Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характер как стержень душевной жизни




 

Понятие о характере. Структура характера. Взаимосвязь характера и темперамента. Механизмы формирования характера. Типологии характеров. Акцентуация характера.

Понятие о характере

 

Развитие человека заключается в том, что в процессе жизни он изменяется, оставаясь, тем не менее, и в измененном виде самим собой. Если человек по внешности на первый взгляд “неузнаваемо” изменяется, то он не перестает оставаться самим собой и для себя и для других. Когда мы говорим, что данный человек решителен, честен или безынициативен, то не исключая возможности перемены с изменением условий свойств человека в смысле появления нерешительности, нечестности или инициативности, на известный период, приписываем данному человеку устойчивость указанных качеств. Об устойчивости и неустойчивости свойств человека мы узнаем только на основе процессов его деятельности и поведения. Более того, эти потенциальные свойства формируются в процессе деятельности. Таким образом, характер – это каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности. Все черты характера – это черты личности, но не все черты личности – черты характера. Характер – индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливающие типичные для него способы поведения.

 

Структура характера.

 

Как писал С.Л.Рубинштейн, “знать характер человека – это знать те существенные для него черты, из которых вытекает, которыми определяется весь образ его действий. Черты характера – это те существенные свойства человека, из которых с определенной логикой и внутренней последовательностью вытекает одна линия поведения, одни поступки и которыми исключаются как не совместимые с ними, им противоречащие другие”.

К характеру, однако, относятся не все относительно устойчивые свойства, которые выделяются и закрепляются в человеке. В него включаются только те свойства, которые выражают отношение человека к основным сторонам жизни и деятельности. Наличие у человека характера предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни, чего-то, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий, задачи, которые он себе ставит.

Структуру характера составляет совокупность существенных, устойчивых черт характера. Все эти черты подразделяются на несколько крупных групп, блоков, которые тесно связаны между собой, влияют друг на друга и отражают отношения человека к разным сторонам жизни. Ведущую роль в структуре характера составляют: 1.черты, отражающие отношение человека к другим людям и проявляющиеся в определенных способах действия (вежливость, доброта, отзывчивость, внимательность, общительность, откровенность, гуманность и др.)

2.черты, отражающие отношение к самому себе (высокомерие-скромность, самоуверенность-достоинство, самообладание-несдержанность, самолюбие, гордость, обидчивость, хвастливость, эгоистичность и др.)

3.черты, отражающие отношение человека к вещам, продуктам деятельности (аккуратность-небрежность, практичность-непрактичность, добросовестность-халатность, расчетливость-щедрость-скупость и др);

4.черты, отражающие отношение человека к деятельности, к труду (активность-пассивность, ответственность-безответственность, деловитость, предприимчивость, трудолюбие и др.).

Взаимосвязь характера и темперамента.

 

Характер человека - это своеобразный сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами. В этом обнаруживается связь характера и темперамента. Правдивыми, добрыми, тактичными или, наоборот, лживыми, злыми, грубыми бывают люди с любым типом темперамента. Однако при определенном темпераменте одни черты приобретаются легче, другие – труднее. Например, организованность, дисциплинированность легче выработать флегматику, чем холерику; доброту, отзывчивость – меланхолику. Быть хорошим организатором, общительным человеком проще холерику и сангвинику. Однако нельзя оправдывать дефекты своего характера врожденными свойствами, темпераментом. Добрым, выдержанным, отзывчивым можно быть при любом темпераменте. В психологической науке существуют четыре различных взглядов на взаимоотношения характера и темперамента:

· Отождествление характера и темперамента (Э.Кречмер,А.Ружицкий);

· Противопоставление характера и темперамента, подчеркивание антагонизма между ними (П.Викторов, В.Вирениус);

· Признание темперамента элементом характера, его ядром, неизменной частью (С.Л.Рубинштейн, С.Городецкий);

· Признание темперамента природной основой характера (Л.С.Выготский, Б.Г.Ананьев).

 

Механизмы формирования характера.

 

Некоторые черты характера обнаруживаются у ребенка уже в раннем детстве, т.е. характер закладывается у человека уже в этом возрасте. Сензитивным периодом жизни для становления характера считают возраст от 2-3 до 9-10 лет, когда дети много и активно общаются со взрослыми людьми и со сверстниками. При помощи прямого научения через подражание и эмоциональные подкрепления ребенок усваивает формы поведения взрослых. Стиль общения взрослых друг с другом, с самим ребенком чрезвычайно важно для формирования характера ребенка.

Некоторые психологи считают, что уже в первые месяцы жизни ребенка закладываются такие черты характера как доброта, общительность, отзывчивость, эгоистичность, черствость, безразличие к людям и т.д. В играх и доступной детям дошкольного возраста трудовой деятельности формируются трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность и другие качества. В начальных классах школы оформляются черты характера, проявляющиеся в отношении с другими людьми. В подростковом возрасте активно развиваются волевые черты характера, а ранняя юность закладывает базовые нравственные, мировоззренческие его основы. Р.С.Немов считает, что к окончанию школы характер человека можно считать в основном сложившимся, и то, что с ним происходит в дальнейшем, почти никогда не делает характер человека неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годы. Между тем, несмотря на устойчивость, тип характера обладает определенной пластичностью. Под влиянием жизненных обстоятельств воспитания, требований общества тип характера изменяется и развивается. Педагог, последовательно проходя этапы профессионального роста: студент на педагогической практике, учитель – молодой специалист, опытный педагог, со временем теряет какие-то черты характера и приобретает новые, свойственные следующей возрастной группе.

Однако, как устойчивое, целостное образование, характер человека формируется не отдельными поступками и действиями, а всем образом жизни человека.

Формирование черт характера не может быть оторвано от формирования мотивов поведения. Мотивы поведения, реализуясь и закрепляясь в действии, фиксируются в характере. С.Л.Рубинштейн считал, что каждый действенный мотив, который приобретает устойчивость – это в потенции будущая черта характера в ее генезисе. В мотивах черты характера выступают еще в виде тенденций, затем приобретают устойчивые свойства. Поэтому, путь к формированию черты характера лежит через формирование надлежащих мотивов поведения.Психологический механизм формирования характера точно схвачен в русской пословице:”Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу”.

 

Типологии характеров.

 

Первая по времени попытка классификации характеров принадлежит Платону, который создал типологию характеров основанную на этических принципах. После Платона в древнегреческой литературе проблемой характеров занимался ученик Аристотеля Теофраст. Его классификация типов многие годы считалась образцом типологии характеров.

Первая попытка классификации характеров с научной целью была предпринята создателем френологии Галлем. Именно первая половина ХIХ века считается началом возникновения науки о характерах. В типологии Галля перечисляется 27 элементарных способностей, из которых слагается человеческий характер (привязанность, дружба, наклонность к борьбе и самозащите и др.). Несмотря на критику этой теории, некоторые из перечисленных “способностей” получили через 100 лет не только теоретическое, но и эмпирическое подтверждение в работах великих психологов.

В начале ХХ в. А.Ф.Лазурский пишет: “Ближайшей целью систематического изучения индивидуальных характеров является составление естественной и общепринятой классификации”.Однако еще до А.Ф.Лазурского в России была создана типология детских характеров, которая описана в книге П.Лесгафта “Семейное воспитание ребенка и его значение”.

В современной психологии попытки построения типологий характеров предпринимались представителями различных психологических школ: Э.Фромм, А.Лоуэн, К.Леонгард, А.Е.Личко, П.Б.Ганнушкин и др.

Акцентуация характера.

 

Одна из наиболее полных современных типологий характера принадлежит отечественному психиатру А.Е.Личко. Эта классификация построена на основе наблюдения за подростками. Важное место в ней занимает понятие “акцентуация характера”. Акцентуация характера, по А.Е.Личко, – это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в поведении человека, граничащие с патологией. Такие акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте, но отдельные черты могут проявиться уже и в раннем возрасте. Как правило, при правильной воспитательной работе акцентуации характера со временем сглаживаются, компенсируются. Но при сложных, патогенных ситуациях, длительно воздействующих на “слабое звено” характера, акцентуации могут стать не только почвой для острых аффективных реакций, но и явиться условием развития психопатии. Близкой к классификации А.Е.Личко является классификация, предложенная немецким ученым К.Леонгардом. Эта классификация основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми и характеризует следующие типы характеров.

В целом не может быть абсолютной или универсальной классификации характера, деления их на типы. Такие классификации вводятся, как правило, для того, чтобы, в соответствии с задачей разделить людей на группы по преобладающим качест


ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПА АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА

(по К.Леонгарду)

 

Тип акцентуации   Особенности общения и поведения Черты, привлекательные для собеседников Черты, отталкивающие и способствующие конфликту Ситуации, в при которых возможен конфликт Предпочитаемая деятельность
Гипертимический (гиперактивный)   Чрезмерно приподнятое настроение, всегда весел, разговорчив, очень энергичен, самостоятелен, стремиться к лидерству, рискам, авантюрам, не реагирует на замечания, игнорирует наказания, теряет грань недозволенного, отсутствует самокритичность. Необходимо сдержанно относиться к его необоснованному оптимизму и переоценке своих возможностей. Энергия подчас направлена на употребление спиртного, наркотиков. Энергичность, жажда деятельности, инициативность, чувство нового, оптимизм. Легкомысленность, склонность к аморальным поступкам, несерьезное отношение к обязанностям, раздражительность в кругу близких людей. Противопоказаны одиночество, условия жесткой дисциплины, постоянные нравоучения могут вызвать гнев. Часто бывают случаи заболевания маниакально-депрессивным психозом. Работа, связанная с постоянным общением: организанизаторская деятельность, снабженец, служба сбыта, спорт, театр. Склонность к смене профессий, места работы.
Дистимичный     Постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословность, пессимистичность, тяготятся шумным обществом, с сослуживцами близко не сходятся. В конфликты вступают редко, чаще являются в них пассивной стороной. Ценят тех, кто дружит с ними и склонен им подчиняться. Серьезность, высокая нравственность, добросовестность, справедливость. Пассивность, пессимизм, грусть, замедленность мышления,”отрыв от коллектива”. Ситуации, требующие бурной деятельности, смена привычного образа жизни противопоказаны. Склонность к невротической депрессии. Работа, не требующая широкого круга общения
Циклоидный     Общительность циклически меняется (высокая в период повышенного настроения, низкая в период подавленности) В период подъема настроения проявляют себя как люди с гипертимической акцентуацией. В период спада настроения – с дистимической. В период спада обострено воспринимают неприятности, вплоть до самоубийства. Бывают случаи маниакально-депрессивного психоза. Интересы зависят от цикла настроения. Склонны к разочарованию в профессии, смене места работы.
Эмотивный (эмоциональный)   Чрезмерная чувствительность, ранимость, глубоко переживают малейшие неприятности, излишне чувствителен к замечаниям, неудачам, поэтому у них чаще печальное настроение. Предпочитают узкий круг друзей и близких, которые понимают с полу слова. Редко вступают в конфликты. Альтруизм, сострадание, жалостливы, радуются чужим удачам. Исполнительны, с высоким чувством долга. Хорошие семьянины. Крайняя чувствительность, слезливость. Могут провоцировать нападки невоспитанных или раздражительных людей. Конфликты с близким человеком, смерть или болезнь родных воспринимается трагически. Не выносят несправедливость, хамство, грубость. Сфера искусства, медицина, воспитание детей, уход за животными, растениями.
Демонстративный     Выражено стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой: слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, необычные увлечения, ложь. Легко забывают о своих неблаговидных поступках. Поведение зависит от человека, с которым имеет дело, высокая приспособляемость к людям. Обходительность, упорство, целенаправленность, актерское дарование, способность увлечь других, неординарность. Эгоизм, необузданность поступков, лживость, хвастливость, отлынивание от работы, склонность “заболевать” в самые ответственные и трудные моменты. Склонность к интригам, самоуверенности и высоким притязаниям. Провоцируют конфликты, при этом активно защищаются. Ситуации ущемления интересов, недооценка заслуг, низвержение с “пьедестала” вызывают истерические реакции. Склонность к истерии. Замкнутый круг общения, однообразная работа угнетает. Благоприятна работа с постоянно меняющимися кратковременными контактами.
Возбудимый     Повышенная раздражительность, несдержанность,агрессивность,угрюмость,”занудливость", но возможны льстивость, услужливость (как маскировка).Склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленности в беседе. Активно и часто конфликтуют, не избегают ссор с начальством, неуживчивы в коллективе, в семье деспотичны и жестоки.   Вне приступов гнева – добросовестность, аккуратность, любовь к детям. Раздражительность, вспыльчивость, неадекватные вспышки гнева и ярости с рукоприкладством, жестокость, ослабленный контроль над влечением. Склонность к конфликтам по незначительным поводам, невротическим срывам, психопатии, правонарушениям (аморальное поведение, злоупотребление алкоголем, асоциальные поступки). Физический труд, атлетические виды спорта. Из-за неуживчивости часто меняет место работы. Необходимо развивать выдержку, самоконтроль.
Застревающий     “Застревает”на своих чувствах, мыслях, не может забыть обид, “сводит счеты”, служебная и бытовая несговорчивость, склонность к затяжным склокам, в конфликтах чаще бывают активной стороной, четко определены круг друзей и врагов. Проявляет властолюбие – “занудность нравоучителя”.     Стремление добиться высоких показателей в любом деле, проявление высоких требований к себе, жажда справедливости, принципиальность, крепкие устойчивые взгляды. Обидчивость, подозрительность, мстительность, честолюбие, самонадеянность, ранимость, раздутое до фанатизма чувство справедливости. Задетое самолюбие, несправедливая обида, препятствие к достижению честолюбивых целей, ситуация ревнивости способна вызвать “бред преследования, ревности” и т.п. Работа, дающая ощущение независимости и возможность проявить себя. Необходимо развивать гибкость, даже забывчивость.
Педантичный     Выраженная занудливость в виде “переживания” подробностей, на службе способны замучить посетителей формальными требованиями, изнурят домашних чрезмерной аккуратностью.     Добросовестность, аккуратность, серьезность, надежность в делах и в чувствах, ровное настроение. Формализм, “крючкотворство”,”занудливость”,стремление переложить принятие решения на других. Ситуация личной ответственности за важное дело, недооценка их заслуг; склонность к навязчивости, психастении. Профессии, не связанные с личной ответственностью, предпочитают “бумажную работу”, не склонны менять место работы.
Тревожный (психастенический)   Пониженный фон настроения, опасение за себя, близких, робость, неуверенность в себе, Крайняя нерешительность, долго переживает неудачу, сомневается в своих действиях. Редко вступает в конфликты, пассивная роль. Дружелюбие, самокритичность, исполнительность. Боязливость, мнительность, вследствие беззащитности служат подчас мишенью для шуток. Ситуация угрозы, наказания, насмешек, несправедливых обвинений противопоказаны. Нельзя быть руководителем, не сможет принимать ответственные решения.
Экзальтированный (лабильный)     Очень изменчивое настроение, эмоции ярко выражены, повышенная отвлекаемость на внешние события, словоохотливость, влюбчивость. Альтруизм, чувство сострадания, художественный вкус, артистическое дарование, привязаны к друзьям. Чрезмерная впечатлительность, паникерство, подверженность отчаянию. Неудачи, горестные события воспринимаются трагически. Склонность к невротической депрессии. Сфера искусств, художественные виды спорта. Профессии, связанные с близостью к природе.
Интровертированный (шизоидный, аутистический)     Малая общительность, замкнут, в стороне от всех, общение по необходимости, о себе ничего не рассказывает, свои переживания не раскрывает, хотя свойственна повышенная ранимость. Сдержанно, холодно относится к другим людям, даже к близким. Поведение, логика часто непонятны для окружающих. Любят одиночество. В конфликты вступают редко – при попытке вторгнуться в их внутренний мир. Разборчивость в выборе супруга, поиск идеала. Эмоциональная холодность и слабая привязанность к близким. Сдержанность, степенность, обдуманность поступков, наличие твердых убеждений, принципиальность. Упорное отстаивание своих нереальных взглядов. На все имеет свою точку зрения, часто резко отличающуюся от мнения большинства. Лишения “хобби”, любимой работы противопоказаны. Одиночество, навязчивость, бесцеремонность, грубость окружающих усиливают замкнутость. Часты случаи заболевания шизофренией. Работа, не требующая широкого круга общения, интерес к теоретическим наукам, философским размышлениям, коллекционированию, шахматам, музыке, фантастике.
Экстравертированный (комформный)     Высокая общительность, словоохотливость до болтливости, своего мнения не имеет, очень не самостоятелен, стремиться быт как все, неорганизован, предпочитает подчиняться. Приказы начальства принимает без раздумывания. В обществе друзей и в семье 4ступает лидерство другому. Готовность выслушивать “исповедь” другого, исполнительность. Человек “без царя в голове”, подверженность чужому влиянию, необдуманность поступков, легковерие, страсть к развлечениям. Ситуация вынужденного одиночества, бесконтрольность и нерегламентированность жизни противопоказаны. Склонность к гипоманиакальности. Легкая приспособляемость к новой работе. Когда задачи и правила четко определены, могут быть хорошими исполнителями.

КЛАССИФИКАЦИЯ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРОВ ПОДРОСТКОВ

(по А.Е.Личко)

1. Гипертимный тип. Подростки, относящиеся к этому типу, с детства отличаются большой шумливостью, склонностью к озорству. В происходящие вокруг события они всегда вносят много шума, любят неспокойные компании сверстников. При хороших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточную дисциплинированность, учатся неровно. Настроение у них всегда хорошее, приподнятое. Со взрослыми – родителями и педагогами – у них нередко возникают конфликты. Такие подростки имеют много разнообразных увлечений, но эти увлечения, как правило, поверхностны и быстро проходят. Подростки гипертимного типа зачастую переоценивают свои способности, бывают слишком самоуверенными, стремяться показать себя, прихвастнуть, произвести на окружающих впечатление. Плохо переносят жесткую дисциплину. Всегда тянутся к компании, стремятся к лидерству. Отходчивы, быстро мирятся после ссор. “Слабым местом” гипертимного типа является непереносимость однообразной обстановки, а также монотонность труда.

2. Циклоидный тип. Характеризуется повышенной раздражительностью, склонностью к апатии. Подростки данного типа предпочитают находиться одни дома, вместо того, чтобы где-то бывать со сверстниками. Они тяжело переживают даже незначительные неприятности, на замечания реагируют крайне раздражительно. Настроение у них периодически меняется от приподнятого до крайне подавленного (отсюда название данного типа) с периодами примерно две-три недели.

3. Лабильный тип. Этот тип крайне изменчив в настроении, причем оно зачастую непредсказуемо. Поводы для неожиданного изменения настроения могут оказаться самыми ничтожными, например, кем-то случайно оброненное слово, чей-то неприветливый взгляд. Все они “способны погрузиться в уныние и мрачное расположение духа при отсутствии каких-либо серьезных неприятностей и неудач”(А.Е.Личко).Поведение этих подростков во многом зависит от сиюминутного настроения. Настоящее и будущее соответственно настроению может расцвечиваться то радужными, то мрачными красками. Такие подростки, находясь в подавленном настроении, крайне нуждаются в помощи и поддержке со стороны тех, кто может поправить их настроение, способны отвлечь, приободрить и развлечь. Они хорошо чувствуют и понимают отношение к ним окружающих людей.

4. Астеноневротический тип. Этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при выполнении трудной умственной работы. Раздражительность ведет к внезапным аффективным вспышкам, легко сменяется раскаянием и слезами. Такие подростки внимательно прислушиваются к малейшим телесным ощущениям, охотно лечатся. К сверстникам тянуться, ищут компанию, но быстро от нее устают и предпочитают одиночество или общение с одним близким другом. Психологической защитой в трудной ситуации становится стремление оградить себя от физической и психической нагрузки.

5. Сенситивный тип. Для этого типа характерны две главные черты: чрезмерная впечатлительность и чувство собственной неполноценности. В себе видят много недостатков, особенно в области морально-этических и волевых качествах. Рано формируются чувство долга, ответственность, чрезмерные моральные требования к себе и окружающим. Разборчивы в выборе приятелей и дружбе. Близкого друга предпочитают шумной компании, охотно уступают ему лидерство. Свою робость и застенчивость стремятся преодолеть активной общественной работой. Самооценка отличается высоким уровнем объективности. Не любят лгать и претворяться. Ударом по слабому обычно служит ситуация недоброжелательного внимания окружающих, насмешки или подозрения в неблаговидных поступках.

6. Психастенический тип. Такие подростки характеризуются ускоренным и ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей. Самоуверенность у них обычно сочетается с нерешительностью. Психологической защитой от постоянной тревоги за будущее становятся приметы и ритуалы, а также педантизм и формализм,, стремление все заранее предусмотреть. Реакция гиперкомпенсации в отношении своей нерешительности может проявиться в неожиданных, самоуверенных высказываниях, утрированной решимости и скоропалительности действий в моменты, когда как раз требуется осмотрительность и осторожность. Самооценка, несмотря на склонность к самоанализу, далеко не всегда отличается правильностью и полнотой.

7. Шизоидный тип. Наиболее существенная черта этого типа – замкнутость и недостаток интуиции в общении. Трудно устанавливают неформальные эмоциональные отношения со сверстниками; эта неспособность нередко тяжело переживается. Быстрая истощаемость в контакте побуждает к еще большему уходу в себя. Они нередко демонстрируют внешнее безразличие к окружающим людям, отсутствие интереса к ним, плохо понимают состояние других людей, их переживания, не умеют сочувствовать. Внутренний мир почти всегда закрыт от других и заполнен фантазиями, которые предназначаются только для самих себя и служат утешением честолюбия. Увлечения отличаются силой и постоянством. Слабым звеном является необходимость быстро и легко вступать в неформальные контакты с окружающими.

8. Эпилептоидный тип. Главной чертой эпилептоидного типа является склонность к периодам злобно-тоскливого настроения с накипающим раздражением и поиском объекта, на кого можно сорвать зло. Такие дети, пишет А.Е.Личко, любят мучить животных, дразнить младших, издеваться над беспомощными. В детских компаниях они ведут себя как диктаторы. Их типичные черты – жестокость, властность, себялюбие. Власть над другими может оказаться ударом по его слабому звену. Упоенный ею он теряет контроль над собой, настолько подавляет и угнетает попавших к нему в зависимость, что против него зреет бунт, который лишает его былых преимуществ и надолго дезадаптирует. Склонны к азартным играм. Обычными чертами являются вязкость, тугоподвижность, тяжеловестность, инертность. Мелочность, скрупулезность, дотошное соблюдение правил, педантизм могут рассматриваться как способ компенсации собственной инертности.

9. Истероидный тип. Главная черта этого типа – эгоцентризм, жажда постоянного вниминия к собственной персоне. У подростков данного типа нередко выражена склонность к театральности, позерству, рисовке. Такие дети с большим трудом выносят, когда в их присутствии кто-то хвалит их товарища, когда другим уделяют больше внимания, чем им самим. Для них насущной потребностью становиться стремление привлечь к себе внимание окружающих, выслушивать в свой адрес восторги и похвалы. Истероидная акцентуация часто сочетается с психическим инфантилизмом – детской реакцией на утрату или уменьшение внимания со стороны близких. Такие подростки обладают хорошей интуицией. Вожаками они становятся лишь на короткое время, так как пасуют перед трудностями, друзей легко предают, лишенные восхищенных взглядов, сразу теряют весь задор. Неудачи в кругу сверстников истероиды склонны вымещать на своих родителях. Избалованные с детства, к удивлению своих родителей, они платят им холодностью, а то и озлобленностью.

10. Неустойчивый тип. Рано появляется повышенная тяга к удовольствияи, развлечениям, праздности, безделью. Убегают с уроков в кино или просто погулять по улице. Охотно подчиняются и подражают тем, чье поведение сулит наслаждение, веселье и смену легких впечатлений. Готовы все дни проводить в уличных компаниях. Глубокой любви к близким никогда не испытывают. К семейным проблемам и бедам относятся равнодушно. Неспособны сами занять себя, плохо переносят одиночество, в компаниях прежде всего ищут развлечений. Трусость и недостаточная инициативность приводят к тому, что неустойчивые подростки становятся послушным орудием асоциальных групп.

11. Комформный тип. Главная черта этого типа – постоянная и чрезмерная приспособляемость к своему непосредственному окружению. Жизненное правило – думать “как все”, поступать “как все”. От окружающих стараются ни в чем не отставать, но не любят выделяться, забегать вперед. Стреляться всегда соответствовать своему окружению, совершенно не могут ему противостоять. В хорошем коллективе становятся неплохими людьми, исполнительными работниками. В плохой компании усваивают их обычаи и привычки, манеры и поведение. Это тип приспособленца, который ради своих собственных интересов готов предать товарища, покинуть его в трудную минуту, но, чтобы он не совершил, он всегда найдет оправдание своему поступку, причем, нередко даже не одно. Новое не любят, потому что не могут к нему быстро приспособиться. Слабое место в комформном характере – непереносимость резких перемен. Ломка жизненного стереотипа, лишение привычного общества могут послужить причиной реактивных состояний.

12. Смешанные типы. На смешанные типы падает половина случаев явных акцентуаций. Черты одних типов сочетаются друг с другом довольно часто, а других – практически никогда. Существует два рода сочетаний, различных по природе: типы промежуточные и типы амальгамные. Промежуточные типы представляют сочетания, например, лабильного с астеноневротическим и сенситивным; астеноневротического с сенситивным; выделяют лабильно-циклоидный, комформно-гипертимный типы. Амальгамные типы – это тоже смешанные типы, но иного рода. Они формируются как следствие напластования на черты одного типа черт другого в силу неправильного воспитания или иных хронически действующих психогенных факторов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1088; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.