КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Характер как стержень душевной жизни
Понятие о характере. Структура характера. Взаимосвязь характера и темперамента. Механизмы формирования характера. Типологии характеров. Акцентуация характера. Понятие о характере
Развитие человека заключается в том, что в процессе жизни он изменяется, оставаясь, тем не менее, и в измененном виде самим собой. Если человек по внешности на первый взгляд “неузнаваемо” изменяется, то он не перестает оставаться самим собой и для себя и для других. Когда мы говорим, что данный человек решителен, честен или безынициативен, то не исключая возможности перемены с изменением условий свойств человека в смысле появления нерешительности, нечестности или инициативности, на известный период, приписываем данному человеку устойчивость указанных качеств. Об устойчивости и неустойчивости свойств человека мы узнаем только на основе процессов его деятельности и поведения. Более того, эти потенциальные свойства формируются в процессе деятельности. Таким образом, характер – это каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности. Все черты характера – это черты личности, но не все черты личности – черты характера. Характер – индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливающие типичные для него способы поведения.
Структура характера.
Как писал С.Л.Рубинштейн, “знать характер человека – это знать те существенные для него черты, из которых вытекает, которыми определяется весь образ его действий. Черты характера – это те существенные свойства человека, из которых с определенной логикой и внутренней последовательностью вытекает одна линия поведения, одни поступки и которыми исключаются как не совместимые с ними, им противоречащие другие”. К характеру, однако, относятся не все относительно устойчивые свойства, которые выделяются и закрепляются в человеке. В него включаются только те свойства, которые выражают отношение человека к основным сторонам жизни и деятельности. Наличие у человека характера предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни, чего-то, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий, задачи, которые он себе ставит. Структуру характера составляет совокупность существенных, устойчивых черт характера. Все эти черты подразделяются на несколько крупных групп, блоков, которые тесно связаны между собой, влияют друг на друга и отражают отношения человека к разным сторонам жизни. Ведущую роль в структуре характера составляют: 1.черты, отражающие отношение человека к другим людям и проявляющиеся в определенных способах действия (вежливость, доброта, отзывчивость, внимательность, общительность, откровенность, гуманность и др.) 2.черты, отражающие отношение к самому себе (высокомерие-скромность, самоуверенность-достоинство, самообладание-несдержанность, самолюбие, гордость, обидчивость, хвастливость, эгоистичность и др.) 3.черты, отражающие отношение человека к вещам, продуктам деятельности (аккуратность-небрежность, практичность-непрактичность, добросовестность-халатность, расчетливость-щедрость-скупость и др); 4.черты, отражающие отношение человека к деятельности, к труду (активность-пассивность, ответственность-безответственность, деловитость, предприимчивость, трудолюбие и др.). Взаимосвязь характера и темперамента.
Характер человека - это своеобразный сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами. В этом обнаруживается связь характера и темперамента. Правдивыми, добрыми, тактичными или, наоборот, лживыми, злыми, грубыми бывают люди с любым типом темперамента. Однако при определенном темпераменте одни черты приобретаются легче, другие – труднее. Например, организованность, дисциплинированность легче выработать флегматику, чем холерику; доброту, отзывчивость – меланхолику. Быть хорошим организатором, общительным человеком проще холерику и сангвинику. Однако нельзя оправдывать дефекты своего характера врожденными свойствами, темпераментом. Добрым, выдержанным, отзывчивым можно быть при любом темпераменте. В психологической науке существуют четыре различных взглядов на взаимоотношения характера и темперамента: · Отождествление характера и темперамента (Э.Кречмер,А.Ружицкий); · Противопоставление характера и темперамента, подчеркивание антагонизма между ними (П.Викторов, В.Вирениус); · Признание темперамента элементом характера, его ядром, неизменной частью (С.Л.Рубинштейн, С.Городецкий); · Признание темперамента природной основой характера (Л.С.Выготский, Б.Г.Ананьев).
Механизмы формирования характера.
Некоторые черты характера обнаруживаются у ребенка уже в раннем детстве, т.е. характер закладывается у человека уже в этом возрасте. Сензитивным периодом жизни для становления характера считают возраст от 2-3 до 9-10 лет, когда дети много и активно общаются со взрослыми людьми и со сверстниками. При помощи прямого научения через подражание и эмоциональные подкрепления ребенок усваивает формы поведения взрослых. Стиль общения взрослых друг с другом, с самим ребенком чрезвычайно важно для формирования характера ребенка. Некоторые психологи считают, что уже в первые месяцы жизни ребенка закладываются такие черты характера как доброта, общительность, отзывчивость, эгоистичность, черствость, безразличие к людям и т.д. В играх и доступной детям дошкольного возраста трудовой деятельности формируются трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность и другие качества. В начальных классах школы оформляются черты характера, проявляющиеся в отношении с другими людьми. В подростковом возрасте активно развиваются волевые черты характера, а ранняя юность закладывает базовые нравственные, мировоззренческие его основы. Р.С.Немов считает, что к окончанию школы характер человека можно считать в основном сложившимся, и то, что с ним происходит в дальнейшем, почти никогда не делает характер человека неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годы. Между тем, несмотря на устойчивость, тип характера обладает определенной пластичностью. Под влиянием жизненных обстоятельств воспитания, требований общества тип характера изменяется и развивается. Педагог, последовательно проходя этапы профессионального роста: студент на педагогической практике, учитель – молодой специалист, опытный педагог, со временем теряет какие-то черты характера и приобретает новые, свойственные следующей возрастной группе. Однако, как устойчивое, целостное образование, характер человека формируется не отдельными поступками и действиями, а всем образом жизни человека. Формирование черт характера не может быть оторвано от формирования мотивов поведения. Мотивы поведения, реализуясь и закрепляясь в действии, фиксируются в характере. С.Л.Рубинштейн считал, что каждый действенный мотив, который приобретает устойчивость – это в потенции будущая черта характера в ее генезисе. В мотивах черты характера выступают еще в виде тенденций, затем приобретают устойчивые свойства. Поэтому, путь к формированию черты характера лежит через формирование надлежащих мотивов поведения.Психологический механизм формирования характера точно схвачен в русской пословице:”Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу”.
Типологии характеров.
Первая по времени попытка классификации характеров принадлежит Платону, который создал типологию характеров основанную на этических принципах. После Платона в древнегреческой литературе проблемой характеров занимался ученик Аристотеля Теофраст. Его классификация типов многие годы считалась образцом типологии характеров. Первая попытка классификации характеров с научной целью была предпринята создателем френологии Галлем. Именно первая половина ХIХ века считается началом возникновения науки о характерах. В типологии Галля перечисляется 27 элементарных способностей, из которых слагается человеческий характер (привязанность, дружба, наклонность к борьбе и самозащите и др.). Несмотря на критику этой теории, некоторые из перечисленных “способностей” получили через 100 лет не только теоретическое, но и эмпирическое подтверждение в работах великих психологов. В начале ХХ в. А.Ф.Лазурский пишет: “Ближайшей целью систематического изучения индивидуальных характеров является составление естественной и общепринятой классификации”.Однако еще до А.Ф.Лазурского в России была создана типология детских характеров, которая описана в книге П.Лесгафта “Семейное воспитание ребенка и его значение”. В современной психологии попытки построения типологий характеров предпринимались представителями различных психологических школ: Э.Фромм, А.Лоуэн, К.Леонгард, А.Е.Личко, П.Б.Ганнушкин и др. Акцентуация характера.
Одна из наиболее полных современных типологий характера принадлежит отечественному психиатру А.Е.Личко. Эта классификация построена на основе наблюдения за подростками. Важное место в ней занимает понятие “акцентуация характера”. Акцентуация характера, по А.Е.Личко, – это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в поведении человека, граничащие с патологией. Такие акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте, но отдельные черты могут проявиться уже и в раннем возрасте. Как правило, при правильной воспитательной работе акцентуации характера со временем сглаживаются, компенсируются. Но при сложных, патогенных ситуациях, длительно воздействующих на “слабое звено” характера, акцентуации могут стать не только почвой для острых аффективных реакций, но и явиться условием развития психопатии. Близкой к классификации А.Е.Личко является классификация, предложенная немецким ученым К.Леонгардом. Эта классификация основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми и характеризует следующие типы характеров. В целом не может быть абсолютной или универсальной классификации характера, деления их на типы. Такие классификации вводятся, как правило, для того, чтобы, в соответствии с задачей разделить людей на группы по преобладающим качест ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПА АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА (по К.Леонгарду)
КЛАССИФИКАЦИЯ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРОВ ПОДРОСТКОВ (по А.Е.Личко) 1. Гипертимный тип. Подростки, относящиеся к этому типу, с детства отличаются большой шумливостью, склонностью к озорству. В происходящие вокруг события они всегда вносят много шума, любят неспокойные компании сверстников. При хороших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточную дисциплинированность, учатся неровно. Настроение у них всегда хорошее, приподнятое. Со взрослыми – родителями и педагогами – у них нередко возникают конфликты. Такие подростки имеют много разнообразных увлечений, но эти увлечения, как правило, поверхностны и быстро проходят. Подростки гипертимного типа зачастую переоценивают свои способности, бывают слишком самоуверенными, стремяться показать себя, прихвастнуть, произвести на окружающих впечатление. Плохо переносят жесткую дисциплину. Всегда тянутся к компании, стремятся к лидерству. Отходчивы, быстро мирятся после ссор. “Слабым местом” гипертимного типа является непереносимость однообразной обстановки, а также монотонность труда. 2. Циклоидный тип. Характеризуется повышенной раздражительностью, склонностью к апатии. Подростки данного типа предпочитают находиться одни дома, вместо того, чтобы где-то бывать со сверстниками. Они тяжело переживают даже незначительные неприятности, на замечания реагируют крайне раздражительно. Настроение у них периодически меняется от приподнятого до крайне подавленного (отсюда название данного типа) с периодами примерно две-три недели. 3. Лабильный тип. Этот тип крайне изменчив в настроении, причем оно зачастую непредсказуемо. Поводы для неожиданного изменения настроения могут оказаться самыми ничтожными, например, кем-то случайно оброненное слово, чей-то неприветливый взгляд. Все они “способны погрузиться в уныние и мрачное расположение духа при отсутствии каких-либо серьезных неприятностей и неудач”(А.Е.Личко).Поведение этих подростков во многом зависит от сиюминутного настроения. Настоящее и будущее соответственно настроению может расцвечиваться то радужными, то мрачными красками. Такие подростки, находясь в подавленном настроении, крайне нуждаются в помощи и поддержке со стороны тех, кто может поправить их настроение, способны отвлечь, приободрить и развлечь. Они хорошо чувствуют и понимают отношение к ним окружающих людей. 4. Астеноневротический тип. Этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при выполнении трудной умственной работы. Раздражительность ведет к внезапным аффективным вспышкам, легко сменяется раскаянием и слезами. Такие подростки внимательно прислушиваются к малейшим телесным ощущениям, охотно лечатся. К сверстникам тянуться, ищут компанию, но быстро от нее устают и предпочитают одиночество или общение с одним близким другом. Психологической защитой в трудной ситуации становится стремление оградить себя от физической и психической нагрузки. 5. Сенситивный тип. Для этого типа характерны две главные черты: чрезмерная впечатлительность и чувство собственной неполноценности. В себе видят много недостатков, особенно в области морально-этических и волевых качествах. Рано формируются чувство долга, ответственность, чрезмерные моральные требования к себе и окружающим. Разборчивы в выборе приятелей и дружбе. Близкого друга предпочитают шумной компании, охотно уступают ему лидерство. Свою робость и застенчивость стремятся преодолеть активной общественной работой. Самооценка отличается высоким уровнем объективности. Не любят лгать и претворяться. Ударом по слабому обычно служит ситуация недоброжелательного внимания окружающих, насмешки или подозрения в неблаговидных поступках. 6. Психастенический тип. Такие подростки характеризуются ускоренным и ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей. Самоуверенность у них обычно сочетается с нерешительностью. Психологической защитой от постоянной тревоги за будущее становятся приметы и ритуалы, а также педантизм и формализм,, стремление все заранее предусмотреть. Реакция гиперкомпенсации в отношении своей нерешительности может проявиться в неожиданных, самоуверенных высказываниях, утрированной решимости и скоропалительности действий в моменты, когда как раз требуется осмотрительность и осторожность. Самооценка, несмотря на склонность к самоанализу, далеко не всегда отличается правильностью и полнотой. 7. Шизоидный тип. Наиболее существенная черта этого типа – замкнутость и недостаток интуиции в общении. Трудно устанавливают неформальные эмоциональные отношения со сверстниками; эта неспособность нередко тяжело переживается. Быстрая истощаемость в контакте побуждает к еще большему уходу в себя. Они нередко демонстрируют внешнее безразличие к окружающим людям, отсутствие интереса к ним, плохо понимают состояние других людей, их переживания, не умеют сочувствовать. Внутренний мир почти всегда закрыт от других и заполнен фантазиями, которые предназначаются только для самих себя и служат утешением честолюбия. Увлечения отличаются силой и постоянством. Слабым звеном является необходимость быстро и легко вступать в неформальные контакты с окружающими. 8. Эпилептоидный тип. Главной чертой эпилептоидного типа является склонность к периодам злобно-тоскливого настроения с накипающим раздражением и поиском объекта, на кого можно сорвать зло. Такие дети, пишет А.Е.Личко, любят мучить животных, дразнить младших, издеваться над беспомощными. В детских компаниях они ведут себя как диктаторы. Их типичные черты – жестокость, властность, себялюбие. Власть над другими может оказаться ударом по его слабому звену. Упоенный ею он теряет контроль над собой, настолько подавляет и угнетает попавших к нему в зависимость, что против него зреет бунт, который лишает его былых преимуществ и надолго дезадаптирует. Склонны к азартным играм. Обычными чертами являются вязкость, тугоподвижность, тяжеловестность, инертность. Мелочность, скрупулезность, дотошное соблюдение правил, педантизм могут рассматриваться как способ компенсации собственной инертности. 9. Истероидный тип. Главная черта этого типа – эгоцентризм, жажда постоянного вниминия к собственной персоне. У подростков данного типа нередко выражена склонность к театральности, позерству, рисовке. Такие дети с большим трудом выносят, когда в их присутствии кто-то хвалит их товарища, когда другим уделяют больше внимания, чем им самим. Для них насущной потребностью становиться стремление привлечь к себе внимание окружающих, выслушивать в свой адрес восторги и похвалы. Истероидная акцентуация часто сочетается с психическим инфантилизмом – детской реакцией на утрату или уменьшение внимания со стороны близких. Такие подростки обладают хорошей интуицией. Вожаками они становятся лишь на короткое время, так как пасуют перед трудностями, друзей легко предают, лишенные восхищенных взглядов, сразу теряют весь задор. Неудачи в кругу сверстников истероиды склонны вымещать на своих родителях. Избалованные с детства, к удивлению своих родителей, они платят им холодностью, а то и озлобленностью. 10. Неустойчивый тип. Рано появляется повышенная тяга к удовольствияи, развлечениям, праздности, безделью. Убегают с уроков в кино или просто погулять по улице. Охотно подчиняются и подражают тем, чье поведение сулит наслаждение, веселье и смену легких впечатлений. Готовы все дни проводить в уличных компаниях. Глубокой любви к близким никогда не испытывают. К семейным проблемам и бедам относятся равнодушно. Неспособны сами занять себя, плохо переносят одиночество, в компаниях прежде всего ищут развлечений. Трусость и недостаточная инициативность приводят к тому, что неустойчивые подростки становятся послушным орудием асоциальных групп. 11. Комформный тип. Главная черта этого типа – постоянная и чрезмерная приспособляемость к своему непосредственному окружению. Жизненное правило – думать “как все”, поступать “как все”. От окружающих стараются ни в чем не отставать, но не любят выделяться, забегать вперед. Стреляться всегда соответствовать своему окружению, совершенно не могут ему противостоять. В хорошем коллективе становятся неплохими людьми, исполнительными работниками. В плохой компании усваивают их обычаи и привычки, манеры и поведение. Это тип приспособленца, который ради своих собственных интересов готов предать товарища, покинуть его в трудную минуту, но, чтобы он не совершил, он всегда найдет оправдание своему поступку, причем, нередко даже не одно. Новое не любят, потому что не могут к нему быстро приспособиться. Слабое место в комформном характере – непереносимость резких перемен. Ломка жизненного стереотипа, лишение привычного общества могут послужить причиной реактивных состояний. 12. Смешанные типы. На смешанные типы падает половина случаев явных акцентуаций. Черты одних типов сочетаются друг с другом довольно часто, а других – практически никогда. Существует два рода сочетаний, различных по природе: типы промежуточные и типы амальгамные. Промежуточные типы представляют сочетания, например, лабильного с астеноневротическим и сенситивным; астеноневротического с сенситивным; выделяют лабильно-циклоидный, комформно-гипертимный типы. Амальгамные типы – это тоже смешанные типы, но иного рода. Они формируются как следствие напластования на черты одного типа черт другого в силу неправильного воспитания или иных хронически действующих психогенных факторов.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1088; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |