый человек испытывает его, все говорят о нем, но почти никто не берет на себя труд выяснить, что же такое стресс”. Его исследования показали, что в различные неблагоприятные факторы - усталость, страх, обида, холод, боль и многое другое - вызывают в организме однотипную реакцию. Г. Селье выделил в развитии стресса три этапа: 1. Реакция тревоги: мобилизация защитных сил организма, повышающая устойчивость по отношению к конкретному травмирующему воздействию. Происходит перераспределение ресурсов организма. 2. Фаза с сопротивления. Внешнее поведение мало отличается от нормы, все как будто налаживается, но внутреннее идет перерасход адаптационных резервов. 3. Фаза истощения, что может привести к значительному ухудшению самочувствия, различным заболеваниям и даже смерти. Показательны в этом отношении данные, полученные английскими исследователями. Они проследили смертность от коронарной болезни у представителей 13 профессиональных групп. Выяснились довольно любопытные сведения: врачи-хирурги, мелкие собственники почти в 10 раз чаще погибали от инфаркта миокарда, чем сельскохозяйственные рабочие, а судьи и адвокаты в 5 с лишним раз. В других исследованиях отмечается высокая смертность от ишемической болезни сердца руководящих административных деятелей, летчиков-испытателей, пилотов, водителей автобусов. Причина обнаруживается в чрезмерном эмоциональном напряжении работающих; Именно постоянное пребывание в условиях стрессовой ситуации сокращает жизнь людям этих профессий. К понятию и состоянию стресса близко и понятие фрустрация. Сам термин в переводе с английского означает - обман, тщетное ожидание. Фрустрация - это состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели. Фрустрация переживается как напряжение, тревога, отчаяние, гнев, которые охватывают человека, когда на пути к достижению цели он встречается с неожиданными помехами, которые мешают удовлетворению потребности. Настроение - это эмоциональное состояние, которое в течение определенного времени окрашивает всю психологическую жизнь человека. Это как бы эмоциональный фон его жизни и деятельности. Человек всегда находится под каким-то эмоциональным знаком: это может быть легкая грусть или тихая радость, жажда деятельности или переживание покоя, состояние ожидания чего-то приятного или беспокойства и т.д. От чего зависит настроение? Порой самому человеку его настроение кажется необъяснимым. “Сам не пойму, почему вдруг настроение испортилось”, ”Сегодня прямо петь хочется - с чего бы это?” Но на самом деле настроение всегда чем-то вызвано, имеет внутренние или внешние причины. Настроение существенно зависит от общего состояния здоровья, от работы желез внутренней секреции, и.особенно, от тонуса нервной системы. Причины того или иного настроения не всегда ясны переживающему их человеку, а тем белее окружающим его людям. Недаром говорят о безотчетной грусти, беспричинной радости, и в этом смысле настроение - это бессознательная оценка личностью того, насколько благоприятно для нее сказываются обстоятельства. Но эта причина всегда есть и может быть определена. Ею могут быть окружающая природа, события, выполняемая деятельность и, конечно, люди. Все это позволяет отметить различную степень осознанности настроения. Настроения могут различаться по продолжительности. Устойчивость настроения зависит от многих причин: возраста, человека, индивидуальных особенностей его характера и темперамента, силы воли, мотивов. Длительное настроение может окрашивать поведение человека в течении нескольких дней и даже недель. Настроение может стать устойчивой чертой личности и некоторых людей подразделяют на оптимистов и пессимистов. В тоже время, настроение может носить кратковременный, переходящий характер, что особенно ярко выражено в детском возрасте. Конечно, настроение зависит от всего стиля жизни человека и рецептов на все случаи жизни найти трудно. Но кое-что можно посоветовать. Для улучшения своего настроения постарайтесь представить себя, что вы в прекрасном настроении, бодром, жизнерадостном. Здесь помогут средства внешней выразительности: придайте своему лицу и фигуре такой вид, какой она принимает при хорошем настроении. Добавьте сюда еще некоторые приемы аутогенной тренировки. Эмоциональную сферу человека необходимо развивать уже с раннего возраста и очень важную роль здесь играет формирование чувства эмпатии (от древнегреческого empatheia – способность вжиться, прочувствовать). Эмпатия - один из исходных пунктов формирования добрых человеческих взаимоотношений. Понимание и прочувствование позиции другого человека является проявлением доверия к нему, вызывает у него ответное ощущение уверенности, доверия к вам. Человек доверяет вам потому, что чувствует вашу эмпатию, ваше расположение, вашу надежность.
ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 1. Раскрыть отличие чувств от эмоций. 2. Какие способы избегания чрезмерного эмоционального напряжения вы знаете?
ЛИТЕРАТУРА Ж.Годфруа. Что такое психология? книга1, Москва, Мир, 1992г. Общая психология / Сост. Е.М.Рогов Москва Владос, 1995г. Психологический словарь / Под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. Педагогика-Пресс, 1996г. Немов Р.С. Психология ч.1 М: Просвещение 1994. Слободчиков В.И., Исаев Е.М. Психология человека Москва, Школа-Пресс, 1995г. Конюхов Н.И. Словарь-справочник по психологии М., 1996 Гамезо М.В., Домашенко М.А. Атлас по психологии Москва, 1998. Маклаков А.Г. Общая психология. Санкт–Петербург, 2000 Изард К. Психология эиоций. Санкт–Петербург, 1999. Додонов Б.И. В мире эмоций. Киев, 1987г. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1990г.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 671; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |